Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Равновесие







Равновесие

ситуация, в которой
уравновешиваются
спрос и предложение.

Цена равновесия

цена, уравновешива-
ющая спрос и пред-
ложение.

Равновесный
объем

объем предложения
и объем спроса
в условиях, когда
цена уравновешивает
спрос и предложение.

Избыточное
предложение

ситуация, когда объем
предложения превы-
шает объем спроса
на товар.


На рис. 4.8 объединены кривые рыночного предложения и рыночного спроса.
Заметьте, что они имеют только одну точку пересечения, которую принято называть
рыночным равновесием. Цена, при которой две кривые пересекаются, называется
ценой равновесия (или равновесной ценой), а количество предлагаемого товара —
равновесным объемом. В нашем случае равновесная цена составляет $ 2 за ста-
канчик, а равновесный объем — 7 стаканчиков мороженого.

Словарь определяет слово «равновесие» как ситуацию, в которой уравновешива-
ются разнонаправленные силы. Данное определение описывает и рыночное равно-
весие. При равновесной цене количество товара, которое покупатели желают
и имеют возможность приобрести, в точности соответствует объему, который про-
давцы желают и имеют возможность продать. Цену равновесия иногда называют
ценой чистого рынка, потому что она удовлетворяет всех участников рынка: поку-
патели приобрели все, что они желали купить, а продавцы реализовали все товары,
которые они стремились продать.

Действия покупателей и продавцов естественным образом движут рынок
к равновесию спроса и предложения. Чтобы убедиться в справедливости данного
тезиса, рассмотрим, что происходит, когда рыночная цена не равна равновесной цене.

Предположим, что рыночная цена больше равновесной цены (график рис. 4.9 (а)).
При цене $ 2, 50 за стаканчик объем предложения товара (10 стаканчиков) превы-
шает объем спроса (4 стаканчика). Образуется излишек товара: установившаяся
цена не позволяет поставщикам продать все, что они хотели, а ситуация называется
избыточным предложением. Продавцы мороженого обнаруживают, что в морозиль-
ных камерах накопились излишки готовой продукции, которую они желали бы, но не
имеют возможности реализовать. Они отвечают на избыточное предложение сни-
жением цен, которые продолжают падение до тех пор, пока рынок не приходит в со-
стояние равновесия.


Глава 4. Рыночные силы спроса и предложения



 




Цена стаканчика мороженого $3, 00

Рыночное предложение


Рис. 4.6

РЫНОЧНОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
КАК СУММА
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Мы получаем кривую
рыночного предложе-
ния, суммируя кривые
индивидуального
спроса по горизонта-
ли. При цене $ 3 Бен
предлагает 3 стакан-
чика мороженого, а
Джерри — 4 стаканчи-
ка. Объем рыночного
предложения составля-
ет 7 стаканчиков.


0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1011121314 1516171819 Количество
(=3 + 4) стаканчиков

мороженого



Цена

стаканчика

мороженого


Количество
стаканчиков
мороженого


Рис. 4.7

СДВИГИ КРИВОЙ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Любое изменение,
которое ведет
к увеличению
предложения при
каждой возможной
цене, сдвигает
кривую предложения
вправо. Любое
изменение, которое
ведет к уменьшению
предложения при
каждой возможной
цене, сдвигает
кривую предложения
влево.



Час ть 2. Спрос и предложение 1: как работает рынок.



Рис. 4.8

РАВНОВЕСИЕ
СПРОСА

И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Равновесие — точка
пересечения кривых
спроса и предложения.
При цене равновесия
объем предложения
равен объему спроса.
В нашем случае
равновесие достигается
при цене $ 2:
предлагается 7 стакан-
чиков мороженого и
предъявляется спрос
на 7 стаканчиков
мороженого.


0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Количество

стаканчиков
мороженого


Неудовлетворенный
спрос

ситуация, когда объем
спроса превышает
объем предложения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.