Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуально-психологические особенности личности.






Человек – биологическое существо, принад-лежащее к классу млекопитающих, виду homo sapiens, наделенное сознанием.
Человек – существо общественное, это один из важнейших его признаков, т.к. общест-венные отношения изменяют и подчиняют себе его биологическое телесную организа-цию. Фактически принадлежность ребенка к человеческому роду фиксируется в психоло-гическом понятии «индивид». Индивид – единичный, отдельный представитель чело-веческого рода. Есть и другое значение понятия «индивид» — особь, каждый само-стоятельно существующий организм. Однако мы будем использовать понятие индивид в первом значении. Личность - человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Личность формируется в процессе усвоения человеком общественно-исторического опыта человечества под влиянием воспитания, обу-чения, в процессе взаимоотношений. В мире нет двух одинаковых людей. Личность чело-века неповторима в своей индивидуальности. Индивидуальность — это выделенность личности из сообщества, оформленность ее уникальности, неповторимости. Если личность фиксирует социально значимые качества человека, её включенность в социальные отношения, то индивидуальность акцентирует внимание на неповторимом своеобразии, на особенностях человека, которые отличают его от других людей.
Индивидуальность - сочетание психологи-ческих особенностей человека, определя-ющее его своеобразие и отличие от других людей. Черты человека как индивидуаль-ности могут проявляться в особенностях темперамента, характера, интересах, потреб-ностях, способностях. Например, способ-ность к живописи может стать социально значимой, если человек становится худож-ником, и может остаться нейтральной, если он рисует для себя, для своего удовольствия и никому своих картин не показывает.

3.Внимание – это избирательное направ-ление сознания человека на определенные предметы и явления при отвлечении от других. Свойства: 1) концентрация – способ-ность сосредоточения на главном 2) распре-деление – возможность иметь в сознании несколько объектов или выполнять сложную многооперационную деятельность. 3) Объем – это количество объектов или элементов, ко-торые воспринимаются человеком одно-временно с одинаковой степенью ясности
4) Устойчивость – способность задерживать-ся на восприятии одного объекта 5) Сосре-доточенное внимание – внимание, направ-ленное на 1 объект или вид деятельности

Виды: 1) производное – это внимание, кото-рое опосредовано целью и волевым уси-лием 2) непроизводное 3) после производное

Способы повышения внимания: 1) внешние • изложение парадоксального случая или опорного утверждения •значимую инфор-мации. необходимо усиливать (повторение, выделение определенным способом) • неполное представление о содержании • систематизация материала • структуриро-вания 2) внутренние факторы

24.С целью достижения договоренности можно воспользоваться следующими реко-мендациями: 1. Вступительная часть нуж-на для знакомства и установления контакта с собеседником. 2. Информирование о де-ле или предложение, с которым вы пришли, должны быть предельно конкретны. 3.Аргу-ментация должна содержать четкое обос-нование предложения с целью склонить к нему партнера.4.Ответы на вопросы, нейтрализацию возражения необходимо продумать заранее, чтобы они не застигли вас врасплох. 5. Достижение договоренности, подписание документов легче зафиксировать, если подготовить документы «на подпись».6. Заключительная часть. К ней следует подго-товиться так, чтобы при любом исходе дого-вора оставить о себе хорошее впечатление и у партнера не пропало желание сотрудничать с вами в дальнейшем

4. Ощущение – простейший психический процесс, он символизирует о том, что происходит вокруг нас. Обязательным усло-вием возникновения ощущения непосред-ственно воздействия предмета или явления на органы чувств. Физиологической основой ощущения является работа анализатора (уши, нос, глаза, язык). Виды ощущений: • экстеро-рецептивные – отражают свойства предметов и явлений внешней среды: зрительные, слухо-вые, обонятельные, темпе-ратурные, тактиль-ные ощущения.*Интерорецептивные – отражают свойства, составляющие внутрен-ние органы, болевые ощущения, осущест-вление равновесия, органические ощущения. • Прориоцептивные – предоставляют инфор-мацию состоянии мышечной системы, о положении тела в пространстве и т.д. Свой-ства ощущения: 1) адаптация – повышение или понижение чувствительности анализато-ра в результате не-прерывного или длитель-ного воздействия раздражителей. 3 вида ада-птации: • адаптация как полное исчезновение ощущений • притупление ощущений • повы-шение чувствительности 2) контраст – когда слабые раздражители увеличивают чувстви-тельность к другим одновременным раздра-жителям, а сильные уменьшают эту чувстви-тельность 3) синестезия – возникает под влия-нием раздражения одного анализатора. Ощу-щение характерного для другого анализа-тора; 4) пороги ощущений – верхний, нижний и абсолютн Восприятие– это целостное от-ражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Физической основой восприятия яв-ляется одновременно и согласованность дея-тельности нескольких анализаторов.Свой-ства восприятия: • избирательность – спо-собность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют наиболь-ший интерес • целостность – образы отобра-жаемых предметов выступают в сознании в совокупности многих их качеств и харак-теристик, даже если отдельные из этих ка-честв в данный момент не воспринимаются • предметность – способность отражать окру-жающую действительность как воздействие конкретных ее предметов • перцепция – за-висимость восприятия о прежнего опыта, зна-ний, интересов, установок человека
• константность – постоянство в восприятии величины, формы и цвета предмета при изменении расстояния, радиуса, освещения • осмысленность и обобщение – воспринимае-мые человеком предметы имеют для него оп-ределенный жизненный смысл. Виды вос-приятия: 1) от объекта восприятия- воспр-е премета; -воспр-е речи или музыки; - воспр. человека человеком; 2)от органа чувств- зрительное; -слуховое; -тактильное(на ощупь); 3)от формы существования материи (вос-приятие времени).

17. Стороны и стили общения Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. В коммуникативном процессе информация не только пере-даётся, но и формируется, уточняется, развивается. В коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, а обмен ею. Суть коммуникативного процесса – совместное постижение людьми инфор-мации, а не только информирование посред-ством знаковой системы. В коммуни-кативном общении могут возникать барьеры, которые связаны с наличием у людей со-циальных, политических, религиозных, про-фессиональных и других различий, которые не только порождают разную интерпретацию одних и тех же понятий, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимо-действия между общающимися индивидами, то есть между ними происходит обмен не только знаниями и идеями, но и действиями, реальными актами. В ходе взаимодействия для участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен дей-ствиями, спланировать общую деятельность.

Перцептивная система общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания между ними. Само взаимопонимание может быть истол-ковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнёра по взаимо-действию, или как не только понимание, но и принятие. И в том и в другом случае имеет большое значение тот факт, как воспри-нимается партнёр по общению. Авторитарный стиль общения, когда руко-водитель единолично решает, что нужно сделать. Склонен полностью подавлять под-чиненных, думает, что всё знает и умеет, но от квалифицированных работников чаще избавляется, т.к. побаивается их. Соблюдает жесткую дисциплину, избранных поощряет. Демократический стиль общения – предус-матривает, что для принятия решения требу-ется их обсуждение. Рассматри-вая либеральный стиль общения, можно отметить одну отличительную от вышеназ-ванных особенность – в нем руководитель является членом группы, мягок, покладист. Работникам при таком стиле предоставляется возможность самоуправления. К стилям делового общения часто отно-сят официально деловой стиль, что не является верным, поскольку этот стиль больше предназначен для отношений как внутри страны на государственном уровне, так и между странами. форму и исключает возможность двоякого понимания.

5.Мышление, речь Мышле́ ние — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий. Мышление включает в себя ряд операций: • сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами); • анализ — связан с расчленением сложного объекта на составляющие его части или характеристики); • синтез — неотделим от анализа: они, как правило, осуществляются одновременно); • обобщение — проявляется в мысленном объединении предметов и явлений по их общим и существенным признакам) • абстракция (отвлечение) — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета). Логические формы мышления. К формам мышления относятся: • понятие — форма мышления, отражающая существен-ные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная еловом или группой слов. Понятия могут быть общими и единич-ными, конкретными и абстрактными: • суж-дение — отражает связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и лож-ными; • умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные и дедуктивные. Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему; дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.Виды мышления.• наглядно-действенное мышление — вид мы-шления, опирающийся па непосредственное восприятие предметов в процессе действии с ними, наиболее элементарная форма мыш-ления, возникающая в практической деятель-ности и являющаяся основой для форми-рования более сложных форм мышления; • наглядно-образное Мышление— вид мышле-ния, характеризующийся опорой на представ-ление и образы; • абстрактно-логическое (от-влеченное) мышление — вид мышления, ос-нованный на выделении существенных свой-ств и связей предмета, выступает прежде все-го в форме отвлеченных понятий и рассуж-дений). Качества ума. Среди многих качеств личности, составляющих ее своеобразие, су-щественное значение имеют качества ума, выражающиеся в своеобразии умственных способностей человека и влияющие на осо-бенности его умственной деятельности. Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как сред-ство общения, в котором объективируются содержание сознания человека и его лич-ностные качества. Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значе-ние, что и соответствующие им система пись-менных знаков. Человеческая речь выполняет целый ряд функций: выражает индивиду-альное своеобразие психологии человека; выступает носителем информации, памяти и сознания; является средством мышления и общения; выступает регулятором челове-ческого общения и собственного поведения; является средством управления поведением других людей. Но главная ее функция состоит в том, что она является инструмен-том мышления. Различают внешнюю и вну-треннюю речь. Внешняя, в свою очередь, включает: Устную, которая представляет со-бой общение при помощи языковых средств, воспринимающихся на слух. Она подразде-ляется на диалогическую и монологическую. Письменная речь представляет собой раз-новидность монологической речи, но в отли-чие от монолога строится при помощи пись-менных знаков. Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет осо-бенности в языковой организации. Внут-ренняя речь: беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира сим-волизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретичес-кой деятельности. Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не комму-никативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и вну-тренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предика-тивность и аглютинированность.

6. Воображение. Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действи-тельности. Непроизвольное воображение его еще называют пассивные или непред-намеренным воображением - это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании пред-ставлений и их элементов в новые пред-ставления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении соз-нательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантас-тические формы. Произвольное воображение или, как его еще называют активное или преднамеренное воображение - это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Мечта или мечтание - это по-строение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осу-ществиться. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями: 1. ярким, живым, конкрет-ным характером, со многими деталями и частностями; 2. слабой выраженностью кон-кретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах в виде некоторой пока еще тенденции); 3.эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтаю-щей личности; 4. стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осу-ществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность. Твор-ческое воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). Писа-тели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля. Воссоздающее воображение или репродуктивное вообра-жение - это воображение на основе прочи-танного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному опи-санию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспри-нимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

7.Память. Виды памяти. Память – это отражение опыта человека, путем его запоми-нания, сохранения, воспроизведения и узнавания. Наглядно-образная память. Ее особенностью является запечатление заучиваемого материала первосигнально, в форме зрительных, слуховых, осязательных и других представлений. Словесно-логическая память. При этой памяти запоминаются уже не конкретные образы предметов, а выраженные в словах мысли, отражающие сущность изучаемых явлений. Этот вид памяти иногда называют смысловой памятью. Двигательная память. Содержа-нием этого вида памяти являются мышечно-двигательные образы заученных движений — мышечно-двигательные представления фор-мы, величины, скорости, амплитуды движе-ний, их последовательности, темпа, ритма и т. д. Эмоциональная па-мять. Ее содержа-нием являются имевшиеся в прошлом эмо-циональные состояния. Так, в памяти может всплыть чувство неуверенности, смущения или даже некоторого страха, которое испы-тывалось при первых попытках выполнить трудное гимнастическое упражнение. По ха-рактеру психической активности, преобла-дающей в деятельности, выделяют: двига-тельную, образную, эмоциональную, словес-но-логическую (вербальную) память. Образ-ная память, в свою, очередь подразделяется в зависимости от ведущего анализатора: зри-тельную, слуховую, осязательную, обоня-тельную, вкусовую, Иногда выделяются так-же: память на движения (моторная) и память на слова (вербальная). По продолжитель-ности закрепления и сохранения материала (или по установке на длительность сохра-нения) различают: кратко-временную, дол-говременную, оперативную. В зависимости от целей деятельности память подразделяется на: произвольную и непроизвольную. Не-произвольная память – это запоминание и воспроизведение при отсутствии осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить. Произвольная память – это запоминание и воспроизведение, направляемые сознатель-ной целью запомнить и требующие волевого усилия. По степени осмысления запомина-емого материала память бывает: механичес-кая и смысловая.

 

 

8. Эмоции и чувства. Классификация чувств. Эмоции – реакция человека и животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющих явно выраженную субъективную окраску. Главное в эмоциях – лучшее понимание друг друга. Самая старая и распространенная эмоция – удовольствие от удовлетворения органических потребностей и неудовольствие. Чувства—высшие культурно обусловленные переживания, связанные с потребностями человека, возникшими в ходе исторического развития человечества: общение, деятельность, социальное одобрение и др., а также со всеми духовными потребностями. По времени протекания выделяют: Настроение – слабо-выраженное эмоциональное состояние, кото-рое отличается продолжительностью, слабым осознанием причин и факторов их вызы-вающих. Аффекты – наступают в результате каких-либо потрясений. Стресс – реакция организма на неожиданную и напряженную обстановку. Фрустрация – тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека на пути к достижению цели. Страсть – глубокие, силь-ные и устойчивые эмоциональные пережи-вания в ярко выраженной окраской.
Сублимация – трансформация сексуальной энергии в различные виды творческой дея-тельности. Чувства —высшие культурно обусловленные переживания, связанные с потребностями человека, возникшими в ходе исторического развития человечества: обще-ние, деятельность, социальное одобрение и др., а также со всеми духовными потребнос-тями Особую группу составляют высшие чу-вства: -нравственные чувства в форме пере-живаний выражают отношение человека к людям, обществу, своим обязанностям, са-мому себе. -интеллектуальные чувства возни-кают в процессе умственной деятельности, связаны с познавательным процессом и тво-рчеством, активизируют психические про-цессы -эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком пре-красного, это любовь к красоте. Их исто-чником служит природа, произведения искусств, люди.

10. Характер (от греч. Charakter - чеканка, печать) - совокупность устойчивых способов поведения и эмоционального реагирования. Человек как личность может менять свой характер - способы поведения. Знать харак-тер человека - это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, опреде-ляется весь образ его действий. Черта ха-рактера - устойчивая форма поведения в свя-зи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями. Характер может обнаруживаться в особенностях деятель-ности, которыми человек предпочитает зани-маться. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и прео-долевать препятствия; другие выбирают наиболее простые и беспроблемные пути. Характер не передаётся по наследству, он формируется под действием различных условий, под влиянием родителей и общес-тва. Необходима непреклонная решимость выковать необходимый характер и закалить его в жизненных ситуациях. Неустанно со-вершенствуя свой характер, мы из прими-тивного человека превращаемся в прод-винутого и, далее, в просветлённого чело-века. Статус человека определяется не его материальным положением и не положением в обществе, прежде всего он определяется чертами характера. Человек с характером всегда стоит над обстоятельствами! Он настойчиво добивается и упорно работает. Он не оглядывается назад, а решительно идёт вперёд! Он не раздражается и не волнуется. Он никогда не падает духом и не разочаро-вывается. Он полон энергии! Он всегда усер-ден, устремлён и охвачен энтузиазмом! Он истинный хозяин своей судьбы! Приведённая ниже классификация черт характера и связь их с энергетическими центрами человека поможет вам сориентироваться в вопро-сах: 1- определения примитивных качеств характера вашей личности и связи этих ка-честв с конфликтными жизненными ситуа-циями, стрессами и болезнями; 2- опреде-ления связи качеств характера со стихиями, а также определения связи качеств с соответ-ствующими этим стихиям центрами; 3- опре-деления качеств характера, рассеивающих вашу жизненную силу и, наоборот, блоки-рующих; 4-определения перспективы разви-тия более совершенных качеств характера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.