Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Достоинства Давида как царя и богодухновенного писателя 5 страница






Произнес пророчество о добрых смоквах, крые переселяются в Вавилон (24 гл.)

На разрушении Иерусалима его личные бедствия не закончились – пережил убийство Годолии, наместника вавилонского царя и из страха перед вавилонянами был насильно уведен в Египет. Там скончался, по преданию – мученически.

Особенности книги Иеремии

Нет описаний каких-либо загадочных видений, таинственных образов. В основном это его личные речи, отличающиеся абсолютной прямотой. Пророчества излагаются прямо, без к-либо намеков, недоговоров, полуфраз. Речь проста, безыскусна, не отличается к-либо художественными приемами. В его речи очень много субъективных молитв, много говорит от себя лично – о личных страданиях, переживаниях.

Остальные особенности его книги обусловлены временем, в крое он проходил свое служение – тяжелое, кризисное время для государства. Не то время, когда можно было составлять книги. Книги его представляют простой сборник речей, иногда без всякой системы.

21, 1; 24, 1; 25, 1; 26, 1 – т.е.хронология как бы в обратном порядке.

 

 

--------------------

 

2 часть: 26-45 гл. – большее количество личных моментов из жизни пророка Иеремии, в особенности после разрушения Иерусалима

3 часть: 46-51 гл. – пророчество о других народах

и 52 гл. – историческое приложение, заимствование из последней главы 4 Царств.

Существовало две редакции (более короткая и более пространная) кн.Иеремии. Септуагинту переводили по короткой редакции. Там главы и части расположены совершенно иначе. Славянский перевод – нечто среднее между Септуагинтой и еврейским текстом. Порядок глав как в еврейской, но переведена с Септуагинты.

 

ПРИЗВАНИЕ ИЕРЕМИИ К ПРОРОЧЕСКОМУ СЛУЖЕНИЮ

Иер.1 гл.

1 Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой,

Т.е.был священником и жил в Анафофе.

2 к которому было слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его,

Был призван на служение при царе Иосии.

3 и также во дни Иоакима, сына Иосиина, царя Иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосиина, царя Иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце.

Правление Иохаза и Иехонии были очень кратким, и с ними не связана к-либо веха пророческого служения Иеремии.

До переселения – помещены слова Иеремии, крые были произнесены в этот период. С переселением Иудеи – заканчивается миссия Иеремии.

4 И было ко мне слово Господне: 5 прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.

Иеремия был призван к пророческому служению еще до своего рождения.

6 А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод.

Смирение Иеремии. Также кроме того, видно, что был молодым человеком, а слова молодого юноши не воспринимаются серьезно. И видимо, Иеремия, будучи священником, не проходил никакой риторической подготовки, чего в общем-то и не было у евреев.

7 Но Господь сказал мне: не говори: " я молод"; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. 8 Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь.

Т.е.Сам Господь поддерживает правых и избавит его от смерти.

9 И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои.

Чем-то напоминает призвание Исаии. Но ап.Павел пишет – слова Божии нельзя выразить человеч.языком, о немощи человеч.языка. И Иеремия получает этот дар выражения человеческим языком Божественных слов.

10 Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать.

Не только губить и разрушать, но еще и созидать и насаждать. То есть, эти два процесса должны сопутствовать друг другу. Губить злых людей – чтобы создалось истинное человечество. Своей проповедью пророк созидал души людей.

11 И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. 12 Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось.

Миндальное дерево первым дает ростки, т.е.оно является сигналом весны.

13 И было слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты? Я сказал: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера. 14 И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли. 15 Ибо вот, Я призову все племена царств северных, говорит Господь, и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах Иудейских. 16 И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих.

Бегство от севера – из Месопотамии, т.к.отделена цепью гор, то шли в обход. Путь т.о.удваивался, зато шли по нормальной дороге. Второе – опасность с севера, т.к.и ассирийцы, и вавилоняне шли с севера. Народы, завоеванные вавилонянами, должны были служить в его войсках.

17 А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их. 18 И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей. 19 Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя.

С одной стороны, призыв к мужеству, с другой – и угрозы самому Иеремии – «чтобы Я не поразил тебя». Пророк не должен малодушествовать. Повторяется обещание безопасности.

 

ОБЛИЧЕНИЕ НЕРАДИВЫХ ПАСТЫРЕЙ

23 гл.

Пастырь – не обязательно священник, но и любой руководитель народа, любой народный начальник – священник, судья, царь, князь и т.д. Т.к.евреи были пастушеским народом, то применительно к ним и дается образ пастуха. Задача каждого пастуха – в увеличении поголовья стада, заботиться о стаде. Также призвание пастуха – охранять свое стадо.

1 Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! говорит Господь.

Обличение более резкое, чем у Иезекииля. Иногда пастухи делали противоположно своим задачам – пасли чужое стадо, губили и разгоняли овец.

2 Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь.

Т.е.придется нести ответственность перед Богом.

3 И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться. 4 И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь.

Здесь пока идет исторический смысл. Господь не обещает собрать всех овец, а только остаток. Мысль об остатке.

5 Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. 6 Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: " Господь оправдание наше! "

Если у Исаии – пророчество об отрасли из корене Иесс., то у Иеремии Отрасль – это уже определенное понятие, Которая будет мудрой, и суд и правда Его будут нелицемерными. Явный мессианский смысл.

7 Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: " жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской", 8 но: " жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их", и будут жить на земле своей.

Возвращение из плена – в историческом смысле.

Отдельные стихи:

9 О пророках. Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я - как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа и ради святых слов Его, 10 потому что земля наполнена прелюбодеями, потому что плачет земля от проклятия; засохли пастбища пустыни, и стремление их - зло, и сила их - неправда,

Если оставить личные впечатления пророка, то можно говорить о прелюбодеяниях как физических, так и духовных. Здесь, безусловно, он опирается на пророка Осию (жил больше чем на 100 лет раньше Иеремии). За грехи пророков лишается плодородия земля (Второзак.).

11 ибо и пророк и священник - лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь.

Это нечестие – 8 гл.Иезек.

13 И в пророках Самарии Я видел безумие; они пророчествовали именем Ваала, и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля. 14 Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мною - как Содом, и жители его - как Гоморра. 15 Посему так говорит Господь Саваоф о пророках: вот, Я накормлю их полынью и напою их водою с желчью, ибо от пророков Иерусалимских нечестие распространилось на всю землю.

Пророки северного царства пророчествовали от имени Ваала, но по крайней мере просто вели в язычество Северное царство. Вина же пророков иерусалимских куда больше, т.к.пророчествуют именем Бога. Еще и поддерживают грешных людей (руки злодеев).

21 Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали.

25 Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: " мне снилось, мне снилось". 26 Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца?

28 Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь.

Хотя и есть примеры пророческих снов (Иосиф, Иаков), все-таки нельзя считать сны всегда откровением. В данном случае как раз и говорится о противоположном.

 

ПРОРОЧЕСТВО О 70-ЛЕТНЕМ ВАВИЛОНСКОМ ПЛЕНЕ

25 гл.Иеремии

7 Но вы не слушали Меня, говорит Господь, прогневляя Меня делами рук своих, на зло себе. 8 Посему так говорит Господь Саваоф: за то, что вы не слушали слов Моих, 9 вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением. 10 И прекращу у них голос радости и голос веселия, голос жениха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника. 11 И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет. 12 И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею. 13 И совершу над тою землею все слова Мои, которые Я произнес на нее, все написанное в сей книге, что Иеремия пророчески изрек на все народы. 14 Ибо и их поработят многочисленные народы и цари великие; и Я воздам им по их поступкам и по делам рук их.

Содержатся и угрозы, и одновременно утешения, т.е.пророчество носит смешанный характер. С одной стороны, предсказывается ужас войны, пленения, рабства. С другой стороны, есть и элемент утешения. Плен продлится не вечно, а только 70 лет. А поскольку халдеи сами отличаются нечестием, то они будут сами за него наказаны.

Число 70 лет, конечно, условное. 605 год – это начало плена (когда Иоаким стал данником Вавилона). 538 год – это указ Кира о прекращении плена. Получается 67 лет. Те, кто были уведены при Седекии, соответственно, пробыли там меньше 50 лет. Поэтому старики, крые помнили старый храм, плакали при виде нового храма.

 

ПРОРОЧЕСТВО О СПАСЕНИИ И О НОВОМ ЗАВЕТЕ

В главах 28-31 содержится некоторая часть утешительных пророчеств. В частности, 31 глава. В узком смысле слова, конечно, исторические – пророчество о возвращении из плена.

15 Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет.16 Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской.

Плач Рахили – мертвая Рахиль изображается плачущей. Рахиль похоронена около Вифлеема (ок 7 км на юг от Иерусалима). Рама – на северо-западе, в колене Ефремове. Т.о., смысл пророчества – Рахиль плачет так сильно, что ее вопль слышен в Раме, и рыдания разносятся на многие километры вокруг.

Пророк предвозвещает, что ее дети и потомки возвратятся из земли неприятельской.

В мессианском смысле это пророчество используется у евангелиста Матфея – при избиении Вифлеемских младенцев.

29 В те дни уже не будут говорить: " отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина", 30 но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет.

Иеремия вводит здесь понятие индивидуальной ответственности за грех. Подробней говорится у Иезекииля. Хотя эта идея вовсе не чужда и синайскому законодательству.

31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: " познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.

Это уже в собственном смысле пророчество о Новом Завете. Здесь дается новое осмысление происшедшего на Синае (поклонения золотому тельцу и событий с этим связанных).

Тот завет рассматривается как нарушенный. И все время от Синая до Нового Завета рассматривается Иеремией как время простого союза Бога и Израиля.

Отличительные черты Нового Завета: там не будет писанного закона (как скрижали в Ветх.Завете), а закон будет написан на внутренних скрижалях сердца, закон будет внутренним содержанием жизни человека. Уже не будут учить друг друга.

Последний признак Нового Завета – это прощение грехов.

 

КНИГА ПЛАЧА ИЕРЕМИИ

Название «Плач Иеремии» - взято из Септуагинты. В еврейском оригинале – Иха или Кинот (2 варианта названия). Иха – как, каким образом, почему. Кинот – плач, плачевные песни. Греч.название – фрини (треной – тета ро эта ню омикр.йота) – плач, рыдание, плачевный песни.

Книга состоит из пяти глав – знак равенства пяти частям псалтири. Представляет собой сборник песен. Составлены в строгом порядке. Каждая песнь состоит из 22 стихов (в 3й песни их 66, но здесь каждая строфа пронумерована трижды).

Вопрос об авторстве – в оригинале авторство не указывается. Есть ряд косвенных указаний на прор.Иеремию.

1) 2 Пар.35, 25 – 25 Оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной; и говорили все певцы и певицы об Иосии в плачевных песнях своих, известных до сего дня, и передали их в употребление у Израиля; и вот они вписаны в книгу плачевных песней.

- что Иеремия умел писать плачевные песни, известные до сего дня.

2) 3-я и 5-я песни (особенно 3) представляют собой сетования: 3-я – индивидуальное, 5-я – общее, коллективное. Это та черта, края характерна и для книги прор.Иеремии – передача личного момента, личных переживаний.

3) Также ясно, что книга написана человеком, крый сам был свидетелем катастрофы Иерусалима. Кроме того, он описывает Иерусалим в разных состояниях – заброшенном (1я песнь) и затем разрушенном. Значит, этот человек д.был пережить осаду Иерусалима, а потом остаться в заброшенном городе, а потом еще пережить его разрушение. И судьба прор.Иеремии вполне соответствует всему тому, что можно видеть в книге Плача.

Но понятно, что могли быть и другие авторы, т.к.песен много.

Также надо помнить, что Иерусалим разрушен не сразу после захвата Иерусалима. Разрушение города – это тоже большая и долгая работа.

Разрушение началось через год после захвата (Ис…?.) Этим и обусловлена разница в описании состояния города.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.