Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффект мультипликатора






Когда правительство принимает решение о приобретении у компании McDonell-
Douglas
новых истребителей на $ 20 млрд, непосредственный эффект повышения
объема спроса, предъявляемого правительством США, — рост занятости и прибы-
лей исполнителя госзаказа. Но поскольку увеличиваются заработки рабочих и
прибыль владельцев фирм, реакция субъектов экономики на рост доходов за-
ключается в возрастании расходов на потребительские товары. Государственные
закупки продукции компании McDonell-Douglas ведут к повышению спроса дру-
гих фирм. Поскольку каждый доллар, израсходованный американским правитель-
ством, может повысить совокупный спрос на товары и услуги больше, чем на
доллар, говорят, что государственные закупки обладают эффектом мультиплика-
тора
в отношении совокупного спроса.

Однако на этом действие эффекта мультипликатора не заканчивается. Посколь-
ку потребительские расходы возрастают, фирмы-производители нанимают большее
количество работников, и их прибыль возрастает. Высокие заработки и прибыли
обусловливают увеличение потребительских расходов и т. д. Таким образом, нали-
цо положительная обратная связь, поскольку более высокий спрос ведет к возрас-
танию доходов, что, в свою очередь, ведет к еще более значительному спросу. Если
сложить все эти приращения, суммарный эффект в отношении количества товаров
и услуг, на которое предъявляется спрос, может оказаться намного большим, чем
первоначальный эффект, являющийся непосредственным следствием государствен-
ных закупок.

Эффект мультипликатора представлен на рис. 32.6. Увеличение правитель-
ственных закупок на $ 20 млрд первоначально перемещает кривую совокупного


 



Рис. 32.6

ЭФФЕКТ

МУЛЬТИПЛИКАТОРА
Увеличение государ-
ственных закупок на
$ 20 млрд может
привести к сдвигу
кривой совокупного
спроса вправо больше
чем на $ 20 млрд.
Эффект мультиплика-
тора возникает потому,
что увеличение сово-
купного дохода стиму-
лирует дополнительные
расходы потребителей.


1. Увеличение государственных закупок

на $20 млрд первоначально ведет к соотаетствующему

возрастанию совокупного спроса...


if a 32. Совокупный спрос и денежно-кредитная и финансово-бюджетная политика



 


Узелок на память


 

Второе изменение потребления = MPC2 х $ 20 млрд
Третье изменение потребления = MPC3 х $ 20 млрд


 


: PМУЛА ДЛЯ МУЛЬТИПЛИКАТОРА ГОСУДАР-
СТВЕННЫХ ЗАКУПОК

-.ото алгебры, доступной даже старшекласснику сред-
z: колы, позволит нам вывести формулу для численно-
; сражения эффекта мультипликатора, возникающего
т^ствие возрастания потребительских расходов.
- - -: нон переменной в этой формуле является предель-
.
-: клонностпь к потреблению (MPC) — та часть при-
._гния дохода, которую домашнее хозяйство направляет
": требление, а не на сбережения. Предположим, что
: тральная склонность к потреблению равна З/д. Это
-гчает, что с каждого очередного доллара, заработан-
": домашним хозяйством, последнее сберегает 25 цен-
= и расходует 75 центов. Если MPC равно З/д, при
■ учении McDonell-Douglas правительственного кон-
■: -кта на $ 20 млрд, потребительские расходы рабочих
владельцев компании увеличиваются на З/4 x $ 20
'zz. то есть на $ 15 млрд.
Чтобы измерить суммарный эффект, который оказы-
■ -.-- на совокупный спрос увеличение государственных
-•:;. пок, мы проанализируем отдельные этапы процесса,
~: > оый начинается, когда правительство принимает ре-
_т-: ие о финансировании закупок ($20 млрд). На эту
-т сумму возрастают доходы (заработки и прибыли).
• неличение доходов, в свою очередь, ведет к повышению
-: -ребительских расходов на MPC х $ 20 млрд. Сле-
;: зательно, возрастают доходы рабочих и владельцев
лирм-производителей потребительских товаров. Второе
зеличение доходов означает новое повышение потреби-
тельских расходов на MPC х (MPC х $ 20 млрд). Эти
" г вращения доходов вследствие обратной связи про-
л: лжаются и далее.

Чтобы найти суммарный эффект правительственных
: исходов в отношении спроса на товары и услуги, мы
:: -; ладываем все приращения:
изменение государственных закупок = $ 20 млрд
" ервое изменение потребления =МРС х $ 20 млрд


Общее изменение спроса = (1 + MPC + MPC2 + + MPC3 +
+
...) х $ 20 млрд.

Здесь «...» означает бесконечное число слагаемых.
Мы говорим, что мультипликатор государственных за-
купок равен:

Мультипликатор = 1 + MPC + MPC2 + MPC3 +....

Данный мультипликатор дает нам значение спроса
на товары и услуги, порождаемого каждым долларом го-
сударственных закупок.

Чтобы упростить выражение, вспомним из школьно-
го курса математики, что мы имеем дело с бесконечной
геометрической прогрессией. Если ее знаменатель поло-
жителен и меньше 1, то есть 0 < X < 1, прогрессия явля-
ется бесконечно убывающей, и

1 + X + X2 + X3 +... - 1/(1 - X).

В нашем случае X = MPC. Таким образом,

Мультипликатор = 1/(1 - MPC).

(Из определения предельной склонности к потребле-
нию следует, что 0 <
= MPC < = /. При 0 < MPC < 1
бесконечная геометрическая прогрессия со знаменате-
лем MPC является бесконечно убывающей. При MPC = 0
(весь вновь полученный доход сберегается) и MPC
= /
(весь вновь полученный доход потребляется) выраже-
ние для мультипликатора также формально верно.
(Ибо в первом случае рост доходов вследствие увеличе-
ния государственных закупок не приводит к дальней-
шему увеличению совокупного спроса, поэтому муль-
типликатор
= /, а во втором случае рост доходов,
вызванный увеличением государственных закупок, при-
водит к бесконечному возрастанию совокупного спро-
са, поэтому мультипликатор =
со. — Прим. перев.)

Например, если MPC = 3/4. мультипликатор госу-
дарственных закупок равен 1/(1 - 3/4), то есть равня-
ется 4. В этом случае $ 20 млрд государственных за-
купок порождают $ 80 млрд спроса на товары и услуги.


; проса вправо из AD1 к AD2 ровно на $ 20 млрд. Но когда потребители реагируют
: -: а этот сдвиг, увеличивая свои расходы, кривая совокупного спроса перемещает-
ся еще дальше, к AD3.

Эффект мультипликатора, возникающий вследствие реакции потребительских
оасходов на повышение уровня спроса, может быть усилен реакцией со стороны
инвестиций. Например, McD'onell-Douglas могла бы в ответ на повышенный спрос
на самолеты принять решение о покупке большего количества оборудования или
строительстве еще одного завода. В таком случае повышение спроса со стороны
правительства способствует возрастанию потребности в инвестиционных товарах.
Такая положительная обратная связь между спросом и инвестициями иногда назы-
вается инвестиционным акселератором.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.