Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Измерение как элементарный исследовательский процесс






 

Под измерением понимается процедура, с помощью которой объект сравнивается с некоторым эталоном по определенным показателям или характеристикам (признакам) и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале. Измерение - важнейшая составляющая исследования. Исследование систем управления также предполагает измерения. И мы на практических занятиях либо занимаемся измерениями, либо выстраиваем измерительные инструменты.

Настоящему исследователю очень хочется все измерить. В нашем случае, когда мы изучаем системы управления, к сожалению, не все можно измерить количественно. Но стремиться к этому надо. И если математика придумает методы для измерения феноменов и явлений в менеджменте, то честь ей и хвала. Но пока что перечень управленческих феноменов, которые надежно и адекватно интерпретируются математикой, невелик и, скорее всего, исчерпан.

Измерения могут носить качественный или количественный характер и быть объективными или субъективными. Объективные качественные и количественные измерения касаются физических (размеры, вес, интенсивность окраски) характеристик объектов и производятся измерительными приборами, действие которых основано на использовании физических законов. Для социальных объектов также могут быть применены объективные измерения по количественным и качественным характеристикам (доход, семейное положение, уровень образования). Теория объективных измерений достаточно хорошо разработана.

Объективные свойства измеряются легче, чем субъективные (чувства, вкусы, привычки, отношения и т.п.). В последнем случае респондент (эксперт) должен перевести свои оценки на шкалу плотности (на некоторую числовую систему), которую должен разработать исследователь.

Субъективные измерения производятся человеком, который как бы выполняет роль измерительного прибора. Естественно, что при субъективном измерении на его результаты влияют особенности восприятия человеком измеряемого объекта. Законченная теория субъективных измерений пока еще не построена (Е.П.Голубков https://www.i2r.ru/static/493/out_19868.shtml). Однако можно говорить о создании общей формальной схемы как объективных, так и субъективных измерений. На основе логики и теории отношений построена теория измерений, позволяющая с единых позиций рассматривать как объективные, так и субъективные измерения.

Любое измерение включает в свой состав объекты, показатели и процедуру сравнения. При исследовании систем управления аналитик использует как объективные показатели и характеристики (численность сотрудников по категориям, количество структурных подразделений, количество клиентов и поставщиков, количество нормативных документов, количество поощрений и наказаний, организационно-правовая форма фирмы - мы называли эти характеристики «толстыми»), так и субъективные (уровень организации деятельности, уровень порядка, степень соответствия и т.п. - такие характеристики мы называли «тонкими»).

В качестве показателей сравнения социальных объектов используются пространственные, временные, физические, физиологические, социологические, психологические и другие свойства и характеристики объектов. Процедура сравнения включает определение отношений между объектами и способ их сравнения.

Введение конкретных показателей сравнения позволяет установить отношения между объектами, например, «больше», «меньше», «равны», «хуже», «предпочтительнее» и т.д. Существуют различные способы сравнения объектов между собой, например, последовательно с одним объектом, принимаемым за эталон, или друг с другом в произвольной или упорядоченной последовательности (вспм. задачку по бенчмаркингу трехлетней давности…).

Как только была определена некоторая характеристика для выбранного объекта, говорят, что объект был измерен по данной характеристике.

2. Типы шкал: шкала наименований, порядковая шкала, шкала интервалов, шкала отношений

 

Измерение выполняется с помощью измерительных инструментов, к которым относятся и часто применяемые в исследовании систем управления шкалы.

С.Стивенс рассматривал четыре шкалы измерения (приводится по Попов О. А. https://psystat.at.ua/publ/1-1-0-28)

1. Шкала наименований (номинальная) - простейшая из шкал измерения. Числа (равно как буквы, слова или любые символы) используются для различения объектов. Отображает те отношения, посредством которых объекты группируются в отдельные непересекающиеся классы. Номер (буква, название) класса не отражает его количественного содержания. Примером шкалы такого рода может служить нумерация игроков спортивных команд, номера телефонов, паспортов, штрих-коды товаров. Все эти переменные не отражают отношений больше/меньше, а, значит, являются шкалой наименований.

Особым подвидом шкалы наименований является дихотомическая шкала, которая кодируется двумя взаимоисключающими значениями (1/0). Пол человека является типичной дихотомической переменной (Эго: хотя в Таиланде официально признаны шесть полов).

В шкале наименований нельзя сказать, что один объект больше или меньше другого, на сколько единиц они различаются и во сколько раз. Возможна лишь операция классификации — отличается/не отличается.

Таким образом, шкала наименований отражает отношения типа: тот/не тот, свой/чужой, относится к группе/не относится к группе.

2. Порядковая (ранговая) шкала - отображение отношений порядка. Единственно возможные отношения между объектами измерения в данной шкале – это больше/меньше, лучше/хуже. Простейшим примером являются оценки знаний учащихся. Символично, что в средней школе применяются оценки 2, 3, 4, 5, а в высшей школе ровно тот же смысл выражается словесно - неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично.

Другим примером этой шкалы является место, занятое участником соревнования или конкурса. Известно, что участник, занявший более высокое место, имеет лучшие результаты, чем участник, занявший менее высокое место. Кроме места, порядковая шкала дает возможность узнать и конкретные результаты участника соревнований или конкурса (если процедура конкурса не предполагает закрытость информации: например, тендер).

В менеджменте возникают менее определенные ситуации. К примеру, когда эксперта просят проранжировать структурные подразделения по степени их влияния на результаты деятельности организации. В этом случае итогом измерения также будут места или ранги, но определить конкретные результаты каждого участника сравнения не получится.

Эксперты часто работают в порядковой шкале. Как показали многочисленные эксперименты, человек более правильно (и с меньшими затруднениями) отвечает на вопросы качественного, например, сравнительного, характера, чем количественного. Так, ему легче сказать, какой из двух баскетболистов выше ростом, чем указать их примерный рост в сантиметрах.

3. Интервальная шкала (шкала разностей) помимо отношений, указанных для шкал наименования и порядка, отображает отношение расстояния (разности) между объектами. В этой шкале используется количественная информация. Обычно предполагается, что шкала имеет равномерный характер, то есть разности между соседними точками (градациями шкалы) равны. Таким образом, интервальная шкала в состоянии показать, на сколько единиц один объект больше или меньше другого.

Шкальные значения признаков можно складывать.

Пример: Оцените качество взаимодействия элементов в социумах

Социум Оценка (по возрастающей)
«Группа захвата»          
«Толпа на остановке автобуса»          
«Коллектив парикмахерской»          
«Пикник на обочине»          

 

Стадии жизненного цикла - какая шкала?

4. Шкала отношений. В отличие от шкалы интервалов может отражать то, во сколько раз один объект больше (меньше) другого. Шкала отношений имеет нулевую точку, которая характеризует полное отсутствие измеряемого качества. Определение нулевой точки - сложная задача исследований систем управления, и в менеджменте накладывается ограничение на использование данной шкалы. С помощью таких шкал могут быть измерены масса, длина, сила, стоимость (цена), т.е. всё, что имеет гипотетический абсолютный нуль.

 

Таким образом, в исследовании систем управления используются в основном номинальные, ранговые и интервальные шкалы.

 

**************************************************************






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.