Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Езекия — праведный правитель






Езекия начал царствовать в 716 году до Р. X. (Датировка начала царствования Езекии 716-715 гг. до Р. X. синхронизирует библейскую хронологию с хронологией Сирии, Ассирии, Вавилона и Египта. Хотя это может и не быть окончательным решением, но оно кажется наиболее удовлетворительным.) Его 29-летним руководством знаменуется самая выдающаяся эпоха религиозных реформ в истории Иудеи. Осажденный ассирийцами под водительством Сеннахериба (в Библии — Сеннахирима), Езекия выдержал решающий штурм Иерусалима в 701 году. В последние десять лет его правления вместе с ним правил его сын Манассия. Помимо 4 Цар. 18-20 и 2 Пар. 29-32, довольно много сведений о жизни Езекии содержится в книге пророка Исайи, гл. 36-39.

Попустительство по отношению к идолопоклонству со стороны Ахаза при его сыне сменилось крутыми мерами борьбы с ним. Езекия начал свое правление самыми широкими реформами в истории Южного царства. В 25 лет он увидел постепенный упадок Северного царства и захват ассирийцами Самарии, расположенной в 60 км от Иерусалима. Глубоко сознавая, что пленение Израиля было следствием нарушения завета и непослушания Богу (4 Цар. 18: 9-12), Езекия возложил свое упование на Бога Израилева. В ранние годы своего царствования он провел успешные реформы не только в Иудее, но и в некоторых частях Израиля. Поскольку Иудейское царство уже было в подчинении у Ассирии, Езекия признавал верховную власть Саргона II (721-705 гг. до Р. X.). Хотя ассирийские войска и были посланы в Азот в 711 году до Р. X., серьезных вмешательств со стороны Ассирии иудейскому царю терпеть не приходилось.

Езекия немедленно снова открыл храм. Левиты были призваны для починки и очищения места поклонения. Те предметы, которыми пользовались для идолопоклонства, были брошены в поток Кедрон, а оскверненные Ахазом сосуды были освящены. Всего за шестнадцать дней храм полностью приготовили для богослужений.

Езекия и иерусалимские начальники ввели жертвоприношения в храме. В богослужениях начали участвовать музыкальные ансамбли с арфами, кимвалами и лирами, как это было принято в дни Давида. Пение хоров сопровождалось принесением жертв всесожжения. Во время поклонения певцы славили Бога словами Давида и Асафа.

В попытке восстановить единство Иудеи и Израиля, нарушенное после смерти Соломона, царь разослал письма по всей стране, приглашая всех в Иерусалим на Пасху. Хотя некоторые пренебрегли приглашением Езекии, многие из колен Асира, Манассии, Ефрема и Иссахара, а также и Иуды откликнулись на него, чтобы вместе провести праздник. В согласии с теми, кто вел богослужения в храме, Езекия провозглашает празднование Пасхи на месяц позже обычного, чтобы дать достаточно времени на приготовления. Во всем остальном соблюдение праздника совершалось по предписанию Моисеева закона. Отсрочка была, скорее, примирительным жестом для жителей Северного царства, которые соблюдали праздник во время, установленное Иеровоамом I (3 Цар. 12: 32). Когда некоторые священники пришли без достаточно тщательного освящения, Езекия молился об их очищении. Много народа собралось в Иерусалиме для участия в обновлении. Жертвенники со всей столицы были отнесены в долину Кедрова для уничтожения. Под руководством священников и левитов народ приносил жертвы, торжественно пел и радовался перед Господом. Со времени освящения храма не было в Иерусалиме такого радостного торжества.


 

 

Из Иерусалима реформация проникла во все концы Иудеи, Вениамина, Ефрема и Манассии. Езекия уничтожил даже медного змея, которого сделал Моисей (Чис. 21: 4-9), потому что народ сделал и его предметом поклонения. Воодушевленный примером царя и его руководством, народ начал рушить и уничтожать столбы, истуканы, высоты и жертвенники по всей стране.

В Иерусалиме Езекия организовал священников и левитов для регулярных богослужений. Была восстановлена и десятина — для поддержки тех, кто посвятил себя закону Господню. Были составлены, согласно закону, планы будущих праздников и других богослужений (2 Пар. 31: 2 и ел.). Народ оказался настолько щедр, что приношений было достаточно для поддержки всех левитов и священников, служивших в храме. Реформа при Езекии была весьма успешной, так как он сообразовывал религиозные обряды своего народа с законом и заповедями Бога.

Во всем описании религиозных реформ нет никакого упоминания об Исайе. Не упоминает знаменитый пророк этой реформации и в своей книге. Хотя Ахаз воспротивился Исайе, есть основания полагать, что Исайя и Езекия тесно сотрудничали, стремясь восстановить поклонение истинному Богу. Единственное библейское упоминание о Саргоне, царе Ассирии (Ис. 20: 1), указывает на деятельность Исайи в это время. Более того, захват Азота ассирийцами был поводом для произнесения Исайей пророческого предупреждения о том, что бесполезно для Иудеи надеяться на Египет в деле освобождения. К счастью, Езекия не принимал участия в восстании в Азоте, и это предотвратило нападение на Иерусалим.

После смерти Саргона II (705 г.) во многих частях Ассирийской империи возникали восстания. В Вавилоне Меро-дах-Валадан II за попытку сбросить иго Ассирии был свергнут с вавилонского престола еще Саргоном II в 710 году до Р. X. Царем Вавилона стал сам Саргон II, а после 705 года владыкой и Ассирии, и Вавилона стал его сын Сеннахериб (в Библии — Сеннахирим). Меродах-Валадан II в 702 году до Р. X. снова захватил власть в Вавилоне, но продержался против Сеннахериба всего один месяц и был заменен ассирийским ставленником Бел-ивни, уроженцем Халдеи и, по-видимому, членом той же царской семьи. Но и он вскоре вступил в переговоры с царем Елама о соединении сил для борьбы против общего оккупанта и был также смещен Сеннахе-рибом. В Египте под энергичным руководством эфиопского царя Шабако, основателя XXV династии (около 710 г. до Р. X.), вспыхнули национально- освободительные настроения. Когда и другие народы Плодородного Полумесяца восстали против Ассирии, Сеннахериб двинул свои войска на запад. Покорив финикийцев и другие сопротивляющиеся районы на побережье в 701 году до Р. X., ассирийская армия захватила Филистимию.

Езекия ожидал нападения Ассирии. Вслед за своей великой духовной реформацией он сосредоточил в совете с ведущими чиновниками правительства все внимание на обороне.

Укрепления вокруг Иерусалима были приведены в порядок и сделаны еще более прочными. Мастера изготовляли щиты и оружие, а военачальники обучали бойцов. Чтобы обеспечить Иерусалим достаточным количеством воды на случай затяжной осады, Езекия построил вертикальный туннель, соединявший Силоамский пруд («купальню Силоам») с источником Гионом. Через 590 м сплошного камня иудейские строители прорубили канал, и Силоамский пруд, вырытый тоже в этот период, наполнился свежей водой. Со времени его обнаружения в 1880 году, когда надпись на нем была расшифрована, Силоамский туннель сделался достопримечательностью для туристов. Силоамский пруд, расположенный южнее Иерусалима, нужно было включить в стены города, и потому стена была расширена, и этот крайне важный источник свежей воды оказался в городских пределах. Когда стало очевидно, что ассирийская армия наступает на Иерусалим, источники воды вне города были засыпаны, чтобы враг не мог воспользоваться ими.

Хотя Езекия сделал все, что было в его силах, готовясь к наступлению ассирийцев, он полагался не только на человеческие ресурсы. Раньше, когда народ собрался на площади города, Езекия ободрил их и выразил свое упование на Бога: «С ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам сражаться на бранях наших» (2 Пар. 32: 8).

Угроза Сеннахериба осуществилась в 701 году до Р. X. (4 Цар. 18-20; 2 Пар. 32; Ис. 36-39). Хотя упомянутый выше Шабако (Шабака — 716-702) весьма энергично расширял влияние Египта, присоединив к нему Эфиопию и Нубию (нынешний Судан), он все-таки избегал столкновения с Ассирией. Его преемник Шебитко (Шабатака — 702-690) дерзнул напасть на Сеннахериба. Библейское повествование в связи с этими событиями говорит только о «Тиграке (Тахар-ке), царе Ефиопском». Китчен полагает, что Тиграк (в возрасте 20-21 года) мог быть военачальником армии в 701 году и упоминание его как царя уместно потому, что он стал царем в 690 году до Р. X. (а пока, в 701 году, был, возможно, наместником Египта в Эфиопии с титулом ее царя) (Возможно, в Ис. 37: 9 отражена повторная угроза со стороны Сеннахериба, вероятно, после того, как он разрушил Вавилон в 689 г. до Р. X. Реакция Езекии являет контраст его чувству поражения и безнадежности в Ис. 37: 1 и ел., когда он «разодрал одежды свои, и покрылся вретищем» и послал начальника дворца, писца и старших


 

 

священников к Исайе. Получив письмо (37: 14), Езекия развернул его перед Господом с твердой верой в Божью помощь и спасение. Такая уверенность могла быть результатом духовного опыта прошлых избавлений, мира и благополучия в последние годы жизни, которую Господь ему продлил.).

Ассирийцы вторглись в Палестину с севера, попутно захватив Сидон, Иоппию и другие города, лежавшие по маршруту их продвижения. Во время осады и захвата Екрона Сеннахериб победил египтян у Елтека. Езекии пришлось не только отпустить екронского царя Падия, которого он взял в плен, но и уплатить крупную дань, почти опустошив храм, сняв в нем все серебряное и золотое убранство (4 Цар. 18: 14).

Езекия очень серьезно заболел, скорее всего, еще в период ассирийского давления перед 701 годом до Р.

X. Хотя Исайя сказал царю, чтобы он готовился к смерти, Бог вступился. Двойным было обетование Бога царю иудейскому: продление жизни на пятнадцать лет и избавление Иерусалима от угрозы Ассирии (Ис. 38: 4-6).

Между тем Сеннахериб осадил Лахис. Возможно, он знал об уповании Езекии на Бога в деле избавления Иерусалима от руки ассирийцев и поэтому решил послать послов по дороге поля белильничьего, что вблизи Иерусалима, чтобы уговорить жителей сдаться. Сеннахериб даже притязал на то, что он посланник Божий, требуя их капитуляции, и приводил внушительный список побед над другими народами, оставленными своими богами. Однако Исайя заверил царя и народ в безопасности.

Во время осады Ливны Сеннахериб услыхал о вавилонском восстании. Ассирийцы удалились немедленно. И хотя он утверждал, что захватил 46 укрепленных городов, принадлежавших Езекии, он не сказал ничего подобного об Иерусалиме.

Сеннахериб хвалился захватом 200 000 иудейских пленников и говорил, что Езекия сидит в Иерусалиме, как птица в клетке.

Явное Божественное покровительство и благословение Езекии получило широкое международное признание. Многие приносили ему обильные дары (2 Пар. 32: 23). Меродах-Валадан II, могучий вождь Вавилона, все еще подстрекавший народ к восстанию, поздравил Езекию с выздоровлением, что было, возможно, признанием успешного избавления царя от экономических трудностей, связанных с ассирийским нашествием (2 Пар. 32: 31). Посланники Вавилона были, вероятно, под сильным впечатлением от богатства, увиденного в Иерусалиме. Однако торжество Езекии было испорчено новым предупреждением пророка о том, что следующие поколения будут рабами у Вавилона. Тем не менее это чудесное избавление могло послужить новым толчком для религиозных реформ, а мир и покой продолжались до конца его долгого правления.

Так как Езекия знал о том, что до конца его правления осталось 15 лет, вполне естественно, что он начал приобщать своего сына Манассию к управлению государством в самом раннем возрасте. Манассия был объявлен совершеннолетним, соправителем и наследником в 12 лет, то есть в 696/695 году до Р. X.

В районе Тигра и Евфрата ассирийский царь подавил восстание и в 689 году до Р. X. разрушил город Вавилон. Продолжая успешно продвигаться в Аравию, Сеннахериб услыхал о наступлении Тиргака. Если в 701 году главной мишенью ассирийского похода, вероятно, был Египет, то теперь Сеннахериб послал Езекии письмо с ультиматумом о сдаче потому, что хотел избежать вмешательства Иудеи. Ассирийские чиновники угрожали народу, а ультимативные письма были направлены лично к Езекии. На этот раз царь пошел в храм помолиться. Через Исайю он получил заверение, что ассирийский царь возвратится тем же путем, каким пришел. Где именно стояло тогда его войско, когда он понес потери в количестве 185 000 человек, в библейском повествовании прямо не сказано, но, по-видимому, он так и не дошел до Иерусалима(Автор разделяет описания вторжения ассирийцев в 4 Цар. 18-19, 2 Пар. 32 и Ис. 36-37 на два эпизода (в 701 и после 689 г. до Р. X.), тогда как общепринято считать их рассказом об одном событии, которое произошло в 701 г. Именно тогда, по слову Исайи, Сеннахериб «услышал весть» и снял осаду с Иерусалима. Но тогда же, согласно Ис. 37, Ангел Господень поразил 185 000 ассирийцев. Косвенно об этом говорит предсказание о смерти Сеннахериба в том же стихе (4 Цар. 19: 7 и Ис. 37: 7). Исайя имел в виду, что Сеннахериб уйдет из Иудеи и больше уже не вернется.

Сразу же по возвращении Сеннахериба в Ниневию в 701 г. до Р. X. гнев Божий за гордость, дерзость и богохульство начал изливаться на ассирийского царя. Вавилон сбрасывает ассирийское иго. Елам восстает против него и в бою захватывает в плен его сына Ашурнадиншума (694 г.). В 691 г. в битве при Халуле вавилонский царь Мушезиб-Мардук во главе коалиционных войск из халдеев, арамейцев и эламитов (прозвавших его Шузуб Халдей) разгромил Сеннахериба, который с этого момента озабочен лишь сохранением империи. Он спешно собирает войско, готовит его и на второй год после поражения (в 689 г. до Р. X.) завоевывает и полностью разрушает Вавилон. Однако все оставшиеся восемь лет до своей смерти он борется с вавилонскими повстанцами и совершенно разоряет страну. 0 его военном, политическом и экономическом банкротстве говорит и тот факт, что в конце концов он был убит собственными сыновьями в 681 г. до Р. X. Таким образом, жизнь Сеннахериба после пророчества Исайи, изреченного во время осады Иерусалима, следует рассматривать как исполнение этого пророчества. В этом случае нет необходимости предполагать какой-либо второй поход против Иудеи. — Прим. редактора перевода).

Езекия был погребен со всеми почестями, в отличие от отца своего Ахаза и прадеда Озии. С искренней преданностью и благочестием он провел величайшую религиозную реформу в истории Иудеи. Поскольку у Северного царства не было независимого правительства, эта реформа распространилась и


 

 

на его территорию. Если не считать угроз со стороны Ассирии, царствование Езекии прошло мирно.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.