Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иконостас. История возникновения.






Коностасом называют стенку, отделяющую среднюю часть храма от алтаря, преграждая доступ к алтарю мирянам, которая со временя VII Вселенского Собора, утвердившего иконопочитание, стали украшать святыми иконами, как для их чествования, так и для выражения той мысли, что алтарь служит образом (символом) неба и что при Богослужении небесная Церковь предстоит с земною.

Иконостас, на основании практики древней Церкви, устрояется по следующему образцу.

Через иконостас в алтарь ведут три двери. Средние двери иконостаса широкие, двухстворчатые, против Святого Престола, называются “Царскими” дверями, или вратами, потому что через них на Литургии проходит Царь славы для напитания верных Своим Божественным Телом и Своею Кровию. Через них проходят только священнослужители.

За Царскими вратами в алтаре привешивается “завеса” которая во время Богослужения то задвигается, то отверзается, сообразно со значением молитв и священнодействий того или иного момента Богослужения.

На Царских вратах помещаются иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и 4-х евангелистов.

Над Царскими вратами помещаются изображения Тайной вечери. По правую сторону от Царских врат помещается икона Спасители, по левую Божией Матери. Рядом с иконой Спасителя ставится икона храмового праздника и святых, особо чтимых в данной местности. Иконы первого ряда в иконостасе обычно называются местными. Двери с левой стороны Царских врат узкие, одностворчатые ведут к жертвеннику и называются “северными”. Через них выносят “честные дары” для поставления на Престол; совершается вход с Евангелием; на вечерне выход на литию; из них выходят священнослужители для каждения храма и произношения ектений.

С правой стороны от Царских врат расположены “южные двери”. Южными дверями священнослужители входят в алтарь по окончании каждения, после произнесения ектений и прочтения молитвословий.

На этих боковых дверях обыкновенно изображаются святые диаконы (св. первомученик Стефан, св. Лаврентий, св. Евпл и др.) или св. ангелы, как вестники воли Божией, или ветхозаветные пророки Моисей и Аарон. Перед иконами первого яруса обычно стоят подсвечники и висят лампады.

Над первым рядом икон в иконостасе бывает еще несколько рядов, или ярусов. В таком случае во втором ярусе находится изображения двунадесятых праздников, в третьем иконы свв. апостолов и их преемников святителей, а посредине, над Царскими вратами, изображение Иисуса Христа с предстоящими Ему Богоматерию и Иоанном Предтечей.

Третий ярус обычно называется “деисусным рядом”, от греческого слова - “моление”, т.к. на помещаемой здесь иконе к Спасителю обращают свои молитвенные взоры Божия Матерь и св., Иоанн Креститель.

В четвертом ярусе помещаются иконы св. пророков, а посредине изображение Богоматери с Предвечным Младенцем, о Котором, главным образом, и возвещали пророки.

Пятый, последний, верхний ряд состоит из икон ветхозаветных праведников, и среди них изображается Господь Саваоф или вся Святая Троица. Верх иконостаса (в середине) увенчивается крестом, как знамением соединения членов Церкви со Христом и между собою. Иногда по сторонам креста изображаются Божия Матерь и святой апостол Иоанн Богослов, стоявшие у креста Спасителя (Ин. 19, 25-26).

Вся совокупность икон, помещенных в иконостасе, выражает идею Вселенской Церкви.

 

 

2. Псалтирь малая.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.