Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закономерности развития государства.






Закономерности развития государства - это основные тенденции, т.е. основные направления, в которых происходит развитие государства.

1. Одна из основных закономерностей развития государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации, роста и упрочнения демократии оно превращается из “просто” организации политической власти, из примитивного, “варварского” принудительно-репрессивного образования в политически организованное общество, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами государства в соответствии с принципом разделения властей.

2. Исторический процесс идёт от несовершенного, неразвитого государства, выступающего преимущественно в виде диктаторской государственной власти, к развитому государству, где реализуются народовластие, экономическая свобода, свобода личности.

3. Обращаясь к прошлому, надо видеть, что итог существования государства в условиях теократически-азиатского и рабовладельческого, феодального обществ - это историческая бесперспективность, обречённость государственного самовластия, монархической диктатуры и постепенное вхождение всего общества в развитое государство, в институты демократии - парламентаризма, разделения властей, независимого суда, прав и свобод человека. Такого рода процесс особо чётко обозначился в Европе, Северной Америке в 18 - 19 веках в результате победы буржуазных демократических сил.

4. Наряду с этой основной закономерностью в развитии государства может быть отмечен и ряд других тенденций:

а) возвышение личности, превращение личности с её прирождёнными правами в центр политико-общественной жизни;

б) “уход” государства из экономики, всё больше его отделение от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника;

в) развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих, “обуздывающих” политическую власть, вводящих её в чётко очерченные рамки, в строгий правовой режим (разрешительный порядок);

г) всё большее преобладание республиканской формы правления;

д) эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их всё большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.

В передовых демократических странах в области политико-государственной жизни всё большее значение приобретают такие тенденции:

1. Государство всё более становится “государством человека”, в котором человек, его прирождённые, неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные, гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место.

2. Всё общество - а не только государственная власть - выступают в качестве правового.

3. Утверждаются как незыблемые и получают всё более широкое развитие институты либеральной демократии - парламентаризм, свободные выборы, муниципальное самоуправление, федерализм.

4. Усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в частно-правовые отношения социальная ориентация в его деятельности (“мягкое” регулирование отношений рынка, блокирование его теневых сторон для ряда категорий населения - детей, престарелых, инвалидов).

5. Возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него всесторонняя, “предельная защита человека, его прирождённых прав и свобод.

6. Признание правового государства стало характерной чертой большинства конституций второй половины 20 века.

7. Наиболее типичные закономерности развития государств в 20 веке: 1) изменение соотношения государства и гражданского общества; 2) функциональная роль государства; 3) приоритет прав над государством; саморазвитие государства как системы со своими элементами.

Очевидной и всё более нарастающей доминантой развития государств становится влияние на них международной среды. 20 век и особенно его последние десятилетия со всей очевидностью выявили:

1. усиление взаимозависимости государств в решении общепланетарных проблем;

2. расширение их многостороннего и двустороннего сотрудничества в сфере экономики и торговли, транспорта, информации и связи, культуры и науки, в гуманитарной области в целом;

3. всё большую “включённость” государств в орбиту деятельности межгосударственных объединений типа ООН, ЕС, СЕ, СНГ и международных организаций, “переплетённость” публичных институтов;

4. признание приоритета норм международного права над внутренним правом.

Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции, главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного государства нередко бывает весьма противоречивым. Зигзаги, повороты назад, непредсказуемые шарахания из крайности в крайность, особенно когда государственная власть используется в личных, групповых, клановых интересах, подчиняется узкопартийным целям и задачам, иной раз делают это развитие весьма противоречивым (фашизм в Германии, тоталитарные режимы в “социалистических” странах).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.