Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мораль истории






Как и любая подобная история, рассказ о нашей издательской компании —
в некотором роде аллегория. Однако — «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым
молодцам урок». Из нашей «сказки» следует три важных, весьма общих урока
о ценовой дискриминации, которые следует усвоить каждому.

Вывод первый, самый очевидный. Ценовая дискриминация — рациональная стра-
тегия максимизирующего прибыль монополиста. Иными словами, назначая разную
цену для различных покупателей, монополист имеет возможность увеличить свою
прибыль. По сути, практикующий ценовую дискриминацию производитель назнача-
ет каждому покупателю цену, близкую к той, которую последний готов заплатить.
что невозможно при единой цене.

Вывод второй заключается в том, что ценовая дискриминация требует разделения
покупателей на определенные группы в соответствии с их готовностью заплатить.
В нашем примере покупатели разделены географически. Но некоторые монополи-
сты используют другие критерии разделения, например возраст потребителей или
уровень дохода.

Отсюда следует, что определенные рыночные силы могут препятствовать моно-
полисту в осуществлении ценовой дискриминации. В частности, одной из таких сил
является так называемый арбитраж — покупка товаров на одном рынке
по низкой цене и перепродажа его на другом по более высокой цене с целью
получения прибыли. Обращаясь к нашему примеру, предположим, что владельцы
книжных магазинов в Австралии имеют возможность приобретать книги в США и
перепродавать их австралийским читателям. Арбитраж помешает издательской ком-
пании осуществлять ценовую дискриминацию, поскольку никто в Австралии не
будет покупать книги по более высокой цене.


~ава 15. Монополия

~; етий вывод из нашей истории, пожалуй, самый неожиданный: в некоторых
~ чаях ценовая дискриминация способствует росту экономического благосостоя-

•■.: ■ ■ ■ --.. Вспомните, что безвозвратная потеря возникает в том случае, когда издатель

ганавливает единую цену в $ 30. В этих условиях 400 тыс. читателей откажутся

- локупки книги, даже если они и оценивают ее выше предельных издержек

—<: лзводства. При введении ценовой дискриминации возможность приобрести кни-

- гтолучает каждый желающий, следовательно, эффективность рынка повышается.
" ".ким образом, ценовая дискриминация способна смягчить недостатки монополь-
но ценообразования.

Заметьте, что рост благосостояния вследствие ценовой дискриминации происхо-

z~ скорее в связи с возрастанием излишка производителя, нежели потребительс-

: о излишка. В нашем примере с новой книгой известной писательницы потреби-

-.тьский излишек отсутствует, так как покупатели отдают за нее в точности столько

. лларов, сколько и были готовы заплатить. Весь прирост суммарного излишка

: хтается издательской компании в форме более высокой прибыли.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.