Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вступление в Ханаан






Принимая руководство Израилем, Иисус Навин получил заверение в полной поддержке военных сил колен Рувима, Гада и колена Манассии, которые поселились на восточной стороне Иордана в уделе, назначенном им еще при жизни Моисея. Вполне разумно заключить, что обещание поддержки в Иис. Н. 1: 16-18 было откликом всего народа израильского, когда Иисус Навин давал приказы приготовиться к переходу через Иордан. Тогда же были посланы два соглядатая в Иерихон, чтобы оттуда рассмотреть землю. От Раав, скрывшей у себя соглядатаев, они узнали, что жители Ханаана знали о Боге Израиля, чудесно вступившемся в защиту Израиля. Спасшись бегством, два соглядатая возвратились назад и заверили Иисуса Навина, что Господь уже приготовил путь для победоносного захвата (Иис. Н. 2: 1-24). Как видимое подтверждение Своего обетования быть с Иисусом Навином, как Он был с Моисеем, и как дополнительное заверение в победе в Палестине Бог чудесным образом перевел израильтян через Иордан. Это давало разумное основание для веры в Бога каждому израильтянину (Иис. Н. 3: 7-13). Свидетели такого же чуда при бегстве Израиля из Египта уже умерли (кроме Иисуса Навина и Халева), и для нового поколения видимая помощь Бога была, несомненно, большим духовным ободрением. Священники вошли в воду первыми, неся ковчег завета, и, пока они стояли посредине Иордана, народ переходил реку посуху.

Ничего не говорится о том, каким образом расступилась вода, дав свободный проход такому множеству народа. Однако упоминаются некоторые факты, и на них-то и стоит обратить внимание. Место перехода названо «против Иерихона», что было приблизительно в 8 км к северу от Мертвого моря.


 

 

Воды расступились или были остановлены в Адаме, ныне опознанном как Эд-Дамиех, расположенном в 32 км от Мертвого моря, или приблизительно в 24 км от того места, где израильтяне фактически переходили Иордан. Иордан имеет протяженность приблизительно 320 км на участке от Галилейского озера до Мертвого моря, хотя расстояние по прямой всего 96 км; перепад высот равен примерно 200 м. У Адама над берегами реки нависают известняковые скалы. Еще совсем недавно, в 1927 году, часть скалы высотой в 50 м обрушилась в Иордан, преградив путь воде на 21, 5 часа. Вызвал ли Бог такое же явление, когда израильтяне переходили через реку, неизвестно, так как об этом ничего не говорится, но, поскольку Бог использовал природные средства для достижения Своих целей в других случаях (Исх. 14: 21), не исключена возможность, что землетрясение могло причинить такой же обвал и остановить на время течение воды.

Израильтяне должны были запомнить этот переход, и это тоже было предусмотрено. Для этой цели было воздвигнуто два памятника. Под руководством Иисуса Нави-на были поставлены двенадцать камней на том месте, где священники стояли с ковчегом завета посреди Иордана, пока народ переходил через реку (Иис. Н. 4: 3, 8 и 20). Двенадцать мужей, представлявших двенадцать колен Израи-левых, несли каждый по камню до Галгала для сооружения этого памятника, который напоминал последующим поколениям о чудесном промысле Божьем и Его заботе при переходе через Иордан. Таким образом, великие Божьи дела должны были сохраниться в памяти народа на все грядущие годы. Расположившись станом у Галгала, Израиль как Богом избранный народ уже всерьез начал готовиться к жизни в Ханаане. В течение сорока лет, пока неверное поколение не умерло в пустыне, обрезание как знак завета с Господом (Быт. 17: 1-27) не совершалось. Посредством этого обряда новое поколение получило ощутимое напоминание о завете и обетовании, в котором Бог обещал привести их в землю, где «течет молоко и мед». Вход в страну обетования был отмечен также празднованием Пасхи; кроме того, перестала появляться манна. Отныне и впредь избавленный народ будет питаться плодами земли. Сам Иисус Навин был подготовлен к захвату так же, как некогда и Моисей, когда Бог призвал его (Исх. 3). Своим явлением (теофаниеи) Бог дал понять Иисусу Навину, что успех захвата не зависит полностью от него, но его назначение пришло свыше, и он будет наделен для этого силой. И хотя Иисус Навин возглавлял Израиль, он был только служителем и подчиненным вождя воинства Господня (Иис. Н. 5: 13-15).

Захват Иерихона был примером такой победы(Рассуждения о дате падения Иерихона см. в главе 3 настоящей книги.). Израиль не нападал на город, следуя обычной военной стратегии, но просто следовал указаниям Господним. Раз в день в течение шести дней израильтяне обходили вокруг города. На седьмой день, когда они обошли его семь раз и стены города рухнули, они смогли войти в город и овладеть им. Но израильтянам не разрешалось ничего брать себе в качестве добычи. То, что не было уничтожено, как, например, предметы из металла, было положено в сокровищницу Господню. Кроме Раав и семьи ее отца, все жители Иерихона были подвергнуты заклятию.

Чудесный захват Иерихона убедительно говорил израильтянам, что их враги могут быть поражены. Следующей целью на пути захвата был Гай. Следуя совету соглядатаев, Иисус Навин послал войско из трех тысяч человек, но оно потерпело. жестокое поражение. Молитвенное расследование Иисуса и старейшин обнаружило, что Ахан согрешил при захвате Иерихона, присвоив себе месопотамскую одежду, а также серебро и золото. За этот дерзкий поступок, нарушивший повеление не брать себе ничего, но всю добычу посвятить Господу, Ахан и его семья были побиты камнями в долине Ахор.

Получив заверение в успехе, Иисус Навин обновил планы захвата Гая, и в отличие от прошлого раза на этот раз было позволено брать себе скот и другое движимое имущество. Враг был завлечен на открытое место, и тридцать тысяч израильтян, засевших за городом, ночью смогли с тыла напасть на Гай и поджечь его. Защитники города подверглись полному истреблению, их царь был повешен, а город превратился в развалины.

Райт отождествляет Эт-Телл, расположенный в 3 км на юго-восток от Вефиля, как место, где раньше был Гай. Раскопки на этом месте показывают, что около 3300-2400 годов до Р. X. Эт-Телл процветал в виде хананейской крепости или укрепленного города. После этого он был разрушен и лежал в руинах приблизительно до 1000 года до Р. X. Вефиль, однако, был процветающим городом в те времена, и, согласно Ол-брайту, который производил там раскопки в 1934 году, он был разрушен в XIII веке до Р.

X. Поскольку об этом разрушении ничего не говорится в книге Иисуса Навина, Райт предлагает три возможных объяснения: 1) история Гая -- более поздний вымысел, чтобы объяснить развалины; 2) жители Вефиля пользовались Гаем как военной крепостью; 3) история захвата Вефиля была позже перенесена на Гай (теория Олбрайта). Райт поддерживает эту последнюю теорию, принимая более


 

 

позднюю дату для исхода и захвата.

Ближе к нашим временам Давид Ливингстон предложил принять безымянный наносной холм в 3 км от Вире за Гай, основываясь на своем предположении, что Вире, а не Вайтин следует отождествить с Вефилем. Поскольку ни Вире, ни безымянный холм не подвергались раскопкам, такое отождествление носит теоретический характер. Рассмотрев вышеприведенные предложения, Бимсон пришел к заключению, что Гай остается по-прежнему загадкой.

Хотя ничего определенного не говорится о взятии Ве-филя, этот город, известный в ветхозаветные времена в дни вступления Авраама в Ханаан, упоминается в Иис. Н. 8: 9, 12 и 17. Есть основание допускать, что жители Вефиля принимали участие в сражении в Гае. О его разрушении ничего не говорится, но в числе убитых упоминается царь Вефиля (Иис. Н. 12: 16). По сведениям посланных в Гай соглядатаев создается впечатление, что этот город отличался значительными размерами (Иис. Н. 7: 3). Позже, когда Израиль совершает свое второе нападение, жители Гая, а также и Вефиля покидают свои города, чтобы преследовать врагов (Иис. Н. 8: 17). Возможно, в то время только Гай был подвергнут разрушению, а Вефиль был захвачен неразрушенным. Поражение огнем в XIII веке можно отождествить с приведенными в книге Судей 1: 22-26 данными, где описывается время после Иисуса Навина.

После этой великой победы израильтяне воздвигли жертвенник на горе Гевал, чтобы принести жертвы Господу в соответствии с повелением Моисея. Тут Иисус Навин сделал копию закона Моисеева. Разделив народ так, что половина стояла перед горой Гевал, а половина перед горой Гаризим лицом к ковчегу, Иисус Навин велел зачитать народу закон (Иис. Н. 8: 30-35). Таким образом, израильтяне получили торжественное напоминание о своих обязанностях накануне вступления в обетованную землю, дабы они не сошли с пути, на который их поставил Бог.

Когда весть о падении Иерихона и Гая дошла до других жителей Ханаана, во многих местах было организовано сопротивление израильскому вторжению (Иис. Н. 9: 1-2). Жители Гаваона, города, расположенного в 12 км на север от Иерусалима, разработали искусный обман. Притворившись, что они пришельцы из далекой страны, одетые в лохмотья и с заплесневелой пищей, они пришли в стан Израиля в Галга-ле и выразили свой страх перед Богом Израиля, предложив служить Иисусу Навину и вступить с ним в союз. Не обратившись к Богу за советом, вожди Израиля стали жертвой обмана и заключили мирный договор с гаваонитянами. Через три дня обнаружилось, что Гаваон и прилежащие к нему три селения были расположены поблизости. Хотя израильтяне роптали на своих вождей, договор не был нарушен. Вместо этого от гаваонитян потребовали снабжать израильский стан дровами и водой. Гаваон был одним из крупных городов Палестины. Когда он сдался в руки израильтян, царь Иерусалима сильно встревожился. В ответ на его призыв другие аморрейские цари из Хеврона, Иармуфа, Лахиса и Еглона вступили с ним в союз, чтобы напасть на Гаваон. Будучи уже в союзе с Израилем, осажденный город немедленно отправил послов просить Израиль о помощи. После ночного перехода из Галгала Иисус Навин появился в Гаваоне, где поразил противника и прогнал его войска через Вефорон (известный также как Аи-алонская долина) до Азека и Македа.

Помощь свыше выразилась для Израиля в его полной победе над врагом. Помимо неожиданности и паники во вражеском стане град камней с неба поразил больше аморреев, чем сами израильские воины (Иис. Н. 10: 11). Кроме того, израильтяне получили долгий день для преследования врагов. Загадочность языка, которым описан долгий день Иисуса Навина, привела ко множеству интерпретаций. Был ли это поэтический язык? Просил ли Иисус Навин себе больше солнечного света или избавления от дневного зноя? Если это просто поэтический язык, тогда Иисус Навин просил себе помощи и силы. В результате этого израильтяне настолько окрепли, что дневной труд был завершен за полдня. Если принять этот случай за продление дневного света, тогда это было чудом, при котором солнце, земля и луна остановились. Если солнце и луна сохранили свои обычные обороты, это могло быть явлением рефракции или сверхъестественно данного миража, производящего впечатление, что солнце и луна нарушили свое обычное движение. Это дало Израилю больше времени на преследование врага. Просьба Иисуса Навина о помощи свыше могла быть просьбой об избавлении от палящего солнечного зноя, приказом, чтобы солнце скрылось, то есть перестало светить. В ответ Бог послал град, который принес как облегчение от солнечного зноя, так и поразил врага. Освеженные воины совершили свой дневной переход за полдня. Расстояние между Гаваоном и Македом в 48 км было пройдено за полдня, но им казалось, что прошел целый день(Р. Д. Вильсон в своей статье «Что значит солнце остановилось?», опубликованной в «Муди Мантли» 21: 67 (октябрь, 1970 г.), объясняет это выражение как «померкло» на основании астрономии Вавилона. Хью Дж. Блэр предполагает, что Иисус Навин потребовал этого утром, так что град продолжил тьму.). Хотя повествование, данное в книге Иисуса


 

 

Навина, не дает нам никаких подробностей, как все это произошло, ясно одно: что Бог стоял на стороне Израиля, и амор-рейский союз потерпел полное поражение.

В Македе пять царей аморрейского союза сидели в пещере, как в ловушке, а позже были преданы в руки Иисуса Навина. После победы над Македом и Ливной (расположена у входа в долину Елаф, где Давид поразил Голиафа) цари этих городов были убиты. Тогда Иисус Навин подошел к хорошо укрепленному городу Лахису (ныне Тель-эд-Дувеир) и на второй день завладел им. Когда царь Газера пришел на помощь Лахису, он тоже потерпел поражение, хотя о захвате Газера нет никакого упоминания. Затем Израиль завоевал Ег-лон, ныне отождествленный как Тель-эль-Хези. Оттуда войска направились на восток в гористую местность и осадили Хеврон, встретив отчаянное сопротивление оборонявшихся. Затем, продвигаясь на юг, они атаковали город Девир, или Кириаф-Сефер. Укрепленные города-государства Газер и Иерусалим не были захвачены. Однако в результате этого похода они оказались в полной изоляции. Вся южная область от Гаваона до Кадес-Варни и Газы подпала под полный контроль Израиля, когда Иисус Навин со своими закаленными в битвах воинами возвратился назад в стан у Галгала.

Захват и поражение Северного Ханаана описывается очень кратко. Сопротивление организовал и вел Иавин, царь Асора, под командованием которого было множество колесниц. Вблизи вод Мерома произошло великое сражение, в результате которого Иисус Навин наголову разбил союз царей Ханаана. Кони и колесницы подверглись уничтожению, и Асор был сожжен до основания. Об уничтожении других городов в Галилее ничего не говорится.

Асор, отождествленный с Тель-эль-Кедафом, расположен в 24 км к северу от Галилейского озера и в 9 км к западу от реки Иордан. В 1926-1928 годах Джон Гарстанг произвел там археологические раскопки. Позже, в 1955-1958 годах, раскопки в Асоре были произведены д-ром Ягаэлем Ядином. Сам акрополь («верхний город» — крепость или укрепленная часть древних городов), занимающий площадь в 9 га и достигающий высоты 43 м, был сооружен, видимо, где-то в третьем тысячелетии до Р. X. Нижний город, расположенный севернее и занимавший 60 га, был заселен во втором тысячелетии до Р. X. и имел население до 40 000 человек. В исторических хрониках Египта и Вавилона Асор упоминается весьма часто, что указывает на его стратегическую важность. Нижний город был, вероятно, построен во второй половине XVIII века до Р. X., то есть в период правления в Вавилоне династии Амуру (династии аморитов, «аморрейской», к которой принадлежал Хаммурапи). После того как Иисус Навин разрушил могущественный оплот вавилонского владычества в Асоре, он был, по-видимому, достаточно восстановлен и сдерживал израильтян вплоть до повторного разрушения (Суд. 4: 2), когда Асор вошел в надел Неффалима.

Весь захват Ханаана передан сжато в Иис. Н. 11: 16— 12: 24. Захваченная территория простиралась от Кадес-Вар-ни, или пределов Негева, на север вплоть до Ливанской долины у горы Ермон. На восточной стороне ущелья реки Иордан захваченная ранее Моисеем территория простиралась на север от горы Ермон до долины Арнон восточнее Мертвого моря.

В списке пораженных Иисусом Навином царей насчитывается тридцать один человек. При таком множестве городов-государств в такой небольшой стране Иисусу Навину и израильтянам удалось подчинить себе этих местных правителей, объединенных в мелкие союзы. Хотя эти цари и потерпели поражение, фактически не все города были захвачены или заняты. Этим походом Иисус Навин покорил население настолько, чтобы в последующий период израильтяне могли мирно жить на обетованной земле.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.