Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История возникновения и развития науки теории государства и права.






Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Демокрит, известный своей энциклопедичностью, считал, что благополучие граждан государства зависит от качества государственного управления, и утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству. Тяжело быть под властью человека более низкого. По самой природе управлять свойственно лучшему.

В системе философских знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества. Развивая идею философии права и концепцию естественного права, Н. М. Коркунов писал:

“Выяснение идеи права, определение его источника и тому подобные общие вопросы рассматривались в так называемой практической или этической философии. Но отдельной философии права не было ни в древности, вообще не знавшей дробного разветвления человеческого знания, ни в средние века, когда и этика почти всецело поглощалась богословием”. Не ранее XVII века образуется особая философская наука о праве(Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894. С. 19.).

На философию права, как отмечает русский правовед Г. Ф. Шершеневич, оказало влияние одно важное обстоятельство — это историческое разобщение между философией права и юридическими науками. Юристы занимались систематизированием и толкованием норм права, а философия права разрабатывалась учеными, по преимуществу не причастными к правоведению. Юристы изучали право в его фактическом состоянии, не задаваясь мыслью о том, каким оно может или должно быть, а философы создавали идеальное право, не зная, что такое право в действительной жизни и как применяются его нормы(См.: Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 15—16.).

Такая разобщенность существует и в наше время. Общая философия, математика, информатика, кибернетика, естествознание и другие науки, без которых немыслима современная практическая юриспруденция, живут собственной жизнью, а юриспруденции осмыслить собственные аспекты этих наук самостоятельно чрезвычайно сложно. Для общей пользы необходима интеграция взаимосвязанных с юриспруденцией знаний, их активное привлечение к теории и практике государственно-правового строительства жизни общества. Это положение в равной мере относится и к другим основополагающим общественным наукам: экономической теории, политологии, теории нравственности, логике, эстетике. Это предмет особого научного разговора, требующий объективного учета и анализа всех аспектов юриспруденции в различных отраслях научных знаний. Сближение общих и специальных знаний позволяет обеспечить в практическом смысле гармонию общественной жизни, построить справедливый порядок отношений между людьми, который будет освящен и надежно охраняем государством и правом. Нельзя же находиться в состоянии, которое образно изложил Шершеневич: “Философы не желают сходить с неба на землю, а юристы не хотят поднять своих глаз от земли повыше”.

Современная юриспруденция в той или иной мере связана со всеми отраслями знания прежде всего потому, что научная деятельность и результаты ее практического воплощения в реальные общественные отношения в конечном счете приобретают форму правоотношений, охраняемых государством.

Философия права является методологической базой юриспруденции. Общая философия и философия права соотносятся как целое и часть. Как составная часть философии, философия права не отличается от целого ни по своим функциям, ни по своим методам. По отношению к юридическим наукам философия права решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания. Общетеоретическая задача философии права, как считают многие ученые и практики, состоит в исследовании глобальных государственно-правовых категорий, которые лежат в основе всех юридических наук. При этом считается, что основной и высшей научной категорией юриспруденции является “право”, которое составляет явление “общественной”, а затем “государственной” жизни общества. Поэтому его научное понятие может выясниться только на фоне “государства”, которое в свою очередь предполагает понятие об “обществе”(См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 20.).

Диалектическое мышление русских юристов во многом превосходит научные взгляды на философские основы государства и права, изложенные в трудах зарубежных авторов. Философия права Шеллинга и Гегеля, общетеоретические взгляды на государство и право Канта, Фихте, Маркса и Энгельса, безусловно, характеризуются фундаментальностью, однако и они претерпевают серьезные испытания временем.

 

 

5, 6. Методология теории государства и права (система подходов и методов научного познания государства и права).

Методология теории государства и права – это система подходов и методов научного познания государства и права, посредством которых происходит познание основных закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права как самостоятельных целостных явлений.

Мировоззренческие подходы к научному познанию государства и права.

Экзегетическая теория (от «экзегеза» – толкование) создаётся всегда в результате истолкования неких конечных истин, которые не достигает учёный, а заимствует готовые из каких-либо источников. При этом таковыми могут выступать:

1. Религиозные учения. Содержащиеся в них божественные откровения являются основой построения научных доктрин всех религиозно-правовых систем, в том числе канонического, мусульманского права.

2. Политическо-философские учения. Например, советское правоведение в своих исследованиях на протяжении многих десятилетий не выходило за рамки узкого круга марксистских догм.

3. Труды научных авторитетов. Служащие объектом апологетического (апологет – приверженец, активный защитник и пропагандист какого-либо учения, теории, мнения и т.п., неумеренно и предвзято восхваляющий их) комментирования для их последователей. Такого подхода в своих исследованиях большей частью придерживались представители школы глоссаторов, выросшей из комментирования трудов римских юристов.

4. Нормативно-правовые акты. В этом случае экзегетический подход выступает как юридико-догматический, когда понятия государства, права, других юридических явлений прямо заимствуют либо выводят посредством формально-логического анализа из текста нормативно-правового акта. В своё время догматическое истолкование закона привело к возникновению нормативистской школы права.

Познавательные возможности экзегетического подхода весьма ограничены. Тот факт, что лежащие в основе экзегетической теории догмы не подлежат критике, придаёт данной теории характер обоснования уже известного. Теория не открывает качественно нового знания. В этих условиях научные исследования, как правило, выливаются в подбор иллюстрирующих канонизированные догмы цитат из текстов-первоисточников, а также в периодические кампании очищения положений последних от «нервного» толкования, борьбу против ревизий и научных ересей.

В конце концов, развитие основанной на экзегетическом подходе теории практически прекращается. Рано или поздно она объявляется завершённой. Особенностью экзегетической теории является то, что она существует, пока сохраняется авторитет её первоисточника. Причём поддержание данного авторитета мало зависит от самой науки, делающей её заложницей религии, политики и т.д.

Экзегетическая теория государства и права может стать внутренне непротиворечивой и логически завершённой, но зачастую не способна выдержать проверку практикой, которую в своих исследованиях старательно игнорирует.

 

Позитивный подход. Он является противоположностью экзегетического подхода в исследовании государства и права. Учённые – сторонники позитивного подхода – решают познавательные задачи не комментированием освященных чьим-либо авторитетом текстов, а посредством исследования реальных фактов государственно-правовой жизни общества. Если для экзегетов объект и предмет науки фактически совпадают («священные истины»), то для приверженцев позитивного подхода объект исследования – реальные социальные явления – и его предмет – знания о данных явлениях – чётко различаются.

Истоки позитивной теории всегда находятся в эмпирическом знании, т.е. полученном в результате наблюдения, практического эксперимента, иного опыта. Вместе с тем позитивный подход не исключает формулировку теоретических суждений высокого уровня абстракции и сведения их в единую систему путём логического согласования. Другое дело, что теоретические суждения должны поддаваться проверке с помощью эмпирических данных и уж во всяком случае не приниматься как бесспорная и полная истина, если они не позволяют объяснить результаты таких исследований.

Позитивный подход исследования государства и права значительно потеснил экзегетический особенно на рубеже 19-20 веков. Это связано с тем, что формально-догматическая юриспруденция, стремившаяся найти ответы на все вопросы правоведения в законе, была не в силах объяснить причины появления в Америке и Европе нового государственно-правового уклада жизни общества. Новая нормативная система не могла быть выведена из старой при помощи формально-логического анализа. Становление новых государственно-правовых порядков предопределялось действием неюридических факторов, никак не предусмотренных старыми законами или даже противоречащих им.

 

Выбор одного из двух вышеназванных мировоззренческих подходов в исследовании задаёт вектор движения теории государства и права к концептуальной модели данных явлений. В то же время по ходу этого движения перед исследователем встаёт огромное количество конкретных познавательных задач, для решения которых должны использоваться разнообразные конкретные методы познания.

6.Методы теории государства и права – это приёмы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов.

…. Общенаучные методы познания государства и права – это самые общие подходы к исследованию, всеобщие принципы познания, используемые всеми науками.

1. Диалектическая логика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика является всеобщим методом познания и требует учитывать в процессе познания окружающей действительности всеобщую взаимосвязь и постоянное развитие явлений. Эти принципы конкретизируются законами диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), а также категориями диалектики - понятиями, отражающими всеобщие связи бытия (сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность, единичное, особенное и общее и др.).

2. Формальная логика – это наука о приёмах и способах мышления. Разнообразные логические операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение, моделирование и др.), законы логики (тождества, противоречия, исключение третьего, достаточного основания и др.).

3. Системный подход – в отношении государства и права предполагает их понимание как целостных систем, входящих в качестве элементов в более сложную систему, каковой является общество в целом.

4. Структурно-функциональный метод – основан на том, что все государственно-правовые явления имеют внутреннюю структуру, и в то же время сами входят в качестве составного элемента в другую, более общую структуру. В ходе структурно-функционального анализа вычленяются отдельные элементы структуры, даётся их функциональная характеристика, анализируются их взаимосвязи.

…..Специальные научные методы – они разрабатываются в рамках отдельных специальных наук и широко используются для изучения государства и права.

1. Социологический метод – позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приёмов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Он используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями социального развития.

2. Статистический метод – позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких, как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. Статистические исследования складываются из трёх стадий: сбор статистического материала, сведение его к единому критерию и обработка.

3. Кибернетический метод – позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств (компьютеров и т.д.) кибернетики познать государственно-правовые явления. Глубже познать государственно-правовые закономерности можно и при содействии системы её понятий (управление, информация, прямая и обратная связь, оптимальность и др.).

4. Математический метод – это совокупность приёмов оперирования с количественными характеристиками.

…Частные научные методы – главная особенность их заключается в том, что они вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются только в пределах этих наук.

1. Формально-юридический метод – позволяет определять юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых норм и т.п.

2. Сравнительно-правовой метод – позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы, в целях выявления их общих и особенных свойств.

3. Юридическая герменевтика – построена на исследовании реального содержания правовых актов и иных действий, исходя из знания социального контекста, в котором они принимаются, совершаются.

Важнейшие принципы (подходы) общетеоретического исследования.

1. Принцип всесторонности исследования государства и права. Основной смысл его заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями.

2. Принцип историзма в исследовании государства и права. Он означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи.

3. Принцип объективности в исследовании государства и права. Означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение её такой, какой она существует реально.

4. Принцип конкретности в исследовании государства и права. Данный принцип требует от теории государства и права точного учёта всех условий, в которых находиться объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития.

5. Принцип плюрализма в исследовании государства и права. Речь идёт о многоаспектности в исследовании государства и права.

Методы построения теории.

1. Гипотетико-дедуктивный метод – основан на предположительном выборе ключевого понятия, а остальные понятия формируются как производные от него, ему подчинённые. Например, при построении теории права представители различных школ правоведения могут развёртывать понятие права, выбирая ключевой категорию: нормы права (нормативная школа права); правоотношения (социологическая школа права); правосознания (психологическая школа права) и т.д. Соответственно все остальные категории, развёртывая содержание ключевой, обретают в зависимости от него собственный смысл.

2. Содержательно-генетический метод – основан также на допущении. Только здесь это допущение того, что какое-либо понятие обозначает генетически начальную ступень образования исследуемого государственно-правового явления. Понятие, характеризующее развитую форму последнего, образуется как результат понятия «первоклеточки», которое вовсе не обязательно должно быть основным понятием теории. В литературе предостаточно примеров, когда право в своей развитой форме выводилось из фактических отношений владения, товарного обмена, игравших роль правовой «первоклеточки».

И содержательно-генетический, и гипотетико-дедуктивный методы построения государственно-правовой теории основаны на допущении, гипотезе при выборе исходного для развитии теории понятия

 

7, Место теории государства и права в системе гуманитарных наук.

ТГП - наука гуманитарная. Поэтому она взаимодействует с другими гуманитарными науками и с ними связана. Достаточно сопоставить ТГП с теми гуманитарными науками, которые соприкасаются с вопросами ГиП. К таким наукам относится: философия, общая социология, экономическая теория, политология, культурология и история. Предметы этих наук значительно шире, и государственно-правовые явления изучаются ими в связи с другими вопросами, входящими в предметы этих наук. Все эти науки по отношению к ТГП - общие, потому что они изучают более общие вопросы. ТГП по отн-нию к этим наукам - частная, т.к. предмет этой науки не выходит за пределы гос-правовых явлений.

Все гуманитарные науки можно разделить на общие и частные.

· Общие – науки, предмет которых охватывает достаточно широкий круг явлений. (Философия, общая социология, общая экономическая теория, политология и т.д.).

· Частные – науки, предмет кот. охватывает менее широкий круг явлений по сравнению с общими гуманитарными науками. (Этика, эстетика, псих-е, юридические и др. гуманитарные науки).

Общие гуманитарные науки вырабатывают наиболее общие положения и выводы об обществе и общественных явлениях, на которые опирается ТГП при исследовании своего предмета. Также, общие гуманитарные науки при исследовании своих предметов нередко затрагивают вопросы государства и права, в связи с чем им приходится обращаться к юридическим наукам, соответственно к ТГП. Следовательно, в системе гуманитарных наук ТГП наиболее тесно связана с общими гуманитарными науками. Также ТГП определенным образом связана и с частными гуманитарными науками (но не настолько тесно).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.