Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доводы «за» нормативную денежно-кредитную политику






Дискреционная, «свободная» денежно-кредитная политика чревата двумя пробле-
мами. Первая заключается в том, что «отпущенная на волю» денежных властей
монетарная политика означает повышение риска некомпетентных действий и зло-
употреблений в жизненно важной сфере. Политика поддержания гражданского
порядка, к примеру, основывается на строгих правилах ее осуществления, что
минимизирует возможный ущерб злоупотреблений властью. Но когда общество
наделяет Центральный банк полномочиями для поддержания экономического по-
рядка, оно не дает ему конкретных указаний, следовательно, его руководство наде-
ляется практически неограниченной свободой действий.

В качестве примера злоупотребления властью можно привести использование
денежной политики Центрального банка с целью оказания влияния на итоги выбо-
ров. Предположим, что результаты президентских выборов определяются, главным
образом, экономическими условиями во время предвыборной кампании. Руководи-
тели Центрального банка, симпатизирующие действующему президенту, имеют воз-
можность осуществлять в этот период экспансионистскую монетарную политику,
стимулируя производство и занятость, так как они прекрасно понимают, что неизбеж-
ный впоследствии рост цен проявит себя «во всей красе» только после завершения
кампании. Итак, в той степени, в которой представители Центрального банка считают
себя союзниками политиков, свобода их действий выражается в экономических флук-
туациях, приуроченных к датам выборов. Экономисты называют период таких коле-
баний политическим циклом деловой активности.

Вторая, более сложная проблема денежно-кредитной политики связана с регу-
лированием уровня инфляции. Представителям Центрального банка известно, что
в долгосрочном периоде выбор между инфляцией и безработицей отсутствует, но
они объявляют о стремлении добиться нулевого роста цен. Однако достижение
стабильности цен вряд ли осуществимо практически. Почему? Возможно, потому,
что как только у субъектов экономики формируются определенные представле-
ния об уровне ожидаемой инфляции, политики оказываются перед выбором меж-
ду инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде. Весьма соблазнительно
отказаться от заявлений о ценовой стабильности, чтобы достичь более низкого
уровня безработицы. Данное противоречие между словом (заявления политиков
о предполагаемых действиях) и делом (реальные действия) называется непосле-
довательной во времени политикой.
Так как политики часто ведут себя непос-
ледовательно, субъекты экономики весьма скептически относятся к заявлениям
представителей Центрального банка о его намерениях сократить уровень инфля-
ции. Следовательно, инфляционные ожидания всегда превышают декларируемый
политиками уровень. Высокие инфляционные ожидания, в свою очередь, сдвига-
ют в краткосрочном периоде кривую Филлипса вверх, и политический выбор
между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде становится менее бла-
гоприятным.

Один из способов устранения проблем, вызванных политикой здравого смысла, —
введение жестких правил, регулирующих политику Центрального банка. Предпо-
ложим, что Конгресс США принял закон, обязывающий ФРС увеличивать пред-
ложение денег точно на 3 % в год. (Почему на 3 %? Потому что средние темпы
роста реального ВВП составляют именно 3 % в год, соответственно возрастает и
спрос на деньги. Рост денежной массы на 3 % обеспечивает необходимую стабиль-
ность цен в долгосрочном периоде.) Такой закон гарантировал бы общество
от некомпетентных действий и злоупотребления властью со стороны ФРС и лик-
видировал бы саму возможность существования цикла политической деловой


Глава 34. Основные проблемы макроэкономической политики



активности. Кроме того, данный закон обеспечил бы последовательность и преем-
ственность экономической политики. Повысилось бы доверие субъектов экономи-
ки к заявлениям ФРС об антиинфляционной политике, так как денежные власти
были бы обязаны ограничивать предложение денег. Низкий уровень инфляцион-
ных ожиданий привел бы к сдвигу краткосрочной кривой Филлипса вниз, и выбор
между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде стал бы более благо-
приятным.

Возможно введение и других правил монетарной политики. К примеру, более
активное правило может требовать, чтобы ФРС увеличивала предложение денег
на 1 % в ответ на каждый процент превышения безработицей естественного уров-
ня. Итак, принятие Центральным банком обязательств по выполнению некоторых
правил защитило бы общество от некомпетентности, злоупотреблений властью и
непоследовательности при проведении денежной политики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.