Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ступень вторая: иман






 

ВЕРА (ИМАН) – ЭТО СЕМЬДЕСЯТ С ЛИШНИМ ОТВЕТВЛЕНИЙ. ВЫСШЕЕ ИЗ НИХ — СЛОВА " НЕТ БОЖЕСТВА, ДОСТОЙНОГО ПОКЛОНЕНИЯ, КРОМЕ АЛЛАХА", НИЗШЕЕ — УБРАТЬ ПРЕПЯТСТВИЕ С ДОРОГИ, А СТЫДЛИВОСТЬ — ОДНА ИЗ ВЕТВЕЙ ВЕРЫ.

ВЕРА ИМЕЕТ ШЕСТЬ СТОЛПОВ:

ВЕРА В АЛЛАХА,

В ЕГО АНГЕЛОВ,

В ЕГО КНИГИ,

В ЕГО ПОСЛАННИКОВ,

В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ

И В ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ХОРОШЕГО И ПЛОХОГО.

НА ЭТИ ШЕСТЬ СТОЛПОВ УКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: " БЛАГОЧЕСТИЕ СОСТОИТ НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ ВЫ ОБРАЩАЛИ ВАШИ ЛИЦА НА ВОСТОК И ЗАПАД. НО БЛАГОЧЕСТИВ ТОТ, КТО УВЕРОВАЛ В АЛЛАХА, В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ, В АНГЕЛОВ, В ПИСАНИЕ, В ПРОРОКОВ" (АЛЬ-БАКАРА 2: 177).

НА ВЕРУ В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ УКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: " ПОИСТИНЕ, МЫ ВСЯКУЮ ВЕЩЬ СОТВОРИЛИ ПО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЮ" (Аль-Камар 54: 49).

 

«Иман» с точки зрения арабского языка – это подтверждение и принятие на веру. Ранее мы подчеркивали, что главное, что нас должно интересовать, это не языковое значение слова, а его значение слова в терминологии Шариата, потому что Аллах обязал нас поклоняться Ему посредством Шариата. В терминологии же Шариата, иман – это слова языка, убеждения сердца и деяния органов. Он увеличивается от покорности Аллаху и уменьшается от Его ослушания. То есть эти пять пунктов непременно входят в понятие «иман» согласно убеждениям Ахль ас-Сунна. Иман существует лишь при наличии у человека слов языка, убеждений сердца (то есть слов сердца), деяний сердца и деяний органов. Он увеличивается от покорности Аллаху и уменьшается от ослушания. Доказательством того, что иман – это слово и деяние (слово языка и сердца, и деяние сердца и органов), являются слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

ا ل إ ي م ا ن ب ض ع و س ت و ن أ و ب ض ع و س ب ع و ن ش ع ب ة أ ع ل ا ه ا ش ه ا د ة أ ن ل ا إ ل ه إ ل ا ا ل ل ه و أ د ن ا ه ا إ م ا ط ة ا ل أ ذ ى ع ن ا ل ط ر ي ق و ا ل ح ي ا ء ش ع ب ة م ن ا ل إ ي م ا ن

«Вера состоит из шестидесяти с лишним или семидесяти с лишним ответвлений: самое высокое из них – свидетельство «нет истинного бога, кроме Аллаха», самое низкое – устранение препятствий с дороги, а стыдливость – одно из ответвлений имана» (Муслим). Свидетельство – это убеждение сердца и слово языка. Устранение препятствий – это деяние органов. Стыдливость – это деяние сердца.

Доказательство того, что иман увеличивается – слова Всевышнего:

﴿ و إ ذ ا م ا أ ن ز ل ت س و ر ة ف م ن ه م م ن ي ق و ل أ ي ك م ز ا د ت ه ه ذ ه إ ي م ا ن ا ف أ م ا ا ل ذ ي ن آ م ن و ا ف ز ا د ت ه م إ ي م ا ن ا و ه م ي س ت ب ش ر و ن ﴾

«Когда ниспосылается сура, то среди них находится такой, который говорит: «Чья вера от этого стала сильнее?» Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются» (9: 124).

Что доказывает, что иман способен уменьшаться? Во-первых, как всем известно, то, что способно увеличиваться, способно уменьшаться. Во-вторых, на это открыто и четко указывается в хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

م ا ر أ ي ت م ن ن ا ق ص ا ت ع ق ل و د ي ن أ ذ ه ب ل ل ب ا ل ر ج ل ا ل ح ا ز م م ن إ ح د ا ك ن

«Не видел из числа обладателей недостаточного ума и религиозности кого-либо, кто так же, как вы, мог лишать разума благоразумного мужчину». Когда женщины попросили объяснить, почему их религиозность недостаточная и почему она может уменьшаться, он ответил:

أ ل ي س إ ذ ا ح ا ض ت ل م ت ص ل و ل م ت ص م

«Разве женщина, когда у нее месячные, не оставляет намаз и пост?» (аль-Бухари).

 

Причины увеличения имана:

1. Изучение тавхида;

2. Размышление о созданиях Аллаха;

3. Обилие богоугодных деяний;

4. Малое количество грехов.

 

Вера включает шесть столпов.Если человек спросит тебя: «Ты верующий?» - и после твоего утвердительного ответа попросит разъяснить, что значит вера, та самая вера, которую Аллах вменил тебе в обязанность, ты непременно должен уметь разъяснить. То, что мы упомянем ниже, с позволения Аллаха – это минимум из того, что ты обязан знать и уметь разъяснять относительно столпов веры.

Вера в Аллаха включает:

1. Веру в существование Всевышнего Аллаха, что подтверждается разумом, физическим восприятием, естеством и Шариатом.

Разум отказывается воспринимать и считает абсурдом отсутствие у этого мироздания с его великолепной и удивительной гармонией и порядком Создателя и Управителя. Всевышний указывает нам на это доказательство в суре «Ат-Тур»:

﴿ أ م خ ل ق و ا م ن غ ي ر ش ي ء أ م ه م ا ل خ ا ل ق و ن أ م خ ل ق و ا ا ل س م ا و ا ت و ا ل أ ر ض ب ل ل ا ي و ق ن و ن ﴾

«Неужели их сотворение произошло само по себе или же они являются творцами?! Или они сотворили небеса и землю?!» (35, 36).

Восход и закат солнца, галактики и созвездия, моря и реки, смена ночи и дня, растения и животные – все это доводы разума, обязывающие к вере в Создателя, во Всевышнего Аллаха.

Физическое восприятие: тебя постигают печаль и горе, бедствие и затруднение, ты поднимаешь руки к небу и просишь Всевышнего об избавлении, говоря: «Я Рабб, Я Рабб» («О Господь мой, о Господь мой!») – и вдруг оно неожиданно приходит. Это довод, полученный путем физического восприятия. Примером является история, когда Пророк, находясь на минбаре, начал просить Аллаха: «Аллахумма, агисна!» («О Аллах. Пошли нам дождь!»), - и он еще не успел спуститься с минбара, а уже с его бороды стекала дождевая вода. Другой пример – история о трех путниках, которые оказались заточенными в пещере и стали взывать к Аллаху, и Аллах заставил скалу, закрывшую вход в пещеру, подвинуться, и они все это видели своими глазами.

Естество, не искаженное посторонним влиянием, непременно верит в существование Единственного Творца. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый младенец рождается в естественной склонности к исламу, а уж затем его родители делают его иудеем, христианином или зороастрийцем».

Что касается доводов Шариата, то их очень много. Более того, как говорил Ибн аль-Каййим, в Коране нет ни одного аята, в котором не заключалось бы указание и довод на единобожие. Почему мы начали с приведения доводов разума, а не Шариата? Потому что с разъяснениями этого вопроса мы будем обращаться к людям, которые не верят ни в Коран, ни в Сунну. Если же человек верит в Шариат, то его доводов для него достаточно. Более того, здравый разум никогда не вступает в противоречие с тем, что передано от Аллаха и Его посланника. Если какой-то разум видит в Шариате то, с чем не согласен, или видит в нем противоречие истине, то совершенно очевидно, что этот разум испорченный и извращенный.

2. Веру в единственность Аллаха в господстве (тавхид ар-рубубиййа);

3. Веру в единственность Аллаха в обожествлении, то есть в праве на чье-либо поклонение (тавхид аль-улухиййа);

4. Веру в обладание Аллаха божественными именами и атрибутами (тавхид аль-асма ва-с-сыфат).

 

Вера в ангелов: это вера в существование скрытого мира (‘алям гайби) ангелов, которые созданы Аллахом из света, которые подчиняются Всевышнему и никогда Его не ослушиваются. Они имеют:

- дух (поэтому, Джибриль именуется в Коране «Рух аль-Кудус», то есть «Святой Дух»),

- тела (В Коране сказано:

﴿ ا ل ح م د ل ل ه ف ا ط ر ا ل س م ا و ا ت و ا ل أ ر ض ج ا ع ل ا ل م ل ا ئ ك ة ر س ل ا أ و ل ي أ ج ن ح ة م ث ن ى و ث ل ا ث و ر ب ا ع ﴾

«Аллах создал ангелов посланцами, обладающими крыльями: двойными, тройными, четверными» (35: 1); кроме того, передано, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джибриля, мир ему, в его истинном, естественном виде, в котором тот был сотворен),

- разум и сердца (Всевышний сказал:

﴿ ح ت ى إ ذ ا ف ز ع ع ن ق ل و ب ه م ق ا ل و ا م ا ذ ا ق ا ل ر ب ك م ق ا ل و ا ا ل ح ق و ه و ا ل ع ل ي ا ل ك ب ي ر ﴾

«А когда испуг покидает их сердца, они говорят: «Что сказал ваш Господь?» (34: 23) Как явствует из аята, ангелов спрашивают, и они отвечают. Это доказывает, что они обладают разумом).

Мы верим во всех ангелов в общем и верим поименно в тех из них, имена которых сообщил нам Аллах (например, Джибриль, Микаиль, Исрафиль), верим в качества ангелов («не ослушиваются повелений Аллаха», «создал ангелов посланцами, обладающими крыльями: двойными, тройными, четверными»), в совершаемые ими действия (например, держание Престола его носителями, передача откровения пророкам ангелом Джибрилем, доведение ангелами, странствующими по земле, до Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приветствий его общины, упокоение душ ангелом смерти и т.д.), а также во все, о чем сообщается по их поводу в Коране и достоверной Сунне.

 

Вера в Писания: мы верим в то, что Писания являются на самом деле словом Аллаха (то есть Он произнес их Сам, в буквальном смысле слова), что они ниспосланы и не сотворены, что Аллах, отправляя каждого из посланников, ниспосылал с ним писание (доказательством чего являются слова:

﴿ ل ق د أ ر س ل ن ا ر س ل ن ا ب ا ل ب ي ن ا ت و أ ن ز ل ن ا م ع ه م ا ل ك ت ا ب و ا ل م ي ز ا ن ل ي ق و م ا ل ن ا س ب ا ل ق س ط ﴾

«Мы отправили наших посланников с ясными знамениями и низвели с ними Писание и Весы» (Аль-Хадид, 25)). Мы верим во все писания в общем и верим в то, что поведал нам Аллах относительно названий некоторых из них и приведенных в них сообщений,

Коран – Таврат – Инджиль – аз-Забур – Свитки Ибрахима и Мусы

а также верим в ниспосланные в них установления, если только эти установления не являются упраздненными. Мы верим, что Коран упразднил собой все предшествующие писания, и поэтому сказано:

﴿ و أ ن ز ل ن ا إ ل ي ك ا ل ك ت ا ب ب ا ل ح ق م ص د ق ا ل م ا ب ي ن ي د ي ه م ن ا ل ك ت ا ب و م ه ي م ن ا ع ل ي ه ﴾

«Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний и для приведения их в соответствие с ним» (5: 48).

 

Вера в посланников: Мы верим, что посланники являются рабами Аллаха, которым нельзя поклоняться, и Его посланцами, которых нельзя подозревать во лжи. Мы верим, что посланники являются людьми и не обладают никакими божественными качествами и особенностями, присущими Господу. Посланники никогда не лгали. Аллах отправлял их к людям, давал им откровение и поддерживал их знамениями. Посланники выполнили доверенную им миссию, проявили искренность в отношении своих общин, донесли истину и показали подлинное усердие на пути Аллаха. Мы верим во всех них в общем и верим в их имена, их описание, сведения о них и дарованные им знамения, о которых сообщил нам Аллах. Мы верим, что первым из пророков является Адам, мир ему, что первым из посланников – Нух, мир ему, а последним из всех пророков и посланников является Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Кто заявляет о наличии пророков или посланников после Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, или претендует на пророчество, тот лжец и неверующий. Все предшествующие вероуставы (шариаты) упразднены вероуством (шариатом) Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Пять посланников, упомянутые в сурах «Аш-Шура» и «Аль-Ахзаб», именуются «улю-ль-’азм» (обладатели твердой решимости). Ими являются Мухаммад, Нух, Ибрахим, Муса и Иса, да пребудут над всеми ними мир и благословения Аллаха.

 

Вера в Последний День: она включает в себя веру во все сообщения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что происходит после смерти, как на это указывает Ибн Теймия в книге «Аль-Акыда аль-Васитиййа». Сюда входит, например, выход души из тела, ее встреча ангелами, подъем души к небу, открытие для нее небесных врат или недопущение ее на небеса, затем возвращение души к телу, затем слышание человеком звука шагов тех людей, которые уходят от места его захоронения после погребения, допрос ангелов о трех основах, могильные испытания, мучения и наслаждения, дуновение в Рог, восстание людей из могил, их воскрешение, воздаяние, Весы, Свитки, Мост (ас-Сырат), Рай, Ад, ходатайство Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и единобожников, Водоем, лицезрение верующими их Господа в Судный День и в Раю.

 

Вера в предопределенность и хорошего, и плохого: она включает в себя веру в четыре этапа предопределения: знание, запись, волю и сотворение.

1. Знание: это вера в то, что Аллаху известно обо всем в общем и в подробностях и ничто не может скрыться от Его знания. Его знание всегда охватывает все, что было, все что есть, все, что будет, и все, чего не было, а если бы оно было, то Он знает каким. Ничто не может укрыться от Его знания ни в небесах, ни на земле. Всевышний сказал:

﴿ و ل و ت ر ى إ ذ و ق ف و ا ع ل ى ا ل ن ا ر ف ق ا ل و ا ي ا ل ي ت ن ا ن ر د و ل ا ن ك ذ ب ب آ ي ا ت ر ب ن ا و ن ك و ن م ن ا ل م ؤ م ن ي ن ﴾ (27) ﴿ ب ل ب د ا ل ه م م ا ك ا ن و ا ي خ ف و ن م ن ق ب ل و ل و ر د و ا ل ع ا د و ا ل م ا ن ه و ا ع ن ه و إ ن ه م ل ك ا ذ ب و ن ﴾ (28)

«Если бы ты только увидел их, когда их остановят перед Огнем. Они скажут: «О, если бы нас вернули обратно! Мы не считали бы ложью знамения нашего Господа и стали бы верующими!». О нет! Им открылось то, что они скрывали прежде. Если бы их вернули обратно, то они непременно вернулись бы к тому, что им было запрещено. Воистину, они — лжецы» (Аль-Ан’ам, 27, 28).

2. Запись: это вера в то, что Аллах записал судьбу каждой вещи до Судного дня; Аллах создал письменную трость и приказал ей записать судьбы всех вещей до наступления Судного часа.

3. Воля (желание): это вера в то, что желаемое Аллахом происходит, а не желаемое – нет. У человека есть своя воля, однако она находится под волей Всевышнего Аллаха; человек не принужден к своим деяниям, у него есть свобода выбора и воля, но осуществление ее происходит лишь в том случае, когда на это дает дозволение Аллах.

«И не пожелаете вы, если не пожелает Аллах, Господь миров» (Ат-Таквир, 81: 29).

4. Сотворение: вера в то, что все что ни есть – любые вещи и сущности, их качества и движения – все создано Всевышним Аллахом. Доказательством этого являются слова Аллаха:

﴿ ا ل ل ه خ ا ل ق ك ل ش ي ء ﴾

«Аллах – Создатель каждой вещи» (Ар-Ра’д, 13: 16).

Действия людей созданы Аллахом, потому что сами они созданы. Доказательством этого являются слова Аллаха:

﴿ و ا ل ل ه خ ل ق ك م و م ا ت ع م ل و ن ﴾

«Аллах создал вас и то, что вы делаете» (Ас-Саффат, 37: 96).

Знание Господа нашего и запись Его, а также воля и сотворение (ع ل م ، ك ت ا ب ة م و ل ا ن ا ، م ش ي ئ ت ه ، خ ل ق ه و ه و ا ل إ ي ج ا د و ا ل ت ك و ي ن)).

Человек сам совершает свои действия и отвечает за них, но создателем действий, как и создателем самого человека является Аллах.

Зло не имеет к Аллаху отношения в том плане, что все действия и решения Аллаха – чистое благо и мудрость. Зло может быть в самой предопределенной вещи, но даже это зло относительно и допущено Аллахом для какой-то мудрой цели.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.