Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий обзор содержания послания к Римлянам.






Предисловие (1-17)

1) Надпись и приветствие (I, 1-7).

А) Название писателем своего титула (1): (раб Христов в звании Апостола).

Б) Краткое указание на предмет послания (2-4): (предначертанный пророками (2) сын Давида (3), а потом в воскресении – явившийся Сын Божий, - Иисус Христос (4).

В) Право Апостола проповедовать о Христе язычникам (5-6): (благодать апостольства для покорения вере языков (5), а, следовательно, и их (6).

Г) Пожелание мира и благодати христианскому обществу в Риме (7): (по любви к ним Бог призвал их благодатью, которая пусть и увеличивается у них ради Иисуса Христа).

2) Начало послания (8-17), в котором Апостол излагает мысли, располагающие к желанию прочитать и заинтересоваться посланием:

А) Хвалит веру Римлян и благодарит за нее Бога (8): (что об ней говорят во всем мире, ибо Рим был его центром).

Б) Свидетельствует свое расположение к ним, выражая желание видеть их и сделать участниками благ своего Апостольства (т.е. что дало ему по благодати Апостольства, то (некое дарование духовное 11) передать и им (9-13).

В) Указывает причину такого желания в лежащей на нем обязанности – просвещать верою всех, а, следовательно, и Рим (14-15).

Г) Главный предмет послания (16-17): (тема: благовестие есть сила Божия, в нем открывается правда Божия т. е. и как самое существо Божие, так и дело нашего спасения), которая является только от веры (в догматы) в веру, как почивание в Боге, в чем и состоит истинная жизнь, как сказал пророк).

I. Часть первая – вероучительная (I, 18-XI, 36).

В ней Апостол доказывает: что

1) Никто не может оправдаться собственными силами пред Богом (I, 18-III. 20).

Ст. 18 – введение в эту часть – все (за замену благочестия нечестием и правды – неправдой) подлежат суду: и язычники, и иудеи:

А) Язычники содержали истину Божию в неправде (1, 19-II, 16):

а) В религиозном отношении они подавляли благочестие нечестием: они, хотя и знали Бога, но чтили Его не как должно (19-23): (нечестие язычников и плоды его: мысль о Боге прирождена душе человека (19) и истина Его бытия очевидна из сотворенных Им вещей (20), но потом 1 ) Бога стали забывать, 2) занялись земным, 3) изгнали совесть и страх Божий (21) и 4) вместо Бога поставили свой разум (22), который и дал им своего бога (23). Так – нечестие заменило благочестие, потом –

б) правду – нравственную истину, заменили неправдой: вот она с ее плодами (I, 24-31):

ба) Они предались чувственности (24-27): (вместо духа ими стало руководить тело – они сделались рабами его и дошли до «дна» в нравственном своем состоянии).

бб) Стали делать всякую неправду (28-31): (изгнав Бога из разума и духа, они подпали превратному уму (28) и его грехам (29-31).

В дополнение ко всему ужасу, в котором очутился языческий мир, надо отнести еще и то, что все они не имеют никакого оправдания пред Богом на Его суде за свой дурной нрав: они знали, как надо делать, но не делали.

в) Безответность знающих и не делающих (1, 32-II, 16): (за то, что они хвалились даже грехом (32), за то, что осуждали его в другом, следовательно, знали, что – грех (1-2); если же теперь и благоденствуют некоторые (3), то они злоупотребляют милосердием Божиим (4); суд будет (5) милостивый к одним (6-7) и грозный к другим (8-10), нелицеприятный (11) над каждым – в зависимости от его положения: подзаконного – по закону, а язычника – по силе его совести (12-16).

В предыдущих стихах Апостол поставил иудеев на одну линию с язычниками пред судом Божиим и тем возбудил в них опасность быть осужденными. В следующих стихах он обращает свою речь исключительно к иудеям и доказывает, что,

Б) Подобно язычникам, и иудеи содержат истину Божию в неправде (II, 17 – III, 20).

а) Они и по назначению, и по чувству знают волю Божию не только для себя (17-18),

б) Но и для других – язычников (19-20): (ты считаешь себя их образцом и учителем).

в) А на деле оказалось, что иудеи живут неисправно, в противоречии своим: назначению и сознанию (21-24): (одному ты учишь, а другое делаешь (21-22): хвалясь дарованием тебе закона, нарушением его хулишь его и сам (23) и даешь к тому же повод для язычника (24).

г) Тогда все их преимущества пред язычниками – ни к чему: они представляют иудея только худшим язычника (25-29): (твое обрезание и закон хороши, когда ты верен закону, подтвержденному его печатью – обрезанием, а когда того нет, то не имеющий закона и обрезания, но живущий по закону, выше тебя).

д) Вывод этот не мог не встретить возражения: какое же преимущество иудея пред язычником? (III, 1-8): (Апостол отвечает – великое: они были посетителями обетований Божиих, им, как доверенным Божиим, даны были утешительные истины о Мессии, которые они и должны были первыми принести и ими обрадовать мир (2), но вышло иначе. Лучшие (по положению и образованию) из евреев не поверили, но их неверие не могло быть причиной к нарушению Божиих обетований (3): Бог – не лжив, а люди ложь (4). И за ложь свою ответят, хотя они и говорят, что, благодаря их лжи, распространилась истина Божия, а потому их и судить нечего (5). Апостол говорит, что тогда нельзя было бы и судить мир (6). А за злые дела можно ждать только награды, но «праведен суд на таковых» - софистов) (7-8). В виду всего сказанного

е) Апостол снова обвиняет иудеев, но уже не от себя, а от лица пророков, и тем ставит их безответными пред судом Божиим (9-20): (все преимущества иудеев были не их, а от Бога, сами же они полны греха (9). Мысль эту Апостол и доказывает рядом выписок из писаний (10-18). Если же закон обвиняет так подзаконных, то евреи безответны (19): они не могут сказать, что у них есть все-таки кое-что исполненного из закона, но последний сам, без закона внутреннего, которого у них-то и не было, вел только к познанию греха (20).

2) Правда Божия (оправдание) является от веры. Бог устроил особый дивный образ спасения в Единородном Своем Сыне, Господе нашем Иисусе Христе (III, 21-VII, 6).

Веровать необходимо и спасительно, иначе

А) Некуда деваться всем от суда – одно спасение в Господе (III, 21-30).

Доказавши, что род человеческий сам, своими силами, не мог оправдаться пред Богом, потому что оказался всецело и совершенно развращенным по самому существу своей природы и достойным гнева Божия по Его правосудию, Апостол говорит, что, несмотря на эту виновность человечества пред Богом, Он возвещает теперь в Евангелии новый образ Своей праведности и оправдания в Единородном Сыне Своем, чрез веру в Него (21-30): (теперь явилась совершенно иная, независимая от дел закона, правда (21) – вера в Г. Христа и, как таковая, она обща всем людям (22) и потому, что 1) всякий в ней нуждается и 2), что всем она дается даром, ради заслуг искупления И. Христа (23-24). Предуказана она была еще в Ветхом Завете в «Очистилище», ради Грядущего, и в новом – ради Пришедшего, когда силою веры усвояется искупительное дело Христово, дабы быть Богу и правым и оправдывающим (25-26). Итак, теперь похвала законом «отпала – отгнася», ибо все теперь дается даром, по вере и благодати (27). Вывод – настало время оправдания не законом, а верой (28), дабы все спасались – и евреи и язычники. Тогда совершенно не нужен закон? – Нет, закон – путь, а вера – исполнение (29-30).

Итак, вера утвердила закон (31).

Б) Доказательства: а) необходимости и б) спасительности веры из примеров Авраама и Давида (IV, 1-25).

а) Необходимость оправдания именно верой, ибо иначе не может быть оправдания, как такового (1-5).

б) Спасительность оправдания верою (6-25).

(Авраам оправдался не делами закона (1), которые если имеют похвалу, но не в глазах Божиих, Который знает им настоящую цену (2); да и сказано прямо, что оправдан он верою (3); иначе же не может и быть – если по делам, то по долгу, а раз оправдан, то уже по милости, а не за дела (4-5);

аб) Так говорит и Давид, называя блаженным, «оправданного», т. е. по вере (6-8).

бб) И это надо сказать не только об оправдании обрезанных, но и необрезанных (9-12): (Авраам оправдался верою еще до обрезания (9-10), и обрезание было не причиной праведности, а знаком ее, дабы и необрезанные оправдывались по вере (11) и обрезанные не за обрезание только, а за веру, знаком которой было обрезание (12).

вб) Не за дела даны были великие обетования Аврааму и его потомству, а за веру (13-25): (прежде всего – не в плотском смысле обещано наследование миром, да и обетование было до существования закона (13), потом исполнение обетования покоилось не на делах закона (хотя потом и существовало при законе, ибо тогда должно бы окончиться самое обетование (14), потому что от закона гнев, а обетование по милости (15): следовательно, для твердости обетование должно быть основано на милости, а не на праве, т. е. по закону и тогда могло обетование быть тем, что оно есть, т. е. для всех, и для язычников (16). Вера Авраама была беспримерной по силе, и велики были ее плоды – обетование распространилось и на нас: кто верует, как он, в Иисуса Христа, того Он оживит (как ранее оживилась мертвенная природа Авраама и Сарры), в Своем воскресении. (17-25).

В) Необходимость и спасительность веры из подробного раскрытия того, каковы: плоды веры и как вера оправдывает человека пред Богом (V, 1-21).

а) Плоды веры (V, 1-11): аа) мир с Богом (1), ба) уверенность на получение благодати в борьбе со злом (2) и ва) надежда на победу над злом (3-11): в чем нас убедит и наше ощущение (3-5) и самая действительность – видя, что сделал для нас Спаситель: Он умер за нас, когда мы были грешны (6-8), а потому теперь, после пролития искупительной крови, еще более будет милостив уже к искупленным (9). И если спасал смертью, т. е. до Своего прославления, то теперь еще более - даст достигнуть близости особенной к Богу – в сыновстве (10-11).

б) Значение дела Христова в деле спасения всего человечества (V, 12-21).

Апостол объясняет, как праведность одного спасает всех, и делает это, сравнивая Христа, Нового Адама, с древним (12-21): (Грех и смерть были во всех людях (12), ибо все от Адама и в нем согрешили еще до закона (13-14). Поэтому Адам есть образ будущего, именно, как за грех одного все стали грешны, так за благодать все получат не только прощение, но и большее – благодать сыновства (15). Это преимущество благодати над преступлением Апостол еще раскрывает далее. Обычно, за один грех бывает и наказание, а благодать избавляет от многих, а не одного только преступления (16). Именно, там была – смерть, а здесь результатом – жизнь чрез освещающее действие благодати (17). Первый влил дух непослушания Богу, а Второй – послушание и жизнь (18-19). Закон же принес в сознание людей их полую беспомощность и тем с большей силой открыл благодетельность для людей благодати (20), чтобы видели, как она велика, даруя, вместо неизбежной смерти, жизнь всему человечеству (21).

Г) Вера в Господа Спасителя – налагает на верующих обязанность быть святыми (VI-VII, 6).

С наступлением царства Благодати все приглашаются туда Самим Богом, но под условием быть святыми и праведными в этом царстве.

Рассуждая по этому поводу, Апостол

а) узаконяет это требование, выводя его из благодатного нашего таинственного сочетания со Христом (VI, 1-10): (Впрочем, обилие благодати не дает права грешить (1): мы живем теперь новой жизнью. Для греха мы умерли (2), когда отреклись от него в крещении и получили благодатную силу (3), с которой должны идти по пути к освящению (4); путь этот естествен для нас, ибо мы в крещении срослись (привились) Христу в момент Его смерти, теперь остается продлить эту связь чрез новую жизнь в святости и праведности (5). Но чтобы видели яснее, что значит умереть с Христом и для чего нужны труды в новой жизни, Ап. поясняет так: если умер ветхий человек, то должно помереть и его тело, т. е. за первородным грехом должны помереть и его страсти, что достигается непрерывным трудом в святой жизни (6). Ибо раз мы умерли для греха, то и свободны (7) и, значит, уже живем с Христом (8), Который нам поможет победить греховность, живя с Богом (9-10).

б) Далее Ап. предлагает способы, как устоять нам в этой святости и как ее проявлять (VI, 11-14).

аб) Первое средство – помни, что ты мертв для греха (11). Второе бб) изгоняй грех, живущий в похотях тела (12), а для того вб) не отдавай своих членов в служение греху, но – в служение Богу (13), ибо господство греха кончилось и настало время благодати (14).

в) Побуждением к преуспеянию в святости (15-23): (служит сознание, что мы уже вступили под руководство святой жизни при помощи благодати (15) и должны бороться против греха, чтобы не стать его рабами (16) и, слава Богу, что вы теперь освободились от рабства греху, чтобы служить праведности (17-18). Остается только служить теперь праведности, хотя в мере прежнего служения греху (19). Ибо вот плод такой новой жизни в сравнении с старой. Прежде вы были чужды праведности (20), но какие тогда были для вас плоды этой жизни? Стыдно о них и говорить, и конец их – смерть (21), а теперь – святость и вечная жизнь (22), ибо плата одного – смерть, а плод другого – жизнь со Христом (23).

г) Непригодность закона для приобретения святости (VII, 1-6): (Закон тоже вел людей к святости, но он уже умер и отношения к нему прекращены, как прекращены бывают отношения у жены к умершему мужу (1-2): она выходит свободно за другого и – права в этом (3). Теперь, в крещении вы умерли для закона (греха) или что тоже – закон умер для вас, и вы стали свободны и вступили в новый союз с оживившим вас Христом (4). Ибо прежде, живя с законом, мы были в союзе с грехом, который жил в нашем теле (5), а теперь, развязавшись с законом, стали служить Богу для вечной жизни (6).

3) Раскрытие и осуществление правды Божией: под законом, под благодатью и в царстве славы (VII, VIII, 39), т. е. тех путей, какими Бог вел и ведет людей ко спасению.

А) Сначала – под законом (VII, 7-25) и

а) со стороны отрицательной. Закон не был виновным в грехе. Виноват сам грех, к обнаружению которого дан был закон (7-13): (он мне открыл смысл моих греховных помышлений (7). Вступив в борьбу с грехом, он поднял его на борьбу и т. о. оживил по необходимости (8) и (9) человек не устоял в этой борьбе – грех убил человека (10), он осквернил и самою заповедь, заставив не слушать ее, как неразумную, а слушать его (11). Итак, закон, будучи добрым, был показан злым чрез этот самый грех (12-13). Потом

б) Со стороны положительной: роль закона в связи с силой живущего в нас греха (14-25): (закон от… духа, а я от плоти (14), общего между нами нет – они противоположны, потому и разлад в душе человека; но, следуя греху, все-таки человек делает, что ненавидит (15): следовательно, в глубине природы есть согласие на закон (16), а зло совершается под давлением живущего в теле греха, в чем его убеждает весь опыт его жизни (18), именно, что сила зла в нем сильнее добрых стремлений и помыкает им, как рабом (19-20). Вот закон моей жизни: хорошее я люблю и к нему стремлюсь, но не в силах его исполнить, а злое – мой полный господин. Таким образом, человек не только грешен, но и не в силах исправиться (21-23) – вывод самый печальный, и только один Господь может спасти, и Ему за это благодарение (24-25).

Б) Явление правды Божией в царстве благодати (VIII, 1-10).

Весь порядок ветхозаветной жизни привел человека к сознанию своего бессилия и к необходимости Божией помощи – люди восчувствовали нужду в Искупителе.

Как же Искупитель избавит людей от греха? (Слава Богу – нам верующим можно, живя по духу, исполнять закон. Но как это стало возможно теперь? (1). В человеке поселился иной могучий дух – Божий, Он обновил его слабый дух и дал ему перевес над плотью (2). Сам Христос пришел и принял в общение с Своим Божеством человеческую природу и изгнал из нее грех (3), дабы и мы жили духом веры в Христа и побеждали грех (4). Ибо кто живет по плоти – нерадит о Боге, а духовные радят (5). Ибо жизнь по духу дает жизнеощущение, а ощущение по плоти ведет к ощущению близости смерти, одно живит, а другое мертвит (6), такова уже природа тех и других (7). Итак, кто живет по плоти, не может угодить Богу (8). Вот вы, римские христиане, теперь по званию вашему, живущих духовно, должны жить духовной жизнью и не грешить, иначе – в вас нет Христа (9-10). Но все это еще только начало к восстановлению природы человеческой, полное же освобождение будет после освобождения человека от смерти и всей твари от суеты.

В) Явление правды Божией в царстве славы (VIII, 11-39).

а) Будет воскресение наших тел (11-18): (Дух воскресшего Христа оживит наши тела (11), но для этого нам надо жить согласно природе этого Духа (12-13). Ибо кто будет жить по внушению Духа Благодати, тот – сын Божий (14), потому что этот Дух, сам в нас скажет от нас к Богу «Отче»! (15), таким образом, этот Дух говорит нашему духу об этом сыновстве (16). Если же мы дети, то и сонаследники-соучастники в судьбе Христовой (17) и, следовательно, теперешние временные страдания – ничто в сравнении с ожидаемой нами славой (18). И не только люди прославятся, но и тварь.

б) Прославление твари, как участие на нашем торжестве (19-22): (славы нашей ждет и тварь (19), ибо она покорилась тлению ради того, что и господин ее – человек осужден на то же (20) и это сделано не на веки, а в надежде освобождения человека (21), пока же тварь стонет – страдает и это слышит своим просвещенным благодатью слухом Апостол (22).

в) В глубине своего сознания мы тоже ждем своего изменения в славу Божию (23-39).

ав) Начаток дарованного Духа говорит нам об этом (23-27): (мы предвкушаем усыновления в прославленном теле (23), но пока то, что – имеем, это еще не то, чего мы ждем, иначе мы не надеялись бы, а уже видели (24), но мы надеемся, дабы крепли в христианском терпении (25). А Дух подкрепляет нас в немощах наших и молится за нас и в нас, словами несказанными (26), но которые понятны Богу (27).

бв) Знаем, что и Сам Бог подкрепляет нас, посылая скорби для нашего же блага (28) и вообще Он заботится о нас.

вв) в деле промышления о нас (29-30): как Он предначертал – предуведев и предусмотрев (29) и что Он сделал в исполнение этого предначертания – призвал, оправдал и прославил (30).

гв) В деле спасительного решения о нас Своей воли (31-34): (Бог – за нас и никто не в силах нарушить Его планов о нас (31). Если Он не пощадил ради нас Своего Сына, то уже дарует и все ради этой великой за нас жертвы (32). Наши грехи тоже не могут быть тому препоной: Бог нас оправдал (33). Сам Судья – Христос – наш Искупитель и спасет тех, кто верует в Него (34).

дв) Наконец, порукой нашего славного будущего – не прекращающаяся любовь Божия (35-39): (никакие искушения внешние не могут разорвать нашего союза с Богом (35), и об этом христиане знали и ранее, предвидели, что им суждено много потерпеть (36), потому что им во всем помогает Бог (37), даже и то, что выше земного, ангелы или что другое, не может разорвать союза любви с Богом у тех, кто испытал уже силу этой любви (38-39).

4) Отношение Израиля и мира языческого к новому пути оправдания (IX-XI). Апостола занимала судьба евреев: что же они, призванные к спасению, теперь стоят вне его? Дает ответ:

А) Бог оправдывает всех – язычников и иудеев по милости Своей, которую усвоить надо верою (IX).

а) Приступая к решению судьбы своего народа, Апостол высказывает свою любовь к нему, ради которой он готов был пожертвовать своим спасением для большей славы Божией, ибо для них дано было все к этой славе (1-5). Так почему же не спаслись? Потому, что

б) Бог спасает не по заслугам человека, а по Своей милости, поэтому человек не имеет каких-либо законных прав на это спасение (6-33):

(Спасение обещано Израилю. Но кто он? Не плотские потомки Израиля (6) и не такие же Авраама, а по обетованию, т. е. избранники Божии, чье рождение было при особенном вмешательстве Бога (7-9). Так же и дети Ревекки – разделены были милостью Божией (10) прежде их рождения (11). Бог предвидел характер народов – потомков этих братьев, и одного возлюбив, а другого возненавидел (12-13). И Бог был вправе так поступать, ибо все – от Его милости, а не от дел, как сказано и Моисею (14-15). Бог милует только тех, кто покорен Ему, а кто нет, как Фараон, того ожесточает (16-18), а, впрочем, с Богом судиться нельзя – во всем Его воля, будь покорен, как глина мастеру (19-21). Если Бог одних избрал быть сосудами гнева, а других милости (22-24), то Он не был неправ. О христианах из иудеев и язычников было предсказано пророками – об избрании язычников Осией (25-26); о том, что не все иудеи приняты будут в обетованное царство – Исаией (27-29). Следовательно, по пророкам выходит – если все от милости, то спасутся, кто покорился воле Божией, а не надеялся на свои какие-то права. Язычники воспользовались этим средством и спаслись, ибо они не искали праведности от дел, а от веры (30). А Израиль, искавший праведности от дел закона, преткнулся о свое самомнение: Христос их не похвалил за исполнительность закона (31-32) и они не признали Его преткнулись; все это предсказано было пр. Исаией о камне преткновения на Сионе (33).

Итак, спасение от милости, а евреи хотели получить чрез закон и погибли, сделавшись сами виновниками этого. Поэтому Апостол далее и говорит:

Б) О виновности евреев в совершившемся отвержении их Богом (Xгл.):

а) Общее положение – евреи не поняли назначения закона, как путеводителя ко Христу (1-4): (Уверяет снова в своей любви к родному народу (1) и говорит, что последний, хотя и имел ревность о Боге, но неразумную (2) – хотел спастись своей правдой и отверг правду – оправдание, указанное Богом (3) в милости Божией, и не понял значения закона, данного лишь для познания свой греховности и беспомощности, чтобы прийти к необходимости веры во Христа (4).

б) Пренебрегли и свидетельствами о том же пророков (5-13).

О том же говорил Моисей, что спасется исполнивший закон (5). Но кто исполнил его?

Тот лишь, кто будет исполнять его не своими силами, а по вере во Христа, о чем предрек тот же Моисей, пророчески говоря, что закон исполнит тот, у кого он в сердце; и, вот, теперь закон есть уже в сердце человека и это сделал Христос (6-8), потому в Него и надо веровать и Его исповедовать, и спасется (9-10), об этом говорит и пророк Исаия, что… всякий верующий в Христа спасется (11), не постыдится в своей вере, и нет здесь разницы между иудеем и еллином, как о том говорит опять тот же пророк (12-13).

в) Опровержение некоторых возражений по этому поводу (14-21).

Возражения евреев, что, быть может, не было благовестников, опровергается пророчеством Исаии (14-15). Причина здесь в непослушании проповеди, и опять об этом было пророчество (16). Итак, надо было только слушать (17). Но быть может, они не слыхали, или не могли слышать? Не могло этого быть, по пророчеству (18). Не могли и не узнать, что пришло время Мессии, потому что указаны были признаки Его: 1) ревность к спасению тех, кого не считали даже народом (19), 2) обращение тех, кто Его не искал и не слышал о Нем (20). Но иудеи были упорны по пророчеству (21).

В) Будущее обращение Израиля (XI).

а) Иудеи не все отвергнуты (1-10): (Уже сам Апостол – явно опровержение мысли о всеобщем отвержении (1). Но как было во дни Илии, так и теперь – спасены некоторые – корень благочестивый (2-5), это те, кто, хотя имел закон, но полагался в вопросе о спасении не на него, а на благодать (6). И оттого эти спаслись, а те – отвергли благодать и погибли в ожесточении (7); как об этом было предсказано (8), так и должно быть по пророчеству (9-10). Но это не случайность, а имеет свои глубокие основания в деле всеобщего спасения, - чтобы падением Израиля спасти язычников, обращением этих возбудить ревность к спасению в евреях.

б) Отпадение не покорившихся вере служит к спасению язычников (11-12): (падение их не окончательное (11), дабы было славнее их восстание (12).

в) Ослепление иудеев временное – после определенного времени весь Израиль спасется (13-32).

ав) Сначала говорит по соображениям ума (13-24): (Ход мыслей таков: Апостол говорит от своего лица, как Ап. языков, к язычникам: я ценю ваше обращение ко Христу (13), но, при этом, имею в виду – чрез ваше обращение обратить и родичей моих по плоти – евреев, потому что с их обращением настанет светлое Божие Царство (14-15). Иудеи обратятся ко Христу, потому что корень их свят и цел (16). Правда, некоторые ветви отломились и на место их привились вы (17), но вы этим не гордитесь (18-20), чтобы не отверг вас Бог (21-22): Господь со временем привьет и отпадшее. Итак, весь Израиль спасется (23-24).

ба) Теперь о том же по слову Божию (25-32). О том же, т. е. что Бог не окончательно отверг евреев, было откровение Апостолу, именно, об отвержении до времени, пока церковь не наполнится (25), а тогда откроются очи евреев и они обратятся к Богу (26), знаком того будет полное их исправление (27). Итак, ради спасения язычников они стали врагами Богу, но Бог все-таки их весьма любит, ради тех заветов, какие дал отцам, несомненно провидя самый еврейский народ (28), ибо обетования Божии – неизменны (29). И вышло – раньше до Христа – вы были противниками Богу, а те – покорны, теперь – наоборот, и Господь слово проповеди обратил к язычникам, и те спаслись, поэтому, что же невероятного в том, что Бог примет отпадший для спасения язычников Свой народ (31). Ведь, все были в противлении и чрез это противление свершает Господь спасение миру (32). Итак – противление к спасению мира! В этом сказалась мудрость Божия

и г) Апостол прославляет Бога, выражает чувства удивления и благоговения пред путями премудрости Его, управляющей миром (33-36): (велика Его мудрость в деле устроения спасения миру, и кто может постичь пути ее, кроме Его Самого? (33). Он Сам есть источник этих мудрых планов и их выполнитель, и Ему Единому слава во веки (34-36). Аминь.

 

II.Часть вторая – нравоучительная (XII-XV, 13).

1) Общие правила о духе христианской жизни (XII, 1-2): (сознавая великие Божии благодеяния к нам, посвятим на служение Ему тело и наш дух. Таков образ жизни по Духу Христову. А в чем выражается эта жизнь по Духу Христову, он говорит далее, излагая

2) Правила относительно взаимных отношений христиан, как выражение Духа жизни Христовой (XII, 3-21):

А) заповедь Господня, обязательна для всех, говорит, что каждый должен занимать в церкви то положение, какое ему указано даром веры, и проходить его со всякою осторожностью (3-8).

Б) Далее Дух Христов должен выражаться в искренней взаимной любви христиан (9-21):

а) любовь, как основа, а сила ее – в пламенении (9-15): (Не лицемерная – с отвращением от всякого зла (9), сама ищущая предмета своей любви (10), всегда пламенеющая в служении Богу (11), полная надежд и молитв (12), жаждущая духовного взаимообщения (13), сочувствующая даже врагам (14), а, тем более, своим и, при том, без тени зависти (15).

б) Чему препятствуют: высокоумие, разномыслие и самонадеянность (16), ссоры, неприязни и месть (17). Напротив,

в) надо стараться: со всеми иметь мир (18), даже избегать всяких тяжебных дел, предоставив Богу судьбу обижающих, как Он и Сам того же от нас требует (19). Единственная оборона против зла – добро, им и борись (20), в этом и будет твоя победа над злом (21).

Указавши, как христиане должны жить между собою и какими добродетелями украшаться, как христиане, Апостол далее указывает:

3) Как христиане должны жить и действовать как члены гражданского общества, тогда еще языческого (XIII).

А) Прежде всего, христиане должны подчиняться, как члены государства, установленным властям (что неохотно делали иудеи). Раскрытие идеи власти (1-7): идея власти от Бога (1), потому противник ее – противник Самому Богу (2); как выразители Божественной воли, начальники не страшны добрым (3-4), следовательно, повиноваться приходится не им, а Богу, т.е. не за гнев только, а и за совесть (5), оттого народы, видя во властях пользу, содержат на свой счет представителей власти – правительство, ибо видят в них сворю защиту (6), и вы воздавайте им должное (7)…

Б) Основа всего – любовь, как исполнение закона (8-10), а корень зла всему – языческие обычаи жизни

В) которых надо христианину избегать, ибо, «настал день» - пришел Христос (11-14).

4) Правила относительно немощных в вере (XIV-XV, 13).

А) Между христианами Римской церкви были некоторые иудеи, которые, оправдавшись верою в Иисуса Христа, не совсем еще усвоили новый путь спасения, не вполне поняли свободу христианскую и мудрость Божественную, были еще слабы в вере, поэтому с боязливостью относились к своему спасению и были строгими, даже сверх меры, исполнителями предписаний своего обрядового закона, чтобы нарушением его не прогневить Бога. Поэтому и сами чуждались христиан из язычников, не исполняющих этих предписаний, считая их нечистыми, а язычники презирали их за такую мелочность. Такое-то нежелательное явление в частности по поводу вопроса о пище, Апостол и осуждает (1-12):

а) Кто различает пищу или дни принятия ее, пусть делает по голосу своей совести – для Господа (1-6): (Немощь в вере не может быть препятствием к общению с братом (1); в самом деле, люди разно смотрят на то, что можно и что нельзя есть (2), но судить их за это нельзя, ибо за это судит их Бог (3), да и вообще, лучше дело суда предоставлять всецело Богу, который Сам может и поднять грешника (4), а здесь не все ли равно, если один не ест, а другой ест, но оба делают это для Бога, предоставьте же им свободу в угождении Богу, как кто из них найдет это лучшим (5-6).

б) Ему – Искупителю и Творцу мы принадлежим в жизни и смерти (7-9), поэтому

в) Он и судья наш, а не мы друг другу; помня это, мы не будем входить в осуждение друг друга (10-12).

Б) Апостол определяет образ внешнего поведения относительно дел безразличных, которые можно делать и не делать, делать так и иначе (13-21).

а) Общий закон – не подавать повода к соблазну (13)

б) Нечистого самого в себе ничего нет, не чисты только намерения, с которыми люди едят (14).

в) Не губи, поэтому, души, искупленной Христом (15).

г) Иное поведение – позор для церкви (16).

д) Идея Царства Божия иная, чем пища или питье, а потому оставьте лучше совсем употребление соблазнительной пищи, чтобы не соблазнить брата (17-21).

В) Но и сильные – не должны тщеславиться (22-23).

Г) Молитва Апостола, дабы Господь вразумил людей тайне, что спасутся верующие в Него, как предсказано пророками (24-26).

Д) Сильные в вере должны жить не для себя только, но и для слабых, для их назидания в вере (XV, 1-13):

а) Таковы – воля и пример Христов (1-4).

б) Им мы и должны следовать (5-12): (единомыслие рождает единодушие, что особенно приемлемо Богом при Его прославлении (5-6); да это согласно совершенно и с планами Божиими, ибо Христос всех принял в общение с Собою (7): иудеев – в силу данных Им обетований, а язычников – по милости, дабы все было едино, о чем говорили и пророки, когда предсказывали явление Сына Божия среди язычников (8-12)…

в) В заключении молится, чтобы Бог. Источник упования, научил людей верить в силу упования, а тогда отпадут сами собою мысли о возможности спасения пищей (13).

 

III. Заключение послания (XV, 14-XVI, 24).

1. Объясняет, почему он пишет это послание (14-17): (Хотя Римские христиане и не нуждаются сами в наставлении верою (14), но Св. Павел делает это, как Апостол языков, которому проповедь есть, своего рода литургия – служение, его он и свершает, чтобы оно было приятно Богу, и в этом его похвала (15-17).

2) Что его задержало лично повидать (18-22). Говоря об успехах проповеди, Апостол говорит, что она далеко раскинулась по новым совершенно местам и это его задержало прийти к ним.

3) Когда думает посетить их (23-29): (Теперь он заполнил все пустые места проповедью (23) и хотел было прийти к ним по дороге в Испанию (24), но задержало одно обстоятельство – надо было снести, своего рода, дань от язычников Иерусалимским христианам, милостыню (24-27). А по исполнении этого он придет к ним по пути в Испанию (28), для того, чтобы и они, как он говорил выше, удостоились быть участниками в великих его благодатных дарах (ср. 1, 11) (29).

4) Просит молитв о нем (30-33): (Дабы путь его был удобен – Господь сохранил его от врагов в Иерусалиме, и милостыня была принята с любовью, а не перетолковали бы ее как в худую сторону (30-31) и потом он мог бы в радости прийти к ним (32), а Бог мира пусть будет с ними (33).

5) Приветствия знакомых Апостола и между ними знакомых Римлян и свои благожелания (XVI, 1-24).

А) Поручение принять с благорасположением Фиву (1-2).

Б) Приветствия разных лиц, составлявших как бы один приход. Все (кроме Нирея принадлежали к числу 70. Приветствия эти Апостол заключает общим приветствием (16) (3-16).

В) Предостережение от лжеучителей (17-20): (Эти лжеучителя несут отвержение от веры (17), побуждение их учительства – своекорыстие (18). Пусть Римляне и тверды в вере, но осторожность не излишня (19): суд Божий на лжеучителей уже видит Апостол (20).

Г) Приветствие знакомых в Коринфе Римским Христианам (21-23).

Д) Собственноручно написанное благословение (24).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.