Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СЧИТАЛКИ 7 страница







Специально для чехарды мы не собирались. А играли, когда охота появится или после купания, когда погреться надо. Уговорим для на-, чала одного из нас, кто покрепче да покоренастее, встать козлом и начинаем по очереди прыгать через него. Кто не сумел перепрыгнуть через козла, или его свалил, или сам упал после прыжка, безоговорочно становится на место козла, а бывший козел идет прыгать. Такое в чехарде правило.
Но более интересную игру мы затевали там, где было побольше простора — на полевой или лесной дороге или на большом лугу между огородами и Волгой. Сейчас этого луга уже нет, его затопило Рыбинское водохранилище, и там, где мы прыгали и резвились, рыбы плавают.
А играли мы так. Разойдемся и встанем чередою один за другим шагов на десять друг от друга. Затем принимаем позу «козлов». Последний разбегается и перепрыгивает всех подряд. Потом сам становится козлом шагов на десять впереди. А следующий с хвоста, как только его перескочили, выпрямляется и смотрит, когда прыгавший встанет козлом. Затем он тоже разбегается, перепрыгивает через всех и становится впереди. Так и пры-гаем, пока не устанем или не допрыгаем до какого-нибудь препятствия или поворота дороги. Ведь с каждым прыгуном вся цепочка на десять шагов перемещается вперед. Поэтому места впереди должно быть никак не меньше, чем на длину цепочки, чтобы все смогли прыгнуть хотя бы по разу. Правило здесь то же: кто не сумел благополучно перепрыгнуть любого из козлов, сменяет его, а козел идет назад и начинает прыгать.
Теперь несколько практических советов.
Прежде чем принять участие в игре с несколькими козлами, научитесь сначала как следует прыгать через одиночного козла.
Желательно, чтобы ребята для игры в чехарду подбирались примерно одинаковые по возрасту, силе и, главное, по росту. В противном случае, высоким будет легко пере-прыгивать через маленьких, а вот низкому через высокого — гораздо труднее. Правда, были у нас ребята и пониже других, но зато такие крепкие и ловкие, что играли наравне с другими. Но лучше, чтобы все были примерно одного роста.

Как я уже говорил, начинать эту игру надо там, где есть побольше места для движения всей цепочки вперед. Но если места впереди немногим больше, чем на длину цепочки, а попрыгать очень хочется, можно поступить таким образом. Как только последний перепрыгнувший заметит, что до препятствия осталось меньше десяти шагов, он кричит: «Поворачивай!» — и все козлы переворачиваются в обратную сторону. А этот самый прыгун тоже поворачивается и, естественно, оказывается последним. А раз так, он разбегается — и пошел перескакивать обратно!
А вот в прошлом веке ребята при недостатке места выходили из положения весьма остроумным способом — козлы становились в круг, и так все по кругу и скакали! Как это сделать?
Встаньте в круг на расстоянии примерно в десять шагов, повернитесь в затылок друг другу и примите позу козла. Затем любой из вас разбегается и начинает прыгать. Вот он перепрыгнул одного, другого, третьего... Тогда первый, через кого перепрыгнули, тоже разбегается и начинает скакать за ним вдогонку, потом скачет следующий и так далее. После этого в круге появится несколько пустых мест от убежавших игроков. Но вот первый прыгун перескочил последнего козла, который в начале игры стоял за ним, а сам опять встал козлом на свое прежнее место. И тут же через него перескочил и встал на место скакавший за ним. Таким образом, все игроки перепрыгивают всех и становятся на свои места.
А когда же наступает черед каждому прыгать снова? А тогда, когда сзади игрока образовалось пустое место. Но если кто-то кого-то не сумел перепрыгнуть, он все равно должен бежать и прыгать дальше, а затем встать на свое место, чтобы не нарушать общего хода игры. Но вернемся к цепочке.
Здесь перед игрой надо вставать строго в линию, чтобы прыгуну не приходилось на бегу вилять то вправо, то влево. И еще — каждый прыгун, перед тем как встать впереди козлом, должен оглянуться и убедиться, что он не уклонился в сторону. Между прочим, стоять долго козлом утомительно. Поэтому можно стоять немного расслабившись, и, только когда услышите сзади топот подбегающего прыгуна, напрягитесь и упритесь покрепче.
Когда вы все уже хорошо научитесь перепрыгивать, то можно будет козлам становиться и поближе друг к другу, шагов на семь-восемь, а то и на шесть. Но это, я вам скажу, будет труднее. Только перепрыгнул через козла, а перед тобою уже следующий... Понадобится более быстрая реакция во время прыганья.
Больше всего мне приходилось играть в чехарду летом, в деревне. Ребят моего возраста на нашем конце было не так уж много, человек семь, а козлов порой набиралось и того меньше. Поэтому долго мы в чехарду не играли, уставали — прыгать каждому часто приходилось. Из этих соображений лучше, когда игроков набирается побольше: не будет так утомительно и игра дольше сможет продолжаться.

Иногда мы играли в чехарду, как в настоящую игру, — с выбыванием тех, кто не смог перепрыгнуть, а равно и того козла, который согнется или повалится под тяжестью прыгуна, помешав ему совершить прыжок. А те, кто сумел по три раза проскакать через всю цепочку без ошибок, считалось, что победили. И проигравшие должны были провезти их «на закукорках» до какого-то недалекого места и обратно. Объясню, кто, может, не знает, что это такое. «Лошадь» стоит чуть согнувшись на двух ногах, а «всадник» прицепляется сзади, держась за шею «лошади», которая руками подхватывает его ноги. Получается вроде бы верхом. Таким вот образом «всадник» и ехал да еще лихо понукал, а то и хворостиной легонько подгонял свою «лошадку». А «лошади» тоже делали вид, что им весело, бежали резво, вприскачку да еще и ржали по-лошадиному!.. Здесь у нас был такой порядок: каждый из выигравших имел право один раз на ком-нибудь по его выбору прокатиться, а каждый проигравший должен был одного прокатить. Но редко когда тех и других бывает поровну. Если проигравших было, например, в два раза меньше, то каждому из них надо было катать уже двоих. А когда выигравших было мало, то они катались от души, пока каждый из проигравших разок кого- нибудь не прокатит. Отличная мальчишечья игра — чехарда!

Оказывается, раньше в чехарду и взрослые играли. В книжке 1844 года издания автор так и пишет о чехарде: «Мы часто видели эту игру в полках; иногда цепь состояла из тридцати до сорока офицеров...» Кстати, и я последний раз играл в чехарду в армии во время войны. Но это было до фронта, когда нас еще обучали. На передовой, понятно, этого уже не было.
И еще я узнал, что на Руси существовало много разновидностей чехарды. О двух, в которые мы играли, я уже рассказал: просто чехарда, когда все прыгают через одного козла, и самая распространенная на Руси «длинная лоза» или «лягушки» — когда много козлов, а последний прыгает через всех. И ведь правда, здесь длинная цепочка козлов чем-то похожа на ветку лозы, а прыгуны на лягушек, бодро скачущих по дорожке. Кстати, в этой игре раньше козлы иногда клали себе на голову какой-либо предмет, например, носовой платок, и какой прыгун собьет его с головы, заменяет этого козла или вообще выбывает из игры.
А была еще и такая, очень древняя чехарда. Вот почитайте-ка:
«Игроки разделяются на две половины... Половина... становится к стене, и один из игроков упирается об стену своею головою; позади его становится другой, в таком же положении, как первый, исключая того, что он держит голову под мышкою перваго, для предохранения ее от ушибу во время игры; за ним становится третий точно так же, а потом и все остальные. Составляющие другую половину, прыгают один за другим на нагнувшихся и садятся верхом, ни за что и ни за кого не держась. Вспрыгнувший последний, ударяет три раза в ладоши и кричит: «Чекарда — ярда!» Если из вспрыгнувших никто не упадет и потом из соскочивших тоже никто не упадет, то продолжают вспрыгивать и соскакивать до тех пор, пока кто не промахнется. Тут много зависит от ловкости вскакивать и соскакивать, а потому первая половина замучивается второю. Кто промахнется из них, тогда теряется игра и первая половина начинает так же ездить на них, как вторая. Эта игра доводится иногда до крайности: от вскакиваний и со-скакиваний насаживают спину и бока, от чего долго не могут разогнуть их».
Позднее подобная игра получила название «Чехарда-езда», «Длинный конь» и даже «Лавка». Между прочим, мне недавно рассказывали, что ребята в одной московской школе играли в похожую игру, называя ее «Слон». Невероятно! До чего же живуча эта древняя чехарда!
Прыжки в чехарде бывают двух видов. Тот прыжок, которым мы прыгали через козла, так и называется «козлиным». А был еще и «бараний» прыжок, более трудный, так как «бараны» при игре становятся поперек. Правда, наклоняются они пониже, но все равно прыгун должен гораздо шире разводить ноги, чтобы не ушибить барана и самому не зацепиться за него. Когда освоите хорошо козлиный прыжок, может, вам захочется и через баранов попрыгать? Техника прыжка та же, только упираться руками надо не в плечи, а в верх согнутой спины.
И еще — поза, в которую становились козлы, иногда была другой. Ногу вперед не выдвигали, а просто расставляли их на одном уровне. И упирались правой рукой в правое колено, а левой — в левое, поэтому туловище наклонялось прямо вперед. Локти не растопыривали. Конечно, так стоять легче, но, мне кажется, не так устойчиво будет при перепрыгивании.
Если задумаете играть в чехарду, советую немного потренироваться в одиночку. Сначала попробуйте постоять козлом, выберите себе удобную и устойчивую позу. Затем, отметив место воображаемого козла, попробуйте разбежаться и проделать прыжки: первый, предварительный, одной ногой, и второй — как будто прыгаете через козла. Этим вы отработаете нужный ритм разбегания и прыжков, научитесь на глаз оценивать дистанцию. При этом может показаться, что ваши прыжки недостаточно высоки и да-леки, но ведь это пока без помощи рук! А потом можете тренироваться в чехарду и вдвоем, уже с перепрыгиванием.
Чехарда развивает силу в ногах и руках, ловкость, чувство равновесия и координацию движений, глазомер, смелость и уверенность в себе. Очень полезная игра!

ЗМЕЙКА

Это веселая и забавная игра, совсем не похожая на все другие игры. Она годится для всех: и для больших, и для маленьких, для мальчиков и для девочек.
Правила здесь очень простые, главное — нужно уметь интересно водить змейку. Да и это нужно только тому, кто водит, а остальные, как прицепятся к змейке, так сразу и научатся.
Играть в змейку можно только на большой и ровной площадке, земляной или песчаной, а еще лучше — на траве. На асфальте старайтесь не играть, так как при падении можно ушибиться. И еще одно условие — чтобы возраст играющих был примерно одинаков. Нельзя в змейку из больших ребят принимать малышей. Малыши могут водить свою змейку.
Теперь о самой игре.
Все становятся друг за другом, и каждый дает одну руку, например правую, переднему, а левую заднему игроку. Но встать надо одинаково, так, чтобы все были лицом в одну сторону. Образуется длинная вереница ребят.
Впереди, в голову змейки, становится кто захочет, но он должен быть из тех, кто посильнее, так как ему придется тащить за собою всю змейку. Держаться за руки надо покрепче. Вожак спрашивает: «Готовы?» — «Готовы!» — отвечают ему. «Ну, держитесь!» — говорит вожак и начинает бежать вперед, сначала тихо, а потом все быстрее, увлекая за собой змейку. На бегу он заворачивает то в одну, то в другую сторону, то бежит зигзагом, в общем, крутит змейку как хочет. Может даже бежать по кругу или резко поворачивать назад. А если вожак крикнет последнему, чтобы тот остановился, а сам подбежит к нему и пойдет от него расширяющимися кругами, то вся змейка завьется клубком, а когда движение дойдет до последнего и он потянется за змейкой — она сама собою раскрутится. Совсем интересно получается, когда вожак, замедлив ход и поворотив назад, нагибается и проходит под руками кого-то из середины змейки, которые для этого должны поднять руки, конечно не расцепляя их. За вожаком в эти ворота пробегает вся змейка, включая и того, кто сам был этими воротами. Но для этого ему придется вывернуться, опять же не разнимая рук с соседями. Вот еще одна любопытная фигура: вожак, двигаясь по большому кругу, начинает по спирали все уменьшать круги. А дойдя до центра, поворачивает назад и идет между витками спирали обратно. Только расстояние между витками он должен делать достаточным, чтобы можно было выйти, никого не задевая. Да мало ли чего еще вы можете напридумывать! Если в голове змейки умелый и изобретательный игрок, то со стороны все это выглядит очень красиво...
Проделывая всякие замысловатые фигуры и переплетения со змейкой, вожак должен не забывать о том, что в конце концов ему же и придется их расплетать. Если он так запутает змейку, что не сможет ее расплести, ему придется уступить место другому игроку, и игра начинается сначала. В этом случае вожака в наказание ставят в самый конец змейки. Со мной однажды такое случилось, когда я попробовал поворачиваться на одном месте. Ну, змейка и закрутилась в сплошную кучу. Смеху потом было, пока не распутались!.. А если вожак просто устанет и сам остановит змейку, его тоже надо сменить.

Так водят змейку младшие ребята, только они не должны бегать быстро. А вот малышам-дошколятам следует вообще ходить шагом, поэтому змейка у них может быть очень длинной, хоть до ста человек.
Когда играют ребята лет десяти и старше, то тут уж правила гораздо сложнее, как для вожака, так и для других участников игры. Здесь даже получается, что вожак играет против змейки, которую сам и водит. Сейчас объясню. Ну, например, в чем заключается конечная цель вожака в игре? А вот в чем. После того как вожак поделает разные фигуры и хорошенько покрутит змейку, замотает игроков, он должен постараться как можно больше ее укоротить. Для этого ему нужно так быстро бегать и так неожиданно менять направления, чтобы где-нибудь в конце змейки игроки не смогли удержаться на по-воротах и отрывались. Если оторвался последний, он выбывает из игры. А если змейка разорвалась в другом месте, то выбывает из игры первый из оторвавшейся части, который не удержался и расцепился. Остальной хвост догоняет змейку и снова прицепляется, а вожак опять продолжает бегать и пытается разорвать змейку.
Часто бывает, что кто-нибудь в змейке упадет на крутом повороте, но не расцепится. Тот, кто бежал перед ним, должен сразу отпустить руку, чтобы упавший не тащился по земле. Разумеется, упавший выбывает из игры. Чтобы такого не случалось, игроки должны быть порезвее и не отставать от вожака. Вожак ведь не паровоз, ему всех тащить трудно. Да и не так велик риск оторваться, если вы не слишком натягиваете руку игрока, бегущего перед вами.
Когда вожак устанет и почувствует, что в змейке остались крепкие игроки и расцепить их ему не удастся, он останавливается и заканчивает игру. А новым вожаком становится кто-нибудь из оставшихся в змейке игроков. К нему прицепляются все остальные, и игра начинается снова.
Цель других игроков прямо противоположна цели вожака и состоит в том, чтобы удержаться в змейке до конца игры.
Самое безопасное место змейки — это в ее голове, поближе к вожаку, потому что отрывается обычно хвост. Но если в конце змейки стоит сильный игрок, который крепко держится, то он может и не оторваться. Тогда змейка будет разрываться в других местах, игроки будут выбывать из игры, а последний будет все приближаться к вожаку и сможет даже доиграть до конца.
И последнее замечание. Когда желающих побегать и повеселиться наберется слишком много, ну, например, больше двадцати человек, то вожаку придется чересчур долго водить, чтобы укоротить змейку хотя бы наполовину. Ведь для этого ему надо не меньше десяти раз ухитриться разорвать змейку. Тут никаких сил не хватит!
В этом случае советую заранее обговорить условие, что из игры каждый раз выбывает весь оторвавшийся хвост. Это бывает еще веселее.
Кстати говоря, в прошлом веке на Севере России эта игра называлась по-другому: «Растеряхи». Не правда ли, очень меткое название?
Попробуйте, ребята, поиграть в эту игру, уверен, что вам очень понравится.
Между прочим, взрослым дядям и тетям, которые прочитают эту книжку, могу сказать, что им тоже не запрещается играть в змейку. Так же, как и в другие, посильные для них игры. Ведь «...отличительный характер всех русских игр и игрищ тот, что в них главным образом проглядывает исконная любовь русского человека к веселью и движениям, к удальству, молодечеству...». Не думаю, чтобы эти слова, написанные Е. А. Покровским в 1895 году, потеряли свое значение. Не может этого быть!
Так не возродить ли эти игры и для взрослых, юных душой? А для начала, где-нибудь на отдыхе, поиграть хотя бы в «Каравай»?

ЛАПТА

Книжка моя подходит к концу. Почти все, что хотел рассказать о старинных русских народных играх, я уже рассказал.
И вот осталась одна, но зато самая знаменитая, самая любимая игра русского народа — лапта.
Эта игра была верным другом не только ребят моего поколения, но и многих, уходящих в глубь веков, поколений наших предков. Ведь в лапту на Руси играли еще во времена Ивана Грозного, а может быть, и раньше.
Долгие века лапта жила на нашей земле, принося радостный, увлекательнейший отдых и детям и взрослым. И не только отдых.
Лапта, как никакая другая игра, воспитывала отчаянную смелость, презрение к опасности, способность к самопожертвованию во имя победы, порою какую-то дьявольскую хитрость и всегда — бесшабашную удаль! Я думаю, что именно лапта в высшей степени соответствовала характеру россиян, самой русской душе.
Но нынешнее время, с его стремительным темпом, телевизорами, кино, многообразными развлечениями, сумело потеснить лапту, как и многие другие игры, из нашей жизни.
А зря. И мне бы очень хотелось доказать вам это.
Но, как говорится, ближе к делу.
Что же это за игра такая — лапта? Мало кто из ребят сейчас знает что-то о самой игре, хотя название ее наверняка слышали. Поэтому, думается, для начала следует рассказать вам совсем кратко о сути игры, чтобы потом было понятнее, когда я начну описывать все подробности.
Для игры в лапту нужно совсем немного: мячик и «лапта», то есть палка, которой бьют по мячу. Игра происходит на ровной площадке, по краям которой обозначены линии «города» и «кона». Ребята делятся на две равные партии.
«Играющая» партия забирает лапту и отправляется в город, чтобы бить по мячу и бегать из города на кон и обратно. А игроки «служащей» партии становятся в поле, чтобы подбирать пробитые мячи и пятнать мячом перебегающих игроков города, причем один из них — «подавальщик» — остается в городе для того, чтобы подкидывать под удары мяч. Игроки города по очереди берут лапту и бьют по мячу, стараясь отбить его как можно дальше в поле. После удара каждый игрок обязательно должен сбегать на кон и вернуться обратно, ибо только после этого он приобретает право снова бить по мячу.
А игроки поля стараются поймать мяч на лету или, если это не удалось, побыстрее поднять мячик с земли и попасть им в кого-нибудь из перебегающих игроков города.
Когда сумеют сделать то или другое, партии меняются местами.
Цель игры — борьба за город. Партия города старается как можно дольше продержаться в городе, а служащая партия — как можно скорее его самой захватить.
Побеждает та партия, которая большее время играла в городе.
А кончается игра тогда, когда все устанут.
Если вы сразу не все себе уяснили, перечитайте это краткое описание игры еще раз, потому что дальше я уже начну вам постепенно объяснять многочисленные правила и всякие тонкости игры в лапту.
Теперь немного истории. Откуда пошло такое название игры — лапта?
Оно происходит от палки, которой бьют по мячу. Дело в том, что в старину она делалась с одного края немного расширенной и плоской, отдаленно похожей на лопатку. Поэтому и называлась лаптой.
Так, по крайней мере, хотя и предположительно, толкуется это название в старинных книжках.
Почитайте, как объясняется это слово в «Толковом словаре живого великорусского языка», который составил один из друзей Пушкина, писатель Владимир Даль: «Лапта — лопасть, плосковатая вещь, к одному концу пошире; палка, весёлко, которым бьют мяч, и сама игра эта».
А мячик, как предполагают, зародился на Руси от снежка. Но ведь летом снегу не бывает, а покидаться охота. Вот и додумались ребята делать шерстяные да тряпочные мячи. Потом появились и более крепкие мячики, специально для игры в лапту. Они сшивались из кожи и набивались шерстью или конским волосом, потому что резины тогда еще не знали. Такие мячи даже продавались на базарах и стоили не слишком дешево. Поэтому в деревнях ребята чаще всего играли в лапту мячиками попроще, самодельными, например тряпичными. Несколько лучшими были мячики, скатанные из шерсти, которую при-пасали еще с весны, когда линяла всякая домашняя скотина. Но никакой кожей их, конечно, не обшивали. Поэтому такие мячи были недолговечными, через несколько игр от непрестанных ударов лаптой мячик размочаливался. Но мячи по весне катали многие ребята, и всегда находилось чем играть. Кстати говоря, подобными мячами играли кое-где в лапту даже в первые годы после Отечественной войны.

Как кожаные, так и другие самодельные мячи не могли иметь очень уж правильной формы, и, чтобы метко послать его в поле, лучше было ударять плоской лаптой. Кроме того, плоской широкой лаптой вообще было легче попасть по мячу, и тут не имело значения, каким местом лапты попадешь.
Первые каучуковые, надутые воздухом мячики стали делать еще в первой половине прошлого века. Правда, они были слишком легкими, поэтому для лапты не годились. И только к концу века, когда появились настоящие резиновые, фабричного изготовления разнообразные мячи, кожаными перестали играть. В прошлом же веке постепенно стала исчезать и плоская лапта, уступив место круглой, хотя название ее, как мы видим, сохра-нилось до сих пор. К этому нужно добавить, что круглой лаптой мячик можно послать дальше, чем плоской, так как меньше ее сопротивление воздуху при ударе и сам удар получается сильнее. Но для этого удар должен быть уже более точным, ведь надо попасть круглой лаптой по центру мячика.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.