Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преподаватель - прот.Николай Диваков






ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

III курс МДС, 2003/04 уч.год

Преподаватель - прот.Николай Диваков

 

Вопросы на промежуточный зачет 2003 года

 


1.Исторические книги Ветхого Завета

2.Книга Иисуса Навина

3.Иисус Навин в Пятокнижии

4.Переход через Иордан

5.Взятие Иерихона

6.Взятие Вефиля и Гая

7.Битва под Гаваоном и при озере Мером

8.Последние годы жизни Иисуса Навина

9.Жертвенник заиорданских колен

10.Общая характеристика периода судей

11.Аод

12.Девора и Варак

13.Гедеон

14.Авимелех

15.Иеффай

16.Идолопоклонство в доме Михи

17.История с наложницей левита

18.Книги Царств

19.Книги Паралипоменон

20.Рождение Самуила

21.Песнь Анны

22.Деятельность пророка Самуила

23.Вступление Саула на царство

24.Правление царя Саула

25.История жизни Давида от помазания до вступления на престол

26.Давид и Саул

27.Ионафан

28.Правление царя Давида

29.Пророчество Нафана об утверждении дома Давида

30.Войны царя Давида

31.Давид и священство

32.Религиозная деятельность даря Давида

33.Амнон и Авессалом

34.Восстание Авессалома

35.Восстание Савея

36.Перепись царя Давида

37.Грех царя Давида

38.Иоав

39.Давид, Мемфивосфей, Иевосфей, Авенир, Амессай

40.История Адонии и воцарение Соломона

41.Правление царя Соломона

42.Храм Соломона

43.Ровоам

44.Иеровоам

45.Авия, Аса, Иосафат

46.Вааса, Ила, Замврий, Амврий

47.Ахаз

48.Пророк Илия

49.Пророк Елисей

50.Династия Ииуя

51.Гофолия

52.Ахаз и Манассия

53.Царь Езекия

54.Царь Иосия

55.Последний период северного Израильского царства

56.Последний период южного Иудейского царства

57.Молитва царя Манассии

58.Первая книга Ездры

59.Книга Неемии

60.Общая характеристика книги Есфири

61.Обзор содержания книги Есфири

62.Неканонические книги

63.Вторая книга Ездры

64.Недостоверные места второй книги Ездры

65.Общая характеристика книги Товита

66.История Товита

67.История Товии

68.Книга Иудифи и ее литературные особенности

69.Обзор содержания книги Иудифи

70.Эллинизация Востока

71.Нестроения в иудейском обществе и гонения Антиоха Епифана

72.Восстание Маттафии

73.Подвиги Иуды Маккавея

74.Подвиги Ионафана Маккавея

75.Правление Симона Маккавея

76.Примеры стойкости в вере по маккавейским книгам

77.Третья Маккавейская книга

78.Третья книга Ездры

79.Учение пророков

80.О цели пророческого служения

81.Понятие о пророческих книгах и их значение

82.Главный предмет пророчества. Единство и различие пророчеств

83.О пророческом вдохновении и о способах получения пророками откровений от Бога

84.Способы изъяснений пророчеств

85.Критерий истинности пророка

86.Библейский и хронологический порядок пророков

87.Сведения о жизни пророка Исаии и исторические события во время его служения

88.Характер изложения, разделение на части и очерк содержания книги пророка Исаии

89.Пророчество о возвышении горы Господней. Ис.2, 1-4

90.Призвание Исаии к пророческому служению. Ис.6

91.Пророчество о рождении Еммануила от Девы. Ис.7, 14

92.Пророчество о возвышении Галилеи языческой. Ис.9

93.Пророчество о происхождении Господа Иисуса Христа из рода Иессеева и о получении им полноты даров Святого Духа. Ис.11, 1-6

94.Пророчество о пустыне жаждущей. Ис.35

95.Пророчество о гласе вопиющего в пустыне. Ис.40, 1-11

96.Песни Раба Господня. Первая песнь. Ис.42, 1-9

97.Вторая и третья песни раба Господня. Ис.49, 1-7 и 50.4-9

98.Четвертая песнь раба Господня. Ис.52, 13-15 и 53.1-12

99.О помазаннике Господнем и его Церкви. Ис.61.1-10

100.Личность, служение и эпоха Иеремии

101.Особенность пророчеств Иеремии по содержанию, языку и способу изложения. Разделение книги на части и очерк содержания.

102.Призвание Иеремии к пророческому служению. Иер.1

103.Обличение нерадивых пастырей и лжепророков, предсказание о Пастыреначальнике из дома Давидова. Иер.23

104.Пророчество о 70-летнем Вавилонском плене. Иер.25. Пророчество о спасении из плена и о Новом Завете. Иер.31

105.Книга плача Иеремии

106.Послание Иеремии

107.Книга пророка Варуха

108.Личность и служение пророка Иезекииля. Построение и особенности изложения книги

109.Видение подобия славы Господней. Иез.1

110.Призвание Иезекииля к пророческому служению. Иез.1.3-15

111.Начало служения пророка Иезекииля. Обязанности пророка. Иез.3, 16-27

112.Символические действия пророка Иезекииля

113.Учение об индивидуальной ответственности за грехи. Иез.14, 18

114.Обязанности пастырей. Иез.33, 1-9. Обличение пастырей еврейских и предсказание о Мессии. Иез.34

115.Пророчество о воскресении. Иез.37

116.Описание символических видений нового города и храма, имеющих мессианское значение. Иез.40-48

117.Видение заключенных врат храма. Иез.44, 1-4

118.Личность, служение и эпоха пророка Даниила. Состав, язык оригинального текста и содержание книги пророка Даниила

119.Истолкование Даниилом сновидений

120.Откровение о семидесяти седминах. Дан.9

121.Неканонические места книги пророка Даниила

122.Личность пророка Осии и его время

123.Книга пророка Осии и его мессианские пророчества

124.Книга пророка Иоиля

125.Книга пророка Амоса

126.Книга пророка Авдия

127.Книга пророка Ионы. Обзор содержания

128.Книга пророка Ионы. Проблема историчности и учение книги

129.Книга пророка Михея

130.Книга пророка Наума

131.Книга пророка Аввакума

132.Книга пророка Софонии

133.Книга пророка Аггея

134.Книга пророка Захарии. Личность и служение пророка. Обзор содержания книги

135.Мессианские пророчества Захарии

136.Книга пророка Малахии.


 

Исторические и пророческие книги Ветхого Завета (36 книг)

Период 1100 г. (вступление И.Навина в землю обетованную) – 142 г. (Симон Маккавей)

 

Учебник Владыки Сергия. Священное Писание Ветхого Завета, для 3 класса – очень краткий.

о.Михаил Херасков

Учебник Афанасьева

По отдельным книгам – много разного материала. И Толковая Библия Лопухина, и святых отцов,...

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ

К ним относятся те, крые отображают историю Израиля от вступления в Землю обетованную до династии Маккавеев включительно. Более конкретно – до вступления во власть Иоанна Гиркана. Этих книг 19, из них 12 канонических и 7 неканонических. В еврейской Библии часть из этих книг помещена в пророческом отделе: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Самуил (1-2), Цари (3-4). Другая часть этих книг относится к Писанию: Паралипоменон, Ездра, Неемии, Есфирь.

Основная идея этих книг – зависимость благополучия Израиля от верности Богу. Земля обетованная – это символ земного рая. Это место хранения души. И когда человек нарушает закон, идет против воли Творца, он лишается права обладания этим земным раем.

Пик бедствий – Вавилонский плен – также имеет свое положительное значение для Израиля. Если в допленные времена идолопоклонство, язычество было просто обычным явлением в Израиле, то в послепленные времена Израиль окончательно утверждается в вере в Бога. Можно сказать, что как в Египте происходит этническое становление Израиля, так в Вавилонском плену – его религиозное становление.

 

КНИГА ИИСУСА НАВИНА

ЁШУА, греч. - ИИСУС НАВИН

Деление по содержанию:

1-12 главы – история завоевания Ханаана

13-21 главы – разделение Земли обетованной

22-24 главы – заключение книги. Общее собрание Израиля и завещание Иисуса Навина.

Цель написания книги – та, же, что и всех исторических книг. Четко прослеживается благополучие Израиля от верности Богу. Это несмотря на то, что книга, кажется, рассказывается о совершенно фантастических победах войска И.Навина над огромными союзными войсками ханаанских царей.

Для вступления в Землю обетованную требуется безусловное соблюдение закона (напр. - история Ахана)

Об авторстве: И.Навин – постоянный спутник, слуга Моисея, самое доверенное к нему лицо. Первый раз И.Навин упоминается в 17 главе, с 9 ст. в битве с амаликитянами, как военачальник. Также упоминается при восхождении Моисея на гору Синай, находился у подножия горы. Он действительно был одним из соглядатаев, посланных в Землю обетованную. Был от колена Ефремова. Тогда происходит его переименование из Осии в Иисуса. Особо можно отметить его особую любовь к Богу. Исход 33, 11: а юноша Иисус Навин не отлучался от скинии.

Перед своей смертью Моисей передает ему власть. И.Навин прожил 110 лет, и именно при нем Израиль сохранял верность Богу.

Далеко не всеми бесспорно признается авторство И.Навина. Что может говорить против его авторства: напр.19 глава – о завоевании коленом Дана Лаиса. Это событие происходило во времена Судей и описывается подробно в 18 главе Судей. Об идолопоклонстве в доме.... и обстоятельствах завоевания Лаиса. Правда, у И.Навина называется Лаис, а у Судей – Ласет. Это, впрочем, может говорить также и о позднейших редактированиях той или другой книги.

Еще одно место, крое вызывает сомнения: 6, 25: о проклятии строителя Иерихона – последняя часть стиха – вставка из греческой Библии (так и сделал Азар?: на первенце своем...).

В пользу авторства И.Навина говорит точное и беспристрастное описание событий. Есть подробное описание местности, где происходили события, подробное описание событий, вплоть до таких деталей, крые может указать не рядовой солдат, воин, а тот, кто находится в центре всех событий и в курсе всего хода битвы.

В пользу авторства И.Навина также древние свидетельства, в т.ч. раввинистические. Также и филологические формы встречаются те, крые впоследствии не употребляются.

Т.о., по-видимому, книга принадлежит И.Навину.

 

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ИОРДАН

Вступление в Землю обетованную в буквальном смысле получает свое отражение как вступление в земной рай. Народ вводится туда Богом, и это получает свое внешнее отражение. Так, впереди стана шли не знамена, ни какие-то вооруженные отряды, а шли приблизительно за 1 км священники с Ковчегом Завета. При Моисее во время странствования по пустыни шел столп облачный. Теперь – Ковчег Завета. Т.к.с момента перехода Иордана Израиль уже собственник Земли обетованной и уже сам должен управлять в своей земле. Так же с момента перехода Иордана перестала выпадать манна. Т.к.с того дня стали питаться уже произведениями Земли обетованной. Переход через Иордан – с библейской т.зрения уже свершившийся факт того, что Израиль уже владеет этой землей.

Господь совершает через И.Навина такие чудеса, крые вполне сопоставимы с предыдущими чудесами, что были при Моисее. Так, во время разлива Иордана течение было остановлено. 3, 15: когда ноги священников.... Время разлива – это не время, благоприятное для войны, а время сбора урожая. Не то время, когда выступали на войну. Тем не менее, именно в это время Израиль переступает этот порог. Это первое чудо. В память об этом И.Навин повелевает взять со дна Иордана 12 камней по числу 12 колен и соорудить из них жертвенник.

Второе чудо – это завоевание Иерихона. Как обычно происходило завоевание городов: противник подступал к городу, сначала увещали город сдаться без боя. Но естественно, все заранее готовились к осаде, готовили запасы продовольствия и т.д. 2 пути у осаждающих – либо штурм, либо длительное изматывание голодом. Запасы продовольствия кончаются, и силы защищающихся истекают. Но здесь ничего подобного не было. Завоевание происходило совершенно по-иному. Первое событие перед завоеванием – то, что грозило гибелью Израилю. После перехода через Иордан И.Навин совершил обрезание Израиля. Напади на них хананеи в эти дни – и весь народ бы погиб в таком болезненном состоянии.

Есть одно место, трудное для истолкования. Можно толковать двояко. 5, 13 – 6, 1. Явление - “вождь воинства Господня”... сними обувь свою... Иерихон заперся... вот я предаю в руки твои...

Здесь не было осадных орудий, насыпания валов, обстрела. Если бы это событие происходило в христианскую эпоху, мы бы называли этот поход крестовым. Было обхождение вокруг города.

Все, что находится в городе – это все заклятое. То есть, все поселение уничтожается (кроме семейства Раав-блудницы), а серебро и золото д.б.посвящено Богу. Все эти события поднимали авторитет И.Навина, делали его авторитет настолько же непреложным, каков был авторитет Моисея.

 

гл.22 Жертвенник заиорданских колен

Колена Рувима, Гада и половина колена Манассиина воздвигли жертвенник на восточном берегу реки Иордан. Это было воспринято другими коленами как вызов, как религиозное восстание, и они собрались идти войной против заиорданских колен. Посольству, крое было направлено к ним, эти колена объяснили, что жертвенник был воздвигнут не как знак религиозного обособления, а наоборот, как символ религиозного единства.

 

гл.23. Завещание И.Навина

Старейшина колен И.Навин завещал хранить верность Богу, не вступать в родство с народами и продолжать завоевание.

 

Гл.24. Обращение И.Навина ко всему Израилю.

Здесь излагается обычная для Востока речь с упоминанием всех благодеяний Божиих, начиная с Авраама. Есть один интересный момент, показывающий, что служение Богу основывается на доброй воле.

Стихи 15, 16: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам...

Т.е. И.Навин даже предлагает выбор, служить ли другим богам. При этом свой выбор он, конечно, уже сделал.

Итак, И.Навин видел слабость народа относительно исполнения закона, чтобы полностью исполнять закон. Видимо, он говорит эти слова именно для того, чтобы возбудить ревность в народе, чтобы народ осознал, что служение Богу – это целый жизненный путь.

21-25 стихи: вы свидетели, что будете служить... отвергните других богов.... и народ заключил завет с Иисусом...

Но служение Богу д.б.всецелым, оно не совместимо с идольским служением. Т.е.сам народ избирает служение именно Господу.

 

КНИГА СУДЕЙ

евр.СОФЕТИН, греч.КРИТЭ

Охватывает период от И.Навина до начала теократического правления в Израиле (до нач.правления пророка Самуила). Отображает печальный период в истории Израиля. Тот период, крый наступил после смерти И.Навина, период духовного упадка. Народ стал смешиваться с язычниками, стал перенимать их обычаи и самое главное – идолопоклонство. Т.е.происходило не только этническое смешение. Соответственно, наступали уже и внешние бедствия. Правда, и в этот период Господь тоже не оставляет народ своим попечением, посылает им Судей. О некоторых из них рассказывается довольно подробно, а о некоторых дается просто краткое упоминание.

О таких судьях, как Гедеон, Самсон, повествуется довольно подробно.

Об авторстве книги: вероятнее всего, автором надо считать пророка Самуила. На тот период иевусеи еще живут в Иерусалиме (их крепость взял только Давид).

Гл.21, 25 стих (заключительн.) - и не было царя у Израиля... Т.е., возможно, автор, кто это писал, уже видел царя. М.б., Самуил, крый восстановил религиозное единство Израиля и способен был давать характеристику прошедшей эпохи.

Деление по содержанию:

1-2 главы – вступление. Повествуется о первых благополучных временах после смерти И.Навина, но также говорится о невыполнении Израилем постановлений Божиих, о неизгнании народов. Здесь же говорится о переходе от благополучных времен к временам упадка.

3-16 главы, основная часть книги. Собственно история судей и плачевное состояние Израиля.

17-21 главы, заключение. Как бы 2 приложения, крые очень ярко характеризуют состояние Израиля. 17-18 гл. - идолопоклонство в доме Михи...?, 19-21 главы – история с наложницей левита. Показывают, насколько глубоко падал Израиль в это время, глубину падения.

История Руфи выделена в отдельную книгу. По периоду времени ее тоже можно поместить сюда же.

 

Святоотеческое толкование чудесного орошения руна Гедеона, 6 гл.

Гедеон по-человечески просит от Бога знамения, чуда, подтверждения того, что ему суждено избавить Израиль от мадианитян. Просит, чтобы на руне была вода, а вокруг было сухо. И наоборот. Все сбылось и осуществилось. Когда на шерсти была вода, это символизирует ветхозаветный Израиль. Это единственный народ, где хранилась верность Богу. Второе явление – символизирует распространение веры среди других народов, в то время как Израиль не принял спасение.

 

Краткий экскурс по книге, показывающий состояние Израиля в этот период, его падение. Из какой глубины пропасти вытащил свой народ пророк Самуил.

1, 21. иевусеи... живут с сынами Вениаминовыми до сего дня

26 стих – Израиль сделал хананеев данниками, но не изгнал их. (Так экономически выгодно)

–явление Ангела... что не будет больше изгонять народ.

Вся история идет как по кругу: Отступление от Бога – бедствия, нашествие врагов, покорение врагами – избавление через судей – потом опять все по новой.

Кстати, сами судьи не всегда были на высоте. Взять того же Гедеона. Одержал он победу над мадианитянами, и что произошло дальше: 6, 22-28 – дайте мне каждый из добычи своей по серьге. Весу было 1700 золотых сиклей, кроме... Сделал из него... и поставил в городе своем и стал сетью для него...

6, 6 – и возопили сыны Израилевы ко Господу.

С другой стороны, Стихи 27-34: Гедеон разрушил жертвенник и срубил дерево Ваала ночью, т.к.боялся за свою жизнь.... Выдай нам сына своего, чтобы предать нам его смерти. Это о чем-то говорит. Вот как возопили ко Господу.

Еще одно место: 9, 27: собирали виноград свой, ели и пили, ходили в дом бога своего и проклинали Авимелеха. Полная анархия, отсутствие власти и авторитета, сам царь для них не авторитет.

Т.е.состояние Израиля – полное безразличие к вопросам веры, к государственной власти, полной разрозненности и разобщенности. Судьи тоже не имели высокого авторитета. Напр., Гедеон пошел небольшим отрядом против мадианитян, а ефремляне открыто выступали против него. Т.е.он уже не был для них никаким авторитетом. А Самсона и вовсе отдали филистимлянам. Более того, к концу периода судей – можно сказать, они вообще не имели никакого авторитета. И часто судьями называются просто предводители отдельных групп. Самсон – это богатырь из народа, который своей силой буквально творил чудеса. " Не было царя, каждый делал то, что ему казалось справедливым". В самом конце периода судей авторитетом стал пророк Самуил.

И пик падения всего, что описано в книге Судей – это то, что произошло с наложницей левита.

Судьи:

Гофониил (племянник и зять Хорева),

Аод,

Самегард,

Девора и Варак – избавили от Оависа, царя Ханаанского,

Гедеон,

Авимелех,

Фола, из колена Исахара

Иаир из Галаада

Иефай

Есевон из Вифлеема

Елон

Авдон (эти три судьи - 12, 8-13)

Самсон

Емегар – 16, 31 – только в Септуагинте

Илий первосвященник

Самуил.

 

КНИГА РУФЬ

евр., греч., - Руфь

Можно рассматривать как одно из приложений к книге Судей, правда, это повествование имеет уже положительный оттенок. Трудно назвать автора, видимо – пророк Самуил. В еврейской Библии книга относится к разделу не пророков, а писаний. Явно написана уже в период царей, причем во время, когда Давид был уже известной личностью.

1, 1 – Когда управляли судьи... - говорит о периоде судей уже в прошедшем времени.

Конец, 17-22 ст. Овид, отец Иессея, отца Давидова... Уже Давид упоминается, т.е.он уже что-то значит, о нем уже было известно, хотя он был младшим сыном Иессея. Эти данные указывают на личность пророка Самуила.

Поступок Руфи, когда она пришла к Воозу ночью – нормальный и даже похвальный с т.зрения древней морали и закона Моисеева. Здесь нет ничего странного.

 

КНИГИ ЦАРСТВ

В греческой и славянской Библии – 4 книги Царств. В еврейской Библии – 1 и 2 книги представляют собой одну книгу – Сеферь Шамуэль, книга Самуила. 3 и 4 книги – тоже одна книга, Цари. В западной Библии называются – 1 и 2 книги Самуила и 1 и 2 книги Царей.

Перид времени, который охватывает книги Царств. Начинается с рождения Самуила и оканчивается Вавилонским пленом, конкретно – выведением царя Иехонии из темницы и его привилегированном положении при дворе вавилонского царя.

1 книга Царств – история правления Самуила и царя Саула.

2 книга Царств – правление царя Давида.

3 книга Царств – правление Соломона. Разделение царства и синхронная история двух царств – Северного и Южного. Оканчивается смертью Иосафата, царя Иудейского и Ахава Израильского.

4 книга Царств – начинается с повествования Охозии в Северном царстве и Иорама в Южном. Первые 17 глав продолжают синхронное повествование об истории двух царств, с 18 по 25 главу – продолжают историю Южного царства (после падения Самарии).

Вопрос об авторстве. Здесь именно тот случай, когда нельзя назвать одного автора. Книги охватывают период порядка 500 лет и ясно, что в их написании участвовало много людей. Начало этих книг - явно совершенно принадлежит тому же автору, что и автору книги Судей, пророку Самуилу. Окончание этих книг – предположительно пророк Иеремия, т.к.сходный язык и сходное повествование с книгами пророка Иеремии. Но это на уровне предположения. Владыка Сергий говорит об авторстве Ездры – но здесь язык и стиль совершенно отличный. Нет склонности к перечислению имен и народов, что было важно во время Ездры, а здесь – написано человеком политическим, мыслившим государственно.

Цель написания книг – та же, что и всех исторических книг. Показывается зависимость благополучия от верности Богу. Когда народ хранит верность Богу, тогда и благополучие, и безопасность. Как только отступает – его постигают бедствия. Также характерная черта книг Царств – подчеркивается значение царя как провиденциальной личности, олицетворяющей собой весь народ. Царь рассматривается как бы отец народа, как личность, вбирающая в себя весь народ. Соответственно, за грех царя страдает народ, страдает государства. Как и наоборот, за грех народа страдает царь.

 

ПЕРВАЯ КНИГА ЦАРСТВ

Всего в книге 31 глава, ее можно условно разделить на три части.

Первая часть – 1-4 главы – правление священника Илия.

5-12 главы – время судейства, правления пророка Самуила.

13-31 главы – время правления Саула.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.