Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Бог судится со Своим народом 6:1-16






Бог обвиняет 6: 1-6

Божьи требования 6: 7-8

Божий приговор 6: 9-16

V. Обличение и надежда 7: 1-20 Плач о грехах современников 7: 1-6 Твердое упование на Бога 7: 7-10

Будущее царство 7: 11-20

После краткого вступления Михей говорит о судьбе столиц Иудеи и Израиля. Бог готов выступить «от места Своего», чтобы осудить Израиль; после этого от Самарии останется груда развалин. Истуканы будут разбиты и идолы уничтожены (1: 1-7). Сознавая, что Иерусалим ожидает та же участь, Михей печалится. Он открыто показывает свое горе и ходит без верхней одежды и босой («как ограбленный и обнаженный», 1: 8). Так как это бедствие распространится до врат Иерусалима, он призывает народ Иудеи приготовиться к изгнанию (1: 8-16).

Михей обнажает лукавые замыслы богачей, пользующихся своей властью и престижем (2: 1-9). Они захватывают поля и дома. Они не считаются с наследственными правами(Ср. с Чис. 27: 11; Лев. 25: 8 и ел.; Втор. 27: 17.). Они грабят путников, проходящих по стране. Вдовы, которых некому защитить, выставляются на улицу(Обратите внимание на заботу о сиротах и вдовах в Исх. 22: 22 и Втор. 27: 19. Ср. также с Ис. 1: 17.). Неизбежное разрушение

— наказание за все это; но у народа еще остается надежда на восстановление остатка (2: 10-13). Бог соберет их и позаботится о Своем народе, как пастырь, который печется о своем стаде. Господь, Который пойдет перед ними как Царь, избавит их из плена.

Затем пророк говорит о правителях страны. Ненавидя добро и предпочитая зло, они несут свою вину за притеснение бедных. Поэтому Бог не услышит их. Пророки вводят народ в заблуждение, говоря то, что


 

 

представляет для них самих материальную выгоду. Придет время, когда лжепророки, прозорливцы и чародеи будут посрамлены за свою неспособность получить ответ от Господа. Михей же, напротив, исполнен Духом Божьим. Он обличает своих современников и предупреждает о грядущем суде Божьем: судьи берут взятки и священники учат за плату; несправедливость царит всюду; за все это Сион будет распахан, как поле, и Иерусалим превратится в груду развалин (З.1-12).

Эта участь ужасна и неизбежна; но Михей далее говорит о восстановлении Сиона в последние дни. С этой горы, осужденной за грехи Иудеи, выйдет закон для всех народов. Сион будет столицей не только Иудеи, но и всех народов. Праведный суд восторжествует, мечи и копья будут перекованы в орудия земледелия. Воцарится вселенский мир, и Израиль будет безопасен, и никто не будет устрашать его (4: 1-5). Остаток Израиля, хотя и рассеянный повсюду между другими народами, услышит весть утешения и получит надежду на восстановление. Бог избавит их от вавилонского плена(Это было весьма примечательным предсказанием, поскольку во времена Михея Ассирия пребывала в зените своего могущества под управлением таких царей, как Тиглатпалассар III, Салманассар V, Саргон П. 0 расцвете Нововавилонского царства никто не мог и помышлять — это было откровение от Бога). Несмотря на сопротивление многих народов, Сион будет восстановлен (4: 6—5: 1).

Надежда на славное будущее Сиона связана с приходом Владыки, Который родится в Вифлееме (5: 2-9). Он должен быть Пастырем и Царем народа(См. Мих. 2: 11-12). Как Пастырь, Он соберет Свой народ из стран изгнания и будет нежно заботиться о нем; как Царь, Он проявит силу и могущество, когда соберет Израиль и будет обеспечивать его безопасность. Михей заверяет своих современников, что они будут избавлены от нашествия ассирийцев, когда те придут в Иудею.

В день, когда Израиль будет так безопасно утвержден, кони, колесницы и все средства обороны будут уничтожены. Всякого рода чародейство и колдовство и все виды идолопоклонства тоже будут удалены, ибо Израиль не будет более полагаться на них. В день отмщения и гнева Господь совершит суд над всеми народами, виновными в непослушании (5: 10-15).

В настоящее же время, говорит Михей, у Бога идет суд с народом Его (6: 1 и ел.). Не избавил ли Бог его из Египта и не являл ли ему постоянно чудеса Свои, спасая его? Он вывел его из земли рабства и затем защищал, дабы он познал праведные дела Господни, совершенные ради него. Какое у него может быть извинение за его пренебрежение Богом?

Возникает вопрос: как может человек угодить Богу? Приятно ли Ему множество приношений и всесожжении — или даже жертвы человеческие (6: 6-7)? Конечно, нет: они не могут служить заменой справедливости, делам любви и милосердия и смиренному послушанию Богу(Михей отвергает жертвы вместо послушания. Ср. с Исх. 19: 1-5, где Бог требует послушания в союзе Завета с Ним. Жертва, приносимая с послушным и сокрушенным сердцем, принимается — Пс. 50: 18-21).

Что видит Михей у своих современников? Греховные сделки, безнравственное поведение, идолопоклонство, ненависть, взяточничество, распри, обман, нечестность, лукавство, кровопролитие и многое другое — страна погрязла в грехах. Напрасно Михей ищет правдивых и милосердных израильтян. Он остро сознает, что никакое множество жертв не может в достаточной мере заменить праведности.

Пророк обращается к Богу с ходатайственной молитвой (7: 7-20). Он знает, что Бог совершит суд над грешным народом, и в этот период страданий Израиль подвергнется поношению со стороны врагов. Но Михею известно также обетование восстановления, в котором он находит утешение и надежду. Придет день, когда враг постыдится, что говорил когда-то: «Где Господь Бог Израиля?» Как Бог избавил Израиль от Египта, так соберет он его опять из всех народов, чтобы утвердить его прочно на его собственной земле. В тот день народы обратятся к Богу с трепетом и благоговением.

Михей заканчивает свою молитву хвалой Господу. В милости Своей Бог простит им грехи и восстановит Свой народ. Потому пророк и восклицает: «Кто Бог, как Ты?»

 

Софония: день гнева и благословения (1: 1—3: 20)

После смерти Езекии поклонение истинному Богу в Иудее не только пришло в упадок, но было полностью вытеснено идолопоклонством. Манассия воздвиг жертвенники Ваалу, сделал истукана Астарты и поклонялся воинству небесному; языческие обряды совершались в самом храме(4 Цар. 21: 1-18 и 2 Пар. 33: 1-20). Принося, по языческому обычаю, в жертву своих сыновей и проливая невинную кровь в Иерусалиме, Манассия ввел свой народ в такой грех, что Иудея сделалась хуже, чем те народы, которых Бог изгнал из ланаана в прошлые времена.

Голос пророка Исайи был вскоре заглушён. Умер ли он естественной смертью или был замучен по приказу Ма-нассии, об этом Библия умалчивает. Ветхий Завет не называет имен пророков, которые подняли свой голос против этого нечестивого царя Иудеи(Ср. с 4 Цар. 21: 10-11). Так или иначе, грех Иудеи


 

 

было столь велик, что обещанный суд не мог не состояться; при всем этом царь упорствовал, как бы испытывая терпение Бога.

Суд Божий разразился над Манассией: он был уведен в Вавилон ассирийцами. Там он покаялся и со временем был восстановлен на престоле в Иерусалиме. Трудно определить, насколько больших успехов достиг он в исправлении нанесенного им вреда до конца своего царствования. Его сын Амон встал на прежний путь своего отца и таким образом увеличил вину. Менее чем через два года его царствование внезапно прервалось: он был убит (около 740 г. до Р. X.).

Наследник престола Иосия провел религиозные реформы в Иудее, пока Ашурбанипал, царь Ассирии, был занят подавлением вавилонского восстания. Со смертью этого царя (около 633 г. до Р. X.) брожение в разных частях Плодородного Полумесяца перешло в открытый бунт; это дало Иосии возможность избавить Иудею от ассирийского влияния. Преждевременная смерть Иосии в 609 году внезапно изменила политическую ситуацию в Иудее.

Пророческое служение Софонии связано со временем Иосии (1: 1). Другие данные отсутствуют, однако весьма вероятно, что он был деятельным пророком еще до того, как Иосия приступил к реформам(В наше время большинство ученых датирует Софонию временем Иосии — до 621 г. до Р. X). Софония, будучи, очевидно, потомком Езекии, возможно, воспитывался под влиянием тех же учителей, которые наставляли и направляли Ио- сию в начале его жизни. Есть основания полагать, что этот пророк участвовал в реформах Иосии. Знакомство Софонии с Иерусалимом позволяет думать, что он был жителем столицы Иудеи.

Подобно громогласной трубе, Софония возвышает свой голос, чтобы встряхнуть равнодушных жителей Иудеи. День Господень приближается. Это день суда. Скорее всего, Софонии были известны предсказания об участи Иерусалима, произнесенные Амосом, Исайей и другими пророками до него. Прошло более 50 лет с тех пор, как Исайя совершенно ясно предупреждал Езекию, что его потомки и все богатства Иерусалима будут отправлены в Вавилон. Перед нависшей угрозой гибели пророк не только говорит о ближайшем будущем, но и напоминает, что окончательный итог будет подведен в день Господень. Пророк ясно говорит о суде, который затронет весь мир.

Вот план книги пророка Софонии:

I. Неминуемая гибель Иерусалима 1: 1-18

II. Масштабы Божьего суда 2: 1—3: 8

III. Восстановление и благословение 3: 9-20

Софония бесстрашно начинает свое пророческое служение провозглашением дня окончательного суда над нечестивыми (1: 2-3). В тот день люди и скот будут истреблены с лица земли.

Пророк заявляет своим современникам, что Иерусалим ожидает разрушение. Поклонение Ваалу будет уничтожено. Со всей серьезностью он предлагает своему народу в смирении принять Божий суд, который ожидает его. Он говорит о том, что Господь приготовил «жертвенное заклание» вождей Иудеи, ответственных за обман и насилие. Это наказание коснется всех тех, кто пренебрегает Богом и презирает Его закон(Ср. с Втор. 28: 29, 52). Ни Иерусалим, ни вся земля не избегнут суда в день Божьего гнева (1: 17-18).

Софония умоляет свой народ стремиться к праведности и смирению прежде, чем наступит день гнева (2: 1-2). Само по себе это предупреждение является знаком милости, дающим народу еще одну возможность обратиться к Богу в раскаянии.

Пророк разворачивает широкую панораму Божьих судов над городами Филистимии. За злорадство по отношению к Иудее Моав и Аммон постигнет участь Содома и Го-морры. Эфиопия тоже стоит на грани уничтожения. Даже гордый ассирийский город Ниневия вскоре превратится в груду развалин и будет местом жительства диких зверей. Но самым страшным будет суд над Иерусалимом (3: 1-8). Вместо того чтобы уповать на Бога, начальники, судьи, пророки и священники ввели народ в заблуждение. Зная Божье решение поглотить все народы гневом Своей ревности, Софония еще раз пытается пробудить Иерусалим в надежде отвратить неминуемый Божий суд.

На этом мрачном фоне Софония выражает надежды на восстановление. Придет время, когда народы далеких стран будут призывать имя Господне, когда гордые и надменные будут изгнаны из Иерусалима. Смиренные и кроткие вместе с остатком Израиля будут обитать в мире и безопасности под властью Господа, их Царя. Восторжествовав над всеми своими врагами, Израиль насладится обилием Божьих благословений на своей родной земле, где будут царить праведность и мир.


 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.