Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика работы. Исмаилова Париза Увайсовна






На правах рукописи

Исмаилова Париза Увайсовна

 

 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЮ АТМОСФЕРЫ:

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ И УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

(региональный аспект)

 

Уголовное право и криминология;

Уголовно-исполнительное право

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

 

 

Москва


Диссертация выполнена на кафедре уголовного права и процесса

Современной гуманитарной академии

 

 

Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Жариков Юрий Сергеевич

 

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор
Цепелев Валерий Филипович;

доктор юридических наук, профессор
Милюков Сергей Федорович

 

Ведущая организация: Краснодарский Университет МВД России

 

 

Защита диссертации состоится «2» декабря 2009 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета ДМ 521.003.03 по юридическим наукам при Современной гуманитарной академии по адресу: 115114 г. Москва, ул. Кожевническая, д. 3, ауд. 410, зал заседаний.

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Современной гу­манитарной академии по адресу: 109029 г. Москва, ул. Нижегородская, д. 32.

Автореферат разослан «30» октября 2009 г.

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор юридических наук,

профессор В.Н. Синельникова


Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. К числу наиболее существенных негативных последствий техногенных изменений окружающей среды относятся загрязнение атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от предприятий дорожного хозяйства, нефтепереработки, цветной металлургии и энергетики[1]. О серьезности данной проблемы свидетельствует тот факт, что за последние 10 лет число зарегистрированных экологических преступлений увеличилось более чем в 5 раз, составив в 2008 г. 44883 преступления. Не происходит позитивных изменений и в 2009 г. Так, за первый квартал 2009 г. было выявлено 9176 фактов преступного отношения к экологии, что на 18, 9% выше аналогичного периода 2008 г.

Среди экологических преступлений заметное место занимает преступное загрязнение атмосферы (ст. 251 УК). Количество этих преступлений составило к 2009 г. всего 7 преступлений[2]. Как видим, число не особенно впечатляющее, поскольку проведенное эмпирическое исследование среди сотрудников государственного экологического контроля, правоохранительных органов и различных категорий населения показывают, что примерно 99, 9% совершенных преступлений в виде загрязнения атмосферы остаются латентными[3]. Изучение следственной и судебной практики позволило выявить конкретные недостатки и сложности в правовой оценке и квалификации действий лиц, виновных в совершении преступлений в виде загрязнения атмосферы. Большинство уголовных дел прекращается без достаточных оснований, переквалифицируется на административные правонарушения (за период 1998-2009 гг. было возбуждено 3100 административных дел, связанных с загрязнением атмосферы). В Республике Дагестан зарегистрированные факты правонарушений в сфере охраны атмосферы от загрязнения не идут ни в какое сравнение с реальным положением дел. При расследовании и рассмотрении дел о правонарушениях в сфере охраны атмосферы от загрязнения органами государственного экологического контроля, правоохранительными органами и при назначении наказания судами нередко допускается необоснованный либерализм в отношении лиц, совершивших данное преступление. Как правильно отмечает А.Я. Сухарев, в России сложи­лась парадоксальная ситуация: при нарастании экологического кризиса наблюдается атрофия и разбалансированность государст­венного контроля и управления, при росте числа правонарушений и злоупотреблений просматривается линия на затухание судебно-правового реагирования[4].

Если говорить о Республике Дагестан, то здесь экологическая ситуация крайне неблагоприятна. В настоящее время в республике угрожающие масштабы приняло загрязнение атмосферы промышленными отходами и техногенными выбросами. Одним из главных источников загрязнения атмосферного воздуха являются предприятия, добывающие нефть открытым способом из 40 фонтанирующих скважин. Среднесуточная добыча нефти составляет 4, 2 тыс. т., из которых около 200 т. сго­рает или разливается. Атмосферу в республике в большей степени загрязняют многочисленные пожары на нефтяных разработках. В результате атмосферный воздух густо насыщается сажей и ядовитыми газами, которые разносятся ветром на сотни километров.

Количество существующих автозаправочных станций (АЗС) на территории республики в три раза превышает достаточное количество (по справке инспекции безопасности дорожного движения только в г. Махачкале функционируют 98 АЗС вместо необходимых 10 станций). По данным органов, осуществляющих государственный экологический контроль, 95% автозаправочных станций построено в нарушение действующих градостроительных, санитарно-гигиенических, противопожарных нормативно-правовых актов. Наибольшую опасность представляют выхлопные газы от использования нестандартного бензина, перенасыщенного свинцово-алкиловыми добавками. Удельный вес проб атмосферного воздуха, превышающий ПДК для свинца, за последние 5 лет в среднем по республике возрос более чем в 35 раз.

Значительную роль в загрязнении атмосферного воздуха играет автотранспорт. По данным ГУПР МПР РФ по РД, его вклад в суммарный выброс превышает 80%.

Загрязнение атмосферного воздуха остаётся одним из основных факторов окружающей среды, оказывающих негативное воздействие на здоровье населения, и в первую очередь вызывает увеличение числа заболеваний органов дыхания. В Республике Дагестан распространённость бронхиальной астмы, бронхита, ринита, фарингита, хронического отита на 40-60% выше в районах с повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

Функционирующие на территории республики кирпичные заводы вносят свой существенный вклад в загрязнение атмосферы. Данные предприятия работают преимущественно на технологическом оборудовании, демонтированном и экспортированном из зарубежных стран. На территории республики функционируют более 80-ти асфальтобетонных заводов, в отношении каждого из них вынесено по 2-3 предостережения со стороны межрайонной природоохранной прокуратуры Республики Дагестан, с указанием на строгое нарушение законодательства об охране атмосферы от загрязнения.

Охрана атмосферы от загрязнения является одной из важнейших сфер государственной политики. В связи с этим Постановлением Правительства № 404 от 29 мая 2008 г. осуществление федерального государственного экологического контроля за соблюдением требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами поручено Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

Степень научной разработанности темы. Проблеме уголовной ответственности за посягательства в сфере окружающей среды посвящены научные труды Ю.С. Богомякова, И.Ш. Борчашвили, М.М. Бринчука, С.Б. Гавриш, Р.Х. Галаховой, Г.Г. Глистина, П.С. Дагеля, О.Л. Дубовик, Э.Н. Жалинского, Э.Н. Жевлакова, В.Д. Курченко, В.А. Лопатина, Ю.И. Ляпунова, В.Д. Пакутина, В.В. Петрова, А.М. Плешакова, Н.Л. Романовой, Б.Б. Тангиева и др. Данные исследования имеют большое теоретическое и практическое значение, они внесли существенный вклад в изучение проблематики экологической преступности. Вместе с тем, не все вопросы получили достаточное освещение в силу их многоаспектности. По теме исследования защищены кандидатские диссертации: Б.С. Федоровым «Развитие законодательства Российской Федерации об охране атмосферного воздуха» (2000г.); П.В. Еремкиным «Борьба с загрязнением окружающей среды (криминологические и уголовно-правовые аспекты) (2006г.); А.В. Намчуком «Загрязнение атмосферы. Уголовно-правовые и криминологические аспекты» (2000г.); О.Н. Кузнецовой «Юридическая ответственность за загрязнение атмосферы» (2003г.); а также докторская диссертация – Р.Х. Габитова на тему: «Теоретические проблемы правовой охраны атмосферы земли в современных условиях» (2000г.). Тем не менее, ряд вопросов, касающихся преступлений, предусмотренных ст. 251 УК РФ, нуждается в уточнении. В дальнейшем исследовании нуждаются криминологические и уголовно-правовые проблемы загрязнения атмосферы, механизм развития преступного поведения лиц, совершающих этот вид преступления, вопросы комплексного подхода к предупреждению преступлений, связанных с загрязнением атмосферы.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере загрязнения атмосферы.

Предметом исследования служат конституционные и уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за загрязнение атмосферного воздуха, а также нормы других отраслей права (экологического, административного и др.), имеющие отношение к охране атмосферы от загрязнения; практика применения законодательства с учетом региональных особенностей Республики Дагестан; судебно-следственная практика применения наказания за загрязнение атмосферы на указанной территории.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы посредством уголовно-правового и криминологического анализа конкретных преступлений и в целом преступности, связанной с загрязнением атмосферы, выявить факторы, детерминирующие рассматриваемый вид преступности, и на этой основе выработать предложения по противодействию преступному загрязнению атмосферного воздуха, в том числе исходя из реальных условий предупреждения экологической преступности в Республике Дагестан.

Научная задача: на основевыявления межотраслевых коллизий в законодательстве, регулирующем охрану атмосферы от загрязнения, недостатков нормативной основы уголовно-правовой охраны исследуемых общественных отношений, а также анализа реальных мер предупреждения исследуемой преступности, обосновать предложения по совершенствованию правовых и организационных подходов к противодействию преступному загрязнению атмосферы.

Задачи исследования:

- уточнить понятие и признаки преступлений, посягающих на атмосферный воздух;

- выявить проблемы квалификации преступлений, связанных с загрязнением атмосферы, а также обозначить критерии их отграничения от смежных составов и административных правонарушений;

- сформулировать предложения по совершенствованию уголовного закона и практики его применения в сфере охраны атмосферы от загрязнения;

- на основе изучения региональных особенностей функционирования источников загрязнения атмосферного воздуха провести криминологический анализ состояния преступности, связанной с загрязнением атмосферы;

- выявить наиболее значимые факторы, способствующие совершению рассматриваемых преступлений;

- конкретизировать факторы, влияющие на латентность преступлений, связанных с загрязнением атмосферы, исходя из региональных особенностей Дагестана;

- разработать предложения по предупреждению преступлений, связанных с загрязнением атмосферы.

Эмпирической базой исследования являются статистические показатели по Российской Федерации и Республике Дагестан за период с 1998 по 2009 гг. Автором использованы данные, полученные в результате исследования по специальной программе административных (100) и уголовных дел (15) о загрязнении атмосферы, социологические данные опроса судей (50), следователей (60), сотрудников правоохранительных и природоохранных органов (100), различных категорий населения (170), а также результаты эмпирических исследований других авторов. В работе использовались аналитические материалы Межрайонной природоохранной прокуратуры Республики Дагестан, отчеты, решения контролирующих природоохранных органов Республики Дагестан, посвященные проблемам борьбы с загрязнением атмосферы.

Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как Я.М. Брайнин, Т.А. Бушуева, О.П. Дубовик, А.Э. Жалинский, Э.Н. Жевлаков, Н.И. Загородников, В.Н. Зырянов, В.Д. Ермаков, П.В. Еремкин, И.Н. Карпец, В.Н. Кудрявцев, О.Н. Кузнецова, А.В. Намчук, А.В. Наумов, П.Н. Панченко, В.В. Петров, А.А. Пионтковский, A.M. Плешаков, А.Н. Трайнин, Б.Б. Тангиев и другие.

Методологическую основу исследования составляют общие и частные методы научного познания, в частности, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, логический методы, индукция и дедукция, комплексный, системный, методы анализа и синтеза, аналогии, сравнительного правоведения, конкретно-социологический метод.

Нормативной базой исследования послужили нормативные поло­жения: Конституции РФ; Уголовного кодекса РФ; Кодекса об административных правонарушениях РФ; федеральных законов: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ; «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ; «Об охране атмосферного воздуха» от 4.05.1999 г. № ФЗ-96; постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха» от 23.07.2007 г. № 471; «Об утверждении положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха» от 15.01.2001 г. № 31 (в ред. пост. от 23.07.2007г. № 471); ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями»; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (в ред. от 25.09.2007 г. № 74); региональные нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха; нормативно-техническая документация.

Научная новизна исследования состоит в том, что проведено комплексное исследование уголовно-правовых и криминологических проблем загрязнения атмосферы, выявленных на территории Республики Дагестан.

В работе автор не только обращается к традиционным аспектам воздействия на преступность, но и предлагает оригинальные формы, основанные на национальных, культурных и религиозных особенностях менталитета народов Дагестана.

Впервые на основе данных эмпирических исследований и личного опыта профессиональной деятельности автором получены достоверные результаты, имеющие репрезентативный характер, позволяющие внести предложения по совершенствованию процесса противодействия преступлениям, связанным с загрязнением атмосферы в конкретно взятом регионе России.

 

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Преступление, связанное с загрязнением атмосферного воздуха, - этоумышленноеобщественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на компоненты воздушной среды, отрицательно воздействующие на них и по неосторожности причинившие или создающие угрозу причинения вреда здоровью либо жизни человека, флоре и фауне.

2. Анализ объективных и субъективных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 251 УК РФ, позволяет сделать вывод о недостатках содержания, препятствующих ее применению. Так, в связи с тем, что, с субъективной стороны, в преступлениях, предусмотренных ст. 251 УК РФ, имеет место неосторожное отношение лица к последствиям деяния, в части 1 указанной статьи следует прямо указать на это. Также в целях отграничения уголовно наказуемого деликта от административного правонарушения необходимо конкретизировать общественно опасные последствия основного состава преступления. Учитывая бланкетный характер анализируемой статьи, следует привести в соответствие с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» ее название. Для повышения предупредительного воздействия нужно ужесточить репрессивные меры уголовно-правового характера.

На этом основании предлагаем рассматриваемую статью дать в следующей редакции:

«Статья 251. Загрязнение атмосферного воздуха

1. Загрязнение атмосферного воздуха вследствие нарушения правил выброса за­грязняющих веществ или нарушение правил эксплуатации установок, со­оружений и иных объектов, если эти деяния привели по неосторожности к превышению предельно допустимых концентраций вредных веществ на границе санитарно-защитной зоны, – наказываются штрафом в размере от ста до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определен­ной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работа­ми на срок до одного года.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определен­ной деятельностью на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, – наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определен­ной деятельностью на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частью первой и второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, – наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определен­ной деятельностью на срок до трех лет.

5. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности отравление или заражение атмосферного воздуха, явившиеся причиной массовой гибели людей, животных, либо массового уничтожения флоры и фауны, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определен­ной деятельностью на срок до трех лет или с ликвидацией юридического лица».

Если загрязнение атмосферы повлекло иные последствия, уголовная ответственность за которые предусмотрена специальными нормами главы 26 УК РФ, то содеянное, помимо упомянутой статьи, следует также квалифицировать по совокупности с другими статьями обозначенной главы, например, по статьям 261, 262, 259 УК РФ, поскольку указанные последствия выходят за рамки ст. 251 УК РФ.

3. Предложения об установлении уголовной ответственности юридических лиц за совершение экологических преступлений, в том числе и преступлений, предусмотренных ст. 251 УК РФ, следует признать малопродуктивными в силу специфики отечественного охранительного законодательства, предусматривающего различные виды юридической ответственности за преступления и правонарушения, связанные с охраной атмосферного воздуха. Автор полагает, что наиболее эффективным правовым средством воздействия на криминогенную ситуацию в обозначенной сфере является комплексная юридическая ответственность, включающая уголовную ответственность физических лиц и административную - юридических лиц.

4.Преступность, связанная с загрязнением атмосферы, – это социальное, исторически изменчивое, относительно массовое, уголовно-правовое, системное общественное явление, проявляющееся в совокупности общественно опасных, уголовно наказуемых деяний, связанных с нарушением нормативных правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушении эксплуатации технологических установок, сооружений и иных объектов, непосредственно оказывающих негативное влияние на природные свойства атмосферного воздуха.

5. Судить о состоянии и структуре преступности, связанной с загрязнением атмосферы, сложно в связи с ее повышенной латентностью, факторами которой являются: а) недостаточно эффективное выявление указанных преступлений в силу отсутствия постоянного и целенаправленного взаимодействия природоохранных и правоохранительных органов, нехватки современных средств контроля и фиксации качества состояния атмосферного воздуха, а также научно обоснованных методик выявления источников его загрязнения; б) недостатки правового регулирования охраны атмосферного воздуха (недостаточная четкость и ясность содержания признаков преступления, предусмотренного ст. 251 УК РФ, а также оценки общественно опасных последствий и установления причинной связи между противоправным деянием и данными последствиями) и, как следствие, проблемы в ее применении; в) коррупция в среде природоохранных органов.

6. Основные детерминанты преступности, связанной с загрязнением атмосферы, можно объединить в следующие виды: социальные, технические, экономические, правовые. Причем каждый из обозначенных факторов имеет ярко выраженный региональный аспект.

7. К особенностям характеристики личности экологического преступника следует отнести: склонность к полному отрицанию общественной опасности последствий его противоправной деятельности; отсутствие экологической этики; преобладание личных, в том числе и корпоративных, корыстных интересов над общественными; стремление разрешить сложную экологическую ситуацию противоправным способом (склонность к коррупции).

8. Общесоциальными мерами предупреждения преступлений, связанных с загрязнением атмосферы, являются: привлечение к природоохранительной деятельности широких слоев населения; обеспечение высокой степени демократизации в сфере правовой охраны окружающей среды; формирование уголовной политики в области охраны атмосферы от загрязнения; организация и осуществление борьбы с преступностью на строго нормативно-правовой основе; использование нравственного потенциала в формировании правомерного экологического сознания; использование национальных и религиозных традиций и обычаев в профилактической деятельности.

К числу специально-криминологических мер предупреждения рассматриваемых преступлений следует отнести: создание на региональном уровне необходимых правовых и организационных предпосылок для координации природоохранной прокуратурой деятельности контролирующих и правоохранительных органов; информирование населения через средства массовой информации о результатах работы природоохранных органов; определение защитных зон и проведение санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов; обеспечение соблюдения законодательства по охране атмосферного воздуха и установленных гигиенических норм и санитарных правил; обеспечение проведения инвентаризации выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу и разработка проектов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; учет количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу и производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных веществ; техническое перевооружение вредных производств, в том числе за счет средств государственного и регионального бюджетов.

9. Следует предусмотреть уголовную ответственность за вред природе, в том числе и атмосферному воздуху, причиненный по вине должностных лиц и руководителей предприятий. Для этого УК РФ нужно дополнить соответствующими нормами, предусматривающими ответственность за злостное неисполнение предписаний и представлений, выданных должностными лицами контролирующих органов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно позволило сформулировать понятия преступления, связанного с загрязнением атмосферного воздуха, и преступности, связанной с загрязнением атмосферы, определить конкретные пути совершенствования уголовного законодательства в обозначенной сфере.

В диссертации обоснован концептуальный подход к разработке специальных оперативно-профилактических мероприятий по декриминализации деятельности предприятий, являющихся потенциальными и реальными источниками загрязнения атмосферного воздуха.

Изучение закономерностей совершения преступлений, связанных с загрязнением атмосферы, расширяет сферу выработки теоретических основ правового регулирования и позволяет обеспечить более тесную координацию регулятивных и охранительных отраслей права.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что автором разработаны предложения по совершенствованию уголовного законодательствав области охраны природы. Предложения по совершенствованию методик расчета ущерба при загрязнении атмосферного воздуха позволят повысить эффективность применения уголовно-правовых средств противодействия анализируемым преступлениям.

Результаты диссертационного исследования в силу повышенной актуальности вопросов охраны экологической среды могут быть использованы в учебном и просветительском процессах, а также стать основой подготовки специальных учебных курсов для подготовки сотрудников контролирующих и правоохранительных органов, чья деятельность непосредственно связана с охраной атмосферного воздуха.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы отражены в опубликованных научных работах, обсуждались на научных форумах: «Проблемы качества, безопасности и диагностики в условиях информационного общества» (Сочи. 2005.); «Проблемы преступности на Северном Кавказе» (Махачкала. 2005.); «Преступность в изменяющемся мире и проблемы оптимизации борьбы с ней». Российская криминологическая ассоциация (Москва, 2006.); «Инновации в условиях развития информационно-коммуникационных технологий» (Сочи. 2006.); «Криминальная экономика и организованная преступность». Российская криминологическая ассоциация (Москва, 2007.).

Объем и структура диссертации. Представленное исследование выполнено в объеме, соответствующем требованиям ВАК. Работа состоит из введения, трех глав, включающих десять параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются ее объект и предмет, методология и методика, цели и задачи, раскрываются научная новизна и практическая значимость исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся данные об апробации основных результатов исследования.

Первая глава«Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с загрязнением атмосферы» посвящена рассмотрению уголовно-правовых проблем загрязнения атмосферы, ее квалифицирующих признаков, ответственности и наказания за совершение данного преступления.

В первом параграфе раскрыто содержание объективных признаков преступного загрязнения атмосферы. Определено соотношение основных и дополнительных признаков объективной стороны указанного состава. В частности, родовой объект экологических преступлений – это охраняемые уголовным законом комплексные общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению качественно благоприятной для человека, живых существ природной среды и обеспечению экологической безопасности населения.

Основным непосред­ственным объектом преступления, предусмотренного ст. 251 УК РФ, яв­ляется экологическая безопасность. Дополнительным непосредственным объектом данного пре­ступления может быть и личность человека (ч. 2, 3 ст. 251 УК РФ).

Предметом данного преступления выступает атмосфера, воздух, его природные свойства. Некоторые ученые выделяют два предмета. Предметом первого преступления, предусмотренного статьей 251 УК РФ, являются правила выброса в атмосферу загрязняющих веществ, а предметом второго преступления, предусмотренного этой же статьей, - правила эксплуатации различных объектов. Говоря о предмете исследуемого преступления, автор указывает на допу­щенную законодателем неточность формулировки: в названии статьи 251 УК РФ речь идет об атмосфере, а в диспозиции статьи при описании последствий говорится о загрязнении воздуха. Эта ошибка должна быть устранена путем внесения изменений в название рассматриваемой статьи. Соглашаясь с учеными, проводившими исследования по данной проблематике, автор предлагает назвать уголовно-правовую норму «загрязнение атмосферного воздуха».

В связи с тем, что основной и квалифицирующие составы статьи 251 УК РФ сформулированы как материальные, их объективная сторона включа­ет: а) деяние в виде действия или бездействия, состоящее в нарушении пра­вил выброса или эксплуатации; б) преступные последствия; в) причинную связь между ними. С объективной стороны, преступление в виде загрязнения атмосферы также выражается: 1) в нарушении правил выброса в атмосферу за­грязняющих веществ; 2) в нарушении эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или изменение нормативных показателей качества атмосферного воздуха.

Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов может заключаться: 1) в превышении установленных нормативов выбросов загрязняющих ве­ществ в атмосферу; 2) в превышении нормативов физических воздействий; 3) в выбросе загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специ­ально уполномоченных на то государственных органов; 4) во вредном физическом воздействии на атмосферу без разрешения та­кого органа, когда получение его необходимо в соответствии с законо­дательством; 5) в неиспользовании установленных сооружений, оборудования, аппара­туры, предназначенной для очистки и контроля выбросов в атмосферу.

На основании анализа объективной стороны автор приходит к выводу, что анализируемое преступление – это умышленное общественно опасное деяние (действие или бездействие), направленное на элементы воздушной среды, отрицательно воздействующее на них и по неосторожности причинившее или создающее угрозу причинения вреда здоровью либо жизни человека, флоре и фауне.

При этом в силу статьи 118 УК РФ вред, причиненный здоровью человека загрязнением атмосферы, может быть только тяжким. В случае причинения вреда здоровью иной тяжести уголовная ответственность не наступает.

Во втором параграфе анализируются такие элементы состава преступления, как субъективная сторона и субъект загрязнения атмосферы.

Несмотря на имеющиеся в научно-практических изданиях мнения о том, что анализируемое преступление (ч. 1 ст. 251 УК РФ), с субъективной стороны, может быть совершено при наличии косвенного умысла (применительно к самому деянию это возможно), автор полагает, что данные утверждения, если судить по отношению к последствиям загрязнения атмосферного воздуха, не имеют под собой теоретической основы. В данном случае присутствует только неосторожная форма вины. При этом виновный самонадеянно рассчи­тывает на то, что эти последствия не наступят, либо вообще не предвидит воз­можности наступления этих последствий, хотя должен был и мог их предви­деть. Для устранения подобного дуализма восприятия вины практическими работниками в диспозиции части 1 ст. 251 УК РФ следует прямо указать на неосторожность по отношению к наступившим последствиям обозначенных противоправных деяний.

Субъект загрязнения атмосферы - это лицо, ответственное за эксплуатацию установок, очистных и иных сооружений и объектов или допустив­шее нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ. Субъектами могут быть должностные лица и иные работники госу­дарственных организаций и предприятий, а также работники него­сударственных структур.

В последнее время в уголовно-правовой науке высказываются предложения о признании юридического лица субъектом преступления. Применительно к теме настоящего исследования это связано с обострением экологической обстановки в стране, вызванной в том числе и неправомерными действиями предприятий. Часто возникают ситуации, когда привлечь к уголовной ответственности конкретное физическое лицо по тем или иным причинам не представляется возможным. Однако автор не поддерживает данную точку зрения и полагает, что наиболее эффективным правовым средством воздействия на криминогенную ситуацию в сфере охраны атмосферного воздуха является комплексная юридическая ответственность – уголовная для физических лиц и административная для юридических лиц.

В третьем параграфе рассмотрены некоторые вопросы отграничения загрязнения атмосферы от смежных составов преступлений и проблемы ответственности и наказания за загрязнение атмосферы.

По общему правилу преступное загрязнение атмосферы необходимо отличать от проступка, ответственность за который предусмотрена нормами административного законодательства.

Загрязнение атмосферы следует отграничивать от ст. 236 УК РФ (Нарушение санитарно-эпидемиологиче­ских правил). Отграничение производится по объекту и предмету посягательст­ва, в качестве предмета посягательства в ст. 236 может рассматриваться воздух, находящийся внутри помещений, тогда как в ст. 251, как указывалось выше, речь идет об атмосферном воздухе - естественной смеси газов атмосферы, находящейся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Разграничение преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 109 и ч. 3 ст.251 УК РФ, производится по правилам конкуренции правовых норм. Правовая норма, предусмотренная ч.2 ст. 109 УК РФ, является общей, а правовая норма, предусмотренная ч. 3 ст. 251 УК РФ, - специальной.

В Уголовном кодексе РФ есть еще один специальный состав (ст.358), предусматривающий ответственность за экоцид. При этом под отравлением атмосферы или водных ресурсов понимается высшая степень насыщения их вредными для здоровья человека, животного мира или растительных сообществ веществами химического или биологического происхождения, а также радиоактивными веществами, затрудняющая их дальнейшее использование. Однако для квалификации деяния по данной статье необходимо наличие специфической цели – нанесения вреда окружающей среде как основе обитания людей, мотивов – например, ложно понятых военных интересов.

Загрязнение атмосферы биологическими веществами может произойти при нарушении санитарно-эпидемиологических правил, повлекшем массовое заболевание, отравление людей или смерть человека, ответственность за которое предусмотрена ст. 236 УК РФ. Разграничение со ст. 251 УК РФ можно провести по нескольким основаниям: по объекту - им в ст. 236 УК РФ являются общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленные на охрану здоровья человека, а не на охрану окружающей среды и ее элементов, по такому признаку объективной стороны, как последствия деяния, которыми в ст. 236 УК РФ являются лишь массовое заболевание, отравление людей или смерть хотя бы одного человека.

Ответственность за нарушение правил безопасности при проведении горных, строительных и иных работ предусмотрена ст. 216 УК РФ. Под иными тяжкими последствиями в части 2 ст. 216 УК РФ следует понимать и загрязнение атмосферного воздуха. Разграничение со ст. 251 УК РФ проводится по объекту преступления и по объективной стороне. Способом загрязнения в данном случае является нарушение специальных правил при проведении работ. Загрязнение атмосферного воздуха часто является результатом нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ). При этом разграничение статьи 246 со статьей 251 УК РФ проводится по объективной стороне, то есть по способу совершения деяния.

Смежным составом преступления с загрязнением атмосферы является деяние, предусмотренное ст. 143 УК РФ (Нарушение правил охраны труда). Однако при совершении нарушения правил охраны труда может быть загрязнен только воздух производственных помещений, рабочих зон.

Загрязнение атмосферного воздуха возможно также и при нарушении правил обращения с опасными веществами и отходами (ст. 247 УК РФ), что влечет за собой химическое загрязнение. При этом законодатель либо не связывает наступление уголовной ответственности за данное деяние с местом совершения преступления, как в ст. 217 УК РФ, либо место совершения данных преступлений не совпадает (по ст. 217 РФ – это взрывоопасные объекты или взрывоопасные цеха; по ч. 2 ст. 247 УК РФ – это зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций).

В работе рассмотрены некоторые проблемы уголовной ответственности и наказания за преступное загрязнение атмосферы. Практика работы правоохранительных органов свидетельствует, о том, что мно­гие физические лица, виновные в совершении этого преступления, не несут ни­какой ответственности. В ряде случаев уголовные дела по данным преступлениям не возбуждаются или необоснованно прекращаются. По мнению автора, это происходит ввиду конструктивных недостатков диспозиции части 1 ст. 251 УК РФ, которая нуждается в детализации, конкретизации обязательных признаков, определяющих условия привлечения к уголовной ответственности.

Вторая глава«Криминологические аспекты противодействия преступлениям, связанным с загрязнением атмосферы» посвящена криминологической картине (состояние, динамика) преступного загрязнения атмосферы, латентности рассматриваемых преступлений, детерминантам, криминологической характеристике субъекта загрязнения атмосферы.

В первом параграфе на основе анализа состояния преступности, связанной с загрязнением атмосферы, дается ее определение, прослеживаются тенденции его поступательного развития. Криминологический анализ преступности указанного вида позволил определить основные направления ее предупреждения, акцентировав вни­мание на тех социальных явлениях и процессах, которые непосредственно детерминируют указанные деликты.

В качестве серьезной проблемы в крупных городах республики автор называет соблюдение градостроительной дисциплины в части размещения автозаправочных станций. Только в г. Махачкале в настоящее время эксплуатируются 98 АЗС, 88 из которых являются дополнительными источниками загрязнения атмосферного воздуха и представляют реальную угрозу ухудшения эколого-гигиенической обстановки. Указанные АЗС также резко повышают степень пожарной опасности, поскольку Дагестан расположен в зоне повышенной сейсмической активности.

Значительное место в загрязнении атмосферы продолжает занимать автомобильный транспорт. Опасность автотранспорта для здоровья населения усугубляется тем, что, в отличие от стационарных источников, его выбросы производятся непосредственно в зоне жизнедеятельности человека и создают в ней высокие концентрации загрязняющих веществ. Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта в РД в 2008г. составили 152509 т.

В нарушение требований законодательства, практически ни одна котельная в г. Махачкале не имеет установок очи­стки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосфер­ный воздух.

Наиболее загрязняющими атмосферу объектами в Республике Дагестан являются асфальтобетонные заводы. Работниками Межрайонной природоохранной прокуратуры совместно со специалистами управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор по РД) проведена выборочная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации АБЗ, расположенных на административной территории г. Махачкалы. Проверкой установлено, что в нарушение ст.34, 35, 37, 38 Закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 12, 18, 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» во всех асфальтобетонных заводах отсутствуют проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, отсутствуют паспорта пылегазоочистных установок. Однако должностные лица не реагируют на неоднократные предписания контролирующих органов. В связи с этим автор предлагает поддержать предложение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об установлении уголовной ответственности за злостное неисполнение должностными лицами требований контролирующих органов.

Источником загрязнения атмосферы также является несанкционированная мусорная свалка на юго-востоке г. Махачкалы. Там регулярно происходит самовозгорание, что приводит к образованию токсичного облака из загрязняющих веществ. Объемы размещения токсичных отходов на несанкционированных свалках постоянно растут. Часто не согласуется отвод земельных участков под свалки, нарушаются сроки сбора и вывоза бытовых отходов.

Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по Республике Дагестан с 2003 по 2008 гг. автором представлена в виде таблиц и диаграмм.

Выявление особенностей состояния преступлений в сфере охраны атмосферы от загрязнения в Республике Дагестан, связано с тем, что региональная преступность продуцируется не просто общими причинами, порождающими всю преступность, но и их преломлением через конкретную среду функционирования, сочетанием особых региональных различий – экономических, социальных, демографических, психологических и т.п., характерных для данного региона.

Во втором параграфе диссертации исследуются проблемы латентности преступлений, связанных с загрязнением атмосферы.

На основании анализа статистических данных за последние десять лет автор пришла к выводу о том, что в России выявляется лишь единичное число случаев загрязнения окружающей среды, а еще меньше случаев получают впоследствии уголовно-правовую оценку.

Согласно данным ИЦ при МВД РД с 1998 по 2008 гг. было зарегистрировано 15 уголовных дел по статье 251 УК РФ, хотя случаи загрязнения атмосферы довольно распространены. При этом высока не только скрытая, но и скрываемая часть таких преступлений: общее количество ежегодно возбуждаемых уголовных дел по фактам выявленных преступлений в сфере охраны атмосферы от загрязнения явно не соответствует числу сообщений о них, известных правоохранительным органам. По подсчетам специалистов, в России такие деяния фактически составляют тысячи преступлений ежегодно.

На основе средних показателей числа совершенных правонарушений в районах республики за последние пять лет (2004-2008) состояние правонарушений в сфере охраны атмосферы от загрязнения автор охарактеризовала, положив в основу средний показатель величины преступности, путем классификации районов на следующие группы: 1)Районы с низким уровнем правонарушений (10%); 2)Группа районов с умеренным уровнем преступности, но несколько большим числом правонарушений, чем в районах, отнесенных к первой группе (20%); 3)Районы со средним уровнем преступности. На них приходится 25% совершенных правонарушений в сфере охраны атмосферы в Республике Дагестан; 4)Районы с высокими показателями преступности, на которые падает 45% совершаемых преступлений; К этим районам относятся населенные пункты, граничащие с Чеченской Республикой и г. г. Махачкала, Хасавюрт, Кизилюрт, Дербент. Автором разработана методика выявления латентных преступлений в сфере охраны атмосферы от загрязнения.

Третий параграф посвящен изучению факторов, способствующих совершению преступлений, связанных с загрязнением атмосферы.

Обстоятельства, способствующие совершению загрязнения атмосферы, условно можно разделить на социальные, экономические и технические, т.е. причины совершения рассматриваемого преступления носят как объективный, так и субъективный характер. Учитывая всю сложность и многоаспектность факторов (причин и условий) совершения преступлений в виде загрязнения атмосферы, автор отмечает лишь наиболее значимые: 1. Резкое ухудшение социально-экономического положения в стране или в конкретном регионе. Стремительный переход хозяйства страны к рыночным отношениям, структурная перестройка экономики, преобладание устаревшей и изношен­ной производственной техники являются существенными факторами загрязнения атмосферы. 2. Распространение правонарушений в сфере охраны атмосферы от загрязнения связано с отсутствием или неэф­фективностью экологического надзора, бездеятельностью кон­тролирующих органов. 2. Общий рост экологических преступлений происходит и из-за несовершенства законодательства об ответственности за экологические правонарушения, создающего препятствия для осуществления ранней профилактики преступлений, связанных с загрязнением атмосферы. 3. Правительство, министерства и ведомства демонстрируют свою несостоятельность в обеспечении реализации экологического законодательства. Органы местного самоуправления в республике вопросам укрепления законности, а тем более преду­преждению экологических преступлений, не уделяют должного внимания, аргументируя такую позицию тем, что это - обязанность правоохранительных органов. 4. Преступления против охраны атмосферы от загрязнения являются, как правило, следствием слабого материального и технического обеспечения работников природоохранных органов. Фактором правонарушений в рассматриваемой сфере является дефицит финансирования программ и мероприятий по охра­не экологии. Традиционно финансирование в данной сфере осуществляется по остаточному принципу. Поэтому дефицит специалистов-экологов, имеющих юридическое, экономическое, со­циологические и инженерное образование, является одним из условий, способствующих росту преступности в сфере экологии.

В четвертом параграфе дана криминологическая характеристика субъекта, совершающего преступление в виде загрязнения атмосферы.В последние годы в целях более строгого подхода к терминологии для определения личности, обладающей определенными негативными и общест­венно опасными чертами, и с целью отказа от персонификации личности, со­вершившей преступление, ученые не оперируют термином «личность пре­ступника». По мнению автора, многолетняя традиция употребления термина «личность преступника» способствовала его стабилизации в криминологической терминологии, и попытки заменить его другими терминами вносят много путаницы. Поэтому следует применять привычное криминологиче­ское понятие «личность преступника».

Изучение личности преступника по административным и уголовным делам о загрязнении атмосферы позволило установить её социально-демографическую и социальную характеристики. Абсолютное большинство (98%) составляли лица мужского пола. Женщины также не являются исключением в качестве субъектов рассматриваемого преступления. Анализ уголовных и административных дел о правонарушениях, связанных с загрязнением атмосферы, позволил распределить по возрасту привлеченных к ответственности лиц следующим образом: 16-18 лет – 3, 8%; 18-29 лет – 47%; 25-36 лет – 61%; 30-40 лет – 10%; свыше 40 лет – 5%. Таким образом, по данным уголовной статистики, около 70% субъектов рассматриваемого преступления составляют лица в возрасте 25-36 лет. Лица до 30 лет составляют более половины правонарушителей.

Анализ полученных данных о социальном положении преступников и уровне их образования свидетельствует, о том, что подавляющее их число имело среднее, среднее специальное, высшее образование. Наличие семьи не является существенным фактором, удерживающим лицо от совершения данного преступления. Всего 75% привлеченных к ответственности лиц имели семьи. В результате проведенного исследования были установлены и специфические негативные признаки личности преступника рассматриваемой категории.

Третья глава – «Проблемы предупреждения преступлений в виде загрязнения атмосферы» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе дается характеристика субъектов и рассмотрены основные направления предупреждения преступлений, связанных с загрязнением атмосферы.

Автором обоснована необходимость подразделения субъектов предупреждения и профилактики интересующих нас преступлений на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы.

Одним из заметных субъектов общей компетенции является Правительство РФ. В аппарате Правительства РФ вопросами экологии ведает Департамент реформирования агропромышленного комплекса и защиты окружающей среды. Вспомогательным органом Правительства РФ является Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию.

В соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления, органы местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления уча­ствуют в охране окружающей среды на территории муниципаль­ного образования (ст. 6).

Органы местного самоуправления принимают экологи­ческие программы в соответствии с разрабатываемыми и утверж­даемыми ими основными направлениями охраны окружающей среды, используя при этом бюджетные средства, а также средства внебюджетных экологических фондов. Местные экологические фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, в том числе платы за выбро­сы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, сумм, полученных по искам о возме­щении вреда и штрафов за экологические правонарушения и др.

Эффективность предупредительной деятельности в отношении рассматриваемых преступлений зависит от четкости и постоянства взаимодействия органов местного самоуправления и населением. Гражданский контроль является очень значительной силой в деятельности по пресечению преступлений в Дагестане. Экологические группы активно вовлечены в деятельность по охране атмосферы от загрязнения.

Во многих районах республики в профилактике преступлений хорошо зарекомендовали себя общественные объединения, международные неправительственные организации экологического профиля, известное во всем мире движение «зеленых». Одной из форм участия общественности в борьбе с преступлениями в сфере охраны атмосферы от загрязнения является деятельность студенческих дружин по охране природы. Помимо инспекторской и про­пагандистской работы, студенты ведут исследовательскую работу по межвузовской программе «Чистый воздух». Студенты естественных, преимущественно биологических специальностей могут квалифицированно заниматься охраной различных природных компонентов – фауны, флоры, воды, воздуха и т.д.

Целесообразно возродить институт инспекторов Всероссийского общества охраны природы, предоставив им полномочия, равные по объему полномочиям, предоставленным общественным инспекторам, общественным инспекторам лесоохраны и т.д.

В профилактику преступлений в сфере охраны атмосферы от загрязнения вносят свой вклад многочисленные государственные природоохран­ные органы, в т.ч. различные инспекции, контрольно-надзор­ные службы по охране атмосферы от загрязнения. Их профилактическая дея­тельность была бы более результативной при условии улуч­шения ее финансирования, должного материально-техничес­кого, кадрового и иного ресурсного обеспечения, усиления социальной и правовой защиты сотрудников. Дополнительные возможности для усиления работы по предупреждению экологических преступлений и правонарушений появляются в результате создания в некоторых регионах экологической милиции.

В системе органов, ведущих борьбу с преступностью в сфере охраны атмосферы от загрязнения, особое место сегодня занимают специализированные межрайонные природоохранные прокуратуры, работники которых минимизируют негативные последствия, ошибки и упущения в работе природоохранных органов, нарушений экологического законодательства исполнительными органами и органами местного самоуправления.

Второй параграф посвящен правовым аспектам предупреждения преступлений, связанных с загрязнением атмосферы.

Особую роль в этой деятельности играет уголовная юстиция, призванная с максимальной эффективностью реализовать уголовную ответственность.

Для организации эффективной профилактики в сфере охраны атмосферы от загрязнения необходимы некоторые изменения в рассматриваемой уголовно-правовой норме.

Анализ уголовно-правовых аспектов загрязнения атмосферы показал, что для правильной квалификации преступления следует уточнить содержание диспозиции статьи, предусматривающей это преступление. В УК РФ не дается определения загрязнения атмосферы. Автор предлагает новую редакцию части 1 ст. 251 УК РФ «Загрязнение атмосферного воздуха».

Статья предусматривает ответственность за нару­шение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти дея­ния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха. Под нарушением правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ пони­мается выброс их сверх предельно допустимых экологическим законодатель­ством нормативов.

В качестве последствия преступления предусмотрено загрязнение атмосферы или иное изменение ее свойств. Опрос, проведенный среди работников природоохранной прокуратуры, показал, что практически все опрошенные отмечали сложность определения, фиксации фактических изменений природных свойств воздуха, что является составной частью констатации преступного загрязнения атмосферы.

В теории уголовного права многие исследователи указывали на необходимость конкретизировать эти последствия. В следственной практике возникают трудности при определении, фактическом измерении последствий в силу быстротечности процессов смешивания загрязняющих веществ и атмосферы, несвоевременных замеров выбросов вредных веществ в атмосферу, отсутствия инструментального оборудования контролирующих органов. В этой связи автор предлагает в качестве наступивших последствий признать превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ на границе санитарно-защитной зоны. Нормативные значения предельно допустимых концентраций регламентированы для каждого вредного вещества в природоохранных нормативных актах в размерах, не влияющих отрицательно на здоровье людей, на благоприятную окружающую среду.

В целях обеспечения безопасности населения вокруг производственных объектов устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона – СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта. Основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы – предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания. В жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК и 0, 8 ПДК – в местах массового отдыха населения. Критерием определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест. Для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно-защитные зоны в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов. Достаточность ширины санитарно-защитной зоны подтверждается расчетами прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объектов, а также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в районах размещения аналогичных действующих объектов. Таким образом, законодателем конкретно указаны требования, за нарушение которых наступает ответственность.

С целью усиления предупредительного уголовно-правового воздействия на охраняемые общественные отношения автор предлагает дополнить перечень квалифицирующих признаков, имеющихся в рассматриваемой статье. Так, в качестве особо квалифицирующего признака следует включить загрязнение атмосферы, совершенное группой лиц по предварительному сговору, организованной группой. На практике нарушения правил выбросов вредных веществ в атмосферу или нарушений правил эксплуатации сооружений осуществляется работником, которому, в соответствии с должностными инструкциями, вменено соблюдение правил надлежащего использования оборудования с целью исключения загрязнения атмосферного воздуха. Работник в этой ситуации является непосредственным исполнителем преступного загрязнения атмосферы, а руководитель предприятия или организации – организатором преступления. Руководитель предприятия или организации несет ответственность за выполнение природоохранных мероприятий (за замену устаревшего оборудования на новое; установку фильтров, циклонов на технологическом оборудовании; за внедрение новых технологий). Часто на практике руководитель относится халатно к своим обязанностям по охране атмосферного воздуха, старается сэкономить на финансировании природоохранных мероприятий. Рассматриваемое преступление может быть совершено по предварительному сговору между руководителем предприятия или организации, главным инженером и работником, ответственным за нормальное функционирование оборудования. Главный инженер предприятия или организации владеет информацией по поводу используемого в технологическом процессе производства оборудовании.

В диссертации также предлагается включить в статью 251 УК РФ часть пятую, предусматривающую ответственность за деяния, повлекшие по неосторожности отравление или заражение атмосферного воздуха, послужившее причиной массовой гибели людей, животных, либо массового уничтожения флоры и фауны. На практике нередко загрязнение и изменение природных свойств воздуха имеют последствия в виде отравления или заражения атмосферного воздуха. В свою очередь, эти процессы являются причиной массовой гибели людей, животных либо массового уничтожения флоры и фауны. Данные социально-гигиенического мониторинга за период 1999-2008 гг. свидетельствуют о высоком уровне распространённости заболеваний органов дыхания, занимающих ведущее место в структуре общей заболеваемости населения Республики Дагестан.

По мнению автора, задачей общегосударственной важности является создание в стране отлаженной, эффективной системы экологического просвещения и воспитания, функционирование которой должно способствовать формированию у населения бережно­го отношения к окружающей среде.

В третьем параграфе рассмотрена роль природоохранных традиций, обычаев и религии в профилактике преступлений в сфере охраны атмосферы от загрязнения.

Традиции, обычаи и обряды народа всегда связаны с нравственными представлениями, его национальной психикой, которые порождены определенными общественными отношениями. Существует настоятельная необходимость в изучении богатого опыта обычаев и традиций по профилактике правонарушений в сфере экологии. Взаимодействие между правовыми нормами и обычаями, традициями и иными видами воздействия на правонарушителей значительно повышает авторитет и эффективность как государственных, так и общественных мер.

Наряду с традициями и обычаями одним из эффективных средств профилактики загрязнения атмосферы в Республике Дагестан является религия. Сплав традиций, обычаев и религии составляет духовно-нравственный потенциал дагестанских народов. В последние годы роль религии в общественной жизни всего российского народа приобретает все большее значение. Современный мир начал понимать ошибочность пренебрежительного отношения к моральным устоям религии.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры способствуют эффективной профилактике преступлений в сфере охраны атмосферы от загрязнения. Для формирования экологической культуры необходимы согласованные действия различных слоев общества: идеологов, политиков, юристов, ученых, деятелей искусства и др. В последние годы в Российской Федерации принимаются различные меры для ликвидации экологической безграмотности граждан. Формирование экологической культуры личности должно стать непременной частью всей системы образования.

В Заключении подводятся основные итоги исследования, формулируются теоретические выводы и практические рекомендации по совершенствованию и предупреждению рассматриваемой уголовно-правовой нормы.

Основные научные результаты исследования опубликованы в следующих научных работах соискателя:

В изданиях, указанных в Перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Минобрнауки:

1. Исмаилова П.У. Анализ состава преступления загрязнения атмосферы и пути его совершенствования // Следователь. 2005. №11. – 0, 25п.л.

2. Исмаилова П.У. Прокурорский надзор за загрязнением атмосферы // Следователь. 2005. №12. – 0, 25 п.л.

3. Исмаилова П.У. Предупредительные меры профилактики преступного загрязнения атмосферы // Российский следователь. 2007. №13. – 0, 25 п.л.

4. Исмаилова П.У. Проблемы, возникающие при судебном разбирательстве дел о преступном загрязнении атмосферы // Российский судья. 2007. №10. – 0, 25 п.л.

5. Исмаилова П.У. Правовые аспекты профилактики преступлений в сфере охраны атмосферы от загрязнения // Бизнес в законе. 2008. №2 – 0, 25 п.л.

6. Исмаи лова П.У. Проблемы совершенствования законодательства в области охраны атмосферного воздуха // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. №1. – 0, 25 п.л.

7. Исмаилова П.У. Ответственность и наказание за загрязнение атмосферы // Российский судья. 2008. № 7. – 0, 25 п.л.

В других изданиях:

8. Исмаилова П.У. (в соавторстве с Майоровой Е.И.) Проблемы экологической преступности в Республике Дагестан // Материалы научно-практической конференции Проблемы качества, безопасности и диагностики в условиях информационного общества. – Сочи, 2005. – 0, 25 п.л.

9. Исмаилова П.У. (в соавторстве с Майоровой Е.И.) Проблемы загрязнения атмосферы в Республике Дагестан // Материалы научно-практической конференции Проблемы качества, безопасности и диагностики в условиях информационного общества. – Сочи, 2005. – 0, 25 п.л.

10. Исмаилова П.У. Состояние загрязнения атмосферы в Республике Дагестан // Преступность в изменяющемся мире и проблемы оптимизации борьбы с ней. – М.: Рос. крим. ассоциация, 2006. – 0, 25 п.л.

11. Исмаилова П.У. Проблемы отграничения преступного загрязнения атмосферы от административных правонарушений // Проблемы преступности на Северном Кавказе: Сб. трудов молодых ученых. – Махачкала, 2005. – 0, 4 п.л.

12. Исмаилова П.У. Загрязнение атмосферы – угроза национальной безопасности страны // Национальная безопасность и геополитика России. 2006. №3-4. – 0, 25 п.л.

13. Исмаилова П.У. Повышение роли органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора в профилактике преступного загрязнения атмосферы // Криминальная экономика и организованная преступность. Преступность, экономика и организованная преступность / Под ред. А.И. Долговой. – М.: Рос. крим. ассоциация, 2007. – 0, 25 п.л.

14. Исмаилова П.У. Роль специализированных субъектов в профилактике преступлений, связанных с загрязнением атмосферы // Актуальные проблемы преступности в регионах Российской Федерации: Сб. трудов молодых ученых. – Махачкала, 2009. – 0, 5 п.л.

15. Исмаилова П.У. Нормативное регулирование предупреждения преступлений, связанных с загрязнением атмосферы // Актуальные проблемы преступности в регионах Российской Федерации: Сб. трудов молодых ученых. – Махачкала, 2009. – 0, 5 п.л.

 

 


Из выступления руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования МПР России В.В. Кириллова на Невском международном экологическом конгрессе 9 декабря 2008 года. Круглый стол «Охрана окружающей среды как фактор глобальной безопасности грядущих поколений». СПб, 2008. https://control.mnr.gov.ru.

[2] Новая криминальная ситуация: оценка и реагирование / Под ред. А.И. Долговой. М.: Рос. Крим. ассоциация, 2009. С. 346.

[3] Наше мнение полностью совпадает с мнением руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования МПР России В.В. Кириллов.см. Доклад «Итоги работы РПН в 2008 г.» 30.01.2009. https://control.mnr.gov.ru.

1Сухарев А.Я. Экологическая преступность: ее социальные корни и общественная опасность // Криминологические и правовые проблемы обеспечения экологической безопасности /Сб. науч. труд. М., 1996. С.6.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.