Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обмен, торговля






Обмен в экономике -, фаза общественного воспроизводства, связывающая производство с распределением и потреблением. Необходимость обмена вызывается общественным разделением труда. На разных ступенях общественного развития обмен выступает как непосредственный обмен деятельностью, продуктообмен, товарный обмен. Важнейшим инструментом обменных отношений в обществе является торговля.

Функции торговли:

а) реализация произведенных в обществе товаров и услуг, осуществление связи производства с потреблением;

б) доведение предметов потребления до потребителей, осуществление ряда операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (например, транспортировку, хранение);

в) поддержание баланса между предложением и спросом воздействие на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;

г) сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров);

д) разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса и др.

Торговля состоит из оптового и розничного звеньев. Оптовики с полным циклом обслуживаниясобирают ассортимент продукции в определенном месте, обеспечивают торговый кредит, хранят и поставляют товары и ремонтируют их. Чаще оптовик, торгующий за наличный расчет и без доставки товара на дом, предлагает ограниченный ассортимент ходовых товаров по приемлемым ценам.

Розничная торговля – это продажа товаров и услуг непосредственно конечным потребителям. Во всех странах мира она является одной из крупнейших отраслей экономики. Так, на 2 млн. предприятий розничной торговли США занято 16 млн. человек (примерно 13% всех занятых), а во Франции - около 3 млн. человек (15% активного населения). В России на 300 тысячах официально зарегистрированных предприятиях розничной торговли занято всего 3 млн. человек (менее 5% всех занятых), но при этом следует признать, что реальное число занятых в розничной торговле существенно выше, поскольку значительная часть торгового оборота приходится на незарегистрированные предприятия, включая так называемых " челноков".

Рассмотрим основные формы предприятий розничной торговли:

· Независимых розничных торговцев очень много, конкуренция между ними высочайшая.

· Розничные френчайзы (френчайзинг) - это соглашения между владельцами торговых марок и розничными торговцами, позволяющие последним осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной маркой. Франчайзинг позволяет мелким фирмам пользоваться преимуществами уже накопленного опыта, налаженных каналов распределения и имиджа крупных предприятий. В свою очередь владельцы торговых марок получают плату за френчайзинг и расширяют свою сбытовую сеть. Эта форма торговых отношений постепенно расширяется и в России. " Макдональдс" и " Русское бистро» в общепите, сети бензоколонок ЮКОС, Татнефть, ЛУКОЙЛ и ТНК и других представляют собой френчайзы.

· Специализированные магазины сосредоточивают свою деятельность на продаже какой-либо одной товарной группы, например, одежды или бытовой электроники. Ассортимент может насчитывать от 50 до 500 наименований, торговая площадь занимает от 200 до 1000 кв. м., а торговый персонал не превышает нескольких десятков человек. Они занимают значительную часть (до 60-70%) площадей торговых центров. Хотя большинство специализированных магазинов по-прежнему принадлежит независимым торговцам, наблюдается рост сетей таких магазинов.

· Супермаркеты (универсамы) представляют собой достаточно крупные магазины с площадью от 1 до 5 тысяч кв. м и реализующие преимущественно продукты питания и товары для дома в ассортименте от 3 до 12 тысяч наименований по умеренным ценам. Успеху универсамов способствовало повышение мобильности населения, возникновение привычки совершать покупки раз в неделю, создание специального холодильного оборудования и новой упаковочной техники.

· Розничные сети представляют одно из заметных явлений последних десятилетий. В настоящее время в США на долю сетей приходится 20% розничных торговых точек, которые обеспечивают 52% оборота всей розничной торговли. За последние пять лет сети стали лидерами розничной торговли и в России. В чем же причины успеха сетей? Благодаря закупкам больших партий товаров они получают оптовые скидки, одновременно экономя на транспортных издержках. Сети имеют необходимые ресурсы для создания эффективных организационных структур. В ряде случаев удается объединить функции оптовой и розничной торговли. Сети экономят на издержках по стимулированию сбыта и особенно на рекламу.

· Торговые комплексы – это один из видов магазинов сниженных цен. Они впервые появились в Европе. Особую известность получили возникшие в начале 1960-х гг. во Франции торговые комплексы " Каре-фур". Их торговая площадь составляет от 7500 до 20000 кв. м. и включает универсам и магазины сниженных цен. Многие товары поступают непосредственно от производителей в том же виде, что и на оптовые склады. Основной принцип торговли - выкладка товаров навалом с минимальным уровнем услуг со стороны торгового персонала.

· Склады-магазины представляют собой симбиоз оптовой и розничной торговли. В них покупают и мелкооптовые торговцы, и обычные покупатели. Торговая площадь складов может достигать нескольких десятков тысяч квадратных метров, а ассортимент - порядка 100000 наименований. Одной из наиболее интересных форм такой торговли являются мебельные склады-магазины (ИКЕА, например). Здесь покупатели в одном помещении выбирают товар и оплачивают его, а получают товар на складе.

· Электронные магазины, реализующие товары и услуги через Интернет. В мире оборот Интернет-магазинов исчисляется миллиардами долларов. В России первые электронные магазины начали появляться в 1998 г., а в 1999 г. электронная коммерция стала набирать реальную силу. Оборот электронной торговли в потребительском секторе достиг 2-3 млн. долларов. Наибольшие обороты имеют электронные магазины, торгующие компьютерной техникой, книгами, видеокассетами и компакт-дисками.

 

Стимулирование сбыта относится как к покупателям, так и к участникам каналов распределения (оптовикам, розничной торговле и другим посредникам, а также собственному торговому персоналу фирмы). К числу часто используемых методов и средств стимулирования сбыта относятся:

- торговля в кредит;

- бесплатные образцы товара;

- купоны для покупки товара со скидкой;

- скидка при покупке определенного количества товара;

- премии при покупке на определенную сумму;

- использование упаковки для других целей;

- гарантия возврата денег при возврате покупки;

- зачет устаревшего товара при помощи нового;

- лотереи купонов, прилагаемых к приобретаемому товару;

- участие в выставках и ярмарках.

В последние годы отмечается значительный рост различных методов стимулирования. В то же время этими методами следует пользоваться достаточно осторожно. Дело в том, если фирма непрерывно стимулирует сбыт своих товаров, то потребители будут рассматривать такую деятельность как признак ухудшения качества товаров. Кроме того, постоянные скидки будут восприниматься как обычное снижение цен, а прежние цены будут считать высокими. Поэтому методы стимулирования сбыта должны применяться ограниченное время. Они могут негативно отражаться на имидже фирмы. И, наконец, следует помнить, что стимулирование сбыта подкрепляет рекламу, но не заменяет ее.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.