Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Все, что находится в центре нашей жизни, служит источником нашей внутренней безопасности, нашей внутренней ориентированности, нашей мудрости и нашей власти.






 

Внутренняя безопасность связана с ощущением вами собственной значимости, с вашей индивидуальностью, с вашей эмоциональной устойчивостью, с силой или слабостью вашей личности.

Внутренняя ориентированность означает наличие внутреннего указателя направления. Это выверенная по вашему компасу и карте внутренняя система взглядов, поясняющая для вас то, что происходит вовне. Это стандарты, или принципы, или неписаные критерии, которые постоянно управляют процессом принятия решений и вашими поступками.

Мудрость – это ваш широкий взгляд на жизнь, ваше чувство равновесия, ваше понимание того, каким образом проявляются и взаимодействуют между собой отдельные элементы или различные принципы. Мудрость включает здравомыслие, проницательность, понимание. Это – " гештальт", цельность вашей личности.

Власть – это дар или способность действовать, сила и потенциальные возможности что-либо совершать. Это жизненная энергия, позволяющая делать выбор и принимать решения. Это понятие включает также способность избавляться от глубоко укоренившихся неэффективных привычек и вырабатывать более достойные, более эффективные навыки. Это власть над собой и над своей жизнью.

 

 

Все эти четыре фактора – внутренняя безопасность, ориентированность, мудрость и власть – взаимозависимы. Безопасность и четкая ориентированность ведут к истинной мудрости, которая, в свою очередь, становится той искрой или катализатором, с помощью которого высвобождается и направляется энергия, заключенная в вашей власти. Если все четыре фактора находятся в слаженном взаимодействии и подпитываются друг другом, то

они порождают великую силу, которая присуща благородной личности, сбалансированному характеру, цельному и гармоничному человеку.

 

Эти жизнеобеспечивающие факторы являются, кроме того, опорой для всех других сторон жизни. И ни один из этих факторов не относится к той категории человеческих качеств, которые либо присутствуют в полном объеме, либо полностью отсутствуют – " все или ничего". Степень, до которой вам удалось развить каждый из этих факторов, может определяться местом на некотором отрезке между минимальным и максимальным значением.

 

В нижней точке этого отрезка факторы развиты слабо. Вы находитесь в серьезной зависимости от других людей или обстоятельств вне вашего контроля. Находясь в верхней

точке отрезка, вы контролируете ситуацию. Вы обретаете независимость и опору для создания богатых, взаимозависимых отношений. Ваша внутренняя безопасность лежит где-то в промежутке между крайней незащищенностью, с одной стороны (когда ваша жизнь находится под постоянными ударами внешних сил, которые вертят ей, как хотят), и сильно развитым чувством собственного достоинства и уверенностью в себе – с другой. Ваша внутренняя ориентированность находится между зависимостью от социального зеркала или иных нестабильных факторов, с одной стороны, и сильной внутренней направленностью – с другой. Ваша мудрость располагается между совершенно неточной картой, где все перепутано и все не так, и полной и точной картой жизни, где все части и все принципы должным образом взаимодействуют друг с другом. Ваша власть лежит где-то между бездействием, состоянием марионетки, которую кто-то дергает за ниточки, и высокой степенью проактивности, внутренней силой действовать в соответствии со своими собственными ценностями, вместо того, чтобы быть объектом воздействия других людей и обстоятельств.

 

Степень развития этих факторов, их интеграция, гармония и сбалансированность, а также их позитивное воздействие на все стороны вашей жизни, – все это является функцией вашего центра, ваших основных парадигм, находящихся в самой сердцевине вашей личности.

У каждого из нас есть свой центр, хотя обычно мы этого не осознаем. Не осознаем мы также и всеобъемлющего влияния этого центра на различные сферы нашей жизни. Давайте вкратце рассмотрим некоторые типичные центры, или стержневые парадигмы, которые могут быть у людей, чтобы лучше понять, как они влияют на четыре основополагающих фактора личности и в конечном счете на нашу жизнь в целом.

 

В ЦЕНТРЕ – СУПРУГ. Брак может дать самые близкие, самые прочные, самые счастливые и развивающие человеческие отношения. Казалось бы, это так естественно и

нормально ставить в центр своей жизни мужа или жену. Однако опыт и наблюдение говорят совсем о другом.

За годы работы мне пришлось иметь дело с множеством неблагополучных браков. И я обнаружил определенную закономерность, характерную практически для всех отношений, центром которых является супруг. Эта закономерность – сильная эмоциональная зависимость.

 

Внутренняя безопасность при таких отношениях – это лишь иллюзия, даже если кажется, что все идет хорошо. Внутренняя ориентированность опирается на сиюсекундные эмоции. Мудрость и власть расходуются на контр-зависи-мые негативные взаимодействия.

 

В ЦЕНТРЕ – СЕМЬЯ. Еще один распространенный центр – это семья. Этот центр тоже может казаться естественным и нормальным. Семья как объект, на котором вы фокусируете свои усилия и куда направляете серьезные инвестиции, предоставляет огромные возможности для проявления глубоких отношений, любви, взаимопонимания и многого другого, что делает жизнь полноценной. Но если семью рассматривать в качестве центра вашей жизни, то, как ни парадоксально, это разрушит все, что ведет к семейному счастью.

 

Люди, для, которых центром является семья, черпают ощущение своей внутренней безопасности и собственной значимости из традиций семьи, из культуры семьи или из репутации семьи. Таким образом, они становятся уязвимыми при любых изменениях в этих традициях, культуре, а также при любых событиях, способных нанести вред репутации семьи.

 

В ЦЕНТРЕ – ДЕНЬГИ. Еще один логически оправданный и чрезвычайно распространенный центр в жизни людей – это стремление " делать деньги". Экономическая безопасность – это то, что дает человеку возможность действовать во всех других сферах жизни. В иерархии потребностей человека физическое выживание и финансовая безопасность идут первыми. Пока они не будут удовлетворены, хотя бы в минимальной степени, прочие потребности даже не заявят о себе.

 

Иногда " делание" денег может иметь благородную цель: например, желание заботиться о семье. И это действительно очень важно. Однако отношение к деньгам как к центру жизни

приведет в итоге к прямо противоположному результату.

 

В ЦЕНТРЕ – РАБОТА. Люди, сконцентрированные на работе, могут стать " трудоголиками", старающимися вкалывать изо всех сил в ущерб здоровью, дружеским связям и другим важнейшим сторонам нашей жизни. Они ассоциируют себя прежде всего со своей работой: " я – врач", " я – писатель", " я – артист".

Поскольку восприятие себя и чувство самоценности у них тесно связаны с работой, их внутренняя безопасность очень уязвима для всего, что способно препятствовать продолжению их работы. Их внутренняя ориентированность определяется требованиями, предъявляемыми к ним работой. Их мудрость и власть проявляются лишь в ограниченных сферах, связанных с их профессиональной деятельностью, делая их неэффективными в других областях жизни.

 

В ЦЕНТРЕ – ОБЛАДАНИЕ. Движущей силой для многих является обладание чем-либо – не только чем-то осязаемым, материальным, как, например, модная одежда, дом, машина, яхта, драгоценности, но также и такими нематериальными вещами, как слава, успех или положение в обществе. Большинству из нас по собственному опыту известно, как ненадежен такой центр, поскольку он подвержен влиянию множества сил и может быстро исчезнуть.

 

Если мое ощущение внутренней безопасности заключено в моей репутации или в вещах, которые я имею, то моя жизнь будет протекать под постоянной угрозой, что все эти сокровища я потеряю или их украдут, или они утратят ценность. Если рядом со мной человек, превосходящий меня в богатстве, славе или общественном положении, я чувствую себя приниженно. Если он уступает мне в этих вещах – я чувствую свое превосходство. Моя самооценка постоянно колеблется. Я лишен ощущения стабильности, устойчивости своего положения. Я постоянно пытаюсь защитить и обезопасить свое имущество, положение и репутацию. Все мы наслышаны о самоубийствах людей, которые лишились состояния из-за падения курса акций или утратили славу в результате политических перемен.

 

В ЦЕНТРЕ – УДОВОЛЬСТВИЯ. Еще один распространенный центр, близкий к ориентации на обладание, это развлечения или получение удовольствия. Мы живем в мире, который предлагает огромное количество развлечений и удовольствий и который побуждает к этому. В наибольшей степени человеческие ожидания в этой области формируются телевидением и кино. Они ярко и заманчиво показывают, что может иметь и чем может заниматься человек, живущий легко и в свое удовольствие.

 

Однако в то время как внешний блеск такого стиля жизни нам показывают во всех деталях, его естественные последствия – влияние на внутренний мир человека, на его продуктивность и отношения с другими людьми – мы можем наблюдать весьма редко.

 

Слишком много праздников, которые длятся слишком долго, слишком много кино, телевизора, видеоигр, слишком много расслабляющего свободного времени, когда человек привыкает идти по пути наименьшего сопротивления, и, растрачивая время, – растрачивает жизнь. Способности человека остаются не разбуженными, таланты не развиваются, сознание и душа погружаются в летаргию, а в сердце возникает пустота. Где же внутренняя безопасность, ориентированность, мудрость и власть? На самой нижней точке развития, в удовольствии улетающих мгновений.

 

В ЦЕНТРЕ – ДРУГ/ВРАГ. Помещать друзей в центр своей жизни особенно свойственно молодым людям (хотя и не только им). В юном возрасте для человека исключительно важно быть принятым в общество сверстников и принадлежать их компании.

 

Источником всех четырех жизнеобеспечивающих факторов становится искривленное и постоянно меняющееся социальное зеркало, порождающее высокую зависимость от меняющихся настроении, чувств, отношения и поведения других.

 

В центре может находиться и один друг. В этом случае отношения становятся похожими на брачные и порождают эмоциональную зависимость от одного человека, раскручивание спирали " любовь-ненависть" и негативное взаимодействие.

 

А что бывает, когда в центр жизни ставят врага? Большинству людей это и в голову прийти не может, и, вероятно, никто не сделает это осознанно. И тем не менее концентрация на враге – явление очень распространенное, особенно, когда люди, находящиеся в серьезном конфликте, вынуждены общаться друг с другом. Стоит человеку почувствовать, что с ним несправедливо обошлись, а личность обидчика для него является социально или эмоционально значимой, как он легко позволяет этой несправедливости поглотить себя и делает обидчика центром своей жизни. Вместо того, чтобы проактивно управлять своей жизнью, человек, сконцентрированный на враге, контр-зависимо реагирует на поведение и отношение к себе воображаемого противника.

 

Человек, центром жизни которого является друг или враг, лишен чувства внутренней безопасности. Его самооценка очень изменчива и зависит от настроения или поведения других людей. Его внутренняя ориентированность основана на предполагаемой реакцией

окружающих, его мудрость ограничена призмой социальной парадигмы или параноидальной зацикленностью на враге. Такой человек лишен власти. Его дергают за ниточки другие люди.

 

В ЦЕНТРЕ – ЦЕРКОВЬ. Я убежден, что почти все истинно верующие люди согласятся, что посещать церковь и быть духовной личностью – не одно и то же. Есть такие люди, которые настолько поглощены церковными обрядами и действами, что становятся безучастными к насущным человеческим потребностям и вступают в противоречие с теми заповедями, которые провозглашают.

 

Не может церковь дать человеку и постоянного ощущения внутренней ориентированности. Люди, сконцентрированные на церкви, часто имеют обыкновение жить изолированно. Их действия, мысли и чувства в воскресные дни полностью отличаются от будних. Такая раздвоенность еще глубже подрывает внутреннюю безопасность, и усиливает потребность в навешивании ярлыков и в самооправдании. То, что человек видит в церкви конечную цель, а не средство к достижению конечной цели, губительно сказывается на мудрости и ощущении баланса.

 

В ЦЕНТРЕ – Я САМ. Пожалуй, самым распространенным в наши дни центром является сосредоточенность на самом себе. Наиболее яркая его форма – это эгоизм, который попирает ценности большинства людей. Но если мы повнимательнее присмотримся к распространенным подходам к развитию и самореализации, то в их основе часто сможем

обнаружить концентрацию на самом себе.

В центре, суженном до " я", есть мало места для внутренней безопасности, внутренней ориентированности, мудрости и власти. Подобный центр, как Мертвое Море, поглощает, но не отдает. Возникает застой.

 

Таковы наиболее распространенные центры, опора на которые определяет подход человека к жизни. Намного проще определить, что является центром чужой жизни, чем распознать его в своей. Вероятно, вам известны люди, для которых деньги превыше всего.

Вероятно, вам известны люди, чья энергия целиком направлена на утверждение собственной позиции в негативно складывающихся отношениях с другими. Приглядевшись, вы можете за поведением человека увидеть то, что находится в центре его жизни, то, что формирует это поведение.

 

Часто центр человека представляет собой комбинацию на нескольких разных центров. Жизни большинства людей находятся под влиянием множества факторов. В зависимости от внешних или внутренних условий в разное время разные центру могут активизироваться и становиться движущей силой, до тех пор пока не будут удовлетворены связанные с ними потребности.

 

Постоянное перемещение от одного центра к другому напоминает катание на американских горках. То вы на высоте, то у вас спад, и вы пытаетесь компенсировать одну

свою слабость, заимствуя силы у другой. При этом не может быть устойчивой внутренней

ориентированности, нет постоянства мудрости, нечем поддерживать власть, нет ощущения собственного достоинства и цельности личности.

 

Идеальным, конечно, было бы создание единого четкого центра, который обеспечивал бы вам высокую степень внутренней безопасности, ориентированности, мудрости и власти, который бы способствовал росту вашей проактивности и обеспечивал гармонию всех сторон вашей жизни.

 

Ставя в центр нашей жизни верные принципы, мы создаем прочную основу для развития четырех жизнеобеспечивающих факторов.

Наша внутренняя безопасность проистекает из понимания, что верные принципы не

меняются, в то время как другие центры основываются на людях или явлениях, подверженных частым или быстрым изменениям. На верные принципы можно положиться.

Принципы ни на что не реагируют. Они не сердятся и не начинают обращаться с нами иначе Они не станут разводиться с нами или убегать из дома с нашим лучшим другом Они

не лезут вон из кожи, чтобы заполучить нас. Они не предлагают нам быстрых решений и скоропалительных выводов. Они не зависят от поведения других людей, от обстоятельств и сиюминутных капризов. Принципы не умирают. Они не исчезают на следующий день Они не горят в огне, не гибнут при землетрясениях, их невозможно у нас украсть.

 

Принципы – это глубокие, фундаментальные, классические истины, общие знаменатели. Это прочные нити, которые с точностью, последовательностью, красотой и силой вплетены в ткань жизни.

 

Жизнь, в центре которой находятся принципы, сопровождается мудростью и внутренней ориентированностью. Источником этого являются точные карты, точное представление о том, что есть, что было и что будет. Верные карты позволяют нам отчетливо представить, куда мы хотим дойти и как туда лучше добраться. Обладая верными картами, мы можем принимать решения на основе правильной информации, а это позволит сделать их реализацию возможной и полезной.

 

Личная власть, которая рождается, когда в центре жизни находятся принципы, – это сила наделенного самосознанием, знающего и проактивного человека, не скованного внешними воздействиями и обстоятельствами, а также отношением, поведением и поступками других людей.

Единственное реальное ограничение власти связано с естественными последствиями самих принципов. Мы свободны в выборе своих действий, на основе знания верных принципов, однако мы не свободны в выборе последствий этих действии. Вспомните: " Поднимая один конец палки, вы поднимаете и другой".

 

Принципам всегда сопутствуют их естественные последствия. Есть позитивные последствия, когда мы живем в соответствии с этими принципами. И есть негативные последствия, когда мы их игнорируем. Эти принципы применимы к каждому человеку, знает он об их существовании или нет, поэтому и названное ограничение является универсальным.

 

И чем больше мы узнаём о верных принципах, тем шире становится наша личная свобода

поступать разумно.

Ставя в центр своей жизни неподвластные времени и переменам принципы, мы создаем фундаментальную парадигму эффективной жизни. Это тот центр, который позволяет правильно понять природу всех других центров.

 

 

Домашнее задание:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.