Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ № 24: 1.Раскройте физиологические основы развития координационных способностей.






Ловкость - это сложный комплекс способностей выполнять сложно-координационные движения; овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Это способность при изменении ситуации быстро переключаться с одного действия на другое, двигательно выйти из любого положения, быстро и рационально справиться с любой возникшей двигательной задачей. Ловкость необходима для сохранения равновесия, быстрого перестроения двигательных действий, поддержания чувства ритма, создания схемы тела. Под координационными способностями человека в контексте физической культуры и спорта подразумевают согласование движений звеньев тела в пространстве и времени при решении конкретной двигательной задачи. Однако это способность не только целесообразно строить двигательные акты, но и преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних действий к другим в соответствии с требованиями изменяющихся условий. Таким образом, координационные способности характеризуют возможности человека к организации и управлению движений. Их проявление связано с преодолением координационных трудностей, возникающих при решении разнообразных двигательных задач.

Человеческое тело представляет собой систему, состоящую из множества звеньев, перемещение которых относительно друг друга (между туловищем, головой и конечностями) обусловливают, с одной стороны -огромное число степеней свободы, с другой - трудность управления двигательным аппаратом. Учитывая возможные перемещения, в теле человека насчитывается не менее 107 степеней свободы.

Появление и развитие координационных способностей обусловлены такими факторами как:

уровень развития и зрелости центральной нервной системы, в частно­сти структур, ответственных за восприятие и анализ своих движений;

моторная память; эффективность внутримышечных и межмышечных координации;

функциональное состояние и адаптация деятельности сенсорных сис­тем организма в соответствии со спецификой спортивной деятельности; индивидуальные особенности физического развития и физической подготовленности занимающихся; техническая и тактическая подготовленность. Физиологическим обеспечением этих проявлений является

функциональное состояние ЦНС, и, в частности, высокий уровень лабильности и подвижности нервных процессов, благодаря чему происходит быстрое и синхронное сокращение и расслабление мышц синергистов и антагонистов. Максимальная степень свободы движения относительно осей вращения в суставах обеспечивается хорошим развитием подвижности в суставах и умением легко управлять различными мышцами. Высокая проприоцептивная чувствительность двигательного аппарата (мышц, связок, сухожилий), благодаря которой на основе принципа обратных связей между системой движения и ЦНС создается «схема тела» и осуществляется сложный пространственный рисунок движений. Критериями ловкости являются координационная сложность, точность и быстрота выполнения движения, а в основе этих способностей лежат хорошая ориентация в вероятностной среде, предвидение ситуации, быстрая реакция на движущийся объект, умение легко и синхронно управлять мышцами, высокий уровень лабильности и подвижности нервной системы, явления экстраполяции. Развитию ловкости и координационных способностей способствуют варьирование различных условий выполнения одного и того же двигательного действия, использование дополнительной срочной информации о результате движений и формирование навыка быстрого принятия решений в условиях дефицита времени.

Сенситивный период развития ловкости приходится на возраст 5-6 лет и 10-11 лет. Регистрируемые в этом возрасте уровень возбудимости нервной системы, внутреннее торможение, способность к дифференцировке движений, эластичность связок и хрящей, а также быстрое развитие двигательного и зрительного анализаторов способствуют развитию ловкости. Способность к предвидению ситуации начинает появляться в 5-6 лет, поэтому до этого возраста ребенку трудно остановиться у заданной черты, вовремя подставить руки для ловли мяча. Развитию ловкости способствуют занятия различными спортивными шрами. Дальнейшее совершенствование ловкости происходит на основе экстраполяции. Вторым сенситивным периодом развития ловкости является средний школьный возраст (11-13 лет), что обусловлено развитием к этому возрасту внутреннего торможения, позволяющего дифференцировать движения, близкие по пространственно-временной структуре.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.