Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руки прочь от федераль- ной резервной системы.






Мартин и Кэтлин Фелдстайны

■ 1ы, как и большинство других эконо-
: истов, высоко оцениваем деятельность
OPC в последние годы. Ее должност-
ные лица весьма успешно решили про-
блему снижения темпов инфляции и
поддержания экономического роста.
Эднако некоторые влиятельные конгрес-
смены работают над законопроектом, ог-
раничивающим самостоятельность ФРС
з области денежно-кредитной политики,
что приведет к возрастанию риска высо-
кой инфляции и циклической нестабиль-
ности.

ФРС вынуждена постоянно уклонять-
ся от политических требований «дешевых»
денег, исполнение которых привело бы
: -; ускорению темпов экономического рос-
та. Предположим, в будущем году рост
несколько сократится. В этом случае
мы наверняка услышим призывы конг-


рессменов и, возможно, Белого дома к
снижению процентных ставок во имя
движущих сил экономики. Мы готовы
держать пари, что, если темпы роста эко-
номики останутся иа прежнем уровне,
инфляционное давление вынудит ФРС
поднять процентные ставки в начале
нового года. В зтом случае призывы по-
литиков найдут горячий отклик в серд-
цах населения, ибо общественность не
одобряет высокие процентные ставки,
удорожающие заимствования как для
предпринимателей, так и домовладель-
цев.

ФРС — независимое учреждение,
которое отчитывается перед Конгрес-
сом, но не подчиняется ничьим при-
казам. Ключ к ее независимости -
порядок назначения должностных лиц.
Семь управляющих ФРС назначаются
президентом и утверждаются Сенатом, но
каждый из 12 президентов региональных
Федеральных банков (ФРБ) избирается
местными правлениями. Региональные
президенты часто занимают свой ноет
по многу лет. Нередко они являются
служащими ФРС с большим стажем,
прошедшими через все ее управленче-
ские ступени. Многие из них являют-
ся профессиональными экономистами
с практическим опытом проведения
монетарной политики. Но какой бы ни
была их биография, они не являются
политическими назначенцами или друзь-
ями выборных политиков и приверже-
ны идее надежной денежно-кредитной
политики.

Последний вызов независимости —
требование лишить президентов ФРБ
права голоса по вопросам денежно-
кредитной политики. Эта дурацкая идея,
предложенная сенатором Полом Сарба-
несом, влиятельным представителем де-


мократической партии в комитете Се-
ната по банкам, означала бы сосредото-
чение всей власти у 7 управляющих
ФРС. Так как каждые два года закан-
чивается срок службы хотя бы одно-
го управляющего, президент, которому
суждено будет провести в Белом доме
восемь лет, получит возможность на-
значить большую часть Совета управ-
ляющих ФРС, заполучив контроль
за кредитно-денежной политикой США.
Альтернативная, но не менее плохая
идея, предложенная конгрессменом Ген-
ри Гонсалесом, ключевой фигурой от
демократической партии в комитете по
банкам Палаты представителей: назна-
чение президентов региональных ФРБ
президентом, с последующим утверж-
дением Сенатом.

Реализация любого из этих проек-
тов неизбежно означала бы значитель-
но большую степень политизации дея-
тельности ФРС. В только начинающей
«перегреваться» экономике весьма труд-
но избежать соблазна задержать повы-
шение процентных ставок и пренебречь
риском ускорения инфляции. В дол-
госрочном периоде это означало бы не-
устойчивые процентные ставки и деста-
билизацию экономики.

Ирония судьбы заключается в том,
что призывы к ограничению полно-
мочий ФРС раздаются в тот момент,
когда другие страны движутся прямо
в противоположном направлении. Опыт
всего мира подтвердил, что независи-
мость Центральных банков — основ-
ной фактор эффективной денежно-кре-
дитной политики.

Источник: «Bostone Globe»,
November 12, 1996, p. D4.


к выводу, что процентная ставка уравновешивает спрос на деньги и предложе-
ние денег. Какая же теория является правильной? Ответ, как это ни парадок-
сально, — обе!

Рассмотрим различия между поведением экономики в краткосрочном периоде и
в долгосрочном периоде. Основную роль играют три макроэкономические пере-
менные: объем производимых экономикой товаров и услуг, процентная ставка и
уровень цен. Согласно классической макроэкономической теории (гл. 24, 25 и 28)
они определяются следующим образом:

1. Объем производства детерминирован предложением капитала и рабочей
силы, а также доступной технологией производства, превращающей капитал и
рабочую силу в продукцию.

2. Для каждого данного уровня производства процентная ставка изменяет-
ся таким образом, чтобы уравновесить спрос и предложение на заемные фонды.


'18


Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном период-


 


Узелок на память

ЭКОНОМИКА В ДОЛГОСРОЧНОМ И КРАТКО-
СРОЧНОМ ПЕРИОДАХ: АЛГЕБРАИЧЕСКОЕ
ИСТОЛКОВАНИЕ

итатели, склонные к математике, найдут полезным
1едующее алгебраическое представление различий
поведении экономики в долгосрочном и в краткосроч-
> м периодах. Если вы испытываете идиосинкразию
математике, можете смело проигнорировать этот раздел.
Мы рассматриваем экономику как состоящую
| двух основных рынков: рынка денег и рынка това-
ов. Спрос и предложение на рынке денег описываются
равнением

M = Kr)P,

де M — предложение денег, P — уровень цен, а г —
чроцентная ставка. L{r) — функция, показывающая, как

■ прос иа деньги реагирует на процентную ставку. Дан-
ное уравнение называется уравнением LM (деньги -
чиквидность) [Liquidity (англ.) — ликвидность; Mo-
ney
(англ.) — деньги]. Спрос и предложение на рынке
товаров описываются уравнением

Y = С + / (г) + G,

где Y — производство, С — потребление, I — инвести-
ции, a G — правительственные закупки. (Для простоты
мы полагаем экономику закрытой, так что в уравнении
не учитывается чистый экспорт.) Отметим, что нацио-


нальные сбережения, Y-C-G, представляют пред-
ложение заемных фондов, а инвестиции Hr) — спро:
на заемные фонды, который зависит от процентной ста:
ки. Данное уравнение называется уравнением /_ч
(сбережения — инвестиции) [Investment (англ.) -
инвестиции; Saving (англ.) — сбережения]. Уравнен! -:
IS и LM описывают две зависимости между тремя пг-
ременными: производством Y, процентной ставкой г
уровнем цен P.

Сравним экономику в долгосрочном и краткосроч-
ном периодах. В обоих временных интервалах уравне-
ния IS и LM должны удовлетворяться таким образом
чтобы гарантировать равновесие как на рынке товаров
так и на денежном рынке. Но равновесие в долгосроч-
ном и краткосрочном периодах достигается при измене-
нии различных неременных:

• В долгосрочном периоде производство Y определя-
ется предложением факторов производства и техно-
логией. При данном фиксированном уровне про-
изводства процентная ставка г изменяется таким
образом, чтобы удовлетворить уравнению IS. С уче-
том этого значения процентной ставки уровень цег
P изменяется таким образом, чтобы удовлетворите
уравнению LM.

• В краткосрочном периоде уровень цен P жестко оп-
ределен. При данном фиксированном уровне цек
процентная ставка г изменяется таким образом, что-
бы удовлетворить уравнению LM. С учетом этого
значения процентной ставки уровень производства
P изменяется таким образом, чтобы удовлетворит: -
уравнению IS.


3. Уровень цен уравновешивает спрос на деньги и предложение денег. Измене-
ния предложения денег ведут к пропорциональным изменениям уровня цен.

Большинство экономистов полагают, что основные постулаты классической эко-
номической теории прекрасно работают при описании функционирования экономи-
ки в долгосрочном периоде.

Однако, как мы обсудили в предыдущей главе, цены па многие товары реаги-
руют на изменение предложения денег с большим запозданием, и общий уровень
цен не может сам по себе уравновесить спрос на деньги и предложение денег з
краткосрочном периоде. Для того чтобы денежный рынок пришел в состояние
равновесия, изменяется (воздействуя на совокупный спрос на товары и услуги)
процентная ставка. Колебания совокупного спроса приводят к тому, что объем
производимых экономикой товаров и услуг отклоняется от уровня, определяемо-
го предложением факторов производства и технологией.

Попробуем пройти наш путь в обратном направлении;

1. Уровень цен жестко зафиксирован на некотором уровне и относительно
нечувствителен к изменению экономических условий в краткосрочном периоде.

2. Для любого данного уровня цен процентная ставка подстраивается таким
образом, чтобы уравновесить спрос на деньги и предложение денег.

3. Уровень производства реагирует на изменения совокупного спроса на това-
ры и услуги, который отчасти определен процентной ставкой, уравновешивающей
денежный рынок.


эва 32. Совокупный спрос и денежно-кредитная и фи н ансово-б юджетная политика



 




Долгосрочный период

б) Краткосрочный период


Рис. 32.8

МАКРОЭКОНОМИКА
В ДОЛГОСРОЧНОМ
И КРАТКОСРОЧНОМ
ПЕРИОДАХ
В долгосрочном
периоде процентная
ставка и уровень цен
подстраиваются под
конкретный уровень
производства, а в
краткосрочном перио-
де процентная ставка и
производство приспо-
сабливаются под
конкретный уровень
цен.


 


Различия подходов к анализу экономики в долгосрочном и краткосрочном
периодах представлены на рис. 32.8.

Таким образом, каждая из двух различных теорий процентной ставки имеет
свою, отличную от другой, область применения. Размышляя о детерминантах
процентной ставки в долгосрочном периоде, следует иметь в виду теорию.заем-
ных фондов, которая выдвигает на первый план значения склонности к сбере-
жениям и инвестиционных возможностей. Напротив, анализируя детерминанты
процентной ставки в долгосрочном периоде, обязательно учитывайте теорию пред-
почтения ликвидности, в которой основное внимание уделяется денежно-кредит-
ной политике.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Объясните разницу
между долгосрочным и
краткосрочным
макроэкономическим
анализом.

Какие теории процент-
ной ставки использу-
ются в анализе эконо-
мики в долгосрочном и
краткосрочном перио-
дах?


Заключение

Прежде чем принять решение о корректировке экономической политики, государ-
ственные деятели обязаны рассмотреть все последствия своих решений. Ранее мы
рассмотрели классические модели экономики, описывающие долгосрочные резуль-
таты денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики: влияние первой на
уровень цен и темпы инфляции, воздействие второй на уровень сбережений, инве-
стиций, торговый баланс и долгосрочный экономический рост.

В этой главе мы исследовали краткосрочные результаты денежно-кредитной и
финансово-бюджетной политики и пришли к выводу, что политики имеют воз-
можность воздействовать на совокупный спрос на товары и услуги, а значит, и на
объем производства и занятость в долгосрочном периоде. Когда Конгресс США
принимает решение о сокращении государственных расходов с целью достижения
бездефицитного бюджета, народные избранники должны рассмотреть как долго-
срочные его последствия для сбережений и экономического роста, так п кратко-
срочные — для совокупного спроса и занятости. Когда ФРС принимает решение
об уменьшении темпов роста предложения денег, управляющие должны принять
во внимание как долгосрочное воздействие этого шага на инфляцию, так и крат-
косрочное воздействие на производство. В следующей главе мы обсудим переход
от краткосрочного периода к долгосрочному более полно и рассмотрим проблему
компромисса между долгосрочными и краткосрочными целями.



Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном периоде


Выводы


В развитие теории краткосрочных экономиче-
ских колебаний Дж. Кейнс предложил концеп-
цию предпочтения ликвидности, призванную
объяснить факторы, определяющие уровень про-
центной ставки. Согласно его теории, процентная
ставка изменяется таким образом, чтобы урав-
новесить спрос на деньги и предложение денег.
Повышение уровня цен увеличивает спрос на
деньги и обусловливает рост процентной ставки,
что приводит денежный рынок в состояние рав-
новесия. Так как процентная ставка есть цена
заимствований, более высокий ее уровень приво-
дит к снижению инвестиций, а значит, и объема
спроса на товары и услуги. Обратная зависи-
мость между уровнем цен и объемом спроса обус-
ловливает отрицательный наклон кривой сово-
купного спроса.

Денежно-кредитная политика государства воздей-
ствует на совокупный спрос. Увеличение предло-
жения денег приводит к понижению равновесной
процентной ставки для каждого данного уров-
ня цен. Так как низкая процентная ставка
стимулирует инвестиционные расходы, кривая
совокупного спроса сдвигается вправо. Напро-
тив, уменьшение предложения денег предопре-
деляет повышение равновесной процентной
ставки для любого данного уровня цен и смеще-
ние кривой совокупного спроса влево.
Воздействие на совокупный спрос осуществля-
ется и посредством финансово-бюджетной по-
литики. Увеличение государственных закупок
или снижение уровня налогообложения при-
водят к сдвигу кривой совокупного спроса
вправо. Вследствие уменьшения государствен-
ных закупок или повышения уровня налого-


обложения кривая совокупного спроса смеща-
ется влево.

Когда правительство принимает решение об из-
менении расходов или уровня налогообложения
результирующее смещение совокупного спроса
может не соответствовать изменению бюджетньк
расходов или поступлений. Эффект мультипликато-
ра означает усиление влияния финансово-бюджет-
ной политики на совокупный спрос, а эффект
вытеснения — уменьшение ее воздействия на
совокупный спрос.

Правительство периодически использует инстру-
менты денежно-кредитной и финансово-бюджет-
ной политики для стабилизации экономики. Сто-
ронники активной стабилизационной политики
утверждают, что изменения представлений домаш-
них хозяйств и фирм приводят к сдвигу кривой
совокупного спроса; если правительство игно-
рирует эти процессы, оно провоцирует нежела-
тельные и ненужные колебания производства и
занятости. Критики активной стабилизационной
политики считают, что степень ее воздействия
на экономику ограничена вследствие существо-
вания длительных временных лагов и результа-
ты попыток государственного вмешательства в
экономические процессы противоположны жела-
емым.

Результаты денежно-кредитной и финансово-
бюджетной политики зависят от временного
интервала. Влияние совокупного спроса на про-
изводство актуально только для краткосрочного
периода в условиях жесткости цен. В долгосроч-
ном периоде объем производства определяется
предложением факторов производства и техно-
логией.


Основные понятия


Теория предпочтения ликвидности
Эффект вытеснения


Автоматические стабилизаторы


Эффект мультипликатора


Вопросы


1. Что такое теория предпочтения ликвидности?
Как она объясняет отрицательный наклон кри-
вой совокупного спроса?


Используя теорию предпочтения ликвидности,
объясните, как уменьшение предложения денег
воздействует на кривую совокупного спроса.



Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном периоде


Выводы


В развитие теории краткосрочных экономиче-
ских колебаний Дж. Кейнс предложил концеп-
цию предпочтения ликвидности, призванную
объяснить факторы, определяющие уровень про-
центной ставки. Согласно его теории, процентная
ставка изменяется таким образом, чтобы урав-
новесить спрос на деньги и предложение денег.
Повышение уровня цен увеличивает спрос на
деньги и обусловливает рост процентной ставки,
что приводит денежный рынок в состояние рав-
новесия. Так как процентная ставка есть цена
заимствований, более высокий ее уровень приво-
дит к снижению инвестиций, а значит, и объема
спроса на товары и услуги. Обратная зависи-
мость между уровнем цен и объемом спроса обус-
ловливает отрицательный наклон кривой сово-
купного спроса.

Денежно-кредитная политика государства воздей-
ствует на совокупный спрос. Увеличение предло-
жения денег приводит к понижению равновесной
процентной ставки для каждого данного уров-
ня цен. Так как низкая процентная ставка
стимулирует инвестиционные расходы, кривая
совокупного спроса сдвигается вправо. Напро-
тив, уменьшение предложения денег предопре-
деляет повышение равновесной процентной
ставки для любого данного уровня цен и смеще-
ние кривой совокупного спроса влево.
Воздействие на совокупный спрос осуществля-
ется и посредством финансово-бюджетной по-
литики. Увеличение государственных закупок
или снижение уровня налогообложения при-
водят к сдвигу кривой совокупного спроса
вправо. Вследствие уменьшения государствен-
ных закупок или повышения уровня налого-


обложения кривая совокупного спроса смеща-
ется влево.

Когда правительство принимает решение об из-
менении расходов или уровня налогообложения
результирующее смещение совокупного спроса
может не соответствовать изменению бюджетньк
расходов или поступлений. Эффект мультипликато-
ра означает усиление влияния финансово-бюджет-
ной политики на совокупный спрос, а эффект
вытеснения — уменьшение ее воздействия на
совокупный спрос.

Правительство периодически использует инстру-
менты денежно-кредитной и финансово-бюджет-
ной политики для стабилизации экономики. Сто-
ронники активной стабилизационной политики
утверждают, что изменения представлений домаш-
них хозяйств и фирм приводят к сдвигу кривой
совокупного спроса; если правительство игно-
рирует эти процессы, оно провоцирует нежела-
тельные и ненужные колебания производства и
занятости. Критики активной стабилизационно;:
политики считают, что степень ее воздействия
на экономику ограничена вследствие существо-
вания длительных временных лагов и результа-
ты попыток государственного вмешательства в
экономические процессы противоположны жела-
емым.

Результаты денежно-кредитной и финансово-
бюджетной политики зависят от временного
интервала. Влияние совокупного спроса на про-
изводство актуально только для краткосрочного
периода в условиях жесткости цен. В долгосроч-
ном периоде объем производства определяется
предложением факторов производства и техно-
логией.


Основные понятия


Теория предпочтения ликвидности
Эффект вытеснения


Автоматические стабилизаторы


Эффект мультипликатора


Вопросы


1. Что такое теория предпочтения ликвидности?
Как она объясняет отрицательный наклон кри-
вой совокупного спроса?


Используя теорию предпочтения ликвидности,
объясните, как уменьшение предложения денег
воздействует на кривую совокупного спроса.


Глава 32. Совокупный спрос и денежно-кредитная и финансово-бюджетная политика _________________ 721


3. Правительство закупает полицейские автомоби-
ли на $ 3 млрд. Объясните, почему совокупный
спрос может увеличиться более, чем на $ 3 млрд
и менее, чем на $ 3 млрд.

4. Предположим, что экономика страны «барахта-
ется» в волнах пессимизма. Как отразится на


совокупном спросе бездействие политиков? Что
должна предпринять ФРС для стабилизации со-
вокупного спроса?

Почему результаты денежно-кредитной полити-
ки зависят or рассматриваемого временного ин-
тервала?


Задания для самостоятельной работы


1. Объясните, как каждое из следующих событий
воздействовало бы на предложение денег, спрос
на деньги и процентную ставку. Проиллюстри-
руйте ответы при помощи графиков.

а. Волна оптимизма стимулирует производствен-
ные инвестиции.

б. ФРС принимает решение о снижении резерв-
ных требований.

в. Возрастание цен на нефть приводит к смеще-
нию краткосрочной кривой совокупного пред-
ложения вверх.

г. Увеличивается потребность домашних хозяйств
в наличных деньгах, которые используются
для покупок в выходные дни.

2. Предположим, банки установили банкоматы в каж-
дом квартале. Так как доступность наличных
денег возросла, их объем на руках у населения
уменьшился.

а. Предположим, что ФРС не изменяет предло-
жения денег. Как в соответствии с теорией
предпочтения ликвидности изменится процент-
ная ставка? Что произойдет с совокупным
спросом?

б. В чем должна заключаться политика ФРС,
направленная на стабилизацию совокупного
спроса?

3. В течение 1991 г. процентная ставка в США рез-
ко снизилась. Многие наблюдатели полагали, что
они стали свидетелями экспансионистской денеж-
но-кредитной политики. Насколько обоснован та-
кой вывод? (В 1991 г. экономика США достигла
нижней точки экономического спада.)

4. В начале 1980-х гг. в США был принят закон,
разрешающий банкам платить проценты по вкла-
дам на текущих счетах, чего они не имели права
делать ранее.

а. Если мы включим в определение денег вкла-
ды на текущих счетах, в чем будет заключать-
ся эффект законодательной нормы на спрос на
деньги? Объясните.

24 Зак. № 524


б. Если, столкнувшись с изменением спроса на
деньги, ФРС сохранила предложение денег
постоянным, как ее решение повлияет на про-
центную ставку? Что произойдет с сово-
купным спросом и совокупным объемом вы-
пуска продукции?

в. Если ФРС, столкнувшись с изменением спро-
са на деньги, стремится сохранить рыночную
ставку процента (процентную ставку по неде-
нежным активам) постоянной, как изменится
предложение денег? Что произойдет с сово-
купным спросом и совокупным объемом вы-
пуска продукции?

5. В этой главе объясняется, что экспансионистская
денежно-кредитная политика ведет к снижению
процентной ставки, что стимулирует спрос на по-
требительские и инвестиционные товары. Объяс-
ните, как такая политика стимулирует спрос на
чистый экспорт.

6. Предположим, экономисты наблюдают, что уве-
личение государственных закупок на $ 10 млрд
привело к повышению совокупного спроса на
товары и услуги па $ 30 млрд.

а. Если эти экономисты игнорируют возмож-
ность эффекта вытеснения, какой, по их оцен-
кам, была бы предельная склонность к по-
треблению (MPC)I

б. Предположим, что экономисты учитывают
эффект вытеснения. Как изменится их оцен-
ка предельной склонности к потреблению?

7. Предположим, что правительство снижает нало-
ги на $ 20 млрд, эффект вытеснения отсутству-
ет, а предельная склонность к потреблению рав-
няется 3 / 4,

а. Каково первоначальное воздействие сокраще-
ния налогообложения на совокупный спрос?

б. Какие дополнительные последствия следуют за
первоначальным эффектом? Как вы оценивае-
те общее воздействие сокращения налогооб-
ложения на совокупный спрос?



Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном периоде


 


в. Как соотносится суммарный эффект сокра-
щения налогов на $ 20 млрд с суммарным
эффектом возрастания государственных
закупок на $ 20 млрд? Почему?

8. Предположим, что потребители оптимистич-
но оценивают будущие доходы и принима-
ют решение о дополнительных покупках
на $ 30 млрд. Будет ли это изменение со-
провождаться эффектом мультипликатора?
Объясните.

9. Предположим, что экономика находится в со-
стоянии спада. Объясните, как каждый из
следующих видов политики влиял бы на по-
требление и инвестиции. В каждом случае по-
кажите прямые эффекты, эффекты, возника-
ющие вследствие изменений общего объема
выпуска продукции, эффекты, возникающие


вследствие изменений процентной ставки, и сум-
марный эффект.

а. Увеличение государственных закупок.

б. Сокращение налогообложения.

в. Повышение объема денежной массы.

. Предположим, что ФРС приняла решение об уве-
личении предложения денег.

а. Как отразится такая политика на процентной
ставке в краткосрочном периоде? Проиллюст-
рируйте ответ соответствующим графиком.

б. Каковы последствия такой политики для про-
центной ставки в долгосрочном периоде? Как
вы пришли к такому выводу?

в. Какое свойство экономики делает кратко-
срочный эффект от денежно-кредитной поли-
тики в отношении процентной ставки отлич-
ным от долгосрочного?







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.