Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие менеджмента качества






Система Тейлора

 

Мы начнем с 1905 г., когда появилась система Ф. Тейлора (Frederic W. Taylor, 1856–1915) [135, 136]. Благодаря этой системе вошли в произ­водственную практику понятия «верхний» и «нижний пределы качества», «поле допуска», технические средства измерения допуска в виде проход­ных и непроходных калибров. В связи с необходимостью осуществления измерений качества деталей появилась новая специальность – инспек­тор качества или, как принято говорить в России, технический контро­лер. Эта система позволила разделить продукцию на качественную и де­фектную (брак). Кроме того, она дала возможность построить замкнутый механизм управления качеством, используя экономические и админист­ративные санкции в отношении рабочих, допускающих брак. Безуслов­но, эти санкции были не так жестоки, как Кодекс Хаммурапи, и включа­ли в основном материальные методы воздействия.

По существу, Ф. Тейлор ввел цикл управления PDCA (Plan – план, Do – выполнение, Check – проверка, Action – действие), который впоследствии приписывался В. Шухарту и Э. Демингу (заметим, не без основания).

В соответствии с системой Ф. Тейлора этап планирования (Plan) со­стоял в установлении инженерами требований к качеству деталей либо при помощи границ полей допусков, либо с помощью двух типов калибров – проходных и непроходных. Этап выполнения (Do) требований к качеству входил в обязанность рабочего под руководством цехового мас­тера. Для функции проверки (Check) качества в системе Тейлора была введена, как уже было сказано, должность инспектора (технического контролера). Действия (Action) были прерогативой администрации и не отличались большим разнообразием – либо наказать, либо поощрить ра­бочего. А при большом количестве несоответствий, или, как говорят не­профессионалы, брака, – уволить рабочего или перевести на другую ра­боту.

Суть тейлоризма заключается в представлении механизмов управле­ния как взаимодействия деталей работающей машины. При этом твор­ческая функция – планирование – отводилась только инженерам. Роль рабочих – тогда, как правило, необразованных людей – была явно при­нижена и доведена до исполнительных действий машин [135, 136].

Таким образом, система Тейлора представляет собой управление каче­ством отдельных деталей или единиц продукции, в основании которой применяется индивидуальный контроль качества (инспекция). Эта систе­ма по сей день остается одной из главных, хотя появилось очень много надстроек, новых методов и идей. Тейлоризм очень критикуют, особен­но в Японии, но при всем этом его роль, особенно в проектировании ка­чества, очень велика.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.