Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек и природа в социокультурном измерении. Дарвинизм и наука экология






Часто бывает, что корни научной экологии можно проследить вплоть до Дарвина[3] На первый взгляд, это утверждение может показаться убедительным, поскольку О происхождении видов полна замечаний и предлагаемых механизмов, которые четко вписываются в границы современной экология, и что термин экология был придуман в 1866 году яростным сторонником дарвинизма, Эрнстом Ге́ ккелем. Тем не менее, Дарвин никогда не использовал слово " экология" в своих письменных трудах, даже в своих наиболее " экологических" Записках, таких как предисловие к английскому изданию Германа Мюллера Оплодотворение Цветов (1883), или его собственный трактат о земляных червях и размышление о формирование лесных почв (формирование растительных форм на основе действий " червей", 1881). Кроме того, основатели экологии как научной дисциплины, такие, как Варминг, Йоханнес Эугениус, Андре́ ас Ши́ мпер, Гастон Бонниер, Ф. Форель, С. А. Форбс и Карл Мебиус, не сделали почти никаких ссылок на идеи Дарвина в своих работах.[4] Это произошло не только из-за незнания и того, что работы Дарвина не были широко распространены, но и потому, что экология с самого начала касалась отношений между морфологией и физиологией организма. Касалась в основном абиотической среды, а, следовательно, и отбора под воздействием окружающей среды. С другой стороны, концепции естественного отбора Дарвина сосредоточены исключительно на борьбе за выживание. [5] Несмотря на то, что большинство изображают Дарвина как неагрессивного затворника, он оставался всю жизнь человеком одержимым идеей конкуренции, борьбы и завоевания - со всеми формами человеческих контактов как конфронтация.[6][7]

В структуре биосферы Вернадский выделял семь видов вещества:

живое;

биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке);

косное (абиотическое, образованное вне жизни);

биокосное (возникшее на стыке живого и неживого; к биокосному, по Вернадскому, относится почва);

вещество в стадии радиоактивного распада;

рассеянные атомы;

вещество космического происхождения.

Вернадский был сторонником гипотезы панспермии (Панспермия (греч. panspermí a — смесь всяких семян, от π α ν (pan) — весь, всякий и σ π ε ρ μ α (sperma) — семя) — гипотеза о появлении жизни на Земле в результате переноса с других планет неких «зародышей жизни».) Методы и подходы кристаллографии Вернадский распространял на вещество живых организмов. Живое вещество развивается в реальном пространстве, которое обладает определенной структурой, симметрией и диссиметрией. Строение вещества соответствует некоему пространству, а их разнообразие свидетельствует о разнообразии пространств. Таким образом, живое и косное не могут иметь общее происхождение, они происходят из разных пространств, извечно находящихся рядом в Космосе. Некоторое время Вернадский связывал особенности пространства живого вещества с его предполагаемым неевклидовым характером, но по неясным причинам отказался от этой трактовки и стал объяснять пространство живого как единство пространства-времени.

Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал ее переход в стадию ноосферы.

Основные предпосылки возникновения ноосферы:

расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;

развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;

открытие таких новых источников энергии как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;

победа демократий и доступ к управлению широких народных масс;

все более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.

Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.

Социа́ льная эколо́ гия — радикальная критика современных общественных, политических и антиэкологических тенденций. Она претендует на реконструктивный, экологический, коммунитарный [источник? ] и этический подход к обществу. Социальная экология — радикальный взгляд на научную экологию и на общественно-политические системы.

Последователи социальной экологии считают, что нынешний экологический кризис является продуктом капитализма. Они полагают, что основная причина нынешнего экономического кризиса это не численность населения, а система отношений между людьми. Поэтому чрезмерное потребление, продуктивизм и идеология потребления (консюмеризм) являются лишь симптомами, а не причинами, более глубокой проблемы этических отношений.

Основные взгляды

Последователи социальной экологии считают, что для того, чтобы понять современные проблемы — экологические так же, как экономические и политические — нужно выявлять их социальные причины и решать их социальными методами. То есть, по их мнению, почти все экологические проблемы являются также и социальными, а не просто, или в первую очередь, результатом деятельности религиозных, духовных или политических идеологий. Они полагают, что некоторые другие экологические течения, такие как «глубинная», «духовная» и прочие антигуманистические и мизантропические экологии заводят в тупик, переключая внимание общества с социальных причин на социальные симптомы, и что главная задача социальной экологии — увидеть изменения социальных отношений, чтобы понять наиболее важные экологические перемены.

Возникновение, предмет и метод изучения

Социальная экология возникла в результате перемен, сопровождавших превращение животного сообщества в подлинное общество, т. е. образование социальных структур и институтов, и стала изучать эти перемены. Подход к обществу и природе, который предлагает социальная экология, может показаться слишком интеллектуально требовательным, но зато он лишён упрощённости дуализма (чётко отделяющего общество от природы) и незрелости редукционизма (растворяющего общество в природе). Социальная экология пытается показать, как природа медленно, по фазам, трансформировалась в общество, не игнорируя различие между ними, с одной стороны, и степень их взаимопроникновения — с другой. Т. е. социальное и природное постоянно проникают друг в друга, не теряя своей индивидуальности в этом процессе взаимодействия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.