Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рис» 24.2






РОСТ РЕАЛЬНОГО ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ Диаграмм» показыва- ет средний рост реального ВВП на душу населения 16 промышленно развитых отран, включая крупнейшие государства Европы, Канаду, Японию, США и Австралию. Обратите внимание на его подъем 1950-1960-х гг. и спад в последую- щие-десятилетия.

Исгвтж:
Robert, Jv Barro and
Xavier Saja-1-Martin,
^Economic Growth*,
New York,
McGraw-Hill, 1995.


Часть 9. Реальная экономика в долгосрочном периоде

Заключение: значение долгосрочного
экономического роста



В этой главе мы рассмотрели факторы, определяющие уровень жизни население
различных государств, и значение ориентированной на экономический рост пс-
литики государства. Большинство из сказанного в этой главе резюмирует оди: -:
из Десяти принципов экономике: уровень жизни в стране зависит от способно-
стей ее экономики производить товары и услуги. Государственные деятели
стремящиеся к подъему национального благосостояния, должны создавать ус-
ловия для экономического роста, поощряя высокие темпы накопления факто-
ров производства и гарантируя их наиболее эффективное использование.

Ученые придерживаются различных взглядов на роль государства в обеспече-
нии экономического подъема. Однако все они сходятся на том, что его неотъемле-
мые функции — обеспечение прав собственности и поддержание политической-
стабильности. Более спорным выглядит вопрос о необходимости планирования г
субсидирования отдельных, наиболее важных с точки зрения технического про-
гресса, отраслей промышленности. Тем не менее эти проблемы остаются важнейши-
ми для современной экономики. От того, насколько успешно политики осознаю-
детерминанты экономического роста, во многом зависит жизнь следующих поко-
лений.

Выводы


Экономическое благосостояние разных стран,
определяемое уровнем их среднедушевого ВВП,
заметно отличается друг от друга. Так, в самых
богатых государствах средний доход на душу
населения в десять с лишним раз выше, чем
в самых бедных. Поскольку темпы роста реаль-
ного ВВП отдельных стран могут стремительно
изменяться, со временем в их экономическом
положении происходят заметные изменения.
Уровень жизни в стране зависит от способно-
стей ее экономики производить товары и услу-
ги. Производительность труда, в свою очередь,
определяется количеством физического и чело-
веческого капитала, природных ресурсов и техно-
логических знаний, находящихся в распоряжении
производителей.

Государство стремится повысить темпы экономи-
ческого роста, поощряя внутренние сбережения и
инвестиции, привлекая иностранных инвесторов,


развивая систему образования, соблюдая праы
собственности и поддерживая политическую ста-
бильность, контролируя рост населения и соз-; -
вая благоприятные условия для научных исслел: -
ваний и разработки новых технологий.
Накопление капитала сопровождается убывани-
ем его доходности. Другими словами, чем боль-
шим капиталом обладает экономика, тем меньше?
отдачей сопровождается его дальнейший при-
рост. Поэтому увеличение доли сбережений при-
водит в начальный период времени к ускорен-
ному росту, который начинает замедляться и:
мере достижения экономикой более высоко-:
уровня капитала, производительности труда: -
доходов. В силу этой закономерности отдач;
от вложений капитала особенно велика в слабо-
развитых странах. Благодаря эффекту «быстро-
го старта» промышленный рост в таких гос -
дарствах идет особенно высокими темпами.


Глава 24. Производство и экономический рост

Основные понятия


Производительность труда
Физический капитал
Человеческий капитал


Природные ресурсы
Технологические знания


Убывающая доходность
Эффект «быстрого старта»


Вопросы


Какие два показателя рассчитываются на осно-
ве ВВП? Что они могут сказать нам об уровне
жизни населения страны?

Выпишите четыре основных фактора, опреде-
ляющих уровень производительности труда, и
объясните роль каждого из них.

Почему диплом об окончании колледжа можно
считать одной из форм капитала?

Объясните, каким образом увеличение сбереже-
ний приводит к повышению уровня жизни.
Почему государственные деятели должны про-


водить осторожную политику в вопросах, свя-
занных с ростом нормы сбережений?

5. Увеличение нормы сбережений приводит к посто-
янному или временному росту производительно-
сти труда?

6. Почему отмена торговых ограничений, таких как
пошлины на экспорт и импорт, приводит к более
быстрому экономическому росту?

7. Как скорость роста населения влияет на показа-
тель среднедушевого ВВП?

8. Какими двумя способами правительство США
поощряет развитие технологических знаний?


Задания для самостоятельной работы


3.


Многие государства, включая США, импорти-
руют большое количество товаров и услуг.
Однако в этой главе утверждается, что страна
может добиться повышения уровня жизни насе-
ления только при увеличении производства то-
варов и услуг. Как согласуются эти два факта?
Составьте список капитальных затрат, необхо-
димых для создания следующих товаров и услуг:

а. автомобиль

б. получение высшего образования

в. путешествие на самолете

г. овощи и фрукты

Средний доход на душу населения в США при-
мерно в восемь раз выше, чем сто лет тому
назад. Подобный рост за тот же период наблю-
дался и во многих других странах. Какие харак-
терные особенности отличают ваш сегодняшний
уровень жизни от уровня жизни ваших предков
в прошлом веке?


 

4. В этой главе упоминалось об относительном сни-
жении количества населения, занятого в сель-
ском хозяйстве. Попробуйте назвать другой сек-
тор экономики, где в последние годы наблюда-
лось подобное явление. Является ли относитель-
ное снижение занятости в этом секторе свиде-
тельством успехов общества в целом?

5. Представьте, что общество выбрало курс на со-
кращение потребления и рост инвестиций.

а. Как это повлияет на рост экономики?

б. Какие группы населения выиграют от такого
развития событий? Какие пострадают?

6. Каждому обществу приходится определять доли
ресурсов, направляемые на потребление и на ин-
вестиции. Эти решения могут затрагивать как
личные расходы, так и государственные.

а. Приведите примеры личных расходов, направ-
ляемых на потребление и на инвестиции.



Часть 9. Реальная экономика в долгосрочном периоде


 


б. Приведите примеры государственных расхо-
дов, направляемых на потребление и на инве-
стиции.

7. В чем заключаются издержки упущенных воз-
можностей промышленных инвестиций? Может
ли возникнуть избыток инвестиций в капитал?
В чем выражаются альтернативные издержки
инвестиций в человеческий капитал? Может ли
в стране возникнуть избыток инвестиций в че-
ловеческий капитал? Дайте свои объяснения.

8. Представьте, что автомобильная компания со
стопроцентным германским капиталом открыва-
ет новый завод в Тольятти.

а. К какому типу относится подобное инвести-
рование?


б. Как скажутся эти инвестиции на ВВП и ВНП
России?

9. В 1980-е гг. японские фирмы вложили значитель-
ные средства в экономику США в виде прямых
и портфельных инвестиций (к неудовольствию
многих американцев).

а. В чем заключалась выгода японских инвести-
ций для экономики США?

б. В чем была выгода американцев от японских
инвестиций?

10. В 1992 г. в средних школах стран Южной Азии на
каждые 100 юношей приходилось только 56 деву-
шек. Объясните, как увеличение возможностей по-
лучения образования женщинами может повлиять
на ускорение экономического роста этих стран.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.