Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.






3) Указание, чему и как следует учить верных, сообразуясь с их возрастом и состоянием (II, 1-III, 11).

Можно думать, что Критяне, приняв веру, не заботились жить по вере, и жили по прежнем обычаям – Иудеи – Иудейским, язычники – языческим, проводя, между тем, время в распущении басней суеверия и в пустых бесполезных состязаниях. К исправлению этих недостатков Апостол главным образом направляет труды Тита и тех Епископов, которых он изберет и поставит по городам. Для сего Апостол указывает, что надо говорить старцам и старицам (II, 2-3), юношам (4-6), рабам (9-15) и вообще гражданам (III, 1-2), и настаивать на том, чтобы они учили не словом только, а и своим примером, своею жизнью (II, 7-8). В этом цель домостроительства нашего спасения.

А) Общая мысль (1).

Глава 2.

1. Суесловы распространяют басни, ты же, говорит, заградив им уста, а своих строго обличив, не вдавайся с ними в споры, а все внимание обрати на то, чтобы преподать здравое учение – как истинно веровать и как вести жизнь, сообразную с верой, чтобы уверовавшие в Господа были старательными в добрых делах (III, 8). Далее и указывает, в чем должна состоять эта добрая жизнь.

а) В чем истинное поведение старцев и стариц? (II, 2-3).

2. «Старость имеет свои недостатки: ей свойственны – небрежность, леность, забывчивость, тупость и неподвижность. Человека в этом возрасте многое располагает быть не трезвенным, и особенно притупление чувств, медлительность и неподвижность» (Св. Злат.). Поэтому Св. Павел и заповедует старцам трезвенными быть. Что это значит? Во-первых, быть внимательным к тому, что происходит в душе, и к тому, как текут дела во вне, а не быть рассеянным в мыслях, ленивым, нерадивым. Во-вторых, старцы должны быть, во внешнем своем поведении, степенны, - сдержанны и в речах, и в движениях. В-третьих – должны быть целомудренны – чисты от плотских грехов и помыслов т «рассудительны» (Св. Злат.). И, наконец, должны быть здравы в вере, искренне верующими, здравы в любви – истинной – христианской (см. 1 Кор., 13, 4-7) и здравы в терпении – в благодушном перенесении всех скорбей внутренних и внешних. Таким образом, старцы, по учению Св. Павла, должны быть образцом по вере и доброй жизни для Христиан. – Чему требует он учить стариц?

3. Св. Павел повелевает внушать и старицам тоже, что и старцам, чтобы они были во всем честны, трезвенны, целомудренны, здраво мыслящи верою, любовью и терпением, и притом, сообразно с полом своим, ходили в одеянии «святолепном», - чтобы и самая поступь их, и движение, взор и речь и вообще все внешнее их представляли некое священнолепное достоинство (Иерон. Феодор.). Чтобы старицы не были клеветницами – воздерживались от пересудов, наговоров, сплетен и всякого злоречия; чтобы они не предавались пьянству; чтобы старицы и примером, и словом учили юных добру. Старость многоопытная, по естественному порядку, есть руководительница молодости, особенно украшенная христианскими добродетелями. Поэтому Св. Павел и заповедует старицам, чтобы они и словом, и примером вразумляли юных – преподавали им мудрость христианской жизни.

б) Каково д. б. поведение молодиц и юношей (ст. 4-6)?

4-5. Старицы, как сами опытные и научаемые епископом – пастырем, могут удобнее наблюдать за семейными христианами, особенно, молодыми женами, вразумлять их любить своих мужей и быть с ними в полном согласии, которое полезнее богатства, благородства, власти и всего другого: оно – основа семейного благополучия; они должны научить юных жен как, любя детей, воспитывать их по-христиански, в страхе Божием; они должны внушить молодым женам истинное целомудрие, - чтобы даже «между мужем и женой было некое стыдливое и скромное любление» (Иерон.), и чтобы в сердце не входили нечистые плотские помыслы. Опытные старицы лучше всего могут научить юных жен дома свои добре править. Любовь к мужу побудит жену быть попечительницей о доме, а как лучше устроить дом, могут научить опытные старицы. Но при устройстве своего дома и излишней попечительности о нем, о муже, о детях, жена легко может впасть в скупость и жестокость к слугам и посторонним. Чтобы не случилось и этого – старицы должны внушать таким женам быть добрыми и к домашним и посторонним. Главная добродетель жены, как жены, покорность своему мужу, заповеданная ей Богом (Быт. 3, 16). Поэтому Апостол внушает учить жен покорности мужьям, потому что непокорность равносильна хулению Слова Божия, да и проповеди Евангельской. – В чем хорошее поведение юношей?

6. Молодых жен Св. Павел поручил вразумлять старицам, а юношей поручает вразумлять Титу и потом поставленным им епископам. «Ничто, поистине ничто, не бывает так трудно и тяжело для молодого возраста, как преодолевать постыдные удовольствия. Не столько любовь к деньгам, или желание славы, или что-либо другое смущает этот возраст, сколько сладострастие. Посему Св. Павел и заповедует Титу – молить – отечески уговаривать, убеждать юношей быть целомудренными. Только такими, исходящими из их любящего сердца молениями, можно побудить энергию воли на противление восстающим плотским влечениям» (Св. Злат.). Сохранивший целомудрие юноша легко охранит себя от прочих страстей.

Б) Напоминание, чтобы учащий сам во всем был образцовым (II, 7-8).

7-8. Увещания пастыря тогда только имеют сильное влияние на пасомых, когда он подтверждает их своим примером. Поэтому и Св. Павел заповедует Титу быть образцом в жизни и учительстве. «Образцом предлагаемых тобою учений», говорит, - «да будет жизнь твоя; потому что слово, свидетельствуемое делами, делается достойным вероятия» (Феод.). Образцовое учительство Св. Павел характеризует следующими чертами: в учительстве наблюдай чистоту: - ничего, ни каких добавлений не делай к чистому учению веры; степенность: проповедуй, не как начальник, а как доброжелательный отец детям с кротостью и любовью. Это требует, чтобы в самом образе выражений речь поучающего соблюдала строгую важность сообразность предметов, чтобы в ней не было ни напыщенности, ни низости и пошлости, ни шуточных оборотов, ни утонченности; соблюдай неповрежденность: не поврежденное страстями расположение духа – тщеславием, корыстью и другими земными побуждениями. Самое содержание образцового учительства Св. Павел характеризует двумя словами: слово здравое – незазорное. Слово здравое – учительное есть то, которое предлагает учение не поврежденное и содержащее все, что предназначено ему содержать, по намерению Того, Кто ниспослал на землю слово истины. Такое слово насаждает, и напаяет, и возращает веру здравую и учение здравое-догматическое. Слово незазорное есть слово православное, не содержащее ничего укорного. Итак, пастырь Христов и своею добродетельною жизнью, и своим образцовым учительством так должен себя поставить, чтобы противник, зорко следящий за ним и злобно подсматривающий, дабы открыть в нем что-либо худое, остался посрамленным, не имея ничего сказать о нас (христианах) худого.

в) в чем добронравие рабов (II, 9-15)?

9-10 Рабство и вообще, а особенно в древности, по своей тяжести и физической, и моральной, представляло много и сильных искушений для души христиан-рабов. Отсюда происходили в разных странах возмущения рабов-христиан против их господ. Св. Апостол и ранее в своих посланиях (Ефес. 6, 5-8; Колос. 3, 22) и в этом обращает внимание на них. Он заповедует Титу учить рабов, во-первых, повиноваться своим господам, представляя себе, что они служат не людям, а Господу (Ефес. VI, 7), угождать им, или точнее – быть угодными, приятными им во всем, что касается их рабских (физических) обязанностей; не прекословить им по побуждению сварливости и противления. Они же рабы Господа духом. Потом, учит их, чтобы они не крали – не пользовались господским добром как-либо тайком, или хитростью, но были верны во всем добром. Таким добрым поведением да украшают рабы учение Господа. Тогда господа не только не станут запрещать им веровать, но даже рады будут тому, видя, что вера и для них самих оказывается полезною. Ибо язычники судят о догматах не по учению, а по делам жизни. «Итак пусть будут для них учителями и жены, и рабы своим поведением» (Св. Злат.). Так безукоризненно должны жить и все Христиане в нынешнем веке, исполненном всяких пороков; в этом состоит все домостроительство нашего спасения.

11-12 Рабы своим поведением должны украшать Бога и Спаса нашего, не подавая господам никакого повода к неудовольствию, потому, что благодать Божия, спасительная, явилась всем человекам, не исключая и рабов. Благодать Божия – это домостроительство спасения в Иисусе Христе – в воплощении Его, в страданиях, смерти, воскресении, в вознесении на небо и ниспослании Св. Духа, в основании Св. Апостолами Церкви Божией на земле, доступ в которую открыт всякому: приходи, принимай учение верою, освящайся таинствами и, затем, живи свято под руководством пастырей, раб ли ты, или свободный. Благодать же Св. Духа приводит в напряжение нравственные силы верующих, ибо цель благодати – это делать нас нравственно во всем исправными; она передает нам не голое знание, а переделывает нашу жизнь – научающая, как детей, воспитывая нас словом и делом. Первый же урок ее нам: отвергнись нечестия и мирских похотей, и начни новую жизнь, противную первой. Отвергнись – совершенно удались, возненавидь, отрекись нечестия – нечестивого учения – (Св. Злат.). – идолопоклонства, и мирских похотей – самоугодливой жизни в похотях и страстях, к удовлетворению которых направлены все обычаи мира (ср. 1 Петр. 4, 3), и живи целомудренно, воздерживаясь не только от плотских грехов, но и от прочих страстей (Св. Злат.), праведно – правдиво, справедливо по отношению к другим, руководясь законом правды и любви, и благочестиво – в страхе Божием, пред лицом Его вездесущим, всевидящим и все содержащим, и во славу имени Его. Таким образом, благодать Св. Духа воспитывает принимающих ее для святой – совершенной жизни в настоящей земной жизни, в нынешнем веке, чтобы достойно приготовить к блаженной жизни в веке будущем, где христианин должен быть своими – и сознанием, и умом, и сердцем.

13-14. Блаженное упование есть надежда на блаженство в Царстве Небесном. Это упование благодатью Божией вселяется в сердце истинно верующего в самом признании и возрождении в купели крещения. Рожденный от Духа есть чадо Божие, таким и чувствует себя в глубине своего сердца и, вместе, сознает, что он и наследник Божиих обетований и блаженства в Боге (ср. Рим. 8, 16-17). Таким образом, ожидание блаженства есть существенная черта во внутреннем настроении истинных христиан. Живя на земле, они с полной уверенностью ожидают получить его на небе – в этом и цель жизни христианина. Начало блаженства сейчас после смерти тела, а полный расцвет его наступит после того, как придет во всей славе Своей Великий Бог, Иисус Христос, во второй раз на землю для открытия вечного Своего Царства. «Для сего-то Христос за всех нас принял смерть, чтобы, прекратив мучительство смерти, избавить нас (дать за нас выкуп правде Божией) от горького рабства греху и сделать, очистивши от всякого беззакония, своим собственным – отличным, обособленным от всех других, народом, любителем и ревнителем добрых дел (Феод.). – Вот этому и должен учить пастырь своих пасомых.

15. Главным долгом, пастыря должно быть – учить пасомых избегать всего худого и делать всякое добро, употребляя к тому всякие способы убеждения: одним достаточно сказать, как нужно жить, и они сделают это; для кого мало просто указания, того, говорит, увещевай – уговаривай, убеждай любовною и благожелательною речью. Убеждение совершается указанием таких сторон в деле, которые привлекают к нему сердце и возбуждают энергию к совершению его. Всякое доброе дело имеет такие стороны, но они не для всех ясны. И это требуется указать и тем умолить делать его. Для кого и этого мало, на того остается действовать только силою обличения, пристыжения, укоров власти: такого, говорит, обличай со всякою властью. Если пастырь не будет учить, умолять и властно обличать, то неисправные станут, наконец, на глазах у него делать Бог знает, что, думая и говоря про него: на этого что смотреть? Ничего не скажет. Поэтому Св. Павел и внушает пастырю: говори, моли, обличай, чтобы никто не пренебрегал тебя не за твою недобрую жизнь, а за твое нерадение учить, умолять и обличать пасомых.

1) Слав.: «трезвенным быти».

2) Слав.: «святолепны».

3) Слав.: «домы добре правящим».

4) Слав.: «незазорное»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.