Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование рынка труда






Несовершенство функционирования рынка труда определяет необходимость государственного вмешательства. Политика ре­гулирования рынка труда направлена на достижение ряда целей: стимулирование структурной перестройки, эффективное пере­распределение высвобождаемых работников, быстрое вовлече­ние безработных в трудовую деятельность, предоставление ра­боты всем желающим.

Государственное регулирование рынка труда подразумевает комплекс экономических, административных, законодательных и организационных мер по защите работников от безработицы. Меры государственной политики дифференцируются по раз­личным признакам:

• по объекту воздействия (общие и специализированные). В роли объекта воздействия могут выступать население, работни­ки, предприниматели и их отдельные группы. Кроме того, в ка­честве объекта регулирования могут выступать элементы орга­низации труда (оплата и условия труда);

• по направленности воздействия выделяют меры, увеличи­вающие и уменьшающие предложение и спрос на рынке труда, воздействующие на структуру спроса и предложения труда, уве­личение степени соответствия спроса и предложения;

• по характеру воздействия на рынок труда меры регулиро­вания разделяют на поощрительные, ограничительные, запрети­тельные, защитные;

• по уровню воздействия меры подразделяются на общего­сударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные;

• по источникам финансирования меры разделяются на ме­ры, проводимые за счет госбюджета, внебюджетных средств, средств Фонда занятости, средств коммерческих организаций и др.

Выделяют следующие методы регулирования рынка труда:

прямые, включающие программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государст­венном секторе, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, содействия ее найму, социальное страхование безработицы.

косвенные, проводимые на основе налоговой, денежно-кредитной, амортизационной политики правительства.

Использование тех или иных мер и методов регулирования рынка труда определяется государственной политикой занято­сти. Существует два основных типа: активная и пассивная госу­дарственная политика занятости. Первая представляет собой со­вокупность правовых, экономических и организационных мер, направленных на снижение уровня безработицы. Вторая преду­сматривает осуществление мер, направленных на приспособле­ние к безработице, снижению ее последствий.

В рамках государственной политики занятости, необходимо обозначить роль таких структурных элементов системы регули­рования рынка труда, как государственные службы занятости населения и частные фирмы по трудоустройству населения. Главной их функцией является предоставление посреднических услуг.

Государственные службы занятости призваны вести учет без­работных, наличия вакантных мест, осуществлять трудоустрой­ство безработных, изучать конъюнктуру рынка груда, проводитьпрофессиональную переподготовку безработных, осуществлять социальные выплаты. В отличие от государственных, частные фирмы оказывают посреднические услуги по подбору персонала и поиску рабочих мест на платной основе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.