Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рисунки и чертежи






Для правильного размещения и выполнения резного орнамента необходимо на поверхности изделия делать чертеж или рисунок этого орнамента. В этих чертежах и рисунках незачем добиваться высокой точности, если глаз опытного резчика не видит ошибок - значит точность достаточна. Во многих случаях можно делать только схему рисунка - это особенно возможно в геометрической резьбе, когда резчик выполняет один и тот же орнамент много раз. Рисунок или схему его необходимо выполнять чисто и понятно.

Делать рисунки следует мягким карандашом, а линии возможно тоньше. Линии, сделанные с нажимом, оставляют на древесине вмятины (особенно на липе) и резьба часто получается грязной. Во время выполнения рисунков, кисть правой руки должна лежать на поверхности не ниже поверхности изделия, карандаш должен быть выпущен из пальцев не менее чем на 5-7 см.

Хорошо выполненный рисунок - залог чистого и красивого выполнения орнамента.

Сначала рассмотрим отдельные приемы выполнения рисунков.

Отводка линии параллельно кромкам бруска или изделия. Основной прием, дающий наиболее быстрые и хорошие результаты, показан на рис. 66. Карандаш держат свободно, без напряжения, средний палец упирается в кромку бруска все время с одинаковой силой, брусок держат прямо и возможно дальше от себя, линию отводят движением правой руки к себе. Карандаш надо держать под большим углом к поверхности бруска - круче (рис. 67). В этом положении он будет оставлять тонкую, четкую линию, а не широкую, расплывчатую. Поэтому, когда линию отводят дальше от кромки, надо упираться в кромку не средним пальцем, а безымянным и даже мизинцем.


Рис. 66. Основной способ отводки линий параллельно кромкам


Рис. 67. Правильное и неправильное положения карандаша при отводке линий

Линии, расположенные дальше чем на 5-6 см от кромки, лучше отводить с помощью линейки.

Около выступающих деталей хорошо пользоваться упоркой (рис. 68). Карандаш вместе с упоркой прижимают к стенке и двигают вдоль угла.


Рис. 68. Отводка линий параллельно выступающей детали с помощью упорки

При пользовании линейкой приходится отмерять расстояния концов линии от кромки и работа с линейкой получается медленной.

Отводка линий, перпендикулярных кромкам. Делается с помощью столярного угольника (рис. 69). Левой рукой сжимают вместе брусок и колодку угольника, а правой отводят линию по наружному ребру пера угольника.


Рис. 69. Положение угольника во время отводки линий, перпендикулярных кроме бруска

Отводка линий, наклонных к кромкам. Под углами в 45 и 135° линии отводятся с помощью ярунка, а наклонные линии под другими углами - с помощью малки. Здесь, как и при работе со столярным угольником, колодку ярунка или малки плотно прижимают к кромке бруска.

В углах, около выступающих деталей, перпендикулярные линии и наклонные под углами в 45, 30, 60° отводятся с помощью чертежных угольников, а наклонные под другими углами - с помощью шаблонов из переклейки (рис. 70).


Рис. 70. Способ отводки линий с помощью угольника или шаблона, перпендикулярных или наклонных к выступающей детали

Отводка линий на цилиндрических изделиях. Линии, параллельные кромкам, отводят чаще всего основным способом - от руки (рис. 71). При этом левой рукой равномерно вращают изделие от себя.


Рис. 71. Основной способ отводки линий параллельно кромкам на цилиндрических или других точеных изделиях

Линии, параллельные оси изделия, отводят с помощью чертежного угольника (рис. 72). Удобно также такие линии отводить в угловом шаблоне (рис. 73).


Рис. 72. Способ отводки линий на цилиндрическом изделии параллельно его оси с помощью угольника


Рис. 73. Способ отводки линий на цилиндрическом изделии параллельно его оси в угловом шаблоне

Наклонные линии отводятся с помощью мягкой линейки из картона, толстой бумаги, пластмассы и т. п.

Деление линий. В рисунках геометрической резьбы часто приходится делить линию на несколько частей. По возможности это надо делать на глаз. Брусок с делимой линией располагают параллельно своим плечам, дальше от себя. Карандаш ставят на середине линии и глазами сравнивают полученные отрезки. Если не видно ошибки, то делают отметку. Затем полученные отрезки делят опять пополам и т. д. (рис. 74-а). Ошибка при первом делении дробится и после последующих делений практически становится незаметной. При навыке этот способ деления линий на глаз дает быстрые и хорошие результаты. Последние отрезки можно делить и на три части (рис. 74-б). Способом деления на глаз пользуются тогда, когда надо получить мелкие отрезки.


Рис. 74. Схема деления линий на глаз

На несколько крупных отрезков линию делят с помощью линейки с миллиметрами. Линию измеряют и полученное число миллиметров делят арифметически на желаемое число отрезков. Полученные размеры откладывают по линейке. Когда число миллиметров не делится без остатка, остаток разбрасывают на средние или крайние отрезки (рис.75).


Рис. 75 Схема деления линий с помощью линейки

Удобно делить линии делителем. Делитель раздвигают и автоматически полученные размеры откладывают на линию (см. рис. 22-5).

Линии по окружности на цилиндрических и круглых изделиях делят с помощью бумажной ленты. Ленту обматывают вокруг изделия и полученный размер делят, как обычно, или ленту сгибают пополам, опять пополам и т. д. Затем ленту вновь обматывают вокруг изделия и метки с нее переносят на изделие (рис. 76).


Рис. 76. Деление окружности с помощью бумажной ленты

Деление углов. Чаще всего углы делят на глаз: пополам, опять пополам и т. д. (рис. 77). В тех случаях, когда окружность или часть ее надо разделить точнее, пользуются транспортиром.


Рис. 77. Схема деления углов

Перейдем теперь к расчерчиванию отдельных элементов геометрической резьбы.

Квадратики (рис. 78). Сначала отводим крайние линии (жирные), затем на них отмечаем размеры квадратиков или прямоугольников и отводим остальные линии.


Рис. 78. Схема расчерчивания квадратиков

Сетка (рис. 79). Вычерчиваем прямоугольник и делим его стороны на отрезки желаемой длины. Полученные точки соединяем линиями по диагонали.


Рис. 79. Схема расчерчивания сетки

Треугольники. Отводим ленту, т. е. две параллельные линии, и на одной из них отмечаем на глаз одинаковые отрезки немного меньше ширины ленты (рис. 80, а). Затем на другой линии делаем отметки против середины первых отметок. Соединяем отметки от руки линиями. В дальнейшем, когда резчик приобретает определенный опыт, он делает отметки только на одной линии и сразу чертит треугольники (рис. 80, б), затем чертит треугольники, совсем не делая отметок (рис. 80, в).


Рис. 80. Схема расчерчивания треугольников

Когда требуется расчертить треугольники на ленте определенной длины, то сначала всю длину ленты делят на равные отрезки (рис. 81, а). Можно сразу чертить на ленте треугольники слева направо, и если в конце ленты остается остаток, то несколько последних треугольников слегка увеличивают или уменьшают (рис. 81, б).


Рис. 81. Схема расчерчивания треугольников на ленте определенной длины

Ромбы, цепочки и др. На ленте - на глаз и от руки - чертят прямоугольники шириной немного меньше ширины ленты (рис. 82). В прямоугольниках чертят диагонали, затем, если надо, отводят среднюю линию.


Рис. 82. Схема расчерчивания ромбов, цепочки и т. п.

Витейка. Вдоль середины ленты отводим линию и чертим от руки и на глаз квадратики (рис. 83). Затем в этих квадратиках чертим уже треугольники.


Рис. 83. Схема расчерчивания витейки

Сколышки (рис. 84). В размеченных треугольниках делим на глаз стороны пополам и параллельно другим сторонам проводим от руки линии, опять делим пополам или на три части и снова проводим линии и т. д.


Рис. 84. Схема расчерчивания сколышков

Чешуйки. Порядок расчерчивания такой же, как и сколышков, он понятен из рисунка 85. При вычерчивании надо следить, чтобы стороны ромбов были разбиты на равные части, а линии были бы параллельны сторонам ромбов.


Рис. 85. Схема расчерчивания чешуек

Сияние. Большей частью режется в треугольниках, ромбах, кругах, звездочках. Угол в вершине треугольника делят на глаз пополам, опять пополам и т. д. Делят именно углы, а не получаемые отрезки на основании треугольников (рис. 86). В ромбах, квадратах, прямоугольниках отводят диагонали и полученные углы делят на две, три или другое число частей.


Рис. 86. Схема расчерчивания сияния в треугольниках

Розетки. Шестилепестковая розетка вычерчивается циркулем с постоянным радиусом. На этой основе можно вычертить розетку из прямых линий (рис. 87).


Рис. 87. Схема вычерчивания шестилепестковой или шестиконечной розетки

Для получения пятиугольной звездочки делят способом подбора вычерченную циркулем окружность на пять частей (рис. 88), затем ставят ножку циркуля в середины полученных дуг и радиусом а-б вычерчивают звездочку.


Рис. 88. Схема расчерчивания пятиконечной звездочки

Сколышки и сияния в треугольниках из кривых линий. В орнаментах часто получаются треугольники из кривых линий. Разметка в них сколышков и сияния делается таким образом: две стороны треугольника делят пополам и от руки проводят линию с кривизной примерно как третья сторона треугольника (рис. 89, а). Продолжая так, получают сколышки.


Рис. 89. Схема расчерчивания сколышков и сияния в треугольниках из кривых линий

Угол делят пополам (рис. 89, б) прямой линией (1), затем новый полученный угол снова делят пополам линией, ведя ее из вершины угла, все время разделяя угол (2). В результате получается линия с меньшей кривизной, чем стороны треугольника. Таким же образом отводят следующие линии (3), это дает сияние.

Переходим к расчерчиванию типичных орнаментов в геометрической резьбе.

Орнамент по косой сетке. На бруске размером 9 на 25 см, оставляя поля по 10 мм, вычерчиваем рамочку из лент шириной 10 мм. Снова оставляем поля и получаем широкую ленту.

Лента разбивается на прямоугольники, в которых проводятся диагонали (рис. 90). На этой схеме уже можно разместить орнамент. В треугольниках можно чертить сияние, сколышки, а в ромбах - чешуйки, крестики, сияние и т. д. В этом случае надо вычертить ромбы меньшего размера, оставляя поля шириной в 3-5 мм. Без полей элементы резьбы будут сливаться и резьбу трудно будет чисто сделать (рис. 91).


Рис. 90. Схема расчерчивания косой сетки. Первыми чертятся линии, отмеченные одним штрихом, затем двумя и т. д.


Рис. 91. Размещение орнамента по косой сетке

По этой схеме можно сделать орнамент более мелким. После отводки диагоналей через их пересечения снова отводят перпендикулярные линии и снова диагонали. Если надо, можно отвести через пересечения диагоналей линии вдоль ленты (рис. 92). Эта работа выполняется с помощью линейки и угольника.


Рис. 92. Схема дальнейшей разбивки косой сетки

Эта схема (рис. 93) особенно часто применяется в ленточных орнаментах, она может также применяться в прямоугольных, в квадратных орнаментах и на точеных цилиндрических и конусных изделиях (см. рис. 217).


Рис. 93. Схема расчерчивания косой сетки в прямоугольнике

Здесь необходимо понять следующее: все линии отводятся от руки по угольнику или линейке быстро и точно, лента или стороны прямоугольника делятся только один раз, а в дальнейшем новые размеры определяются точками пересечений диагоналей. Таким образом построение схемы орнамента по косой сетке выполняется быстро, хорошо и просто.

Надо иметь в виду, что когда ромбы вытянуты вдоль волокон бруска, то резать орнамент по такой сетке легче, чем в том случае когда ромбы вытянуты поперек волокон.

Орнамент по сетке из окружностей. Отводят две взаимно перпендикулярные линии и в центре их пересечения чертят окружность (рис. 94). Затем в точках пересечений этой окружности с линиями чертят новые окружности тем же радиусом и т. д. На полученной схеме размещают орнамент. Такую схему применяют в ленточных орнаментах и, особенно часто, в орнаментах, заполняющих квадрат.


Рис. 94. Схема расчерчивания сетки из окружностей

Главное пятно орнамента обыкновенно обрамляется узкой рамочкой (рис. 95). Следует обращать внимание на углы этих рамочек, в которых орнамент должен быть симметричным относительно осей а-б.


Рис. 95. Симметрия орнамента относительно осей а - б в углах рамок

Возможны и другие схемы геометрического орнамента (рис. 96 и 232). Но если орнамент назначается для массового производства, то разметка его должна выполняться быстро, точно и с небольшим числом измерений и отмеров.


Рис. 96. Схема расчерчивания сложного орнамента

Перевод рисунков. В отличие от рисунков орнаментов геометрической резьбы, которые сразу расчерчиваются, рисунки орнаментов с мотивами растений и животных переводятся с помощью кальки или шаблонов.

Рисунок (контур) переводят на кальку мягким карандашом или пером. Надо отметить основные точки орнамента - углы рамки или концы оси. Затем кальку правильно размещают на изделие, пользуясь отметками основных точек, подкладывают под нее копировальную бумагу. Кальку закрепляют кнопками и карандашом или чертилкой переводят рисунок на изделие (рис. 97).


Рис. 97. Орнамент, переведенный через кальку: а - непрорисованная сторона; б - прорисованная

Лучше брать копировальную бумагу такую, которая была уже в употреблении, новая сильно грязнит работу. Полученный на кальке рисунок прорисовывают, но не для усиления линий, а для их исправления. Когда орнамент простой и исполняется резчиком много раз, можно прорисовку не делать.

С помощью кальки можно переводить рисунок еще проще и быстрее. Контур рисунка, переведенный на кальку, накалывают булавкой примерно через каждый мм, причем накалывать можно сразу несколько листов кальки. Наколотую кальку накладывают на изделие. Берут небольшой тампон из ваты, слегка напитывают его каким-либо маслом и, натерев его о копировальную бумагу, протирают им кальку. Под калькой на поверхности изделия останется рисунок, выполненный точками.

Перевод рисунков по шаблону. Когда орнамент исполняется много раз, лучше пользоваться шаблоном. На шаблоне должны быть отмечены основные точки или сделаны остановки, с помощью которых его можно быстро и правильно положить на изделие. Обводку делают тонким карандашом и затем, если это необходимо, прорисовывают пропущенные места (рис. 98 и 23-2).


Рис. 98. Орнамент для спинки стула, переведенный по шаблону (наверху). Внизу орнамент вырезан

Разметка витья. Делят ножку продольными линиями на желаемое число ниток витья. Затем делят ножку поперек на равные отрезки и в получившихся прямоугольниках проводят диагонали в одном направлении (рис. 99). Не обязательно все линии делать под линейку. Необходимо только соблюдать правильные размеры и правильное их направление. Делают все от руки.


Рис. 99. Схема разметки ниток витья

Невозможно дать правила разметки на каждый встречающийся орнамент. Здесь описаны типичные приемы расчерчивания геометрического орнамента и перевода рисунков. Обязанность резчика найти наиболее простой и лучший способ разметки орнамента в каждом новом случае.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.