Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доводы «за» активную стабилизационную политику






Вернемся к вопросу, которым начинается эта глава. Если президент и Конгресс
США принимают решение о сокращении правительственных расходов, направлен-
ное на уменьшение бюджетного дефицита, в чем должна заключаться реакция
ФРС? Нам известно, что расходы правительства — одна из детерминант положе-
ния кривой совокупного спроса. Когда правительство сокращает расходы, сово-
купный спрос будет снижаться, что приведет к уменьшению объемов производ-
ства и повышению уровня безработицы в краткосрочном периоде. Если ФРС
стремится предотвратить неблагоприятные последствия финансово-бюджетной по-
литики, она предпринимает действия, направленные на расширение совокупного
спроса, увеличивая предложение денег. Денежная экспансия ведет к снижению
процентных ставок и стимулирует потребительские и инвестиционные расходы.
Адекватная монетарная политика позволяет не допустить снижения объема сово-
купного спроса на товары и услуги.

Примерно так рассуждают члены Комитета по операциям на открытом рынке
ФРС. Они знают, что денежно-кредитная политика — важная детерминанта сово-
купного спроса. Им известно о существовании и других факторов, включая фи-
нансово-бюджетную политику, определяемую президентом и Конгрессом, поэтому
ФКООР с неослабным вниманием следит за ходом политических дискуссий.

Изменение денежно-кредитной политики в ответ на корректировку финансово-
бюджетной — пример более общего явления: использование инструментов госу-
дарственного регулирования для стабилизации совокупного спроса, а значит, про-
изводства и занятости. Обеспечение экономической стабильности — основная
цель политики правительства США. К примеру, Закон о занятости 1946 г. гласит,
что «Федеральное правительство проводит политику, направленную на... и на
нем лежит ответственность за... обеспечение полной занятости и производ-
ства». По сути дела, правительство назначило самое себя ответственным за крат-
косрочные макроэкономические показатели.

Из Закона о занятости следуют два вывода. Первый заключается в том, что
действия правительства не должны приводить к колебаниям экономики. Так, боль-
шинство экономистов считают, что государство должно избегать резких внезап-
ных изменений денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики, так как
подобного рода действия могут с высокой вероятностью вызвать флуктуации
совокупного спроса. Если подобные изменения неизбежны, существенно важно,
чтобы политики, ответственные за реализацию денежно-кредитной и финансово-
бюджетной политики, отдавали себе полный отчет в действиях друг друга и
адекватно реагировали на происходящие изменения.

Второй, более претенциозный вывод, следующий из Закона о занятости, заключа-
ется в том, что для стабилизации совокупного спроса правительство должно пред-
принимать определенные действия в ответ на изменения положения в частном
секторе экономики. Очевидно, его авторы находились под влиянием идей Дж. Кей-
нса. Мы упоминали, что «Общая теория занятости, процента и денег» — одна из
наиболее известных книг, когда-либо написанных на экономическую тему. В ней
Дж. Кейнс подчеркнул ключевую роль совокупного спроса в объяснении краткос-
рочных экономических колебаний и призвал правительства активно стимулировать
его в тех случаях, когда совокупный спрос оказывается недостаточным для сохра-
нения производства на уровне полной занятости.

Дж. Кейнс (и его многочисленные последователи) утверждал, что колебания
совокупного спроса вызваны в значительной степени иррациональными волнами
пессимизма и оптимизма. Для обозначения этих произвольных изменений во взгля-


__________________ Часть 12. Экономические колебания в краткосрочном периоде

дах людей он использовал термин стадное чувство (animal spirits). Захлестну-
тые волной пессимизма домашние хозяйства снижают потребительские расходы, а
фирмы — инвестиционные, в результате чего совокупный спрос и объем производ-
ства сокращаются, а уровень безработицы повышается. Напротив, на гребне волны
оптимизма домашние хозяйства и фирмы увеличивают расходы, что ведет к повы-
шению совокупного спроса, объема производства и степени инфляционного давле-
ния. Заметьте, что эти изменения во взглядах в некоторой степени подпитывают
сами себя.

В принципе правительство имеет возможность регулировать денежно-кредит-
ную и финансово-бюджетную политику соответственно волнам оптимизма и пес-
симизма и, таким образом, стабилизировать совокупный спрос. Например, когда
субъекты экономики настроены чрезмерно пессимистически, ФРС может увели-
чить предложение денег; когда они не в меру благодушны — ограничивать его.
Уильям Мартин, один из бывших председателей ФРС, так описывал подобные взгля-
ды на денежно-кредитную политику: «Работа ФРС заключается в том, чтобы убрать
чашу с пуншем именно в тот момент, когда вечеринка набрала обороты».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.