Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Максимизирующая прибыль конкурентная фирма






Давайте рассмотрим процесс принятия решения о необходимом количестве труда
обычной фирмой, к примеру, занимающейся выращиванием яблок. Фирма владеет
яблоневым садом и каждую неделю должна принимать решение о найме опреде-
ленного числа сборщиков яблок. После того как фирма принимает решение, ее
работники не покладая рук собирают столько яблок, сколько позволяет им их
квалификация. Затем фирма продает яблоки и выплачивает заработную плату
работникам. Разность совокупной выручки и заработной платы образует прибыль
фирмы.

В нашем анализе мы используем два допущения. Во-первых, мы предполагаем,
что фирма является конкурентной как на рынке яблок (фирма выступает продав-
цом), так и на рынке труда сборщиков яблок (фирма выступает покупателем).
Вспомним, что конкурентная фирма принимает цену такой, какая она есть (гл. 14).
Так как существует множество других фирм, продающих яблоки и нанимающих
сборщиков яблок, одна фирма оказывает небольшое влияние на цену яблок и на
заработную плату рабочих. Фирма принимает цену и заработную плату такими,
какими они сложились при данных рыночных условиях, и должна принять реше-
ние о предложении яблок и числе своих работников.

Во-вторых, мы предполагаем, что фирма максимизирует прибыль. Фирму
не интересует число сборщиков или количество яблок сами по себе. Ее волнует
только прибыль, которая равна совокупным поступлениям от продажи яблок
за вычетом совокупных издержек производства. Предложение фирмой яблок
и спрос на труд работников исходят из основной ее цели — максимизации прибыли.


Рис. 18.1

МНОГОСТОРОННИЙ
СПРОС

И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Основные инструмен-
ты спроса и предло-
жения применимы
как к товарам, так
и к услугам труда.
График (а) демонст-
рирует нам, как спрос
и предложение на
яблоки определяют
цену яблок.
На графике (б)
показано, как спрос
и предложение труда
сборщиков яблок
определяют заработ-
ную плату сельскохо-
зяйственных рабочих.


Производственная функция и предельный продукт труда

Принимая решение о найме рабочих, фирма должна рассмотреть, как число ее
работников связано с объемом произведенного продукта. Другими словами, она
должна проанализировать, как число сборщиков влияет на количество яблок,
которые получит и поставит на рынок фирма. В табл. 18.1 приводится численный
пример. В первом столбце указано число работников фирмы, во втором — коли-
чество еженедельно собираемых яблок.



Часть 6. Теория рынка труда


 


Таблица 18.1

ПРИНЯТИЕ
КОНКУРЕНТНОЙ
ФИРМОЙ РЕШЕНИЯ
О НЕОБХОДИМОМ
ЧИСЛЕ РАБОТНИКОВ


 

ТРУД (ЧИСЛО РАБОТНИКОВ) ПРОДУКТ (ЦЕНТНЕРОВ В НЕДЕЛЮ) ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ ТРУДА стоимость ПРЕДЕЛЬНОГО ПРОДУКТА ТРУДА ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ПРЕДЕЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ
(M (Q) [MPL-DQ/DL) [VMPL-PXMPL) [W) (D ПРИБЫЛЬ -VMPL- W)
           
           
           
           
          -100
          -300

 


Производственная
функция

зависимость между
количеством исполь-
зуемых в производ-
стве ресурсов
и объемом выпуска
товара.

Предельный
продукт труда

увеличение объема
выпуска товара
на каждую дополни-
тельную единицу
труда.


В первых двух столбцах описывается способность фирмы производить продук-
цию. Для отображения зависимости между использованными в производстве ресур-
сами и количеством произведенной продукции экономисты использует термин произ-
водственная функция
(гл. 13). В нашем случае «ресурсы» — сборщики яблок, а
«продукт» — яблоки. Другие ресурсы — яблони, земля, грузовики, тракторы и т. д. —
считаются постоянными. Производственная функция показывает, что если фирма
нанимает 1 работника, недельный объем продукции составит 100 ц яблок. Если фир-
ма пригласит 2 работников, они соберут за неделю 180 ц и т. д. Графически произ-
водственная функция представлена на рис. 18.2; число работников отмечено на
горизонтальной оси, а количество произведенного продукта — на вертикальной оси.

Один из Десяти принципов экономической теории гласит, что рациональные
люди мыслят в категориях предельного анализа (гл. 1). Данное положение —
ключ к пониманию процесса принятия фирмой решения о необходимом ей количе-
стве труда. В третьем столбце табл. 18.1 представлен предельный продукт труда,
то есть увеличение количества произведенного товара на каждую дополнительную
единицу труда. Когда фирма увеличивает число работников с 1 до 2, например,
количество произведенных яблок увеличивается со 100 до 180 ц. Следовательно,
предельный продукт второго работника составляет 80 ц.

Отметьте, что по мере увеличения числа нанимаемых работников предельный
продукт труда уменьшается. Данное свойство называется убыванием предельно-



Рис. 18.2

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
ФУНКЦИЯ
Производственная
функция — зависи-
мость между исполь-
зуемыми для произ-
водства ресурсами
(сборщики яблок)
и объемом выпуска
(яблоки). По мере
увеличения исполь-
зуемых ресурсов
производственная
функция становится
все более пологой,
так как предельный
продукт убывает.


Глава 18. Рынки факторов производства



 


го продукта (гл. 13). Когда в саду работают несколько сборщиков, они собирают
плоды с лучших яблонь. По мере того как количество рабочих увеличивается, они
вынуждены собирать яблоки с менее продуктивных деревьев. Следовательно, вклад
каждого дополнительного рабочего в сбор урожая уменьшается. По этой причине
производственная функция на рис. 18.2 по мере увеличения числа работников
становится все более пологой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.