Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная политика Р.Ф. в области информационной безопасности






В государстве должна проводиться единая политика в области безопасности информационных технологий. В Российской Федерации вопросы информационной безопасности и защиты информации обеспечиваются соблюдением указов Президента, федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, руководящих документов Гостехкомиссии России и других нормативных документов.

Основой для формирования государственной политики в сфере информационной безопасности является «Доктрина информационной безопасности Р.Ф.» утвержденная Президентом Р.Ф. 9 сентября 2000 года.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Настоящая Доктрина служит основой для:

· формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

· подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

· разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Настоящая Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере.

Основные положения «Доктрины информационной безопасности.

1. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

2. Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

· угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

· угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;

· угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

· угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

3. Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации.

Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние.

К внешним источникам относятся:

деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере.

К внутренним источникам относятся:

критическое состояние отечественных отраслей промышленности; неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;

Угрозы информационной безопасности Российской Федерации по их общей направленности подразделяются на:

· угрозы конституционным правам и свободам граждан, реализуемым в информационной сфере;

· угрозы духовной жизни общества;

· угрозы информационной инфраструктуре;

· угрозы информационным ресурсам.

Угрозы конституционным правам и свободам граждан, реализуемым в информационной сфере, проявляются в виде:

· издания органами государственной власти нормативно-правовых актов, других нормативных документов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности;

· отсутствия нормативных актов, конкретизирующих порядок реализации существующих правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере;

· противодействия со стороны организаций и криминальных структур реализации гражданами своих конституционных прав, и свобод, а также неэффективного правоприменения существующей в этой области нормативно- правовой базы;

· противоправного применения средств воздействия на подсознание граждан;

· невыполнения органами государственной власти, организациями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в информационной сфере.

Угрозы информационной инфраструктуре проявляются в виде:

· нарушения адресности и своевременности информационного обмена, противозаконного сбора и использования информации;

· нарушения технологии обработки информации;

· внедрения в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные в документации на эти изделия;

· разработки и распространения программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации;

· уничтожения, повреждения, радиоэлектронного подавления или разрушения средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;

Угрозы информационным ресурсам реализуются в виде:

· деятельности космических, воздушных, морских и наземных технических средств разведки иностранных государств;

· осуществления несанкционированного доступа к информационным ресурсам и их противоправного использования;

· хищения информационных ресурсов из библиотек, архивов, банков и баз данных;

· нарушения законных ограничений на распространение информационных ресурсов ограниченного доступа.

Следствием реализации угроз могут явиться нанесение существенного экономического ущерба, снижение темпов научно-технического развития страны, подрыв ее оборонного потенциала, утрата культурного наследия, проявление бездуховности и безнравственности, а также нанесение физического, материального и морального ущерба гражданам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.