Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешняя и внутренняя торговля и государственные доходы






Ецион-Гавер и Елаф бегло упоминаются в 3 Цар. 9: 26-28 и во 2 Пар. 8: 17-18 как порты Соломона в заливе Акаба. Ныне в этой местности расположены два порта — Акаба и Эй-лат. А неподалеку находится Тель-эль-Келейфех, раскопки в котором пролили свет на былое значение двух портов Соломона. Если сам Тель-эль-Келейфех и не является местом расположения этих городов, он вполне мог быть пригородом Ецион-Гавера или Елафа. Тель-эль-Келейфех как укрепленный индустриальный, портовый и торговый центр был узлом, к которому сходились сухопутные и морские пути трех важнейших регионов — Африки, Аравии и Палестины-Сирии. Для государства Израиль он может сравниться по важности с другими укрепленными областными и колесничными городами, как, например, Га-цор, Мегиддо и Газер.

Между Палестиной и Ецион-Гавером простиралась Ва-ди-Араба (или Вади-эль-Араба — «пустынная долина»), по которой в большом количестве были разбросаны медные и железорудные шахты. Давид уже расставил укрепления по всему Едому, когда утверждал свое царство (2 Цар. 8: 14). Многочисленные плавильные печи в Вади-Араба снабжали, вероятно, Тель-эль-Келейфех железом и медью для дальнейшего обогащения и производства литейных форм для торговых целей. Там была обнаружена самая крупная во всем цивилизованном мире того времени плавильная печь. Почти три тысячелетия назад металлурги царя Соломона применяли метод, который впоследствии был утрачен и вновь разработан Генри Бессемером лишь в конце XIX столетия от Р. X.! Добычей меди в Иорданской долине (3 Цар. 7: 45-46) и по всей Вади-Араба Соломон подтверждал заявление во Втор. 8: 9 о том, что обетованная земля богата медью.

Развив и взяв под контроль металлургию Палестины, Соломон был в состоянии заниматься торговлей. Финикийцы при царе Хираме имели связь с обогатительными заводами в отдаленных районах Средиземноморья — как, например, с Испанией — и потому могли не только строить обогатительные заводы для Соломона, но и содействовать ему в торговле со странами Средиземноморского бассейна. А через Ецион-Гавер Израиль смог вести торговлю медью и железом уже самостоятельно — с Юго- Западной Аравией и африканским побережьем Эфиопии(В библейском тексте упоминаются «корабли фарсисские». Название нескольких городов древнего мира «Фарсис» (в том числе и Таре, родина апостола Павла) происходит от слова, означавшего

«обогатительный завод». Поэтому «кораблями фар-сисскими» называли корабли, отправлявшиеся от района обогатительных плавилен в Ецион-Гавере. Поскольку финикийцы владели полной монополией на торговлю в Средиземном море, морские операции Соломона были ограничены Красным морем). Юго-Западная Аравия в те времена уже была прозвана «Счастливой Аравией». Она была главным поставщиком пряностей и ряда редких товаров в цивилизованный мир. Объединенные общим названием Магриб («Запад») там, на территории примерно нынешнего Йемена, процветали четыре государства — Минея, Катаван, Хадрамаут и Сава. На африканском побережье, примерно там, где ныне граничат Эфиопия и Сомали, находилась овеянная легендами страна Офир. Еще царица Хатшепсут, сестра-супруга-соперница фараона Тутмоса III, почти за пять столетий до


 

 

Соломона старалась наладить торговые связи с этой страной. После Хатшепсут не один египетский фараон мечтал завладеть ею. И только великий царь Израиля установил прочные и взаимовыгодные торговые отношения со сказочным Офиром. Соломон, «царь меди», как прозвали его историки, отправлял туда медь и железо, а оттуда его корабли доставляли в Израиль золото, серебро и железо, слоновую кость, а также экзотических африканских животных (Библия упоминает обезьян и павлинов). Эти продолжительные плавания, доставлявшие золото из Офира, совершались, по описанию, «в три года раз». Ученые установили, что это означало отправку кораблей в ноябре-декабре первого года отсчета, пребывание в Африке и торговые операции там в течение не менее года и возвращение на третий год до наступления летней жары. Торговля с Офиром чрезвычайно обогащала Соломона, так что по богатству ему не было равных (2 Пар. 9: 20-22; 3 Цар. 10: 11-12).

Израильтяне доставляли коней из Кувы Киликийской и из области Муцри(1Название Муцри относится к провинции восточнее Киликии, где при фараоне Тут-мосе III располагались египетские пограничные заставы и поселения чиновников, торговцев, слуг и рабов. Название созвучно древнееврейскому названию Египта (Мицраим). В просторечии жителей этой области называли египтянами), а колесницы — от своих соседей египтян. Купцы царя Соломона были монопольными посредниками в торговле конями и колесницами между Малой Азией и Египтом (3 Цар. 10: 25-29; 2 Пар. 1: 14-17). В свое время Давид подрезал жилы у всех захваченных им коней, «оставив себе из них для ста колесниц» (2 Цар. 8: 4). Армия Соломона располагала десятками тысяч коней. Это было важно не только в военном отношении, но и обеспечивало гужевым транспортом все торговые пути, проходившие через территорию Израиля. Доходы Соломона возрастали также за счет таможенных пошлин, получаемых с многочисленных верблюжьих караванов, перевозивших пряности из Юго- Западной Аравии на север в Финикию и Сирию, а также в Египет.

За свое богатство и процветание страны царь Соломон заслужил международное уважение и признание, а его богатство еще умножалось и за счет подарков от правителей ближних и дальних народов. В ответ на свою молитву в начале царствования он получил мудрость, так что люди из других стран приезжали послушать его притчи, его песни и его речи на разные темы (3 Цар. 4: 29-34). Рассказ о посещении царицы Савской представляет собой только один, но весьма содержательный пример. Путешествие царицы с караваном верблюдов, везущих дары и покрывших 1930 км, могло быть вызвано коммерческими интересами. Молодое государство Сава созидало свою экономику в основном на торговле пряностями. Через Израиль савские купцы получали выход в Египет и Финикию, а через последнюю — ко всем странам Средиземноморского бассейна. Через царя Соломона бедный строительной древесиной Магриб (Йемен) мог получать ливанские кедры, которые доставлялись морем от Ецион-Гаве-ра. Медь, железо и литейные формы были также монополией Соломона. Мимо царства Сава пролегали морские маршруты торговых кораблей Соломона в богатый Офир. Царица Савская могла вести переговоры с Соломоном и об участии на паях в заморских торговых операциях царя Израиля. Ее миссия была весьма успешной (3 Цар. 10: 13). Хотя Соломон помимо удовлетворения ее просьб возвратил ей все, что она привезла, он вряд ли поступал таким же образом со всеми посещавшими его царями и правителями Аравии, привозившими ему дары (2 Пар. 9: 12-14). Трудно оценить описываемое здесь богатство, но не может быть сомнения, что Соломон был самым богатым и мудрым из всех царей, когда-либо правивших в Иерусалиме.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.