Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СЧИТАЛКИ 1 страница






Своеобразные... формулы речи, отсчитываемые под рифму, поговорки и песни, употребляемые до сих пор в наших детских играх, были, без сомнения, уже за несколько сот лет в употреблении...
Е. А. Покровский

Всяких считалок на Руси было великое множество. Я сам в детстве много слышал их, потому что в Ленинграде у нас были одни считалки, а у деревенских ребят — еще и другие. Вы тоже, наверное, знаете какие-нибудь считалки. Но игры забываются, а заодно с ними и считалки... Поэтому я постараюсь дать вам побольше считалок, чтобы было из чего выбирать. Конечно, не все, которые я знаю, а только самые интересные и складные. Кое-какие из них живут среди ребят до сих пор, но большинство наверняка уже забылись.
Всем известно, что считалки нужны для того, чтобы по справедливости и без споров выбрать того, кто будет водить в игре. А в некоторых играх при помощи считалок можно определить порядок, в котором каждый должен вступать в игру.
Когда я записал считалки, которые знал, а потом вспомнил, как в них считаться, то обратил внимание на то, что считаются в них по-разному. Поэтому я и назвал их по- разному: одни считалки — простые, а другие — с выбором.
Сперва о простых считалках.
Вы, конечно, знаете, как считаться, — все становятся в тесный кружок, а кто-то один неторопливо говорит считалку, указывая пальцем по кругу на каждого и начиная считать с себя самого. Если ребят в кругу много, то вначале считающему приходится обходить круг изнутри, считая по порядку и себя, вернее, то пустое место, где он раньше стоял. Те, на кого придется последнее слово считалки, один за другим выходят из круга и отходят в сторону. Оставшийся последним — водит.
Ну, а как быть, если вышел сам считавший? В таком случае он может либо продолжать считать, начиная уже с левого соседа и пропуская себя, или же уходит из круга, а считать начинает кто-либо из оставшихся.
Наверное, у вас может возникнуть и такой вопрос: в какую сторону считаться? Мы всегда считались «по солнцу». Что это значит? Себя вы считаете первым. А кто будет вторым — чтобы «по солнцу», — сейчас объясню. Солнышко восходит с восточной стороны, в полдень проходит через юг и заходит (западает) на западе. Так вот, если вы в любой час дня оборотитесь к солнцу, то начало его пути по небу будет у вас где-то слева, а конец — справа. Значит, вторым по счету должен быть ваш левый сосед, за ним следующий и так далее по кругу до конца считалки. Это и будет «по солнцу». То есть в направлении от вашей правой руки к левой. Это старинное правило всех русских игр, и вам следует его придерживаться.
В считалках иногда попадаются длинные слова, на которые приходится два и даже три счета, или на два слова приходится один счет. Поэтому, чтобы вам не сбиться, во всех считалках над каждым счетным слогом я поставлю ударения. Да вы и сами это почувствуете, произнося считалку так, чтобы было складно и ритмично. Только в не-многих считалках, начинающихся со счета на пять или десять, приходится нарушать ритмичность, чтобы на каждую цифру приходился один счет. Ударения я ставлю еще и потому, что иногда ребята ухитряются так невнятно бормотать считалку, что «глотают» некоторые слоги и, как бы нечаянно, «выходят» сами. Так что говорить считалку нужно всегда четко и не торопясь.
Вот несколько простых считалок.
Сначала одна из самых старинных, дошедших до моего детства еще с прошлых веков.

Заяц белый,
Куда бегал?
В лес дубовый.
Что там делал?
Лыко драл.
Куда клал?
Под колоду.
Кто украл?
Родион.
Выйди вон!

Следующая считалка, пожалуй, самая известная из всех. Наверное, и сейчас вы в нее считаетесь.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! ой, ой, ой!
Умирает зайчик мой.
Принесли его домой,
Оказался он живой!

И еще про зайца, только не такого сообразительного, как тот, что «лыко драл» себе на лапоточки.

Бегал заяц
По болоту,
Он искал
Себе работу.
Да работы
Не нашёл,
Сам заплакал
И пошёл.

А как вам вот такая понравится?

Мальчик с пальчик
Нашёл стаканчик.
Стакан разбился,
Лимон покатился.
Стакан, лимон —
Выйди вон.

Раньше я писал, что водит последний оставшийся. Но иногда для быстроты мы договаривались, что водить будет сразу тот, кто выйдет первым. Для этого годятся все считалки, однако есть пригодные только для таких случаев, так как последние слова в них прямо указывают, что водит именно тот, кто вышел.
Вот, например, такая считалка:

Катилася торба
С великого горба.
Что в той торбе?
Хлеб-поленица.
Кому доведётся,
Тому и водиться.

И напоследок хочу привести еще одну простую считалку, которая дожила до моих детских лет с очень давних времен — ей уже никак не меньше полутора веков, а может, и два, и три... Недавно я перечитывал «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского, так, оказывается, ею уже тогда считались. Вот она:

Раз, два —
Голова,
Три, четыре —
Прицепили,
Пять, шесть —
В ряд снесть,
Семь, восемь —
Сено косим,
Девять, десять —
Сено весить,
Одиннадцать, двенадцать—
Некуда деваться.

Попробуйте себе представить, что, может, еще в петровские времена ваши малолетние прапрапра-бабушки или дедушки говорили те же самые слова...


Теперь перейдем к считалкам «с выбором» и посчитаемся, например, в такую:

Дора, дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как бы вора наказать?
Мы связали руки, ноги
И пустили по дороге.
Вор шёл, шёл, шёл
Я корзиночку нашёл.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки,
Что угодно для души.

Тот, на кого пришлось последнее слово, не выходит сразу из круга, а должен выбрать что-нибудь из этой корзинки. Он выбрал, предположим, кружева. Тогда считалку начинают снова, но уже с того, кто выбирал. На кого придется конец слова «кружева» — выходит. Таким же образом считаются и дальше, пока не выйдут все, кроме оставшегося последнего, который и должен водить.
Как вы заметили, считалки «с выбором», для того чтобы вышел один игрок, приходится повторять два раза — первый раз полностью, а второй раз — до того слова, которое было выбрано. Но после того как очередной игрок вышел, начинать надо опять с себя. Вот еще две старинные считалки.

На золотом
Крыльце сидели
Царь, царёвич,
Король, королёвич,
Сапожник, портной.
Кто ты
Будешь такой?
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько ему
Надо гвоздей,
Говори поскорей,
Не задумывайся!

В последней считалке надо назвать какое-нибудь небольшое число, например, от десяти до двадцати. Затем, начиная с того, кто называл число, надо считать, и последний по этому счету — выходит.
А эта очень известная считалка, хотя не такая старинная, как предыдущие, но мы в нее считались еще до войны.

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Выплывает белый месяц,
А за месяцем луна,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду.
Я поеду в Ленинград
Покупать себе наряд.
Красный, синий, голубой,
Выбирай себе любой.

Здесь я написал только самые распространенные наши считалки. А новые вы и сами можете узнавать и запоминать.
Для примера приведу еще две очень симпатичные считалки, о которых мне когда-то рассказывала моя маленькая дочка.

Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота,
Отыщи-ка там кота.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Все кричали куку — мак!
Отжимай один кулак.

Последняя считалка требует пояснений, так как она отличается от других.
Все выставляют вперед сжатые кулаки. Считающий тоже. На первый слог он ударяет сверху левым своим кулаком по правому; на второй — наоборот; на третье слово — «мимо» — своим правым по кулаку левого соседа, затем начинает по кругу легонько стукать по всем выставленным кулакам. На чьем кулаке считалка кончится, тот его разжимает и опускает руку.
Считалка говорится снова. Так постепенно кулаки опускаются, а кто опустит оба — выходит. Считающий таким же манером, как и начинал, считает и свои кулаки, пока один из них тоже не выйдет. Причем выходит тот, который в конце считалки оказался внизу. Этим кулаком он и продолжает счет. Если выйдет и другой свой кулак, считаются только чужие. Чей один кулак остался — водит.
Считалка трудная, но зато очень интересная. И долгая, почти как игра получается. Например, если вас девять человек, значит, восемнадцать кулаков, и считалку надо говорить семнадцать раз. Поэтому считайтесь ею, когда вас не очень много.
Раскрою один секрет, которым пользоваться никому нельзя. Не считайтесь этой считалкой вчетвером или втроем, потому что здесь первым выходит сам считавший.
В мое время ребята знали невероятное количество всяких считалок, некоторые штук по тридцать, если не больше. Поэтому не то что на дню, но, почитай, и за целую неделю считалки почти не повторялись. Бывало, такую смешную да заковыристую услышишь, что завидно становится.
Но не все умели хорошо считаться. Иные мало знали считалок, а не очень бойкие ребята, да еще в незнакомом обществе, просто стеснялись. А вот девочки почти все любили считать и считалок много помнили.
И еще замечание, последнее. Когда от многих считавшихся останется всего 3—4 человека, то продолжать считаться длинной считалкой будет слишком долго да и скуч-новато — ведь за одну считалку придется по нескольку раз указывать на каждого. Тут лучше всего сменить считалку на более короткую, да и считалыцик может поменяться. Обычно у нас, как только тот, кто считал, сам выйдет, так сразу считать кто-нибудь другой начинает. Каждому ведь хочется сказать свою любимую считалку. А когда несколько желающих хотят считать, то, кто первый сказал об этом, тот и считает.

Ну вот и все о считалках; кажется, ничего не забыл.
Откуда взялись считалки? Очень хорошо это объяснил советский ученый В. Аникин: «Происхождение детских считалок, равно как и сговорок, восходит к глубокой старине и, несомненно, связано с древними формами гаданий, когда случайное выпадение жребия кому-либо считалось волей провидения, судьбы и не могло обижать или восприниматься как несправедливость». Потом этот обычай перешел и в игры. А сочиняли считалки сами же ребята в разные времена. Так они и передавались из поколения в поколение. Но, конечно, только самые удачные. Так что запоминайте считалки, ребята. Чем больше будете их знать, тем веселее станут ваши игры.


Ну, а сейчас я расскажу вам, как можно совсем другим способом определить того, кто будет водить, — при помощи жребия.
Вот как это делается.
Берут столько одинаковых палочек, спичек или травинок, сколько собралось играющих. Потом одну обламывают, чтобы она стала короче других, и все их зажимают в кулак, выравнивая наружные концы. Затем по очереди тянут жребий. Кто вытянет единственную коротышку, тот и водит.
Можно и по-другому. Оторвите несколько бумажек и на одной поставьте крестик. Потом все их надо свернуть, положить в шапку или в карман и перемешать. Водит тот, кто вытянет отмеченную бумажку.
Часто для игры собирается пять человек, тогда можно применить самый простой и быстрый способ жеребьевки. Кто-нибудь незаметно от других намажет один палец мелом, карандашом или чернилами, подходит к остальным со сжатым кулаком и говорит: «Разогни палец». Каждый по очереди разгибает по одному какому-нибудь пальцу. Кто разогнет запачканный, тому и водить. А если отмеченный палец остался неразогнутым, то водит сам загадывавший.
В некоторые игры можно играть даже вдвоем. Тогда лучше простой считалкой не считаться, потому что считающему всегда придется водить. Не верите? Проверьте.
Поэтому тут лучше что-либо угадывать. Ну, например, применить способ, которым пользуются футбольные судьи в начале игры при розыгрыше ворот, — щелчком большого пальца подбросить монетку, а когда упадет, накрыть ее ладонью и спросить: «Орел или решка?» (Орел — это та сторона, где герб; в старину там изображался орел.) Другой игрок должен угадать, какой стороной кверху упала денежка на землю.
Если монетки под рукой не окажется, найдите небольшой плоский камешек, или кусочек коры, или щепку, плюньте на одну сторону, подбросьте и спросите: «Дождя или вёдра?» Ну, «дождя» — это понятно, значит, мокрой стороной кверху. А «вёдра» — это сухой стороной, потому что «вёдро» означает сухую, солнечную погоду.
Можно зажать какой-нибудь маленький предмет в кулак, вытянуть вперед обе руки и спросить: «В правой или в левой?» Если приятель не угадает — он водит, а угадает — водить надо тому, кто загадывал.
Еще несколько способов жеребьевки или угадывания я приведу при описании некоторых игр, там, где эти способы применяются чаще других.
Ну, а теперь я приступаю к главному — к рассказу о самих играх.
Какого-либо особого порядка я не придерживался, потому что все игры, о которых я пишу, для меня одинаково дороги. Ведь они сопровождали всё мое детство и всегда были мне верными и веселыми друзьями. Правда, с годами одни уходили, другие приходили им на смену, но сейчас я всем им благодарен за те радостные мгновения, что они мне дарили, скрашивая случавшиеся порой трудные дни, которые неизбежно бывают у всех, даже в пору счастливого детства.
Вот мне и хочется передать вам хоть частицу тех веселых умений, которые были у нас в те далекие, но такие солнечные для меня довоенные годы.
Так что, ребята, читайте про старинные русские игры и выбирайте сами, какие из них вам придутся больше по душе.

ГОРЕЛКИ

Почему я начинаю с горелок? Может быть, потому, что это одна из самых древних и самых распространенных в России игр. Раньше в горелки играли и в деревнях, и в городах, играли все — от ребятишек до взрослых молодых людей.
И даже Пушкин, мой самый любимый поэт, упоминает о горелках в «Барышне-крестьянке» и «Евгении Онегине». А разве он сам не мог играть в них?..
Перед тем как приступить к описанию этой игры, мне хочется познакомить вас с тем, что было написано о горелках, да и вообще о русских народных играх, одним из современников Пушкина.
«...наши бабушки предоставили своим детям самую резвую, милую игру — Горелки — порхать по лугу с подругами и молодцами... По всей ВеликоРуссии отдают преимущест-во этой игре. Наши сородичи — от поселянина до боярина — равно забавляются Горелками.
В современной жизни мы часто слышим, как Русския игры называют мужицкими, те самыя игры, которые в старой жизни забавляли Русских, наших предков, отцов и матерей... Напрасно мы будем воображать, что старая Русская жизнь существовала без отрады: тогда увеселений еще было более, и притом увеселений общественных. Правда, тогда не было театров; но за то целая площадь, усеянная народом, была свободною для увеселений, для забав, для восторгов; за то целые дворы наполнялись веселыми игроками... На площадях веселились люди всех сословий; здесь были игры затейливыя, обширныя... Всем было весело, все жили раздольно, по Русски».
Между прочим, даже цари иногда горелками развлекались. Гаврила Романович Державин описывает, как однажды в Царском Селе статс-секретарь Екатерины II сказал ему: «Государыня нечто скучна, и придворные никаких не заводят игр, пожалуй, братец, пой-дем и заведем хотя горелки». И как он погнался за великим князем Александром Павловичем и, «догоняя его на скользком лугу, покатом к пруду, упал и так сильно ударился о землю, что сделался бледен, как мертвец». Это тот самый поэт Державин, который, будучи уже глубоким стариком, был так растроган стихами юного Пушкина.
От себя добавлю, что даже во времена моего детства горелки были еще очень распространены, особенно в деревнях. И никто не считал эту игру старинной, а тем более забытой.
Сейчас в горелки играют редко, только некоторые вожатые в пионерских лагерях затевают эту игру.
А почему бы и нам самим не поиграть в горелки, прямо во дворе? Это ведь так просто!
Многие из вас могут сказать, что такую игру даже родители не помнят и некому научить вас. Знаю. Поэтому я и взялся писать для вас эту книжку. Право же, горелки стоят того, чтобы снова стать одной из самых любимых наших игр!
Я научился этой игре в деревне, когда мне не было еще и десяти лет. И вот мы, такая малышня, играли в горелки вместе с большими ребятами.
Игра совсем простая и не очень утомительная. Поэтому в горелки можно играть после других, сложных и напряженных игр или когда соберется такая компания, где много девочек.
Самое меньшее количество играющих — девять человек, то есть четыре пары и один «горельщик». В три пары играть уже неинтересно. Ну, а лучше всего, когда наберется от шести до десяти пар, то есть от 13 до 21 человека, включая горелыцика. Как вы заметили, число участников всегда должно быть нечетным. Больше десяти пар играть тоже будет не так весело, поскольку каждой паре довольно долго придется ждать своей очереди.
А вообще-то, конечно, если вас много и всем очень уж захочется побегать в горелки, то можно разбиться на две игры, только разойдитесь подальше, чтобы не мешать ДРУГ другу.
Желательно, чтобы каждая пара составлялась из мальчика и девочки, тогда игра будет интереснее. Ну, а если поначалу в паре окажутся, например, два мальчика, то это не-надолго, так как во время игры пары беспрестанно перемешиваются. Считаться, чтобы определить горельщика, я вам не советую — слишком долгая получится церемония. Лучше кто-нибудь добровольно станет «гореть» или, в крайнем случае, кто подошел последним, тому и водить.
После того как нашелся горельщик, все остальные берутся попарно за руки и выстраиваются друг за другом на расстоянии одного шага.
Горельщик становится впереди, шага на два-три от первой пары, спиной к ним. Как только он занял свое место, ему уже не разрешается ни оглядываться назад, ни смотреть по сторонам.
Игра начинается с того, что все дружно, хором поют горельщику такую песенку:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!

Если кто не знает, какой мотив у этой песенки, спросите своих бабушек или дедушек, он им наверняка хорошо знаком.
При словах «глянь на небо — птички летят, колокольчики звенят» горельщик должен смотреть на небо, делая вид, что и впрямь верит этой басенке про птичек с колокольчиками.


А в это время последняя пара уже наготове.
Как только кончилась песенка, они разъединяют руки и стремглав бросаются бежать вперед, один справа, другой слева от стоящих парами игроков.
Задача бегущих состоит в том, чтобы, пробежав мимо горельщика, снова взяться за руки впереди него. Можно и не впереди, а сбоку, в этом случае одному из пары нужно ухитриться пробежать перед горельщиком и подать руку другому. Только позади соединяться нельзя. И обратно нельзя бегать.
Если бегунам удалось опять схватиться за руки, они спокойно идут назад и становятся на шаг впереди первой пары.
А горельщик должен постараться поймать кого-нибудь из бегущих. Учтите, что для этого ему надо не только ловить, но и мешать им сбежаться, чтобы они не могли подать друг другу руки. Горельщику не обязательно по-настоящему поймать, достаточно запятнать, то есть дотронуться до бегущего рукой. Если это ему удается, он образует с пойманным новую пару, и они становятся впереди других пар.
А непойманный остается без пары и должен «гореть». Песенку поют уже ему, и опять бежит последняя пара.
Но если горельщик никого не словил, то он снова занимает свое место на два-три шага впереди и пытается поймать кого-нибудь из очередной пары.
Игра может продолжаться сколь угодно долго, однако закончить ее можно не раньше, чем пробегут все пары, хотя бы по одному разу.
Обращаю ваше внимание на то, что при выборе места для игры надо смотреть, чтобы впереди было побольше простора для беганья. Кроме того, место должно быть, по возможности, ровным, без всяких кочек, камней, высокой травы и тому подобных неудобств. Последние пары убегают, становятся впереди, и вся игра сама собой продви-гается вперед. Поэтому если места у вас немного, то после каждой перебежки все пары должны отступать назад.
И последнее замечание: пойманному нельзя вырываться от горельщика.
Ну вот, о правилах, кажется, все.
Теперь расскажу кое-что из собственных наблюдений и опыта игры в горелки, правда, это относится к тому времени, когда мне было уже четырнадцать или пятнадцать лет.
Как лучше бегать парам? Совсем не обязательно сразу же нестись сломя голову, как я описывал раньше. Некоторые, наоборот, идут до горельщика шагом, подкрадываются неслышно и только потом, перемигнувшись, припускаются во все лопатки! Это сбивает с толку горельщика, и он иногда запаздывает с погоней. Тем более, что горельщик не имеет права ни оборачиваться назад, ни сдвигаться с места до тех пор, пока бегуны не поравнялись с ним. Но помните, что и бегунам нельзя поворачиваться и бежать назад. Да и в сторону далеко не убегайте, там некому руку подать...
И еще одна хитрость у нас была. Когда предполагаешь, что горельщику хочется изловить именно тебя, а тебе это совсем ни к чему, надо перед бегом поменяться местами с напарником. Вот тогда горельщик сразу бросится направо, а ты бежишь слева! Пока он мечется и сообразит, что к чему, вы уже успеете схватиться за руки.
А вот переставляться целыми парами — ближе или дальше, не разрешается. Как встали сначала да как бежали — такого порядка и держитесь всю игру.
И помните, что главное в горелках — не убежать от горельщика, а соединиться опять в пару. А то разбегаются далеко, забыв о своей паре, тогда дают много времени и возможностей горельщику, чтобы догнать. Поэтому ни на миг не теряйте из виду своего напарника или напарницу, стараясь поскорее «пойматься» руками.
И поглядывайте под ноги, когда бежите, чтобы не споткнуться. Тут бывает обидно не только от того, что попался в руки горельщику, но досадно, что все смеяться будут.
Не удивляйтесь, но иногда бывает так, что горельщик только делает вид, что старается кого-то поймать, бросается то к одному, то к другому из бегунов, и все неудачно. Это он хитрит, просто он дожидается, когда побежит пара, в которой стоит кто-то, кого ему очень уж хочется поймать. Вот тогда он ловит изо всех сил, зато потом может постоять в паре, держась за руку с тем, кто ему нравится.
А кое-кто из таких хитрецов даже становится нарочно за интересующей его парой, чтобы вступить в игру как раз перед ними. А когда приходит черед бежать, то старается сделать так, чтобы гореть довелось ему самому. А потом уж ловит того, кого захочет.
Бывает и так, что кто-то как бы случайно хочет поддаться горельщику, а тот возьмет да и поймает другого...
В общем, в этой игре много всяких возможностей и неожиданностей, этим она и интересна.


Но должен вам сказать, что иногда горельщику приходится несладко. Другой раз много пар пробегут, а ему все никак не удается никого поймать! Запыхается бедный горелыцик, набегается, пока не раздобудет себе пару. Так что зевать тут никак нельзя! Недаром в старину считалось, что «гореть — должность тяжкая».
Хорошо еще, если кто-нибудь догадается поддаться ему как бы невзначай. Сейчас я уже не удивляюсь тому, что нам нетрудно было играть с большими ребятами, долго мы никогда не горели. Да и вам полезно знать, что чем чаще меняются горельщики, а следовательно, и происходят перемены в парах, тем в игре больше интереса. Поэтому могу вам посоветовать: когда играют вместе большие и маленькие, хорошие бегуны и неважные, то договоритесь, что гореть можно не больше пяти раз. Не сумел никого поймать из пятой пары, выбирай любого из них и становитесь в ряд. А оставшийся пусть горит.
Ну, а напоследок, для читателей постарше, расскажу, как в старину играли в горелки взрослые парни и девушки. Сам я так, понятно, не играл, поэтому приведу здесь описание, как оно дается в одной старой книжке.
«...Пары составляются обыкновенно из кавалера и дамы. Горит всегда кавалер, который при перебежке ловит только даму...

Горю, горю, пень! — говорит горельщик.
По ком горишь? — спрашивает дама из последней пары.
По тебе, душа, красна-девица!
Любишь?
Люблю.
Купишь?
Куплю.
Покупай, — говорит дама и, разъединившись со своей парой, бежит вперед».

Тут забота горельщика о том, чтобы отбить даму у кавалера, стоявшего с нею в паре. А оставшийся без пары должен ловить себе новую даму или постараться вернуть себе ту, с которой был раньше.
Здесь, по-видимому, тоже применимы все те правила и уловки, о которых я уже говорил при описании наших, ребячьих горелок.

Горелки — очень древняя игра. Поэтому мне хочется хотя бы вкратце рассказать вам о ее происхождении.
Русские историки прошлого века прямо связывали горелки с обычаями славян-язычников.
Ежегодно, в самый длинный день летнего солнцестояния — 23 июня — у славян был праздник Ярилы (а позднее — Купалы), посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки — славяне сходились на берега рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, «чтобы встретить в чистоте восходящее светило». В ту же ночь происходило и «умыкивание» девиц.
В самой древней нашей летописи — «Повести временных лет откуда есть пошла русская земля» — так говорится об этом: «схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыковаху жены собе». Историк С. М. Соловьев добавляет: «Игра горелки лучше всего напоминает это умыкивание».
Как вы понимаете, эти слова относятся к более древнему виду горелок, где парень может ловить только девушку.
А откуда пошло само название игры — горелки?
Русский историк, известный собиратель народных сказок А. Н. Афанасьев пишет по этому поводу:
«На эпическом языке народных песен... поется:

Не огонь горит, не смола кипит,
А горит-кипит ретиво сердце
по красной девице...

Горелки начинаются с наступлением весны, когда славилась богиня Лада, когда самая природа вступает в свой благодатный союз с богом — громовиком и земля принимается за свой род. Очевидно, игре этой принадлежит глубокая древность»...
Ну как, побывали краешком души в немыслимой дали прошедших веков, ощутили своих родных предков?
Теперь давайте вернемся во времена не столь далекие и перейдем к следующей игре.

ЖМУРКИ

Эта старинная, очень веселая игра годится для всех возрастов, от восьми лет и старше. Я сам видел, как летом в деревне уже взрослые парни и девушки играли в жмурки. Нас, ребятню, они, конечно, не принимали. Да нам и не нужно было. Мы играли в жмурки сами по себе. Между прочим, в старину эта игра называлась еще «ималки» — от слова «имать», то есть ловить, хватать кого-либо.
Играть в жмурки лучше всего летом на свежем воздухе, в любом месте, где есть ровная площадка или полянка размером около пятнадцати шагов. На этой площадке каким-нибудь способом обозначим границы, за которые никому нельзя выходить. Ну, мы, например, втыкали по углам палки или что-нибудь клали — ветки, камни — вообще все, что будет под рукой. Иногда одним или двумя углами площадки служили деревья или кусты, а также и пень, забор, тропинка — все годится.
Если играющих много, больше десяти человек, то и площадку нужно обозначить побольше, шагов в двадцать. Но чем больше у вас наберется игроков — тем веселее будет играть.
Теперь надо посчитаться и определить того, кто водит. В этой игре он называется «жмурка». Затем ему завязывают глаза какой-нибудь косынкой или большим носовым платком, проверив сначала на себе, не будет ли что-нибудь видно через повязку или снизу. Да и сам жмурка должен по-честному сказать, если ему видно.
Носовой платок, чтобы он был длиннее, мы складывали по диагонали и нижний угол еще два раза заворачивали, как показано на рисунке. Повязка не должна закрывать кончик носа, иначе будут щели по бокам. Скажу, что я, например, глаза под повязкой предпочитал держать закрытыми, так мне безопаснее казалось. Ну а вы поступайте, как кому удобнее.
Знаете, когда тебе завяжут глаза, даже идти шагом и то непривычно и боязно. А ведь надо бегать да еще и ловить! Кроме осторожности, здесь нужно выработать в себе смелость. Попробуйте-ка просто пробежать хотя бы десять шагов с закрытыми глазами. Что, страшновато? Но потом привыкаешь. Поэтому тот, кто часто играл в жмурки, уже не будет бояться темноты.
И еще. Жмурки — единственная игра, в которую можно играть даже вечером. Мы часто так делали. Когда начинало смеркаться и играть во что-нибудь другое уже нельзя, а расходиться неохота, мы затевали игру в жмурки. Жмурке ведь все равно — день или ночь ка дворе.
Но вернемся к игре. Дальше все становятся в кружок, жмурку ставят посередине, и кто-нибудь поворачивает его руками несколько раз, чтобы он не знал, где у него право, а где лево. А лучше всего поставить его лицом после кручения совсем в другую сторону, он этого и не заметит.
Затем все отходят потихоньку, а жмурка, проговорив: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!» — приступает к делу. Сначала он прислушивается, вертя головой, потом протягивает руки вперед и осторожно делает первый шаг.
Вот тут и начинается самое интересное. Жмурка ничего не видит, но зато все слышит. Он слышит и шаги, и голоса, и шорохи, и даже дыхание. Вот он и бросается, растопырив руки, в разные стороны. Это бывает так потешно, что многие начинают смеяться и даже хохотать как ненормальные, выдавая себя, ну и, конечно, попадаются в руки жмурке.
А кто попался, тому теперь и водить. Ему завязывают глаза, и вот уже все хохочут над ним самим.
В этой игре каждый по-своему спасается от жмурки — кто все время бегает и чего-нибудь кричит, кто стоит тихо, притаившись, на одном месте, а увидев приближающегося жмурку, убегает со всех ног. Но большинство от жмурки далеко и не убегают, все время ходят на цыпочках около или с топотом проносятся прямо перед ним. Это очень заманчиво — держаться поближе к жмурке! А самые смелые даже подкрадываются бесшумно к жмурке и слегка дергают его за платье или за волосы. Бывало, дернешь жмурку за рукав, он кинется в твою сторону — только успевай отскакивать! Всякие шутки, смех, подначки тоже не возбраняются. Только толкать и сильно хлопать жмурку по спине нельзя. В общем, каждый старается как-то дать знать о себе жмурке, даже рискуя попасться. Очень уж осторожничать у нас было не принято, зато и игра была интересная, и жмурки часто менялись.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.