Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История возникновения православных храмов.






Билет № 1

Понятие о науке Литургика. Предмет и задача.

Литургикой называется наука о Богослужении Правос­лавной Церкви.

В задачу курса Литургики 1-го класса Семинарии входит:

1) ознакомление с храмом, его устройством (внешним и внут­ренним), со священными предметами, употребляемыми в православном Богослужении;

2) изучение богослужебных книг и по­рядка уставного отправления как отдельных элементов Бого­служения (чтение Св. Писания, Псалтири, пение стихир, ка­нонов), так и чинопоследований в целом (суточный круг Бого­служения).

 

2. Служебник и его содержание.

 

Билет № 2

История возникновения православных храмов.

Богослужение, как выражение внутреннего нашего богопочитания началось с первых дней бытия человека, которое выражалось в личном общении наших прародителей с Богом, в пос­тоянном прославлении Его и исполнении Его святой воли. Лишились возможности не­посредственного общения с Богом после грехопадения и изгнания из рая они и стали благоугождать Ему посредством молитв и жертвоприношений.

В Ветхом Завете от Адама до Моисея верующие не имели храмов. Они со­вершали Богослужение на жертвенниках под открытым небом, на всяком месте.

Первым храмом, по­священным истинному Богу была скиния построенная Моисеем в виде палатки которая переносилась с места на место. Она разделялась на три части: святое святых, святилище и двор. Позднее по образу скинии царем Соломоном был построен величест­венный Иерусалимский храм на горе Мориа. Ветхозаветный храм был только один и служил един­ственным местом общественного богослужения для всего народа Божия; этим внушалась мысль, что один есть Бог истинный, Которому подобает поклоняться и служить.

В Новом Завете Господь наш Иисус Христос, повелевший Апостолам Своим идти в мир проповедовать Евангелие всем народам, не назна­чал какого-то определенного места для общественного бого­служения. Он учил Своих последователей поклоняться Богу и духе и истине и Сам молился на всяком месте (в пустыне, в горах, в саду Гефсиманском). Но хотя Господь наш Иисус Христос учил, что на всяком месте можно поклоняться Отцу Небесному, все-таки для особенного священнодействия, каким была Тайная вечеря, Он избрал особую горницу, которая стала первым новозаветным (христианским) храмом, где впервые была совершена Спасителем Тай­ная вечеря и установлено таинство Евхаристии.

В первые века христиане собирались для Богослужений в различных местах, которые назывались церквами, или собраниями верующих. Первыми христианскими храмами, т.е. местами совершения богослужения, были " икосы", - дома, или фактически залы. Эти дома, как места священные, требовали к себе и особо благоговейного отношения.

Местом богослужения могла быть обширная трапезная. В этих горницах для целей богослужения устроялись места для епископов и пресвитеров, для чтения Св. Писания; был также стол для совершения Евхаристии. До торжества христианства при Константине Великом христианские храмы часто находились в частных домах.

Необходимо, однако, отметить, что во время гонений и народных волнений в Римской империи христианам было очень трудно собираться для богослужения в храмах и частных домах. Поэтому христиане часто устраивали богослужебные соб­рания в глухих и отдаленных от жилищ местах (на кладбищах и в катакомбах), которые по римским законам были неприкос­новенными. " Катакомбы состоят из сети коридоров, разветвля­ющихся иногда на большое расстояние и взаимно пересекающих­ся между собою... В стенах коридоров... встречаются более и менее обширные комнаты. Гробницы мучеников находились под полукруглым сводом.

В период относительного спокойствия между полосами гонений христиане опять устраивали богослужебные собрания или в своих частных домах, или в специальных молитвенных зданиях, которые появляются не позднее III века.

" В промежутках между гонениями было построено немало церквей, так что в 303 г. в одном Риме было более 40 церк­вей. Кроме Рима, такие открытые церкви существовали и в других городах, Со времени Константина Великого начали строить величествен­ные церкви. Самой употребительной формой церквей была фор­ма базилики. Ими назывались в Греции особые общественные здания, устраиваемые около общественных площадей и предназ­наченные для судостроительства и для произнесения речей.

В IV веке гонения на христиан прекратились и христи­анство получило полную свободу. После издания Константином Великим в 313 г. Миланского эдикта началось деятельное по­строение храмов. Запустевшие языческие капища, некоторые дворцы и палаты (базилики) превращались в христианские храмы. Святая равноапостольная Елена. Ею были построены христианские храмы на местах, связанных с земной жизнью Иисуса Христа (в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете и др.). И в последующее время, чем шире распространя­лось и укреплялось христианство, тем более умножалось число храмов Божиих. В этот период можно отметить особо величест­венный храм Софии Премудрости Божией в Константинополе, построенный императором Юстинианом (532-537 гг.).

Когда свет веры Христовой проник и к нам, в наше Оте­чество, то и у нас стали появляться и с течением времени умножаться святые храмы как места общей молитвы православ­ных христиан.

К числу замечательных русских храмов, сохранившихся доныне, принадлежат Троицкий и Успенский соборы нашей Лавры, храмы Московского Кремля, храм Покрова на Нерли (1165 г.), Успенский собор во Владимире и бесчисленные другие.

 

2. Октоих и его содержание.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.