Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегии психологического консультирования в период возрастных кризисов






Подробнее остановимся на принципах и методах ока­зания психологической помощи взрослым людям, пере­живающим возрастной кризис. Как правило, возраст­ной кризис у взрослых людей усугубляется определен­ными ненормативными факторами (сильные эмоциональ­ные переживания и крупные неудачи — потеря важ­ных родственных связей, смерть ребенка, родственни­ка, конец значимых любовных отношений, развод; фи­зический фактор — болезнь, несчастный случай, опера­ция, рождение ребенка, выкидыш, аборт, чрезвычай­ное физическое напряжение, длительное лишение пищи, чрезмерный сексуальный опыт и др.). На современном этапе количество людей, испытывающих те или иные кризисные состояния, неуклонно возрастает. С одной стороны, это может быть связано с резкими изменения­ми условий жизни (нестабильность общественных струк­тур, болезни, изменение социального окружения), с дру­гой — с определенным эволюционным этапом в разви­тии психики людей в целом.

Длительность кризисных переживаний, возможность конструктивного или деструктивного выхода из кри­зиса в значительной мере определяются типом совла-дания, отношения личности к неблагоприятной жиз­ненной ситуации. Наиболее типичные варианты отно­шений личности к кризисам: игнорирующее; преуве­личивающее; демонстративное; волюнтаристское; про­дуктивное.

Цель психологического консультирования в услови­ях кризиса — приведение личности к осознанию собы­тий, являющихся причиной состояния дисбаланса, к большей целостности, к меньшей конфликтности, раз­дробленности сознания, деятельности, поведения.

Перед психологом стоят следующие задачи:

• помочь клиенту пережить конфликты и иные психотравмирующие ситуации;

• помочь клиенту активизировать творческие, интел­лектуальные, личностные, духовные и физические ре­сурсы для выхода из кризисного состояния;

• способствовать укреплению самоуважения клиента и его уверенности в себе;

• содействовать расширению у клиента диапазона со­циально и личностно приемлемых средств для само­стоятельного решения возникающих проблем и пре­одоления имеющихся трудностей;

• смягчить воздействия стрессового события путем ока­зания непосредственной эмоциональной помощи и мо­билизации усилий клиента на преодоление кризиса. В то время как клиент полностью дезорганизован, не знает, что делать, как и зачем, работа с ним должна включать структурирование или переструктурирование жизненных целей. Выбор стратегии в качестве средства воздействия в кризисных состояниях зависит от харак­тера и идеологии учреждения, ориентации практиков и наличия необходимых ресурсов.

Психологическое консультирование клиентов, нахо­дящихся в состоянии психодуховного кризиса, должно строиться на принципах экзистенциально-гуманистичес­кого и трансперсонального подходов; необходимо предо­ставить клиенту достаточное количество информации о происходящем с ним как следствии индивидуальной ду­ховной эволюции. Стратегии профессионального вза­имодействия с клиентом, проявляющим признаки кризиса, должны учитывать следующие моменты:

• консультирование лиц, находящихся в кризисе, дол­жно строиться на моделях, учитывающих духовные изменения психики и ее потенциальную способность к самоисцелению и самообновлению;

• учет интегративных возможностей и энергетических ресурсов личности; длительно протекающий кризис, особенно на фоне применения сильных психотроп-ных средств, истощает потенциал личности и умень­шает возможность позитивного преодоления психо­патологических расстройств при применении интен­сивной эмпирической психотерапии;

• готовность психолога столкнуться в ходе работы с кризисной личностью с феноменами, находящимися далеко за пределами сложившихся (в том числе и профессиональных) представлений о психической норме, и способность расценивать их как потенци­ально целительные для личности в целом.

Заключение

Возрастные кризисы — это особые, относительно не­продолжительные по времени (до года), возрастные пе­риоды, характеризующиеся резкими психическими из­менениями и целостными изменениями личности чело­века, возникающие при переходе от одной возрастной ступени к другой, связанные с системными качествен­ными изменениями в сфере социальных отношений че­ловека, его деятельности и сознания. Возрастной кри­зис обусловлен возникновением основных новообразо­ваний предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зави­сят от индивидуальных особенностей, социальных и мик­росоциальных условий. Суть возрастного кризиса в пре­образовании социальной ситуации развития, при кото­ром старая социальная ситуация развития разрушает­ся, а на ее месте, вместо нее, строится новая; психологическое содержание возрастного кризиса состоит в том, что происходит субъективация новообразования пред­шествующего стабильного периода, т. е. превращение новообразования стабильного периода в субъектную спо­собность индивида.

Хронологически выделяют следующие возрастные кри­зисы: кризис новорожденности; кризис одного года; кри­зис трех лет; кризис семи лет; пубертатный кризис; кри­зис семнадцати лет; кризис тридцати лет; кризис сорока лет; пенсионный кризис; кризис смерти. Понятия об от­дельных критических возрастах вводились в науку эмпи­рическим путем и в случайном порядке. Анализ кризис­ных периодов позволит вскрыть психологическую сущ­ность процесса онтогенетического развития личности. Ос­новные отличия критических периодов развития от ста­бильных периодов заключаются в длительности протека­ния, в характеристиках динамики психических измене­ний, в характере возникающих новообразований. Возрас­тной кризис проходит ряд фаз и этапов: предкритическая фаза — открытие идеальной формы следующего возраста; собственно критическая фаза — мифологизация новой идеальной формы, конфликт между желаемым и возмож­ным, рефлексия внутренних ограничителей искомой взрос­лости; посткритическая фаза — дифференциация отноше­ния к себе, формирование мотивации дальнейшего возра­стного развития. Возрастной кризис может сопровождаться особым синдромом — трудновоспитуемостью.

Суть коррекционной работы в период возрастного кри­зиса заключается не в преодолении симптомов кризиса, а в амплификации его положительного эффекта, исполь­зовании периода кризиса для решения задачи развития. В период возрастного кризиса меняются действия всех участников взаимодействия: действия и взрослых, и де­тей. Условием для успешного разрешения кризиса яв­ляется именно коррекция поведения взрослых. Выбор типа коррекционной работы зависит от возраста ребен­ка, места протекания кризиса (семья, школа), позиции взрослого (родитель, воспитатель, учитель). Эти харак­теристики внутренне зависимы: кризисы новорожденности, одного года, трех лет, как правило, протекают в семье, соответственно, взрослый, к которому обращен кризис, — родитель. Кризис семи лет, подростковый кризис и кризис семнадцати лет проходят и в школе, и дома, ребенок «адресуется» и к родителям, и к учите­лям. Воспитатели детского сада в наименьшей степени встречаются с трудновоспитуемостью детей вследствие критического синдрома, но им часто приходится согла­совывать свои действия с родителями, поскольку ребе­нок много времени проводит вне дома. Поэтому тип коррекционной работы выбирается в целом в зависимо­сти от возраста ребенка, но место и позиция взрослого определяют особенности коррекции.

Цель психологического консультирования в услови­ях кризиса — приведение личности к осознанию собы­тий, являющихся причинами состояния дисбаланса, к большей целостности, к меньшей конфликтности, раз­дробленности сознания, деятельности, поведения. Вы­бор стратегии в качестве средства воздействия в кри­зисных состояниях зависит от характера и идеологии учреждения, ориентации практиков и наличия необхо­димых ресурсов. Психологическое консультирование клиентов, находящихся в состоянии психо-духовного кризиса, должно строиться на принципах экзистенциально-гуманистического и трансперсонального подходов; необходимо предоставить клиенту достаточное количе­ство информации о происходящем с ним как следствии индивидуальной духовной эволюции.

Психотерапия кризисных личностей подразумевает применение эмпирических техник, связанных с вхож­дением в измененные состояния сознания; интенсивность эмпирической психотерапии определяется интеллекту­альной и эмоциональной зрелостью кризисной личнос­ти, а также актуальным физическим состоянием. Выде­ляют следующие направления в психотерапии: психо­аналитическое направление, бихевиористская психоте­рапия, гуманистическая психотерапия, гештальттера-пия, телесноориентированная психотерапия, медитатив­ная психотерапия, экзистенциальная психотерапия, ней-ролигнвистическое программирование, и др.

Список литературы

1. Божович Л.И. Избарнные психологические труды: Проблема формирования личности. М., 1995.

2. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987. – 311с.

3. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Гамезо и др. - М., 1984.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982. Т. 4.

5. Дармодехин С. В. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. - М., 1999..

6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т./ Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1986. – 372 с.

7. Косякова О.О. Возрастные кризисы. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

8. Новое педагогическое мышление. Под ред. Петровского А. В. – М., 1989. – 310с.

9. Пахальян В. Э. Психологические особенности общения со взрослыми в старшем школьном возрасте: Дис. канд. психол. наук.—М., 1981.

10. Поливанов К.Н. Психология возрастных кризисов // Вопросы психологии, № 4, 2000.

11. Психологическая и педагогическая помощь детям и подросткам / под ред. Ткаченко А.С. - Брянск, 1994.

12. Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна М., 1997..

13. Пэррет Л. Подросток и его проблемы. - СПб, 2002.

14. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.

15. Роуз М. Трудности с подростками. Руководство по воспитанию подростков. - М., 1994, с. 46.

16. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. М., 2001.

17. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1987

18. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.