Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Израиль будет восстановлен 9:11-15






Обратите внимание, какой проповедью Амос начал свое служение. Смело провозгласив суд над окружающими народами, он привлек внимание израильтян. Тирада пророка, скорее всего, вызвала злорадство во многих жестоких сердцах.

Первым подлежал наказанию Дамаск. Безусловно, некоторые из стариков в Израиле помнили еще, какое бедствие принес им Азаил своим вторжением, захватом и пленом в дни Ииуя. Другие слушатели Амоса вспомнили о филистимлянах, которые продавали пленников в Едом. Тир занимался тем же. Идумеяне, которые были известны своей враждой и ненавистью к Израилю еще со времен Исава и Иакова, не могли избежать наказания. Жестокость аммонитян и коварные деяния моавитян тоже подлежали осуждению.

Когда израильтяне выслушивали едкие обвинения Амоса, они, несомненно, радовались, что суд Божий разразится над их греховными соседями. Эти язычники заслуживали наказания. Пока что Амос обошел Израиль, назвав только шесть окружавших его народов. Седьмым в списке было его собственное царство, Иудея. Возможно, жители Иерусалима гордились тем, что они хранители закона и у них храм Господа. Амос бесстрашно осудил их за непослушание и отвержение закона. Скорее всего, это было весьма приятно израильским националистам, которым претила религиозная гордость Иудеи.

Если бы Амос закончил свое слово на этом, он был бы, пожалуй, самым популярным пророком, но


 

 

случилось иначе. Следующими в списке приговоренных были израильтяне, к которым он обращал свое слово.

Социальное зло, угнетение, безнравственность, нечистота — все это было в Израиле. Бог не мог не замечать такого зла в народе, с которым Он заключил завет и который Он избавил из Египта. Если другие народы заслуживали наказания, то тем более Израиль. Нет, они не могут скрыться от испытующего взора Господа.

Действительно, у Бога с Израилем были особые, очень близкие отношения (3: 1-8). Из всех народов земли Бог избрал израильтян для заключения с ними завета. Но они согрешили. Оставалось только одно: Бог должен их наказать. Неспособность достичь уровня, на котором даются высшие преимущества и более обильные благословения, навлекает неотвратимый Божий суд.

Приходит ли суд случайно? Рядом риторических вопросов, на которые следует явный ответ «нет», Амос четко выразил главную истину: не бывает бедствия в городе без ведома Бога. Бог открывает это пророкам. А когда Бог говорит к пророку, можно ли удержаться от пророчества? Следовательно, у Амоса не было выбора. Бог говорил к нему. Бог побуждал его говорить слово Божье.

Призвав языческие народы в свидетели, Амос произнес свои обвинения против Израиля (3: 9—6: 14). В Самарии богачи пили и кутили за счет бедных. Они и не думали оставить это зло, но лишь умножали свою вину ритуальными жертвоприношениями. В то же время они ненавидели обличение, противились истине, брали взятки, пренебрегали нуждающимися и обижали праведных. По сути дела, они обратили правосудие в яд. Господь оценил состояние Израиля и сделал единственно возможный вывод. Массовое изгнание — вот Божий приговор израильтянам.

Обвинения чередуются с описаниями грядущей гибели. Враг окружит страну. Ни религия, ни политика не спасут Израиль, когда жертвенники Вефиля и дворцы с украшениями из слоновой кости рухнут под натиском захватчиков. Как рыба, пойманная на крючок, будет уведен Израиль в изгнание. Бог приведет народ для суда над ним, для угнетения страны от северной границы в Емафе до египетской реки.

Милость предшествовала суду. Бог посылал засуху, язвы и моры, чтобы встряхнуть Израиль и привести к покаянию, но Его народ не откликнулся. Продолжая идти своим опасным путем, они ожидали, что день Господень принесет им благословение и победу. Какое трагическое заблуждение! Амос указал, что для них это будет день тьмы, а не света. Как человек, который убегает от льва только для того, чтобы встретить медведя, так Израиль стоит перед неизбежным бедствием в день Господень. Бог не может терпеть их религиозных ритуалов, праздников и жертвоприношений, пока они грешат против своих ближних. Единственная надежда для них состоит в уповании на Бога, ненависти ко злу, любви к добру и справедливости во всех сферах жизни. Поскольку они не покаялись после многих предостережений, суд Божий неизбежен. Бога не подкупишь приношениями и жертвами, чтобы Он закрыл глаза на ложь и несправедливость. Полное разорение, а не победа ожидает их в день Господень.

Намерения Бога ясны: народ пренебрег Его милостью, и суд теперь неминуем. Пять видений Амоса — предостережение о грядущих событиях (7-9). Видения рисуют картину грядущей гибели. В строгом порядке первые четыре видения саранчи, огня, отвеса и корзины со спелыми плодами вели к кульминационному пятому видению, означающему фактическое уничтожение.

Когда Амос увидел, как слетается в стаи саранча, его охватило глубокое чувство сострадания к своему народу. Если эти стаи пустятся в поля, народ лишится пропитания, хотя у царя есть запас с весны. Амос немедленно возопил к Господу: «Господи Боже! Пощади!» — и Божий суд был остановлен.

Затем пророк увидел горящий огонь, который Бог намеревался напустить на Израиль. Амос не мог допустить и мысли, чтобы Божий народ мог быть поглощен огнем. Он снова умолил Бога, и в ответ Бог отвел наказание.

В третьем видении Господь явился с отвесом в руке, чтобы проверить стену. Это означало проверку Богом Израиля. Никто не знал лучше Амоса, что израильтяне не могут выдержать испытания, но ему было заранее сказано, что Бог не смилостивится на этот раз. Древнееврейское слово anak, которое переводится как «отвес» или «отвесный» (Ам. 7: 7-8), нигде больше в Ветхом Завете не встречается, а здесь повторено четыре раза подряд. Суть этого видения — игра слов: anak произносится почти точно так же, как и anaq, что означает «стон» (ср. Иер. 51: 52, Иез. 26: 15). Смысл видения ясен — святилища Израиля будут разрушены, и он будет стонать от мук разрушения и плена.

По-видимому, для некоторых в Вефиле это слово было слишком суровым. Священник Амасия разгневался на Амоса. Он немедленно послал донесение царю, а затем приступил к пророку, сказав, чтобы он убирался в Иудею и там зарабатывал себе на жизнь. В твердой уверенности, что он призван Богом, Амос смело провозгласил гибель Амасии. Не только он, но и семья его подвергнется


 

 

страданиям, и весь Израиль будет вырван с корнем и уведен в плен.

В четвертом видении явилась корзина со спелыми плодами. В то время как отвес означал осмотр и проверку, спелые плоды указывали на неотвратимость суда. Как переспелые испортятся и будут выброшены, так Израиль должен погибнуть. Как и в предыдущем видении, здесь очень важно произношение слова. Еврейское qayis — спелые плоды — звучит почти как qes — конец (в русском переводе эту игру слов отчасти удалось передать — «приспел конец», Ам. 8: 2). И это действительно конец — Бог не будет более прощать Свой народ.

Израиль будет наказан за нарушение основных положений закона Моисеева. Вторая наибольшая заповедь закона — «возлюби ближнего, как самого себя» (Мф. 22: 37-40; ср. также Исх. 23: 6, Лев. 19: 10, 13, 15, 18, Втор. 15: 7-11, 24: 12-22). Земля, которую Бог дал всем, теперь захвачена богатыми, на ней царят угнетение и несправедливость. Однако угнетатели, нарушители суббот, нечестивые дельцы будут призваны к ответу за свои дела. С ними восплачут и все израильтяне. Народ возжелает услышать Божье слово, но не сможет найти его. Осужденные, они погибнут, а вместе с ними и вся система поклонения идолам.

В последнем видении Господь стоял у жертвенника, чтобы привести в исполнение приговор против Израиля. Пришло время разрушить косяки и развалить все здание храма. Бог, осыпавший их в прошлом милостями, теперь руководит казнью. Бог направил Свой взор на них за их зло, а не за добро. Куда бы они ни скрылись, они не избегут плена. Израиль будет рассеян среди народов, дабы отделилось зерно от мякины.

У каждого пророка было слово надежды. В последнем абзаце Амос дает утешительное обетование (9: 11-15). Династия Давида будет восстановлена; царство возродится. Народы, «между которыми возвестится имя Мое», будут в подчинении у Израиля. Это будет время необычайного плодородия (9: 13); Израиль утвердится на своей земле, чтобы никогда больше не сойти с нее (9: 15).

 

Осия — вестник Божьей любви (1: 1—14: 9)

Осия, чья книга стоит первой в числе книг «малых» пророков, начал свое служение в последнее десятилетие царствования Иеровоама. В отличие от Амоса, чье служение было, видимо, довольно коротким, Осия продолжал свое служение в течение нескольких десятилетий, вплоть до царствования Езекии. Весьма вероятно, что он был свидетелем падения Самарии. Осия не упоминается в других книгах Ветхого Завета. Его служение, вероятно, распространялось на оба царства (ср. 6: 4).

Осия родился и рос в эпоху процветания и мира. К концу этого периода, когда Израиль занимал ведущее место среди народов Палестины, Осия начал свое служение и провозгласил Божий суд над правящей династией Ииуя. Спустя несколько лет страна оплакала смерть выдающегося правителя Северного царства Иеровоама П. Год 753/752 до Р. X. принес кровопролитие и убийство в царский дворец. Захария правил всего шесть месяцев, затем убийца Селлум покончил с династией Ииуя. Всего через месяц Селлум был убит Мена-имом. Хотя столица переживала потрясения, Северное царство в ранние годы правления Менаима сохраняло экономическое благополучие.

Внезапно изменилась международная обстановка. В 745 году до Р. X. Тиглатпалассар III вступил на ассирийский престол. Это стало началом новой ассирийской агрессии против западных соседей — агрессии, которая привела к столетнему владычеству Ассирии над всем Плодородным Полумесяцем. В конечном счете при следующих царях торговые пути древнего мира вплоть до отдаленных Фив оказались под контролем Ассирии.

Народы видели угрозу вторжения войск Тиглатпаласса-ра III; они были напуганы. Да и было чего бояться. При новой ассирийской военной политике национальное самосознание разрушалось путем переселения захваченных народов из родных земель в далекие районы империи. На их место во избежание последующих восстаний переселялись другие народы. Попав однажды под власть Ассирии, никакой народ не мог уже рассчитывать легко избавиться от этого ига.

Во второй половине VIII века оба царства в Палестине переживали смутные времена. Озия (Азария), царь иудейский, сначала возглавил палестинскую коалицию против Ассирии, но сражение при Арпаде не увенчалось успехом (см. главу 13 настоящей книги). Менаим, царь Израиля, удерживался на престоле, взимая со своего народа большие налоги, чтобы платить дань Ассирии. Однако это было лишь временным решением его внешней проблемы. Менаим возбудил против себя богачей в Израиле. После его смерти его сын Факия царствовал только два года, после чего был убит во время восстания, направленного против его проассирийской политики (см. главу 12 настоящей книги).

Факей, убийца Факии, воспользовался тем, что внимание Ассирии было сосредоточено на походе в


 

 

Урарту. Вступив в союз с сирийцами в Дамаске, он еще до возвращения ассирийцев подготовился к восстанию. Эта неудачная попытка избавить Израиль от ассирийской зависимости только усугубила положение. В 732 году до Р. X. Рецин, царь сирийский, был убит при захвате Дамаска ассирийцами. У Израиля было мало шансов, поскольку Ахаз, царь Иудеи, заключил союз с Тиглатпалассаром III. Кровавое убийство Факея открыло путь к израильскому престолу для Осии, который сразу заверил ассирийского царя в своей лояльности и обещал платить дань.

Осия начал свое правление в качестве вассала Ассирии. Когда на смену Тиглатпалассару на ассирийский престол взошел Салманассар V (727 г. до Р. X.), израильтяне попытались опять поднять восстание. Через несколько лет войска Салманассара V окружили Самарию. После трехлетней осады в 722 году до Р. X. израильская столица сдалась. В течение 30 лет после смерти Иеровоама II Северное царство превратилось из ведущего государства Палестины в ассирийскую провинцию.

В эти годы, чреватые грозными для обоих царств событиями, голос пророка Осии был почти не слышен. В первые годы его служения времена были настолько благополучными, что израильтяне не желали прислушиваться к его пророческим предостережениям. Династия Ииуя успешно удерживала престол на протяжении почти столетия. Однако вскоре предсказания Амоса об изгнании Израиля стали приобретать зловещее значение — начала проводиться в жизнь ассирийская военная политика переселения жителей с оккупированных земель. Кровавые дворцовые перевороты, вторжение ассирийцев, тяжелые налоги и дани, неустойчивые иностранные союзы и, наконец, падение Самарии — все это происходило в тревожные времена служения Осии.

Все это трудное время Осия был верным Божьим глашатаем. О его призвании на пророческое служение сказано лишь четыре слова: «И сказал Господь Осии» (Ос. 1: 2). Его побуждало к свидетельству то, что Бог все еще любит отпавший от Него Израиль. Осия видел, как Северное царство, утратив все то, чего достигло при Иеровоаме II, становится оккупированной провинцией Ассирии; и все это время он терпеливо умолял народ покаяться и вернуться к Богу.

В книге Осии не приводятся определенные даты, но поскольку Иеровоам и Озия упоминаются в первом стихе, многие полагают, что Осия начал свое служение приблизительно в 760 году до Р. X., в последние годы царствования ИеровоамаII(Безусловно, от бракосочетания Осии до рождения его троих детей должно было пройти время — от 3 до 10 лет.). Его предсказания о династии Ииуя в первой главе были, безусловно, произнесены еще до смерти Иеровоама; возможно, тогда же были произнесены и последующие предсказания в главе 2. Его вторая женитьба (глава 3), возможно, произошла в годы правления Озии (732—722 гг. до Р. X.). Разумно связывать его слово в главах 4—14 с событиями, происходившими в период ассирийского господства в Палестине. Вот план книги, который будет полезен для дальнейшего анализа:

I Блудодеяния Израиля Женитьба Осии — символическое действие 1: 1-3: 5 1: 1-9
  Бог обещает обновить завет 1: 10-2: 1
  Суд над Израилем 2: 2-15
  Бог обещает восстановить Израиль Исцеление от блуда 2: 16-23 3: 1-5
II Бог обвиняет Израиль 4: 1-7: 16
Израиль не способен любить и познавать Бога 4: 1-9
  Духовный блуд 4: 10-5: 7
  Израиль не воспринимает Божьих  
  предостережений 5: 8-15
  Израиль нарушил завет и осквернился Терпимость Израиля к неправедным делам 6: 1-7: 1а 7: 16-16
III Предупреждения о суде Божьем Израиль будет наказан за пренебрежение 8: 1-10: 15
  Богом Израиль будет отвергнут за духовное 8: 1-14
  блудодеяние 9: 1-17
  Конец царства — война и изгнание 10: 1-15
IV Отцовская любовь Бога к Израилю Любовь и милость Бога — непослушание 11: 1-11
  Израиля 11: 1-7
  Наказание ограничено — Бог обещает 11: 8-11

 

 


восстановление






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.