Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производственный метод






ВВП при расчете производственным методом получается как сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей или секторов плюс чистые налоги на продукты (налоги на продукты за вычетом субсидий на продукты):

Y = V + ТР,

где Y – валовой внутренний продукт;

V – валовая добавленная стоимость;

ТР – чистые налоги (налоги минус субсидии) на продукты.

Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне отраслей как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточ­ным потреблением:

V = XAX,

где V – валовая добавленная стоимость;

X – валовой выпуск;

AX – промежуточное потребление.

Выпуск товаров и услуг представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц-резидентов экономики в отчетном периоде.

В системе различают два типа выпуска (производства): рыночный и нерыночный.

1. Рыночный выпуск включает производство товаров и рыноч­ных услуг. К отраслям, производящим товары, относятся: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, прочие виды деятельности по производству товаров. В состав рыночных услуг включаются услуги, которые реализуются на рынке по экономически значимым ценам: услуги транспорта, торговли, платные услуги культуры, образования, здравоохранения, бытовые, услуги финансового посредничества и др. Основным принципом оценки рыночного выпуска товаров и услуг является использование ры­ночных цен, преобладающих в период, к которому относится про­изводство продукции.

2. Нерыночный выпуск. В состав нерыночных услуг включаются услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, обществу в целом (например, управле­ние, оборона и др.), группам домашних хозяйств или отдельным домашним хозяйствам (бесплатное образование, здравоохранение). Нерыночные услуги в большинстве отраслей оцениваются в размере фактических текущих расходов на оказание этих услуг и потребления основного капитала. К текущим расходам относят­ся: оплата труда, стоимость товаров и услуг, потребленных в про­цессе производства, другие налоги на производство за вычетом других субсидий на производство.

Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства в отчетном периоде. Потребление основного капитала не входит в состав промежуточного потребления.

В состав промежуточного потребления включается отдельной позицией потребление косвенно измеряемых услуг финансового посредничества (банков). Теоретически услуги банков должны быть включены в промежуточное потребление тех отраслей, которые фактически потребляют эти услуги. Однако в большинстве случаев необходимая для такого расчета информация отсутствует. Поэтому для отражения использования услуг финансового посредничества сохраняется подход, применявшийся в СНС 1968 г., т.е. для их отражения вводится условная отрасль, она рассматривается как условный потребитель всех услуг финансового посредничества, которые отражаются как ее промежуточное потребление, а ее выпуск принимается равным нулю. Такой подход означает, что сумма валовой добавленной стоимости для экономики в целом уменьшается на величину выпуска услуг финансового посредничества.

Метод конечного использования (по расходам)

ВВП, рассчитанный данным методом, представляет собой сумму:

1) расходов всех институциональных секторов на конечное потребление;

2) валовое накопление;

3) чистый экспорт.

Y = C + I + EU,

где Y – валовой внутренний продукт;

С – расходы на конечное потребление;

I – накопление;

Е – экспорт;

U – импорт.

Конечное потребление складывается из:

1) расходов на конечное потребление домашних хозяйств;

2) расходов государственных учреждений на индивидуальные товары и услуги и на коллективные услуги;

3) расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Такая группировка показывает, кто финансирует расходы на конечное потребление.

1. Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают расходы домашних хозяйств на приобретение потребительских товаров и услуг во всех торговых предприятиях, на го­родских рынках и через неорганизованную (уличную) торговлю, на предприятиях бытового и жилищно-коммунального обслуживания, пассажирского транспорта, связи, в гостиницах, учреждениях культуры, здравоохранения, образования, а также стоимость това­ров и услуг, потребленных в натуральной форме – произведенных для себя (сельскохозяйственная продукция личных подсобных хозяйств, условно исчисленные услуги по проживанию в собственном жилище) и полученных в качестве оплаты труда и гуманитарной помощи.

2. Расходы государственных учреждений на индивидуальные товары и услуги состоят из расходов сектора государственных учреждений на потребительские товары и услуги, предназначенные для индивидуального потребления. Такие расходы финансируются за счет государственного бюджета и внебюджетных фондов из средств, полученных в результате сбора налогов и из других доходов государства. В эти расходы включаются расходы предприятий и организаций, оказывающих бесплатные (для населения) услуги в области здравоохранения, образования, культуры.

3. Расходы государственных учреждений на коллективные услуги. Этот показатель отличается от предыдущего тем, что в нем учитываются услуги, оказываемые за счет государственного бюд­жета предприятиями и организациями, которые удовлетворяют потребности не отдельных домашних хозяйств, а общества в целом (расходы на оборону, общегосударственное управление, а также расходы на нерыночную науку, услуги организаций, обслуживающих сельское хозяйство).

4. Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, – расходы общественных организаций, которые, как условно считается, они предоставляют только индивидуальные товары и услуги. Сюда же включаются бесплатные услуги (социального характера), оказываемые коммерческими предприятиями и организациями своим работникам.

Валовое накопление основного капитала, включающее: а) валовое накопление основного капитала; б) изменение запасов материальных оборотных средств, представляет собой вложение резидентными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в про­изводстве.

Валовое накопление основного капитала включает следующие компоненты:

а) приобретение, за вычетом выбытия, новых и существующих основных фондов;

б) затраты на крупное улучшение произведенных материальных активов;

в) затраты на улучшение непроизведенных материальных активов;

г) расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы.

Изменение запасов материальных оборотных средств включает изменение производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров для перепродажи. Изменение стоимости запасов в течение данного периода рассчитывается как разность между стоимостью запасов на конец и на начало периода, оцененных в среднегодовых рыночных ценах для устранения влияния изменения цен.

Чистое приобретение ценностей – стоимость приобретения за вычетом стоимости выбытия активов, приобретаемых как средство сохранения стоимости: драгоценных металлов и камней, антикварных изделий, коллекций произведений изобразительного искусства.

Чистое кредитование (+) или чистое заимствование () представляет собой превышение или дефицит источников финансирования инвестиций по сравнению с расходами на чистое приобретение нефинансовых активов. На уровне экономики чистое кредитование или чистое заимствование показывает объем ресурсов, которые страна предоставляет в распоряжение «остального мира» или которое «остальной мир» предоставляет стране:

NC = EU + RE + SE,

где NC – чистое кредитование (чистое заимствование);

Е – экспорт;

U – импорт;

RE – разность потоков доходов из-за границы и за границу;

SE – разность полученных из-за границы и переданных за границу капитальных трансфертов.

Распределительный метод (по доходам)

ВВП, рассчитанный распределительным методом (Y), представ­ляет собой сумму первичных доходов:

Y = W + SW + TN + A + R,

где W – оплата труда наемных работников;

SW – начисления на заработную плату (единый социальный налог);

TN – чистые налоги на производство и продукты, т. е. сальдо налогов и субсидий на производство и продукты;

A – амортизация основного капитала;

R – прибыль и смешанный доход.

Сюда включаются следующие элементы:

1) оплата труда наемных работников. Представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, выплачиваемое работодателем наемному работнику за работу, выполненную в отчетном периоде. Она учитывается на основе начисленных сумм и включает в себя фактические и условно исчисленные отчисления на социальное страхование, налоги на доходы и другие выплаты, которые подлежат уплате наемными работниками, даже если они фактически удерживаются нанимателями в административных интересах или по иным причинам и выплачиваются непосредственно органам социального страхования, налоговым службам от лица наемного работника. Скрытая оплата труда наемных работников определяется балансовым путем как разница между суммарными расходами на все нужды домашних хозяйств, включая прирост их финансовых активов, и формально зарегистрированными доходами. Расчеты по определению скрытой оплаты труда производятся по экономике в целом без разбивки по отраслям, видам деятельности и территориям;

2) налоги на производство и импорт – это обязательные безвозмездные невозвратные платежи, взимаемые органами государственного управления с производящих единиц в связи с производством и импортом товаров и услуг или использованием факторов производства. Налоги на производство и импорт состоят из налогов на продукты и других налогов на производство.

Налоги на продукты – это налоги, взимаемые пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых резидентами. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налоги на импортируемые товары и услуги и т. п.

Другие налоги на производство – это налоги, связанные с ис­пользованием факторов производства (труда, земли, капитала), а также платежи за лицензии и разрешение заниматься какой-либо деятельностью или другие обязательные платежи, уплата которых необходима для деятельности производящей единицы-резидента. Они не включают любые налоги на прибыль или иные доходы, полу­чаемые предприятием. К другим налогам на производство относятся: налог на имущество предприятий, отчисления в территориальные дорожные фонды, плата за использование природных ресурсов, налоги на землю, налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда, лицензионные сборы и др. Термин «чистые» означает, что налоги показаны за вычетом соответствующих субсидий;

3) минус субсидии на производство и импорт (текущие безвозмездные невозвратные платежи предприятиям со стороны государства);

4) валовая прибыль экономики и валовые смешанные дохо­ды представляют собой часть валового внутреннего продукта (на уровне секторов и отраслей добавленной стоимости), которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников, и чистых налогов на производство и импорт (на уровне секторов и отраслей – других чистых налогов на производство). Измеряют прибыль (убыток), полученную от производства, до учета выплаты доходов от собственности.

Валовая прибыль в СНС в отличие от показателя прибыли от реализации, отражаемой в бухгалтерском учете, не содержит элементов оплаты труда, включаемых по методологии СНС в оплату труда, сверхнормативные выплаты по командировочным, представительским и другим расходам, не включает прибыль, образующуюся у владельцев активов в результате роста цен, и включает потребление основного капитала.

Для некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, эта прибыль содержит элемент вознаграждения за работу, который не может быть отделен от дохода владельца или предпринимателя. В этом случае она называется смешанным доходом.

Рассчитывают номинальный ВВП и реальный ВВП:

номинальный ВВП – это сумма конечных товаров и услуг в текущих рыночных ценах;

реальный ВВП – стоимость товаров и услуг, измеренная в постоянных ценах (ценах базового года).

Дефлятор ВВП – это отношение номинального объема ВВП к реальному. Он позволяет измерить изменение среднего уровня цен по сравнению с базовым годом, т. е. величину инфляции в стране.


 

14. Национальная хозяйственная система: понятие, структура, основные цели и факторы функционирования. Типология национальных хозяйственных систем.

Национальная хозяйственная система – совокупность объектов и субъектов экономической деятельности, взаимосвязанных между собой.

Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.

Структура национальной экономики – это совокупность пропорций и отношений ее составных компонентов, взаимосвязи между ними.

Национальная экономика стремится к достижению следующих основных целей:

1. Экономический рост, т.е. стабильные темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов.

2. Стабильность цен, устойчивость национальной валюты. Следует учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста валового национального продукта, снижают занятость населения. Низкие цены предпочтительны для потребителя, но лишают стимула производителя; высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не «замораживание» их на длительный период, а плановое регулируемое изменение.

3. Высокий уровень занятости. Достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Однако это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население. В любой стране в каждый данный момент есть определенное ко­личество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства (фрикционная безработица). Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.

Таким образом, полная занятость всегда составляет менее 100% трудоспособного населения. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы, который равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Поэтому максимальный возможный уровень занятости соответствует естественному уровню безработицы.

4. Внешнеэкономическое равновесие (платежеспособность страны). На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты по отношению к валютам других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то сальдо положительное. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты – величина денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить существующий баланс и дать положительное или отрицательное сальдо.

Следует отметить, что характер и способ достижения целей на­циональной экономики зависят от типа экономической системы, к которой она относится, и специфики национальной экономики.

Кроме экономических, ставятся также надлежащие политические цели: 1) соблюдение правопорядка; 2) свободное развитие общества; 3) внешняя и внутренняя безопасность.

На функционирование и развитие национальной экономики влияют разнокачественные и разнонаправленные факторы.

Ограничивая экономическую деятельность рамками отдельной страны, ни в коем случае нельзя абстрагироваться от действия различных внешних сил, так как национальная экономика всегда рассматривается как уровень мировой экономической системы. Следовательно, специфика национальной экономики и особенности ее функционирования определяются не только внутренними, но и внешними факторами. Под внешними понимаются факторы, которые могут влиять на функционирование национальной эко­номики извне; под внутренними – факторы, действующие внутри страны, обусловленные особенностями ее развития и поддающюиеся контролю со стороны государства. Обе категории факторов – внешние и внутренние – взаимозависимы.

внешние факторы функционирования национальной экономики. Они укрупненно сведены в четыре группы: экономические, политические, демографические, культурные.

1. Экономические факторы:

а) международное разделение труда, формирующее определенный образ (профиль) национальной экономики страны;

б) доминирование одной страны на мировом рынке, что может вызвать ответные реакции других стран, причем как позитивные, так и негативные;

в) «торговые войны», способные развиться в разных регионах, результатом которых могут стать структурные изменения в национальной экономике;

г) мировая экономическая ситуация, воздействующая на функционирование рынка товаров, услуг или капиталов в рамках наци­ональной экономики.

2. Внешние политические факторы могут проявляться в самых разных формах:

объявление эмбарго на поставку товаров и услуг;

членство страны в том или ином торгово-политическом союзе;

установление или разрыв дипломатических отношений;

вхождение страны военно-политические союзы;

предоставление (или непредоставление) режима наибольшего благоприятствования;

состояние войны с теми или иными государствами;

внешняя политика государств по отношению к данной стране.

3. Демографические факторы в мировом сообществе связаны в основном с изменением направлений миграционных потоков рабочей силы, создающим угрозу безработицы в той или иной стране.

4. Культурные факторы могут влиять на национальную эко­номику в случае экспансии так называемой массовой культуры, которая, с одной стороны, воздействует на экономическое положение соответствующих отраслей (упадок некоторых приносящих доход отраслей культуры и искусства), а с другой – способствует оттоку за границу валютных ресурсов, связанному с импортом видео- и аудиопродукции.

II. Внутренние факторы функционирования национальной экономики также достаточно разнообразны и многоаспектны.

1. Экономико-географические факторы включают в себя:

а) экономико-географическое положение страны, анализ которого позволяет выявить географические особенности, влияющие на хозяйственную деятельность, расселение и формирование среды обитания в целом. Среди таких географических особенностей России выделяют:

обширность занимаемого страной пространства;

неравномерность заселения и хозяйственного освоения территории;

богатство и разнообразие природных условий и природных ресурсов;

многонациональный состав населения и этническая мозаичность территории, наличие при повсеместном расселении русских большого числа ареалов компактного проживания отдельных народностей;

сильные территориальные контрасты в экономической и социальной сферах;

б) физико-географические условия (рельеф, климат и т. п.). Природная уникальность России заключается в том, что она является самым северным государство в мире. Об этом свидетельствуют данные о местоположении географического центра страны и центра расселения. Отсюда необходимость адаптации к природным условиям, что, в свою очередь, сказывается на национальной эко­номической деятельности;

в) природные ресурсы, т. е. объекты и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человека в форме непосредственного участия в материальной деятель­ности. К настоящему времени геологически изучено свыше 80% территории России. И хотя по степени геологической изученности территории современная нашей страны находится на относительно низком по сравнению со среднемировым уровнем, она уже сегодня занимает лидирующее положение на планете по суммарным запасам топливно-энергетических ресурсов, железной и медной руды и многих видов минерально-строительных материалов.

2. Собственно экономические факторы:

а) структура экономики страны (отраслевая, рыночная, территориальная и т. д.);

б) соотношение различных форм и видов собственности (федеральной, региональной, муниципальной, частной, собственности общественных организаций и т. д.);

в) состояние инфраструктуры (производственная, социальная, рыночная);

г) наличие международных транспортных коридоров;

д) консолидированный бюджет страны, дающий представление о состоянии доходной и расходной частей бюджетов всех уровней бюджетной системы, посредством которого перераспределяется часть стоимости ВВП;

е) внешнеэкономические связи государства (внешняя торговля, экспорт и импорт услуг, миграция рабочей силы, импорт и экспорт капиталов);

ж) баланс производства и рынков сбыта;

и) инвестиционная деятельность;

к) уровень жизни населения, т. е. совокупность условий жизни населения страны, соответствующих уровню ее экономического развития. Кроме того, уровень жизни населения может рассматриваться как система количественных и качественных показателей, отражающих объем и качество продуктов питания, непродовольственных товаров, материальных благ и услуг, приходящихся на душу населения в данной стране.

3. Социально-демографические факторы характеризуют насе­ление страны как один из важнейших элементов ее экономического потенциала. В их число входят:

а) демографическая ситуация, влияющая на функционирование национальной экономики, рассматриваемое через призму ряда демографических признаков – возраст, пол, размер семьи, уровень дохода, профессиональная принадлежность, образование;

б) занятость населения, т. е. любая не противоречащая Конституции РФ деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая им заработок или доход. В соответствии с Конвенцией Международной организации труда выделяют такие важнейшие принципы занятости, как: исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду; недопустимость принуждения к труду, за исключе­нием случаев, особо установленных законодательством; ответственность государства за осуществление политики занятости; определе­ние статуса занятости для экономически активного населения;

в) безработица и трудоустройство населения. Безработица – социально-экономическое явление, свидетельствующее о том, что определенная часть трудоспособного населения не находит при­менения своим умственным и физическим способностям в силу причин, не зависящих от них. К безработным, по решению Между­народной организации труда, относятся лица, достигшие трудоспособного возраста, которые на момент учета были без работы, но готовы немедленно приступить к работе или ищут ее;

г) уровень и качество жизни населения. Под уровнем жизни населения понимается совокупность условий жизни населения страны, соответствующих уровню ее экономического развития. Кроме того, он может рассматриваться как система количественных и качественных показателей, отражающих объем и качество продуктов питания, непродовольственных товаров, материальных благ и услуг, приходящихся на душу населения в данной стране;

в) состояние сферы услуг;

д) система социальной защиты населения.

4. Инфраструктурные факторы оказывают непосредственное влияние на функционирование национальной экономики. Как известно, под инфраструктурой понимается комплекс производственных и непроизводственных отраслей, обеспечивающих условия воспроизводства: транспорт, связь, торговля, материально-техническое снабжение, водоснабжение, наука, образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, а в более широком смысле – составные части общего устройства экономической и политической жизни, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность экономической или политической системы в целом. Различают производственную, рыночную, социальную инфраструктуру.

5. Общественно-политические факторы функционирования национальной экономики: политические партии и движения, сис­тема общественной безопасности, средства массовой информации.

6. Организационно-управленческие факторы. Играют весьма существенную роль, т.к. воздействуют на организационную структуру национальной экономики через такие составляющие, как:

структура органов управления экономикой;

механизм управления;

цели и методы управления;

разработка целевых программ в сфере экономики;

организация стратегического планирования и прогнозирования развития национальной экономики;

формирование внешнеэкономической стратегии страны.

7. Правовые факторы:

качество нормативно-правовой базы;

фактор коррумпированности экономики;

стабильность правовых норм

Экономические системы делятся на три основных типа:

1) традиционная;

2) командно-административная;

3) рыночная.

Традиционная экономическая система – это система, в которой традиции, опыт, обычаи определяют практическое использование экономических ресурсов. Ее основные черты:

1) наличие замкнутого натурального хозяйства.

2) однотипность и устойчивость производимых продуктов на протяжении долгих лет;

3) неизменность технологий (наличие примитивных технологий, связанных, в первую очередь, с первичной обработкой ресурсов, преобладанием ручного труда);

4) распределение благ пропорционально наследственной и кастовой принадлежности (лучшее и большее отдается вождю или собственнику земли);

5) неразвитость обмена;

6) решение всех ключевых экономических проблем в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными и племенными традициями.

Командно-административная экономическая система – это способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а ограниченные ресурсы распределяются по указаниям центральных органов уп­равления и в соответствии с планами. Основные черты:

1) государственное централизованное планирование, широко охватывающее различные аспекты размещения ресурсов: директивное управление функционированием хозяйства, в том числе определение цен и заработной платы. Иными словами, на вопросы: «Что?» «Как?» и «Для кого производить?», отвечает государство;

2) бюрократизация экономических связей;

3) дефицит товаров;

4) доминирование собственности государства на экономические ресурсы;

5) централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов, осуществляемое без участия производителей и потребителей;

6) отсутствие экономических стимулов к эффективной работе, и как следствие, низкая производительность труда и низкое качество продукции;

7) монополизация производства и сбыта продукции;

8) пассивная экономическая политика;

9) изолированность от мировой экономики, практически пол­ное отсутствие международной торговли, приводящее к необходи­мости самообеспечения страны товарами;

10) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйствующих субъектов;

11) полный контроль со стороны государства за производством и распределением продукции, в результате чего исключаются

свободные экономические взаимосвязи между отдельными пред­приятиями;

12) государственный аппарат как руководитель хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно директивных мето­дов, что подрывает материальную заинтересованность в результа­тах труда;

13) определение структуры общественных потребностей центральными плановыми органами;

14) жесткая регламентированность распределения созданной продукции между участниками производства центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы и централизованно утверждаемых нормативов средств фонда за­работной платы.

Рыночная экономическая система – это система, основанная на частной собственности, частной инициативе людей, их пред­принимательской деятельности, самостоятельном принятии решений, что, как и для кого производить.

Основные черты рыночной экономической системы:

1. Способность перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

2. Многообразие форм собственности, среди которых ведущее место занимает частная собственность.

3. Интенсивное развитие науки и технологий, ускоривших со­здание мощной производственной и социальной инфраструктуры.

4. Развитие маркетинга.

5. Свободное ценообразование.

6. Конкуренция выступает стимулом к улучшению качества продукции и снижению цен.

7. Цены играют основную роль в распределении ресурсов и выборе товаров.

8. Экономические свободы (свобода потребителя в принятии решений и свобода предпринимательства). Возможность индиви­дов реализовывать их интересы и способности путем активной де­ятельности в экономической сфере.

9. Личный интерес выступает главной движущей силой экономики: интерес потребителей – максимизация полезности, интерес производителей – минимизация расходов.

10. Ограниченное, но активное вмешательство государства в экономику.

Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйственной деятельности, т.к. страны различают­ся своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

Рассмотрим наиболее известные национальные модели.

1. Американская модель построена на системе всемерного по­ощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американ­ской модели характерно государственное воздействие, направлен­ное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

2. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу на­именее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится порядка 4% основных фондов, зато доля государственных расходов составляет свыше 50% ВВП, причем более половины из них направляется на социальные нужды. Это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Данная модель получила название «функциональная социализация»: функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) – на государство.

3. Германская модель – это модель социального рыночного хозяйства. Она сформировалась на основе предоставления всем фор­мам хозяйства (крупным, средним, малым) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются малые и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в ис­пользовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

4. Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается сни­жение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации эко­номики, особенно на ее начальной стадии.

5. Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке. Особенности модели – упор на крупное производство, большая доля иностранного капитала, четкое и сбалансированное разделение функций между центром и провинциями.

15. Коммерческий сектор национальной хозяйственной системы. Понятие, виды и особенности деятельности коммерческих организаций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.