Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые проблемы интерпретации полученных результатов






Как уже отмечалось, методика «За и против» не является психодиагностической в строгом смысле слова. Соответственно, и результаты имеют лишь относительную диагностическую ценность. Для повышения диагностической ценности опросника «За и против» следовало бы соблюсти следующие условия:

· исключить «провокационные» и «эмоционально не нейтральные» вопросы (после чего методика значительно потеряла бы в активизирующем плане и воспринималась бы многими клиентами-учащимися как более скучная);

· не комментировать даже некоторые вопросы в ходе проведения методики (но тогда психолог не имел бы возможности делать акценты на наиболее существенных проблемах профессионального самоопределения, что также снизило бы активизирующий эффект);

· значительно расширить выборку обследованных для уточнения психометрических «норм», например, по каждой группе (мальчиков-подростков и девушек) довести «статистику» до 200—300 об­следованных;

· разработать «нормы» не «вообще», а для каждой образовательно-возрастной группы клиентов (например, для подростков, для абитуриентов, отдельно для каждой группы безработного и незанятого населения);

· желательно также разработать «нормы» для каждого культурно-национального региона страны;

· периодически обновлять «нормы» (желательно, через каждые 3—5 лет);

· обязательно соотносить результаты опросника с другими проф-ориентационными методиками;

· проводить обследование по всем этим методикам в течение определенного (длительного) времени, например, 2—3 раза в течение учебного года или хотя бы в течение 2—3 лет, чтобы была возможность отслеживать динамику изменения профессиональных намерений, самооценку своих возможностей, изменения в ценностно-смысловой сфере и т. п.

Понятно, что все перечисленные требования к тесту выполнить почти невозможно, поэтому мы и не переоцениваем психодиагностические возможности данной процедуры. При интерпретации результатов психолог может опираться на общую (формальную, внешнюю) схему, описанную в процедуре использования каждой из трех частей методики, а также в разделе «Обобщение результатов». Но при этом неизбежна опора на собственный жизненный опыт и даже на профессиональную интуицию. Таким образом, формальная схема обсуждение — это своеобразная «подстраховка» для психолога на случай, если опыт и интуиция не помогают.

Полученный материал является лишь скромной информацией для принятия окончательного решения. Приемлемым итогом работы с опросником «За и против» явилось бы не только обсуждение конкретного выбора, но и параллельное обсуждение ценностно-смысловых вопросов профессионального и личностного самоопределения. Желательно, чтобы методика как бы спровоциро­вала некоторые такие вопросы.

Бланк для опросника «За и против-1»

Ф.И.О. Возраст  
Класс школа дата  
            баллы норма Результ. Группа профессий  
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                                   

Бланк для опросника «За и против-2»

Ф.И.О. Возраст
Класс школа дата
            баллы норма Результ. Психологические качества
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Бланк для опросника «За и против-3»

Ф.И.О. Возраст
Класс школа дата
            баллы норма Результ. Ценности и смыслы
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Вопросы для методики «За и против -1»

Инструкция: оцените в баллах (от 0 до 5 баллов) свое желание выполнять на работе следующие действия:

1. Много разъезжать, встречаться с новыми людьми, видеть мир собственными глазами.

2. Многократно повторять одни и те же эксперименты ради стремления к истине, к новому знанию.

3. Выслушивать жалобы больных и старых людей, помогать им добрым словом и делом.

4. Стараться продавать товары (оказывать услуги) как можно дороже.

5. Отдавать все силы служению Богу.

6. Работать с самой современной техникой, знать ее устройство и эксплуатацию.

7. Рисковать собственной жизнью ради жизни других людей.

8. Выступать перед слушателями в аудитории, на сцене, по телевидению, по радио.

9. Обрабатывать детали и материалы, стремиться к высокой точности и качеству.

10. Больше думать не о себе, а о благе других людей и всего народа.

11. Сооружать наземные и подземные объекты (строения, ком­муникации), получая за это очень приличные деньги.

12. Стараться покупать все подешевле, а продавать подороже.

13. Стремиться воплотить себя в великом творении искусства.

14. Любить всех членов своей семьи, никого не обделяя заботой и вниманием.

15. Если понадобится, использовать для построения своего счастья грубую силу, натиск и хитрость.

16. Делать все четко по инструкции, следить за тем, чтобы и другие выполняли приказы и указы, законы и постановления.

17. Никогда и никуда не спешить, отдыхать сколько хочется и где хочется.

18. Любить растения и животных, а также самому за ними ухаживать (в том числе и фекалии — «какашки» собирать).

19. Любить детей и стараться помогать им познавать мир.

20. Уметь управлять автомобилем, автобусом, троллейбусом, трамваем, а также самому их обслуживать.

21. Работать в спокойных и комфортных условиях, без волнений и физических нагрузок.

22. Всегда соглашаться с мнением своих коллег по работе, не спорить с ними.

23. Оказывать медицинскую помощь только за очень большие деньги (как в «развитых» странах).

24. Иметь возможность презирать тех, кто вам не понравился с первого взгляда.

25. Поменьше верить в милость Божью и побольше доверять в деловых вопросах самому себе (считается самым большим грехом).

26. Иметь возможность перекладывать ответственность за ошибки в расчетах и вычислениях на своих коллег по работе (это особый «талант»).

27. Расстреливать на месте всех воров, бандитов, взяточников, проституток и их сутенеров.

28. Иметь возможность всегда быть естественным на работе, никогда не улыбаться и не грустить по «заказу» (по производственной необходимости...), т. е. быть самим собой на работе.

29. Часто размышлять на работе о красивом и возвышенном, забывая о мирской суете и обо всем вокруг (какие-то работы это позволяют).

30. Умело использовать недостатки законов для достижения своих целей.

31. Иметь возможность перекладывать всю тяжелую работу на плечи своих коллег, стараясь беречь свое здоровье (по принципу «пусть дураки вкалывают»).

32. Получать за работу только честно заработанные деньги, ко­торые соответствуют затраченным вами усилиям.

33. Быть обычным, нормальным работником, делать все тихо и спокойно, без волнений и переживаний (по принципу «хорошему человеку и переживать нечего»).

34. Стараться все свои силы, таланты и время отдавать только работе.

35. Быть добрым, благородным, бескорыстным, соблюдать законы и общепринятые нормы.

36. Больше рисковать, не бояться нарушать устаревшие законы (которые «ну просто отстают от жизни»).

37. Иметь возможность никогда не драться, не воровать и не попрошайничать по «производственной необходимости».

38. Бороться против того, чтобы животных использовали на мясо и шкуры.

39. Обязательно убеждать всех в своей правоте, стремиться, чтобы все уважали и побаивались вас.

40. Управляя транспортным средством, всех обгонять в пути, всегда быть первым на дороге («не глотать чужую пыль!»).

41. Часто работать в отрыве от семьи и близких людей.

42. Скрупулезно изучать теоретический и практический опыт в какой-либо области знания.

43. Не терять самообладания при виде крови, открытых ран, ожогов, опухолей (и даже гордиться, что другие всего этого боятся).

44. Делать все, чтобы люди чувствовали себя с вами уютно.

45. Вести праведную, сдержанную жизнь, быть примером благопристойности для окружающих (в профессиях, где наблюдают за каждым вашим шагом, где вы «на виду»).

46. Конструировать новые приборы, делать их надежными, эф­фективными и красивыми.

47. Пресекать любую несправедливость, насилие, нарушение закона.

48. Перевоплощаться в образы других людей (играть на работе различные роли в соответствии с необходимостью).

49. Ремонтировать, настраивать сложную технику, аппаратуру и приборы.

50. Очень хорошо знать и соблюдать существующие законы.

51. Работать в сложных и необычных условиях (под землей, на ветру, у доменной лечи), получая за это весьма приличные деньги.

52. Лучше всех ориентироваться в ценах, знать ситуацию на рынке товаров и услуг.

53. Любить все красивое, уметь видеть прекрасное даже там, где другие его не замечают, и пытаться донести до окружающих, что мир прекрасен.

54. Много работать по домашнему хозяйству, даже в выходные и праздничные дни.

55. Знать «свое место», строго соблюдать неписаные законы поведения в работающей группе, жестоко расплачиваться за их нарушение.

56. Не нарушая законов(!), стараться улучшить жизнь общества, коллектива, отдельного человека (чтобы и хорошо всем было, и законы не нарушались).

57. Жить под открытым небом, питаться, чем Бог послал и радоваться полной свободе от чего бы то ни было и от кого бы то ни было.

58. Стараться так выращивать животных, птиц и рыб, чтобы из них получалось хорошее мясо, шкура, другая продукция.

59. Самому побольше знать, чтобы было, чему учить других.

60. Постоянно быть внимательным и осторожным, быстро реа­гировать на все изменения в пути, соблюдать правила дорожного движения.

61. Всегда вовремя питаться и отдыхать, соблюдать режим дня, несмотря ни на какую срочную работу.

62. Думать на работе только о простых, понятных и приятных вещах (есть и такие удивительные профессии).

63. Общаться на работе только с красивыми и здоровыми людьми (а с больными и несчастными пусть кто-то другой занимается).

64. Оказывать людям преимущественно бесплатные услуги, по­лучая лишь «символическую» зарплату (помогать фактически «за спасибо»).

65. Вести вольный образ жизни: пить, кутить, гулять (в каких-то профессиях это просто необходимо и без этого сложно выстра­ивать свои отношения с коллегами).

66. Иметь возможность беречь зрение, поменьше работать с эк­раном компьютера.

67. Брать подарки и взятки «без всяких там дурацких пережива­ний», смело используя свое служебное положение и власть (к со­жалению, в наше время в ряде работ без этого сложно «вписать­ся» в существующие системы производственных отношений)1.

68. Делать на работе все только по-своему и соответственно са­мому отвечать за все.

69. Иметь возможность часто устраивать во время работы пере­рывы, перекуры, распитие чая и других жидкостей.

70. На пути к своей цели безжалостно и ловко расправляться со своими конкурентами и противниками (чтобы работа была полна интриг и страстей — как в «кино»).

71. Делать замечания всем, кто ругается на работе матом (и получать за это зарплату).

72. Бескорыстно отдавать немалую часть своих денег больным и немощным людям (и так трудиться радостно и самозабвенно).

73. В своих размышлениях основываться только на строгой ло­гике и математике (чтобы все было четко и понятно, как будто«по полочкам разложено»).

74. Смело тратить все свои деньги на шикарные наряды и раз­влечения, быть настоящим «аристократом» (есть профессии, где без этого нельзя, создать себе образ настоящего профессионала, без чего окружающие вас просто не поймут).

75. Иметь возможность разводить на работе рыбок, выращивать
цветочки, любить все вокруг (чтобы это не мешало основной ра­боте).

76. Иметь возможность работать только с теми людьми, кото­рые лично вам приятны.

77. Демонстрировать на работе хорошие манеры поведения, быть
обаятельным, изысканным, выглядеть благополучным и удачли­вым в делах.

78. Работать только по вдохновению, только тогда, когда появ­ляется настроение поработать (например, если несколько меся­цев нет вдохновения, то и не работать вовсе).

79. Искренне веря в мистику, в астрологические гороскопы и
кофейную гущу, иметь возможность использовать все это в своей работе.

80. Иметь возможность отвлекаться и обсуждать во время рабо­ты самые разные дела, вести приятные разговоры.

81. Быть готовым к неожиданностям в дороге, уметь с честью выходить из самых сложных ситуаций (и соответственно, чтобы таких ситуаций было побольше).

82. Признавать свои ошибки, отказываться от прежних взгля­дов и не бояться говорить об этом своим коллегам и ученикам.

83. Убеждать людей в необходимости беречь свое здоровье (не курить, не пьянствовать, избегать излишеств), пропагандировать на работе здоровый образ жизни.

84. Обязательно улыбаться на работе всякому клиенту и посе­тителю (с учетом того, что они разные бывают, например пьяные и невоспитанные).

85. Нести слово Божье людям (и так зарабатывать себе на хлеб насущный).

86. Находить радость в сложных расчетах и составлениях ком­пьютерных программ.

87. Смело вступать в противоборство даже с очень сильными и опасными бандитами.

88. В совершенстве владеть своим голосом, телом, настроением
и соответственно тренировать их, часто ограничивая себя в «ра­достях жизни».

89. Соблюдать технику безопасности в работе с механизмами и
аппаратурой (и даже гордиться тем, что другие вообще боятся
подходить к такой опасной технике).

90. Уметь нравиться, убеждать, располагать к себе самых раз­ных людей.

91. Испытывать радость от силы и напряжения своих мышц на работе.

92. Не останавливаться ни перед чем ради получения высокой прибыли.

93. Описывать скучные и банальные вещи очень живо и увлека­тельно (например, какое-то событие «яйца выеденного не сто­ит», а Вы так о нем напишите, что все возрадуются).

94. Часто выполнять сразу несколько дел одновременно, уметь быстро переключаться на разные виды работ.

95. Часто рисковать для достижения своих целей и уметь расплачиваться за ошибки.

96. Уметь организовывать, руководить людьми.

97. Предвидеть малейшую опасность и вовремя уходить от нее («уносить свои ноги», играть с опасностью «в кошки-мышки»).

98. Часто работать на земле и на свежем воздухе (и в любую погоду).

99. Добиваться уважения к себе не с помощью грубости и кри­ка, а с помощью доброго и умного слова (например, вам хамят, а вы — по доброму).

100. Уметь быстро и ловко разбираться с различными инспек­торами и «начальниками» (и даже гордиться тем, что так легко с ними находите «общий язык»).

Вопросы для методики «За и против—2»

Инструкция: оцените в баллах (от 0 до 5 баллов) свою способ­ность и готовность выполнять следующие действия.

1. Я никогда не оставляю после себя мусор.

2. Мне не сложно заставить самого себя сделать что-то неинте­ресное и неприятное.

3. Я готов демонстрировать свои познания в разных областях.

4. У меня легко получаются движения с высокой точностью.

5. Я хорошо решаю различные логические и математические задачи.

6. Я не раз замечал, что другие устают от какой-либо работы гораздо быстрее меня.

7. Я знаю, что окружающим нравится моя внешность.

8. Мне не сложно развеселить любую компанию.

9. Я всегда стараюсь выполнять свои обещания и держать дан­ное слово.

10. Окружающие считают, что у меня есть талант к искусствам, который можно было бы и развивать.

11. Я могу в любой ситуации получить свою выгоду: кто-то мне даже завидует по этому поводу.

12. Я считаю, что дураки и негодяи — это тоже люди и даже с ними можно решать какие-то вопросы.

13. Ценить работника надо не за «чистоту» на его рабочем мес­те, а за ту пользу, которую он приносит фирме.

14. Я никогда не делаю того, что лично мне скучно и не инте­ресно.

15. Я стараюсь не забивать себе голову всякими фактами, собы­тиями и знаниями.

16. Я терпеть не могу, когда приходится выполнять какие-то мелкие высокоточные действия.

17. Окружающие считают, что с логикой и математикой у меня плоховато.

18. Я считаю, что физический труд унижает благородного чело­века.

19. Я даже не стараюсь приукрашивать свою внешность, так как главное — это духовная красота.

20. Я не раз замечал, что окружающие слушают меня без инте­реса.

21. Если откровенно, то меня мало волнуют страдания посто­ронних людей (мне в свое время никто не помогал, да и вообще всем несчастным все равно не поможешь).

22. Я ничего не понимаю в искусстве и не очень-то страдаю от этого.

23. Если мне не обеспечат нормальные условия, то я вряд ли смогу хорошо работать.

24. У меня всегда найдутся друзья и близкие люди, которые никогда не оставят меня в беде.

25. Окружающие считают меня аккуратным и даже педантич­ным человеком.

26. Если потребуется, то я смогу и силу применить, и заставить другого человека сделать так, как сам считаю нужным.

27. Я часто стараюсь фиксировать заинтересовавшую меня ин­формацию: обычно у меня хорошие конспекты.

28. Многие считают, что у меня отличная двигательная реак­ция.

29. Обычно я быстро разбираюсь с инструкциями по эксплуата­ции технических приборов.

30. Я способен выполнять даже монотонную и тяжелую работу.

31. Мне грех жаловаться на свою внешность.

32. Обычно я легко и быстро устанавливаю контакты с новыми людьми.

33. Я знаю, что кто-то считает меня чересчур «честным» и даже смеется над этим.

34. Иногда мне кажется, что я хорошо понимаю какого-нибудь поэта, писателя, музыканта или художника.

35. Мой принцип: не распускать сопли даже в самой безнадеж­ной ситуации.

36. Иногда мои советы друзьям помогали им решить сложные жизненные проблемы.

37. Иногда я не замечаю какой-нибудь важной мелочи и тогда мне приходится переделывать работу, но зато и получается лучше.

38. Окружающие считают меня добродушным и покладистым человеком, с которым легко можно договориться.

39. Я живу по принципу: зачем мне все запоминать, когда все­гда можно спросить об этом какого-нибудь «умника».

40. Иногда я бываю нерасторопным и неуклюжим.

41. Я терпеть не могу различные расчеты и вычисления.

42. Длительные нагрузки меня обычно утомляют.

43. Я не сильно переживаю от того, что окружающие не восхи­щаются моей внешностью.

44. Многие считают меня угрюмым и неуживчивым человеком.

45. Я считаю, что помощь другим людям только развращает их: каждый сам должен выпутываться из своих проблем.

46. По-моему, все поэты, художники и музыканты — это неудач­ники и дармоеды, которые не умеют делать ничего конкретного.

47. Обычно я хорошо выполняю свое дело, если рядом силь­ный, инициативный и уважаемый мною человек.

48. Я никогда не отказываю себе в удовольствии посмеяться над каким-нибудь неуклюжим и неопытным человеком.

49. Мне обычно не приходится переделывать работу из-за соб­ственной невнимательности.

50. Я замечал, что иногда окружающие побаиваются со мной спорить.

51. Окружающие часто обращаются ко мне за какой-нибудь информацией.

52. Если я захочу, то смогу действовать четко, быстро и без ошибок, почти как «робот» из фантастического фильма.

53. У меня не бывает проблем с компьютером.

54. После физического труда у меня и голова обычно работает лучше.

55. Иногда мне бывает даже неприятно, что всех больше инте­ресуют мои внешние данные, чем мой внутренний мир.

56. Я замечал, что многие стремятся рассказать мне о своих переживаниях и «сердечных делах».

57. Я не стану молчать, если кто-то в моем присутствии неза­служенно обидит хорошего человека.

58. Иногда я готов любоваться даже тем, чего другие не замеча­ют и что даже готовы опошлить.

59. Для меня выходить невредимым из сложных ситуаций — это азарт, настоящий спорт и я неплохо в этом преуспел.

60. Я считаю, что не пропаду в этой жизни даже без посторон­ней помощи.

Вопросы для методики «За и против—3»

Инструкция: оцените в баллах (от 0 до 5 баллов), насколько вы согласны со следующими утверждениями.

1. Хорошо работать можно только за очень хорошие деньги.

2. Нельзя допускать, чтобы кто-то тобой командовал.

3. Даже самая интересная работа не стоит того, чтобы из-за нее терять свое здоровье.

4. От однообразной, спокойной работы можно сойти с ума.

5. Размышления о возвышенном — это самый интересный и достойный труд.

6. Невыносимо работать, когда не с кем обмолвиться словом.

7. Приятно, когда кто-то немного завидует тебе и твоей работе.

8. Очень важно, чтобы работа приносила окружающим людям радость и пользу.

9. Богатство убивает в человеке благородство.

10. Нельзя командовать людьми: они сами должны принимать важные решения.

11. Если постоянно думать о своем здоровье, то точно скоро умрешь раньше времени.

12. Только тихая, спокойная работа способствует настоящему творчеству.

13. Настоящая истина не в книгах, а в вине и развлечениях: умные и благородные люди редко бывают счастливыми.

14. Можно с ума сойти, когда кто-то постоянно пристает к тебе с вопросами на работе.

15. В модных, престижных организациях и учебных заведениях ча­сто царят «волчьи законы» (склоки, травля, зависть, стукачество...).

16. Главное на работе — не какое-то там благо для окружаю­щих, а собственный заработок.

17. Ради больших денег можно согласиться на любую работу.

18. Очень приятно, когда все беспрекословно выполняют твои распоряжения, когда твое слово является законом для окружающих.

19. Лучше чего-то не сделать или сделать плохо, чем растрачи­вать свои нервы и здоровье.

20. Без риска и приключений работа и вся жизнь становятся пустыми и неинтересными.

21. Только ничтожный человек боится мечтать о собственном счастье, боится своих мыслей и чувств.

22. Можно с удовольствием просто слушать, о чем говорят дру­гие, даже когда сам не участвуешь в разговоре.

23. Надо всячески стремиться попасть в высший свет, быть сре­ди элиты.

24. Ради пользы дела можно отказаться и от больших гонора­
ров, и вообще трудиться «за спасибо».

25. Есть вещи более важные, чем комфорт и богатство.

26. Быть начальником — очень неблагодарное дело: никто спа­сибо не скажет.

27. Когда бережешь себя и свое здоровье, то никогда прилич­ных денег не заработаешь.

28. Непредвиденные события, риск и азарт только мешают на­стоящей работе.

29. Только дураки отдают свою жизнь ради каких-то там выс­ших ценностей и идеалов.

30. Когда чего-то не знаешь, лучше самому почитать об этом в
умных книгах, чем обращаться к кому-то за помощью и разъясне­ниями.

31. Главное в любой работе — не то, что тебя уважают окружа­ющие, а то, что ты сам себя уважаешь.

32. Все разговоры о благородстве — это вранье: обычно те, кто любит порассуждать о бескорыстии, сами стремятся брать со сво­их клиентов и посетителей огромные гонорары.

33. Деньги — это главный показатель успеха всей жизни.

34. Только тогда, когда влияешь на судьбы других людей, по-настоящему чувствуешь себя человеком.

35. Чтобы быть здоровым надо поменьше работать и побольше лечиться.

36. Нет ничего приятнее, чем выходить победителем из слож­ных и опасных ситуаций.

37. Читать серьезные книги интереснее, чем сидеть перед теле­визором.

38. Интересно работать, когда постоянно преодолеваешь заго­воры своих коллег по работе и когда сам устраиваешь для них ловушки (как в кино...).

39. Вызывает лишь сочувствие человек, который не стремится
как-то прославиться, как-то соприкоснуться с лучшими людьми общества (с элитой).

40. Нет ничего прекраснее, чем сознание того, что твоя работа очень нужна людям.

1. Здесь и далее в скобках иногда будут указываться примеры провокационных комментариев психолога, заставляющие дополнительно задуматься учащихся и не идеализировать те или иные трудовые действия. Если приведенные примеры покажутся кому-то слишком «неприличными», то можно попробовать сказать об этом же какими-то иными словами, но так, чтобы подростки хотя бы поняли, о чем идет речь. В целом же размышления о профессиях должны быть полными, учитывающими различные аспекты профессионального труда, включая и не очень привлекательные...

2. Еще раз напоминаем, что само построение методики носит несколько провокационный характер (даже название — «За и против» — говорит об этом)... К сожалению, приходится говорить и о таком варианте «профессионального самоопределения» хотя бы для того, чтобы подростки осознавали, в каком реальном «обществе» им придется находить свое место.

Примерные «нормы» для опросника «За и против— 1»

Группа профессий Нормы для девушек1 Нормы для юношей
     
1. «Странствия»: водители дальних рейсов, участники экспедиций + 4.. .+ 1 + 2...+6
2. Наука: теоретики, методологи, экспериментаторы, лаборанты -1...+ 5 0...+ 4
3. Медицина: врачи, медсестры, са­нитары, тренеры + 1...+ 8 -1...+ 4
4. Торговля, сервис, коммунально-бытовое обслуживание + 5...+ 9 + 4...+ 9
5. Служение Богу: священники, мо­нахи и послушники -7...-1 -4...+ 3
6. Инженеры, конструкторы, про­граммисты + 1...+ 5 0...+ 6
7. «Герои»: армия, милиция, органы безопасности, спасатели, пожарники   + 4...+ 8 + 3...+ 5
8. Артисты (театр, кино, эстрада, цирк), спортсмены-профессионалы 0...+ 5 -1...+ 4
9. Рабочие на производстве: станочни­ки, сборщики, слесари, операторы -1+ 3 + 1...+ 5
10. Юристы: адвокаты, прокуроры, судьи, консультанты + 2...+ 8 + 2... +7
11 .Тяжелое производство: шахтеры, металлурги, нефтяники, моряки -1...+ 7 + 1...+ 6
12. Бизнес, финансы: экономисты, бух­галтеры, бизнесмены, коммерсанты + 2... + 6 + 4...+ 9
13. «Творцы»: архитекторы, худож­ники, писатели, композиторы + 1...+ 8 0...+ 4
14. Домашнее хозяйство: гувернантки, прислуга, телохранители + 1...+ 5 + 1...+ 6
15. Преступления: воры, взяточники, бандиты, вымогатели, предатели + 6...+ 11 (+2...+ 7)1 + 6...+11 (+3...+8)
16. Управление, менеджмент: руково­дители, инспекторы, чиновники 0...+ 6 + 1...+ 4
17. Бродяги-попрошайки: бомжи, «цы­гане», профессиональные «нищие» + 3...+ 7 (-2...+2) + 5...+ 9 (-1...+ 4)
18. Крестьяне: агрономы, зоотехники, ветеринары, фермеры, механизаторы + 3...+ 3 -1...+4
19. Педагоги: психологи, социальные работники, тренеры, воспитатели + 4...+ 9 + 3...+ 7
20. Городской транспорт: водители так­си, автобуса, троллейбуса, трамвая, поездов метро + 1...+ 5 + 2...+5

1 Указывается интервал на числовой оси. Например, «+4...+ 7» означает, что норма находится в пределах от «+4» до «+7» баллов.

Примерные «нормы» для опросника «За и против—2»

Психологические качества и способности Нормы для девушек1 Нормы для юношей
1. Аккуратность 0...+8 +3...+7
2. Воля, лидерство -1...+2 + 1...+4
3. Память, эрудиция +5...+8 +2...+5
4. Координация движений +5...+6 +4...+7
5. Логичность -2...+4 0...+7
6. Выносливость, физическая сила +4...+8 +2...+6
7. Внешние данные (красота, параметры) +2...+7 +3...+6
8. Умение общаться +8...+ 13 +5...+8
9. Нравственность, чувство долга +4...+ 10 +4...+9
10. Чувство красоты, эстетические способности +4...+ 10 + 1...+6
11. Предприимчивость, инициативность +4...+6 +2...+5
12. Жизненный опыт +3...+7 + 1...+4

Нормы для опросника «За и против—3»

 

Преимущественные ценности и смыслы Нормы для девушек Нормы для юношей
1. Деньги, богатство, комфорт 0...+7 + 1...+7
2. Власть, влияние +5...+8 +2...+6
3. Здоровье 0...+7 0...+6
4. Азарт жизни, интересные события +8...+12 +4...+8
5. Духовный поиск +2...+8 -1...+3
6. Общение +4...+6 +2...+5
7. Престиж, известность +3...+7 + 1...+4
8. Чувство полезности людям 0...+7 -I...+4

 

 


Таблица соответствия групп профессий, качеств и ценностей

(сумма плюсов по каждой строчке профессий одинакова и равна 10)

 

Группы профессий по опроснику «За и против-1» (кем?) Результаты-1 Для опросника «За и против-2» (каким?) Результаты-2 Для опросника «За и против-3» (зачем?) Результаты-3 Итоговые результаты
Аккуратность Воля, лил\дерство Память, эрудиция Координация Логичность Выносливость Внешние данные Умение общаться Нравственность Чувство красоты Предприимчивость Жизненный опыт Деньги, богатство Власть Здоровье Азарт жизни Духовный поиск Общение Престиж Чувство полезности
Странствия     ++   +   ++   + +   + ++         ++ + ++ ++ ++    
Наука   + + ++   ++     ++ + +       + + +   +++ + ++ +    
Медицина   + +   ++   +   ++ ++     +     + + + + + ++ +++    
Торговля, сервис   +   + +   ++ + ++     + +   ++ +   ++   +++ + +    
Служение Богу     + +     + + ++ ++     ++   + ++ +   ++ + + ++    
Инженеры   ++   ++ + ++ +   +     +     ++ + +   + + + +++    
«Герои»     ++   +   ++   + ++   + +                      
Артисты       + +   + ++ ++   ++   +   + +   + ++ ++ ++ +    
Рабочие   ++ + + ++ + +   +       +   + + ++ +   ++   +++    
Юристы   + + ++   +     ++ ++     +   ++ +   + + ++ ++ +    
Тяжелое производство   + ++ + ++ + ++     +         +++     + + + + +++    
Бизнес, финансы   ++   +   ++     +     ++ ++   +++ ++   +   + ++ +    
Творцы   + + + + +       + ++   ++   + +   + +++ + ++ +    
Домашнее хозяйство   +   + + + ++   +   +   ++   + + +++     + + +++    
Преступления     +   ++   ++ + +     ++ +   ++ ++   +++ + + +      
Управление     ++ +   + +   ++ +   + +   ++ +++   +   + ++ +    
Бродяги-попрошайки     +     + ++   ++     ++ ++   +     +++ +++ +++        
Крестьяне   ++ +   +   ++   +     ++ +   + + +++ + + +   ++    
Педагоги, психологи     + ++     ++   ++ ++ +   +     + + + +++ ++   ++    
Городской транспорт   + +   ++ + ++   +     + +   +     +++   ++ + +++    





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.