Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы измерения стоимости жизни






ППЦ используется для определения изменений стоимости потребительской корзи-
ны. Другими словами, в условиях роста цен на товары и услуги он помогает
понять, на сколько должны вырасти доходы потребителя, чтобы его уровень жизни
остался хотя бы на неизменном уровне. Однако в силу ряда Причин, которые мы
сейчас рассмотрим, ИПЦ нельзя считать абсолютно надежным критерием подобной
оценки.

Первая причина — взаимное замещение товаров в потребительской корзине.
Как правило, цены на разную продукцию изменяются с различной скоростью, по-
этому потребители по-своему реагируют на этот процесс, приобретая меньше това-
оов, которые дорожают быстрее, и больше тех, цена на которые растет медленнее.
Такое изменение ассортимента никак не учитывается в ИПЦ, который рассчитыва-
ется на основе фиксированного состава потребительской корзины. Однако, не
считывая возможность замещения одних товаров другими, ИПЦ переоценивает
ежегодный рост ее стоимости.

Рассмотрим простой пример. Пусть в какой-то, принятый нами за базисный, год
яблоки были дешевле груш, и по этой причине потребители покупали их в больших
количествах, что соответствующим образом учитывалось в данных Бюро статисти-
ки труда. Предположим, что на следующий год соотношение цен этих фруктов по-
менялось на противоположное, в результате чего возросли объемы покупок груш.
Однако Бюро ориентируется на неизменный состав потребительской корзины, пола-
гая, что пропорции закупки фруктов остаются неизменными. В результате ИПЦ от-
ражает более высокие значения роста расходов потребителя, чем они есть в действи-
тельности.

Вторая причина связана с постоянным появлением новых товаров, расширяю-
щих выбор потребителя. Чем разнообразнее потребительский выбор, тем выше
покупательная способность каждого доллара, в результате чего для поддержания
уровня жизни достаточно меньших средств. Но ИПЦ рассчитывается на основе
фиксированного ассортимента потребительской корзины, а значит, не учитывает
изменения покупательной способности денег.

Обратимся к примеру. С появлением видеомагнитофонов мы получили воз-
можность смотреть любимые кинофильмы, не выходя из дома. Новый товар, безус-
ловно, увеличил материальное благополучие потребителей, создав дополнительные
возможности для удовлетворения потребностей, однако это не привело к сниже-
нию ИПЦ. В конце концов Бюро все же включило видеомагнитофоны в состав
потребительской корзины, а изменение их цены нашло свое отражение и в рассчи-
тываемом индексе. Однако изменение в стоимости жизни, вызванное появлением
на рынке нового товара, никогда не отражается на значении ИПЦ.

Третья проблема заключается в невозможности точного учета динамики каче-
ства продукции. Так, например, если качество товаров, входящих в потребитель-
скую корзину, будет год от года повышаться, соответственно будет расти и их
стоимость. Аналогичным образом постоянное ухудшение потребительских свойств
продукции приведет к прямо противоположному результату. Бюро трудовой ста-
тистики делает все возможное для учета изменений качества товаров, составляю-
щих потребительскую корзину. Например, если повышается мощность двигателя



Часть 8. Макроэкономические показатели


 


В МАГАЗИН ЗА ИНДЕКСОМ

Каждый макроэкономический показатель
определяется по результатам обработки
тысяч и тысяч данных. Следующая ста-
тья рассказывает о людях, занятых сбо-
ром такой информации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.