Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Культура– объект социологического изучения.






n Многозначность понятия «культура» с точки зрения здравого смысла породила многочисленные сложности, связанные с научным его определением. В разных отраслях научного знания сформулировано более 250 определений культуры.

n Наиболее удачное определение было дано в 1871 г. английским этнографом Э.Тейлором: «Культура, - писал он, - это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества».

Существуют различные подходы к пониманию того, что есть культура:

- Поведенческий (культура – целостная система паттернов поведения);

- Менталистский (культура – коллективно запрограммированная ментальность, отличающая членов одной группы общности от другой);

- Интегравистский (культура – единство объективных, материальных и субъективных, духовных аспектов)

Безусловно, культура имеет сложный, комплексный характер, и ее дефиниция должна учитывать это обстоятельство. В современном понимании:

n Культура есть система общих верований, ценностей, обычаев, способов поведения и артефактов, которыми пользуются члены данного общества для того, чтобы освоить и понять окружающий их мир, и которые передаются от одного поколения к другому.

n Культура выполняет в обществе множество функций. Прежде всего она удовлетворяет потребности людей:

- Базовые (первичные) – в пище, крове, физической защите;

- Производные (вторичные) – в организации труда, распределении материальных благ, социальном контроле.

- Интегративные – в психологической безопасности, социальной гармонии.

Вывод.

n Таким образом, культура включает в себя не только стереотипы поведения, но и паттерны мышления (общие значения, которые члены общества приписывают различным явлениям, естественным и искусственно созданным, включая религию и идеологию), а также артефакты (инструменты, здания, произведения искусства) и передаваемые от поколения к поколению навыки, умения, техники, используемые для того, чтобы создавать эти артефакты.

Единый социокультурный комплекс общества представлен видами, формами, типами культур. В нем выделяют:

n По специфике производства ценностей:

  1. Материальную культуру – это артефакты, т.е. материальная сфера обитания, физические объекты, созданные человеческими руками;
  2. Духовную культуру – это нормы, эталоны, модели поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, идеи, т.е. социальные объекты, сотворенные разумом и чувствами человека. Они, существуя в сознании, выполняют функцию регуляторов социального поведения индивида, группы, общества.

Вопрос2. Культурные традиции ценностных приоритетов проявляются в типах социального поведения «западного» и «восточного» человека в отношении:

n В человеческой личности: индивидуалист и коллективист соответственно;

n Реальности: проактивный и реактивный;

n Возможности разума: рациональный и чувственный.

Культура в жизнедеятельности индивида, группы и общества выполняет следующие социальные функции:

  1. образовательно-воспитательную;
  2. интегративную;

3. регулятивную






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.