Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мобильные устройства в обучении иностранному языку






Введение

На сегодняшний день обществом пересмотрены подходы к преподаванию в сторону повышения коммуникативной активности на уроках иностранного языка. Коммуникативный метод отличается от ранее используемых методов тем, что, в первую очередь меняется роль учителя в обучении языку. Теперь любой учитель на уроке английского языка и вне его является куратором образовательного процесса и деятельности учащихся.

Основной целью обучения иностранным языкам является овладение коммуникативной компетенцией на иностранном языке, умение применять свои теоретические знания языка на практике и свободно ориентироваться в среде изучаемого языка. Для этого преподавателю необходимо создать такие ситуации общения на занятиях по иностранному языку, которые максимально приближены к реалиям деловой и повседневной жизни и соответствуют индивидуально-психологическим особенностям освоения языка студентами. Достаточно успешно справиться с этой целью помогает применение инновационных компьютерных технологий.

Появилось понятие компьютерной грамотности, мобильности. Как можно оптимизировать процесс обучения иностранному языку, выполняя новые требования? Каким образом можно ввести мобильность и комфорт, наряду с компьютерной грамотностью в образование? Некоторые методисты предлагают использовать на уроках иностранного языка мобильные устройства и их приложения. Рассмотрим способы применения данных средств и приложений на уроке английского языка.


 

Мобильные устройства в обучении иностранному языку

Необходимо признать, что сегодня мобильные устройства в корне меняют нашу жизнь. Благодаря им появляются новые виды искусств, новые изменения в языке, новые профессии, новое направление в образовании – мобильное обучение.

В настоящее время количество обучающихся, имеющих мобильные телефоны, стремится к 100%. Педагогическое сообщество уже не может игнорировать этот очевидный факт. Сегодня следует использовать популярность мобильных технологий для оптимизации обучения. Согласно результатам исследования, проведенного британскими учеными в 2009 г., вне образовательной системы для так называемого неформального обучения (от англ. informal learning) люди чаще всего обращаются к мобильным технологиям. Портативность мобильных средств связи, объем памяти, вычислительные возможности, удобство их использования стали определяющими факторами в том, что для учебных целей вне специального образовательного пространства люди выбирали именно мобильные устройства. Учитывая популярность мобильных технологий для обучения в неформальной обстановке, преподавателям целесообразно использовать их потенциал и в формальном обучении. Кроме того, интеграция мобильных технологий в образовательный процесс отвечает требованиям ФГОС нового поколения, а именно реализует принцип интерактивности обучения. В широком смысле мобильное обучение (от англ. m-learning) – это использование мобильных телефонов, смартфонов, коммуникаторов, карманных портативных компьютеров, ноутбуков, нетбуков, планшетных компьютеров, МP4-плееров в преподавании и обучении независимо от места и времени. Мобильное обучение неразрывно связано с электронным (от англ. e-learning). Отличие состоит в применении мобильных устройств.


В научной литературе есть тенденция указывать на более мощный потенциал электронных технологий по сравнению с мобильными. Однако, учитывая скорость развития мобильных технологий, такие технические проблемы, как быстрота действия процессора, время работы от батареи и размер экрана, представляются временными. Исследователи указывают на то, что мобильное обучение, будучи разновидностью электронного обучения, полностью соответствует идее гибкого обучения, призванного обеспечить обучающимся выбор в том, где, когда и как им учиться. Соотношение мобильного обучения с электронным и гибким обучением показано на рисунке.

Уникальность мобильного обучения состоит в возможности немедленного доступа к учебным материалам в любом месте и в удобное для обучающегося время.

Средства мобильного обучения можно классифицировать по выполняемым ими функциям:

а) мобильные средства для изучения мобильного контента (мобильный учебник, электронная книга, мобильный словарь, интерактивный переводчик, технические средства мобильного телевидения, мобильная экскурсия, оn-line-презентация, комплект закладок на ресурсы, мобильный справочник (гид), подкаст, сетевое хранилище мультимедийных объектов);

б) средства для мобильного общения с обучаемыми (мобильный чат, мобильная электронная почта, мобильная видеоконференцсвязь, мобильный форум, мобильный блог);

в) средства для мобильного контроля знаний (средства SMS- тестирования; средства SMS- опросов, голосований; средства опросов в мобильном форуме и чате; средства мобильного тестирования на КПК, смартфонах и коммуникаторах; средства тестирования знаний для мобильных Интернет-устройств);

г) мобильные средства для формирования навыков и умений (мобильная игра и симуляция; мобильный тренинг, мобильный групповой проект, мобильное исследование);

д) средства поддержки мобильного обучения(мобильная информационно-справочная система; средства мобильного доступа к информации в компьютерных сетях).

Благодаря мобильным технологиям пользователи могут выполнять совместные групповые проекты и взаимодействовать с педагогом в нерабочее и внеучебное время. Вместе с тем мобильные устройства способствуют реализации индивидуального подхода к обучению, т.к. обучающиеся выбирают подходящий им стиль обучения:
визуальный (использование фото, картинок, рисунков, видео, графиков), слуховой (использование аудиофайлов, музыки), логический (использование логики, размышлений и систематизирования) и др.

 

Выбор учебных материалов также происходит на основе интересов и потребностей обучающихся. Как правило, многие студенты согласно своим предпочтениям хранят на мобильных устройствах и используют в учебных целях коллекцию ссылок, закладок, справочников, мобильных приложений.

Таким образом, формируется персонализированное профессионально ориентированное обучающее пространство студента. Обучение становится своевременным, достаточным и персонализированным.

Однако на практике оказывается, что в учебных целях в образовательном пространстве студенты в недостаточной мере используют потенциал своих мобильных телефонов. Во многих учебных заведениях ограничивают использование мобильных средств на занятиях, т.к. преподаватели и обучающиеся воспринимают их как электронную шпаргалку.

Недостаточный уровень информационно-коммуникационной компетенции преподавателей не позволяет им применять мобильные технологии в образовательном процессе. Существует необходимость разработки методики использования мобильных технологий как средств обучения. Однако при этом следует учитывать то, как внедрение мобильных технологий меняет характер обучения иностранным языкам.

Прежде всего, современное обучение приобрело новую важную особенность. Сегодня умение найти информацию является более ценным, чем владение ею. Использование мобильных средств связи открывает доступ к учебным материалам нового формата. Это не-текстовые виды информации, мультимедиа-продукты (аудиофайлы, видеофайлы, подкасты, слайд-шоу, коллекции изображений, карты, электронные журналы, мультимедиаэнциклопедии). Существует множество мобильных мультимедийных приложений для просмотра обучающих веб-ресурсов: мобильные версии языковых словарей (Lingvo, Cambridge), спра-вочников (Britannica) и поисковиков (Google Search, Yahoo Mobile).

Мультимедиаприложения пригодны для организации как индивидуальной, так и групповой работы, в аудитории и в рамках самостоятельной подготовки. С помощью технологий Slideshare, Showbeyond, iMovie, Windows Movie Maker, Dvolver Moviemaker, PhotoFunia студенты могут работать над совместными проектами, включая такие форматы заданий, как цифровой рассказ и веб-квест.

Примером проектных заданий в формате цифрового рассказа могут служить мультимедийные презентации, видеоролики с использованием фотографий, видео, анимации, музыки, текста и, как правило, голоса рассказчика. Введение в обучение иностранным языкам заданий на развитие умений говорения и аудирования в виде цифровых рассказов позволяет оживить такие традиционные темы устной речи, как «Моя семья», «Мое свободное время», «Мой родной город», «Достопримечательности стран изучаемого языка», и способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка. Готовые цифровые рассказы легко загрузить на YouTube, Vimeo, в аудио- и видеоподкасты в зависимости от темы и цели проекта.

Внедрение мобильных технологий в обучение иностранным языкам позволяет иначе подойти к проблеме контроля. Они способствуют осуществлению формативного контроля (от англ. formative assessment) как составляющей текущего контроля, призванного обеспечивать обратную связь, способствовать улучшению самого учебного процесса. Текущий контроль с помощью мобильных устройств принимает форму взаимодействия обучающихся друг с другом и с преподавателем на занятии и во внеучебное время: они могут обмениваться электронными письмами, мгновенными сообщениями с помощью социальных сетей, программ ICQ, QIP, Jimm, проходить тестирование на мобильном телефоне с помощью мобильной системы опроса Student Response System и мобильной системы тестирования Peer Learning Testing.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.