Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СЧИТАЛКИ 5 страница






В высокой траве спрятаться легко, но попробуй поднять голову — и сразу себя обнаружишь. Поэтому советую вам заранее припасти веревочку, связанную в кольцо, чуть больше размера головы. В нужный момент наденьте ее на лоб и со всех сторон подпихните под веревочку пучки травы так, чтобы трава торчала концами вверх и вниз, закрывая волосы, а главное — лицо (только цветочками не украшайтесь!). Эта уловка позволит вам не опускать голову, а спокойно наблюдать за окружающей обстановкой. Разглядеть вас среди травы очень трудно. Если, конечно, вы не будете поминутно вертеть головой. И еще — прячась за большим пнем, камнем или кустиком, никогда не высовывайтесь сверху, а выглядывайте сбоку.
Во-вторых. Когда приближался казак, я не спускал с него глаз. И на всякий случай был наготове, чтобы удрать. Хорошо, если он проходил мимо, не заметив меня. Но если я видел, что он меня обнаружил, то, не медля ни секунды, вскакивал и убегал. Чем больше будет расстояние в начале погони, тем труднее ему нагнать. Причем бежал не куда попало, а в заранее намеченном направлении — туда, где легче укрыться. Бывало, что казак припустится в погоню, потом поймет, что не догнать, и отстанет. А вы снова прячьтесь, только уползайте подальше от того места, где он вас видел. Ползать всегда надо по-пластунски — прижимаясь животом к земле.
Теперь расскажу, как действовать разбойникам, когда их товарища ведут в темницу. Мы, например, если позволяла, местность, устраивали засаду на их пути к темнице. А потом старались незаметно показаться оттуда плененному товарищу. И вот что было дальше. Пленный разбойник, проходя со своим конвоиром мимо этого места, отвлекал внимание казака каким-нибудь дурацким вопросом. Ну, к примеру, показывал пальцем совсем в другую сторону и спрашивал: «Чего это ваш Васька без кепки, он что, в разбойники подался?» Пока казак вглядывался, стараясь разглядеть Ваську, разбойник из засады подкрадывался к нему, пятнал и вместе с пленным удирал от опешившего казака!
А если твоего дружка казак ведет по открытому месту, то приходится рисковать. Вы знаете, как с давних времен ведется на Руси, — сам погибай, а товарища выручай! Но чтобы и самому, если повезет, уцелеть при этом, можно попытаться запятнать казака на бегу. То есть, пробегая мимо, дотянуться до него рукой, чтобы он не успел тебя перепятнать.
Так как казак, заметив издалека разбойника-освободителя, обычно успевает позвать на помощь, будьте очень внимательны, чтобы вас не запятнал кто-то другой из казаков. Тем более что на подмогу могут примчаться сразу несколько и с разных сторон. Им ведь легче поймать обнаружившего себя разбойника. Вообще отбить пленного — всегда опасно и рискованно. На это решаются самые ловкие и смелые ребята. Но совсем хорошо, если смелость у вас будет сочетаться с осторожностью и хитростью. Одно другому не помеха.
Освобождать товарища из темницы можно по-разному. Если около темницы растет высокая трава или есть кусты, то можно попробовать незаметно, ползком подобраться поближе и, быстро выскочив, освободить пленного. Но опытные казаки обычно устраивают темницу на открытом месте. Кстати, в новой игре казакам возбраняется переменить место темницы, если прежнее им не нравится.
И сами пленные могут помочь своему освобождению — ну, хотя бы протянув товарищу руку для запятнания, не заступая, конечно, за черту темницы. А мы еще и так иногда делали: сговоримся да и затеем понарошку какую-нибудь свару, отвлекая внимание сторожевых казаков; а кого-то в это время под шумок освобождают. Из этого понятно, что приступать к выручке товарищей разбойникам лучше, когда в темнице набралось уже несколько пленников.
Еще совет: по мере того как казаки в своих поисках будут уходить все дальше и дальше, разбойникам, наоборот, следует скрытно подбираться к темнице. А потом, сговорившись, большими силами атаковать ее. Тогда освобождение удается довольно легко. Можно и каким- либо другим способом выручать товарищей, тут полный простор для вашего воображения и смекалки!
Игра эта долгая, особенно когда участвуют много ребят. Наловят казаки разбойников, а их опять освобождают! Иногда из-за позднего времени приходилось расходиться, так и не доиграв. В этом случае казаки считаются проигравшими. Зато, если вы соберетесь завтра, они безо всякого жребия играют за разбойников и могут отыграться. А доигрывать эту игру на следующий день не стоит. Ибо придется пойманным опять садиться в темницу, а непойманным прятаться. Да и собраться в том же составе не всегда удается. Проще начать игру заново.
Недавно я поинтересовался у ребят, как они сейчас играют в казаков-разбойников. Оказалось, что очень упрощенно и совсем не похоже на знакомых мне с детства казаков-разбойников: без темницы, никто никого не освобождал, а запятнанный разбойник выходил из игры. В общем, название то же, а игра совсем другая, не такая интересная.
Поэтому от души надеюсь, что это описание настоящих, старинных казаков-разбойников поможет вам возродить эту увлекательную русскую игру!

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ

Еще одна игра, название которой давно вошло в поговорку. Например, когда двое разговаривают по секрету, а кто-то подходит и мешает, ему частенько говорят: «Третий лишний!» При этом никто и не вспоминает, что эти слова — название старинной русской игры.
Это одна из самых простых, но самых веселых и оживленных игр.
Где можно играть в нее? А где хотите — и во дворе, и в школе, и где-нибудь на полянке, лишь бы место было ровным и достаточно просторным.
Игроков должно быть четное число. Самое меньшее — десять человек, а самое большее — до тридцати и даже сорока человек. Но лучше всего что-нибудь около двадцати. Мальчики и девочки играют вместе. Возраст — от восьми лет, только старайтесь, чтобы он был примерно одинаковым.
Ну, а играют в третий лишний так.
Сначала выберем «третьего лишнего» и «догонялу». Но считаться вам придется только один раз — перед началом игры. Когда последние двое посчитаются между собой, то вышедший и будет третьим лишним, а оставшийся — догонялой.
Затем остальные образуют круг из стоящих попарно, друг за другом, игроков. Получается как бы два круга — внутренний и внешний, причем игроки внешнего круга стоят в затылок к игрокам внутреннего круга на длину вытянутой руки.
Если игроков много, то расстояние между парами по кругу — шага два, а если мало, то, чтобы круг получился пошире, пары могут встать и на три, и даже на четыре шага друг от друга.
Догонялыцик становится внутри круга, а третий лишний остается снаружи.
А теперь рассмотрим ход игры по порядку, с самого начала.
Игра начинается, когда третий лишний, оправдывая свое название, встанет за какой-нибудь парой в виде добавки. А суть игры состоит в том, что догоняла должен догнать и запятнать третьего лишнего. Поэтому он выбегает из середины круга к лишнему, а тот немедля срывается со своего места и несется вокруг круга. Догоняльщик за ним... Но тут вступает в силу главное правило игры: третий лишний может спастись от погони, если забежит между парами в круг и встанет перед какой-нибудь парой. Теперь в этой паре образуется новый третий лишний — это тот, кто стоит сзади и который должен не мешкая убегать от догонялыцика. А когда он почувствует, что вот- вот его запятнают, он тоже имеет право вбежать в круг и встать перед ближайшей парой. Теперь уже здесь получился третий лишний...
Так все продолжается и дальше. То и дело в какой-то паре стоявший первым игрок становится вторым, второй — третьим, а убегавший — первым. Только догоняльщик один бегает за всеми подряд...
А что будет, если догоняла все- таки догонит и запятнает третьего лишнего? Тут их роли тотчас переменяются — лишний сам становится догонялыциком, а прежний догоняла должен спасаться от него и побыстрее встать перед какой-либо парой. А если не успеет и его перепятнают — опять гоняйся...
Игра эта очень живая и держит в напряжении всех игроков. Это и понятно, потому что каждую секунду любой из вас может оказаться в роли лишнего или догонялы.

Какого-то определенного конца у этой игры нет, так же, как нет ни выигравших, ни проигравших. Поэтому играть в третий лишний можно долго. Тем более что при необходимости в любой момент всякая пара может как выйти из игры, так и вступить вновь. Когда включиться в игру хочет кто-то один, то он спрашивает, кого ему заменить. Но если таких не нашлось, то приходится ждать, когда подойдет еще кто-то, с кем он может составить пару.
Но это не все. Существуют еще несколько правил игры в третий лишний. Вот они.
Никому нельзя бегать внутри круга. Если третий лишний между парами забежал в круг, то он должен тотчас же встать к правой или левой паре. А догонялыцику даже нельзя забегать в промежутки между парами.
Догоняла может пятнать нового третьего лишнего, даже если тот еще не успел сдвинуться с места. Только нельзя пятнать раньше времени, до того момента, пока убегавший не встанет окончательно перед какой-либо парой. Но вот это правило в азарте игры довольно часто нарушается нетерпеливыми игроками. Поэтому тем, кто встал перед парой, надо в тот же миг крикнуть: «Лишний!», давая этим право лишнему убегать, а догонялыцику — пятнать его.
Третьему лишнему дозволяется обегать круг не больше двух-трех раз, а потом он должен обязательно найти себе место впереди пары. Но это правило имеет значение только для любителей побегать, обычно третий лишний не рискует и старается побыстрее избавиться от преследования.
Обоим бегунам нельзя задевать, а тем более толкать или сшибать стоящих в круге игроков. А третий лишний не должен убегать далеко от круга.
Теперь такой вопрос: в какую сторону бегать? А в любую! Смотря по обстоятельствам. Например, когда догонялыцик запятнал лишнего, то ему волей-неволей приходится поворачивать и бежать от нового догонялы обратно.
Здесь я вам одну шуточную «хитрость» поведаю. Специально для догонял. Игроки, оказавшись в роли третьего лишнего и видя, что догоняла подбегает к ним, например, слева, бросаются бежать от него вправо. А некоторые в панике даже не оглядываются. Так вот, как только тот сорвался с места, догоняла поворачивает и бежит ему навстречу, скрываясь за стоящими парами. Если круг небольшой, то пока тот заметит подвох, да пока затормозит, да повернет обратно... А не получится, так хоть смешно будет!
Ну вот и все об игре и ее правилах.


Вы, наверное, уже поняли, что труднее всего в этой игре приходится догонялыцику. Другой раз все третьи лишние попадаются такие шустрые, что никак не удается никого догнать. Вот вроде уже совсем настиг, а тот вывернулся, как уж, и забежал внутрь круга. Опять беги за новым... Иногда так загоняют бедного догонялу, что хоть плачь!
Но стоит вам поиграть несколько раз, приобрести опыт и сноровку, и вам уже будет не так трудно. Так что быть догонялыциком очень полезно — быстрее научитесь бегать, а это пригодится в любой игре.
Между прочим, в стародавние времена эта игра называлась кое- где еще и «засечки». Там догоняла бегал с хворостиной и старался несильно хлестнуть («засечь») ею лишнего. Понятно, что длинным прутом достать убегающего легче, наверное, потому в «засечки» играли уже большие парни и девушки. Они ведь не такие быстрые и поворотливые, как ребята! Но было и неудобство в подобной игре: хворостину следовало передавать новому догонялыцику.
Напоследок несколько замечаний.
Если вы оказались третьим лишним, а вам почему-то неохота бегать — устали или просто хочется оставить догонялу с носом, — можете быстро сделать два шага вперед и снова встать перед своей же парой. Только не зевайте и перебегайте вперед с той стороны, где вас не подстерегает догоняла! В этих случаях обычно попадается тот, кто стоял перед вами.

Второе. Чтобы круг не сужался от того, что в парах задние все время убегают, а впереди становятся новые игроки, каждая пара, где это произошло, должна чуть отступить назад.
И третье. Вначале я писал, что для игры в «третий лишний» должно быть не меньше десяти человек и обязательно четное число. А если вас семь или восемь? Или, например, тринадцать? Тогда играйте во «второй лишний». Это та же самая игра, с теми же правилами, только становиться в круг надо не парами, а по одному. Поэтому лишним здесь будет тот, перед кем встали, то есть оказавшийся вторым.
Но если вас собралось больше пятнадцати человек, то лучше все- таки играть в третий лишний, чтобы круг не получился слишком большим.

ЧИЖИК

Начиная с самой весны, как только устанавливалась теплая сухая погода, в нашем дворе начиналась игра в чижика. Да и не только в нашем дворе.
По всем городам и деревням России ребята выходили на улицу, строгали новых чижиков, подбирали биты по руке. А потом собирались кучками и с азартом стучали своими нехитрыми деревяшками. То и дело, оправдывая свое название, в воздух взлетали чижики, а по ним усердно лупили битами. Шум, беготня, веселье!.. Кто-то, бросая чижика в кон, тихонько колдует: «Чур, не отбить, чур, не отбить!» А потом, радуясь, что так и получилось, бежит к кону и кричит сопернику: «Как лежит, так и бить!» Кто-то, поймав чижика на лету, утирает ушибленной рукой слезы и, счастливый от удачи, направляется на кон. Навстречу понуро бредет его соперник — водить. А проигравшие, с чижиком в руке, скачут на одной ножке под смех своих более удачливых соперников. Кому горе, кому радость, но всем интересно!
Игра в чижика очень старинная — мне попалось упоминание, что в XVI веке на Руси уже играли в чижика. А описание я прочитал в книге «Быт русского народа», увидевшей свет еще в 1848 году! Правда, тогда играли попроще, чем в начале нашего века, но суть игры, ее основные правила были те же.
Мы чижика очень любили, думаю, что и вам он тоже понравится.
Помимо своей увлекательности, игра в чижика хороша еще и тем, что в нее могут играть мальчики и девочки любого возраста. К тому же совсем не требуется какого-то опре-деленного числа игроков и можно играть даже вдвоем. Но еще интереснее, когда охотников поиграть наберется побольше, — тогда мы разбивались на две партии.
Часто так и получалось — выйдут во двор двое ребят и начинают играть. Потом, когда подходил еще кто-нибудь, играли втроем, а если собиралось четное число игроков — человек шесть или восемь, — начинали игру партиями.
Все, что нужно для игры в чижика, — это две палки, большая и маленькая. Кстати скажу, что обе их можно выстругать за час.
Сам «чижик» — это небольшая круглая палочка длиной в 13 — 17 см и толщиной около 2, 5 см. Тоньше двух сантиметров чижика старайтесь не делать, так как чем толще чижик, тем лучше он прыгает. Эту палочку нужно заострить сантиметра на три с обеих сторон, но самые кончики должны быть тупыми и закругленными, чтобы, во-первых, они не обламывались при ударах, а во-вторых, чтобы не поцарапать руки при ловле летящего чижа.
Чаще всего мы строгали чижика из отколотого куска доски или полена, не обращая особого внимания на породу дерева. И бывало, что через несколько дней игры чижик приходил в негодность — расщеплялся от беспрерывного битья по нему. Но вот однажды в деревне я выстрогал чижика из березовой палки, и этот чижик служил мне очень долго, пока не потерялся. Поэтому и вам я советую при первой возможности сделать березового чижика. Только не забудьте его ошкурить, то есть снять кору. И вообще чижика следует гладко обстругать, а еще лучше — отшлифовать шкуркой. Если вы увидите, что концы чижика после какой-то игры чересчур разлохматились, то не спешите его выбрасывать, а просто заострите его снова. Ничего, что чижик станет немного короче.
Другая палка называется битой. Длина ее — сантиметров 70 или чуть побольше, а толщина — 2, 5 — 3 см. Палка для биты должна быть прямой. Дерево — любое. Но удоб-нее всего сделать чижика и биту из одной и той же березовой палки. Ошкурьте ее и от более тонкого конца отрежьте кусок для изготовления чижика.
В нашем дворе у многих ребят были чижик и бита.
Еще для игры нужно обозначить кон. Если играем на земле — очертить концом биты, а если на асфальте — нарисовать мелом. Кон — это квадрат со стороной, примерно равной длине биты. Для начинающих можно сделать кон побольше, до одного метра.

Если площадка, где вы собираетесь играть, не очень большая, то кон надо устраивать поближе к одному ее краю, чтобы перед коном было свободное пространство для полета чижа. Поверхность земли на кону должна быть ровной и плотно утоптанной, так как на мягкой земле трудно хорошо ударить по чижу. А на траве вообще в чижика играть нельзя. Во избежание всяких нехороших слов в ваш адрес, не играйте также там, где ходят прохожие или есть близко окна. И те и другие очень чувствительны при соприкосновении с летящим чижиком.
Перед игрой надо определить, кто идет на кон, а кто водит «в поле». Обычно мы «конались» на палке. Один слегка подбрасывает биту вверх, а другой ловит ее одной рукой и держит вертикально. Тогда первый берется за палку выше его руки, потом второй опять перехватывает палку вплотную над рукой товарища, так они поочередно и перебираются до конца палки. Кому последнему досталось схватить хотя бы кусочек палки, тот считается «на кону». Кстати, от этого и пошло само название «конаться».
Но какую часть палки надо захватить верхнему, чтобы это считалось? Ведь другой раз останется меньше сантиметра, а кто-то обхватит этот огрызок мизинцем и кричит: «Я на кону!» Но стоит другому
отпустить.палку, как она и у верхнего вываливается из руки. Мы это дело решали просто и справедливо: верхний должен повернуть кулак с палкой, чтобы она стала в гори-зонтальном положении, и подержать несколько секунд. Если сумеет удержать, идет на кон, а упадет палка — на кон идет тот, кто держал ее ниже полной рукой. Другой же отправляется в поле водить.
И еще об одном надо договориться перед началом игры: до каких пор играть, то есть сколько очков надо набрать первым, чтобы выиграть игру. Когда играют только двое, то можно назначить очков побольше, можно даже пятьдесят или сто, так как каждому часто придется бить по чижу. Но это зависит еще и от того, насколько ловкие игроки, — чем опытнее, тем больше можно назначать очков. А если у кого-то еще не выучены уроки, а поиграть охота, то назначают поменьше, очков двадцать—тридцать, быстренько поиграют и бегут домой учить уроки. Но обычно все-таки мы договаривались выходить во двор после того, как сделаем уроки, чтобы они не висели над душой. Тогда и настроение лучше бывает, об этом знает каждый.
Ну вот, мы и готовы начать игру в чижика. Теперь, ребята, читайте внимательно, потому что я приступаю к описанию самой игры и ее правил. Предположим, что вы играете вдвоем.
Итак, водящий уходит в поле и становится где хочет. Однако сразу хочу предупредить, что близко к кону становиться не следует. Можете не успеть увернуться от сильно пробитого чижика, вот он нечаянно и треснет вам по макушке, а то и в лицо угодит. Поэтому надо внимательно следить за чижиком, как в момент удара, так и во время его полета.
Бьющий кладет чижика посредине кона, одним из концов направляя его в поле, и не очень сильно ударяет битой по этому концу, чтобы чижик подскочил вверх. В этот момент следует сказать «раз!» — первое очко уже есть! Затем вторым ударом надо постараться отбить чижа как можно дальше в поле (говорим «два!» — это мы считаем свои очки, так как за каждый удар битой по чижу насчитывается одно очко, так вслух каждый и считает свои очки до конца игры). Чижик от удара завертелся, полетел и, если удар был хорош, упал далеко в поле. Водящий поднимает его с земли и с этого места бросает, стараясь попасть в кон. Если кон плохо виден издалека, то бьющий по просьбе водящего обязан обозначить центр кона, держа там конец биты. Если чижик попал в кон, то это значит, что водящему повезло и он идет в кон бить по чижу и зарабатывать себе очки, а бьющий уходит в поле водить.
Но так скучно и однообразно игра никогда не протекает. Чижик настолько увлекателен, неожиданен и разнообразен, что даже вспомнить все случаи, которые могут быть в игре, а тем более описать их здесь — весьма затруднительно. Но я, ребята, постараюсь для вас это сделать. Итак, скажу, что если с близкого расстояния попасть чижиком в кон не так уж и трудно, то издали это удается далеко не всегда. Во-первых, потому, что надо уметь метко бросать, а во-вторых, тот, кто стоит в кону, имеет право отбивать битой летящего чижика. И он отбивает, и порой так, что чижик улетает еще дальше.
А как быть, если видно, что чижик летит мимо кона, — отбивать или не отбивать? Конечно, всегда лучше отбивать и тем самым заработать несколько лишних очков. Почему несколько, я скажу чуть позже. Кроме того, иногда летящий мимо чижик, упав на землю, может случайно отпрыгнуть и закатиться в кон. А еще надо учитывать возможность того, что вам потом вообще не удастся выбить чижика из кона. Так что отшибайте его, да посильнее и подальше! Только имейте в виду, когда чижик коснулся земли, отбивать его уже не разрешается. И нельзя самому стоять перед коном, загораживая его.
Помню, что некоторые ребята (сознаюсь, и я тоже) пытались отбивать чижика (а может, просто брали «на испуг» бросающего?) вот таким любопытным способом: встанут возле кона, опустят конец биты к земле и давай быстро-быстро махать ею перед коном, надеясь, что чижик наскочит на биту и отлетит в сторону. Бывало, что так и получалось, но очень редко. Да и чижик отскакивал совсем недалеко и вбок. А обычно он пролетал это «препятствие», будто и не было его. Так что лучше отбивать чижика обычным способом — размахнуться битой и постараться попасть по нему на лету. Впрочем, попробуйте сами, может, у вас этот хитрый способ и будет иметь успех.
И еще один практический совет. После сильного отбойного удара чижик может улететь очень далеко и вообще потеряться. Хорошенько глядите, куда он упадет, и, не спуская глаз с того места, сразу же бегите искать. Чаще всего чижик теряется, когда залетит в высокую траву или, того хуже, в крапиву. Поэтому, выбирая место для игры, держитесь от нее подальше.
Чтобы не было у вас лишних споров, скажу, что искать чижика и лезть за ним в крапиву должен, как и всегда, тот, кто стоит в поле, а отнюдь не тот, кто бил по чижу. А крапиву можно раздвигать палкой или хотя бы той же битой. Белый чижик в зеленой крапиве хорошо виден. Палкой же и доставайте его оттуда.

А теперь про очки. Если чижик отбит, то удачливый игрок измеряет битой расстояние от края кона до чижика и присчитывает себе еще столько очков, сколько целых бит уложилось в это расстояние. Да еще очко за удар, которым он отбил чижика. Теперь вы сами понимаете, что дальний отбойный удар, особенно в конце игры, может даже решить судьбу этой игры в вашу пользу.


А если очков для победы не хватает, то игрок, измерив битой расстояние, возвращается на кон, оставив на месте чижика, а водящий снова пытается попасть чижиком в кон с того места, где лежит чижик. Попадет — идет на кон, а не попадет или опять чижик будет отбит — продолжает водить.
Но должен вам сказать, что отбить летящего в кон чижика довольно трудно. Да и просто выбить удачно чижика с кона тоже не всегда удается. Бывает, что в спешке и по чижику битой не попадешь. Или попадешь, но, когда он подскочит, не сумеешь вторым ударом отбить его подальше. Вот он, как назло, и шлепнется рядом с коном. Если он упадет на расстоянии меньшем, чем длина биты, удар можно повторить, положив чижика обратно в кон. Оба эти случая (когда промазал и когда чижик упадет очень близко) считаются промахами, и разрешается снова бить по чижу, но не больше трех раз. Если и после третьей попытки чижик не вылетит из кона или не улетит подальше, игроки меняются местами, сохраняя свои очки. На всякий случай скажу, хотя это и понятно само собой, что за промахи очки не насчитываются.
Но самый позорный удар у нас считался такой, когда чижик после удара хоть и упал рядом с коном, но немного дальше, чем длина биты. Хотя такой удар и принес бьющему очко, а все равно дело плохо — водящий с этого места может безошибочно бросить чижика в кон, и отбить его практически невозможно. А мы так даже просто ложились на землю, дотягивались рукой до кона и с высоты нескольких сантиметров роняли чижика прямо в кон. Только учтите, что если вашего роста не хватает, чтобы лежа дотянуться до кона, то чижика надо бросать обычным способом, стоя. Класть тоже нельзя — чижик хоть немножко должен пролететь по воздуху, чтобы это считалось броском и чтобы водящий мог, если сумеет, отбить чижика. И уж совсем нельзя издалека катить чижика по земле.
В общем, как бы то ни было, чижик в кону, и неудачнику ничего не остается, как уступить кон и идти в поле водить.
Но чижик такая игра, что тот, кто, казалось бы, безнадежно проигрывает по очкам, никогда не должен унывать! Бывало так, что моему сопернику до победы оставалось сделать всего три или два очка, а у меня еще и половины очков нет. Но я все равно не теряю надежды на выигрыш и играю до самого последнего удара. Дело в том, что в этой игре есть одно очень хорошее для проигрывающего правило: если водящий в поле сумеет поймать руками чижика на лету, то он сразу идет бить на кон, а у того, кто дал чижиком такую «свечку», что ее поймали, все очки уничтожаются. И ему приходится начинать все сначала.
Правды ради надо сказать, что поймать чижа тоже удается редко. Но даже если чижик и не ловится, то водящий имеет право хотя бы задержать чижа, подставив руку или встав на пути его полета, чтобы не дать чижу улететь далеко. Ведь чем ближе от кона упадет чижик, тем легче им попасть в кон.
Так что во время игры могут быть всякие случайности, что делает игру еще более интересной.
Ну, что еще можно рассказать о чижике, когда играют двое?
Если брошенный в кон чижик не удалось отбить и он упал где-то рядом с коном, то бьющий не имеет права трогать его и поворачивать в удобную сторону. «Как упал, так и бить!» — кричит ему соперник. Хорошо, ежели он ляжет удобно, а коли в ямку закатится? Тем более что тут разрешается всего один удар, и даже если не попал — отходи. Но раз уж сумел поднять чижа в воздух, то отбить его подальше дозволяется. Бывает, что стукнешь по чижу, а он подпрыгнет и упадет рядом. Водящий подходит и легко забрасывает его в кон.
Но еще хуже, если произойдет такой редкий случай, что чижик попадет в кон от своего же удара. Это все равно что забить гол в свои ворота. И даже хуже, потому что бьющему придется не только уступить кон и идти водить, но и очки у него все «сгорают».
Итак, подытожим. Игрок, стоявший в поле, сменяет бьющего и идет на кон в следующих четырех случаях:
когда ему удается забросить чижика в кон;
когда он поймает руками чижика на лету;
когда бьющий, выбивая чижика из кона, трижды промахнется;
когда непопавший в кон чижик после удара бьющего попадет в кон.
Во втором и четвертом случаях все набранные очки стоявшего на кону игрока уничтожаются.
Теперь несколько советов по технике игры.
Как я уже говорил, попасть чижиком в кон издалека довольно трудно. В этом деле не мешает потренироваться. Тогда вы увидите, что если будете бросать чижика прямо в кон, то вряд ли это принесет вам удачу, потому что если он и попадет туда, то чаще всего укатится дальше. Лучше целиться так, чтобы чижик упал перед самым коном, а в кон закатился бы по земле. Если чижик лежит на черте, ограничивающей кон и большая его часть находится внутри кона, то он считается попавшим в кон.
Пойдем дальше. Выбить чижика с кона, правда недалеко, можно и с первого удара, не подбивая второй раз чижика в воздухе. За это насчитывается только одно очко. Но гораздо интереснее и требует большего умения, если удается «сдвоить» или «строить», то есть еще раз или два подшибить чижа на лету, последним ударом посылая его далеко в поле. При этом разрешается как угодно бегать за вертящимся в воздухе чижиком, чтобы подбить его еще раз.
Без тренировки здесь тоже не обойтись. И это лучше всего делать, играя вдвоем, когда вам часто приходится бить по чижу. А можно и в одиночку. Ну, например, когда выйдете во двор с чижиком и битой, а во дворе еще никого нет. Вот вам и время потренироваться. А чтобы вы не очень огорчались, скажу, что сдвоить вам будет удаваться часто, а вот строить — надо очень большое умение и везение.
Если вы захотите строить, то вторым ударом вам не надо отбивать чижа в поле, а постарайтесь легонько подбить в воздухе чижа битой снизу вверх. Если это удалось и чижик не отлетел слишком далеко от вас, то для третьего удара не забудьте как следует размахнуться битой, чтобы иметь возможность посильнее ударить по чижу и послать его подальше в поле. Случается, что третьим ударом вам вовсе не удастся попасть по чижу и он упадет близко от кона. Что ж, значит не повезло! Но еще досаднее, когда чижик после второго или даже третьего удара упадет обратно в кон, тогда очки не засчитываются и все ваши старания пропадают даром. Но, как говорится, риск — благородное дело! А если это была ваша третья попытка выбить чижика из кона, то придется покинуть кон. Поэтому при третьей попытке лучше действовать понадежнее и выбивать чижика вторым или даже первым ударом.
Между прочим, мы иногда договаривались, что за второй удар присчитываются два очка, а за третий — три. Это когда собирались на игру хорошие игроки. Ведь чем лучше игрок, тем выгоднее ему такой счет. А когда большинство из нас были игрочишки так себе и приходил кто-нибудь постарше и поопытнее, то мы на это правило не соглашались. Чтобы не так легко ему было всех обыгрывать. Но вообще-то такой счет более справед-лив. Как вы думаете?
А теперь хочу дать вам «информацию к размышлению». Как будет подскакивать и лететь чижик, если ударять по его концу не обычным вертикальным ударом, а чуть-чуть наклонно спереди или сзади? И с разной силой? Может быть, такие заранее отработанные для разных случаев удары могут стать вашим маленьким секретом?
И еще замечу, что чем длиннее чижик, тем легче сдваивать и страивать — легче попадать по нему на лету. Наверное, поэтому лет полтораста назад делали чижика длиной до 5 вершков, то есть до 22 сантиметров! Мне это как-то непривычно, а вы, может, попробуете поиграть таким старинным чижиком?
Раньше я упоминал о том, что можно играть и втроем. Как это делается? Предположим, что играют двое: первый бьет, второй водит. Подходит третий и ждет. Но вот второй идет на кон бить. Тогда и вступает в игру третий, который начинает водить. А первый выходит из игры и ждет своей очереди. Как только третий сменит второго на кону, первый идет водить, а второй выходит из игры и ждет. Так по кругу все и играют. Но надо помнить, что когда в игру вступает третий, то для справедливости счет очков начинается сначала. А если двое уже заканчивали партию, то лучше ее доиграть, а потом уж начинать игру втроем.
Здесь выигравшим будет тот, кто первым набрал необходимое число очков. Он отходит в сторону, а дальше идет игра для выяснения проигравшего, то есть того, кто за время игры не сумеет набрать нужных очков.
А как играют вчетвером? В этом случае можно играть или по очереди, как и втроем, то есть каждый будет считать свои очки, или же разбиться на две партии.
Но когда соберется шесть или восемь человек, тут уж лучше играть двумя партиями.
Разбиться на партии можно по-разному, но чаще всего это происходит таким образом. Сначала выбираем двух «маток». Остальные делятся на пары, отходят в сторону и сговариваются потихоньку, чтобы матки не услышали. Ну, например, мы сговаривались так: один называет себя орлом, другой — тигром, или тараканом и лягушкой, или ботинком и валенком, или тобиком и бобиком и вообще как угодно. Иногда такое придумаем, что все со смеху покатываются. Потом парами подходим то к одной, то к другой матке по очереди и кто-нибудь из пары спрашивает: «Матка, матка, кого (или чего) тебе надо — кота зеленого или огурца соленого?» Кого матка себе выберет, тот идет к этой матке, а другой — к другой.
Старайтесь, чтобы пары подбирались из приблизительно равных по силе игроков. А если в игре участвуют девочки, то они образуют свои пары, чтобы в каждой партии играли девочки. Но это отнюдь не значит, что нельзя составлять пару из мальчика и девочки. Главное, чтобы силы игроков в каждой партии были примерно одинаковыми.
Когда все разбились на две партии, матки между собою конаются на палке, кому идти на кон, а кому водить. Да, чуть не забыл, перед этим надо еще условиться, до скольких очков играть. После этого одна партия идет на кон, а игроки другой партии становятся в поле, но не кучно, а по одному в направлении полета чижа. Становиться всегда надо так, чтобы впереди стоящий не загораживал кон и вы могли видеть, куда летит чижик. Матка, ко-торая на кону, говорит своим игрокам, кому бить первым, кому вторым и так далее.
Игра начинается с того, что начинают бить подряд все игроки, стоящие на кону, а матка считает общие очки своей партии.
Рассмотрим, как это происходит. Все очень похоже на уже рассказанную мною игру вдвоем, только когда отыграет первый игрок кона, его сменяет второй, за ним третий и так до конца. А чтобы вам было яснее, разберем игру первого игрока.
Понятно, что если он три раза промахнулся, то его сразу сменяет второй игрок. Но, предположим, первый пробил удачно, чижик улетел и упал в поле. Ближайший игрок поля поднимает его и бросает в кон. Чижик в кон не попал, но и наш игрок не сумел его отбить. Тогда вступает в игру следующий игрок своей партии, который кладет чижика в кон и начинает бить.
А если первому удалось отбить, то он меряет битой расстояние до отбитого чижика, прибавляя тем самым очки своей партии, и продолжает отбивать чижа до тех пор, пока не промажет. Тогда он уступает место следующему, и все продолжается тем же порядком. А игроки водящей партии могут во время игры как угодно перемещаться по полю.
Когда все игроки кона, включая матку, поиграют на кону по одному разу, они запоминают очки своей партии и уходят в поле водить, а водившая партия занимает кон.
Но как и при игре вдвоем, смена партий производится досрочно и немедленно в следующих случаях:
когда подряд все игроки пробили по три раза по чижику неудачно, так и не сумев выбить чижика из кона (это бывает редко);
когда кто-то из водящих так ловко бросил чижика, что его не удалось отбить и он попал в кон;
когда кто-нибудь из водящих поймал чижика на лету. Тут уж происходит не только смена партий, но, как я уже рассказывал, уничтожаются все набранные очки партии, занимавшей кон;
когда бьющий сам себе забьет чижика в кон. Очки всей партии тоже сгорают.
Для большей ясности добавлю, что если кто-то из игроков трижды промахнулся по чижику или ударил, но ему не удалось выбить чижика подальше от кона, то он передает руку следующему по порядку игроку кона. Очки мазилам не насчитываются. Так партии меняются до тех пор, пока одна из партий не выиграет, набрав условленное количество очков.
Но знаете, если перед игрой вы договорились играть до небольшого числа очков, то может случиться, что партия, начинавшая игру, сразу ее и закончит, может, даже все игро-ки пробить не успеют. Вдруг у них все так удачно сложится! Что ж, значит, партия, игравшая в поле, проиграла. Как говорится, уговор дороже денег! Но в утешение про-игравшим могу сказать, что здесь они вправе требовать немедленного реванша. Причем начинать игру на кону будут они же. И отказываться выигравшим от продолжения игры не положено.
Ну а проигравшим полагается наказание. С давних времен, да и у нас тоже, их «гоняли на скок». Для этого игроки выигравшей партии становятся поочередно в кон, каждый берет левой рукой чижа за конец, а правой ударяет по нему битой, стараясь, чтобы чижик уле-тел как можно дальше. А каждый из проигравших по установленной заранее очереди подымает чижика с земли, скачет на одной ножке до кона и подает его следующему игро-ку. Менять ногу нельзя — если кто переменит или просто коснется земли другой ногой, ему придется повторить «скок» с самого начала. Скакать надо непременно сгорбившись, так и труднее, и смешнее!
Но еще потешнее, когда проигравшие должны не скакать на одной ножке, а бежать до кона на двух ногах и одновременно тянуть не переводя дыхания: «И-и-и!..» Это уж как пожелает выигравшая партия. Кстати говоря, такое же наказание у нас было и когда мы играли вдвоем. Очень уж нам оно нравилось.
А когда играли втроем или больше, но на партии не разбивались, то проигравшего тоже «гоняли на скок»; только откуда ему скакать, задавалось иначе.
Тот, кто вышел первым, берет чижика и с руки, как я уже говорил раньше, посылает его в поле. Затем передает биту второму. Второй подходит к лежащему чижику и ударяет по нему битой, стараясь, чтобы он упрыгнул еще дальше от кона. Потом стучит третий, четвертый и так далее. (Ударять разрешается только по одному разу, попал не попал — передавай биту другому.) С того места, куда напоследок упал чижик, проигравший и обязан принести его в кон.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.