Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. В психологических теориях категория «возрастной кризис» используется в многочисленных контекстах, отличается по своему содержанию и связывается с различными






В психологических теориях категория «возрастной кризис» используется в многочисленных контекстах, отличается по своему содержанию и связывается с различными характеристиками психического развития человека.

Суть возрастных кризисов зак­лючается в изменении системы связей человека с ок­ружающей действительностью и его отношения к ней, в смене ведущей деятельности. В отличие от кризисов невротического или травматического типа, они отно­сятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального поступательного хода психического развития.

В период возрастных кризисов резко изменяется эмо­циональный фон, появляются элементы депрессивной симптоматики, выраженной тревожности, напряженно­сти, снижения работоспособности, дезадаптированнос-ти и т. д. Все это является следствием рассогласования в системе самопрогнозирования, уровня притязаний лич­ности: человек не может обеспечивать продуктивное вы­полнение индивидуальных программ. Реализация этих программ начинает требовать огромных энергетических усилий.

Если рассматривать возрастные кризисы с точки зре­ния перемен, наступающих в поведении ребенка, то все они характеризуются некоторыми общими чертами. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными: часто вступают в кон­фликт с окружающими взрослыми, особенно родителя­ми и воспитателями; у них возникает отрицательное от­ношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходя­щее до упрямства и негативизма.

Проблематика возрастных кризисов в онтогене­зе является актуальной, чрезвычайно интересной и в то же время недостаточно разработанной в теоретическом и экспериментальном плане. Само понятие «возрастной кризис» является одним из наименее четко определен­ных и, часто не имеет законченной формы. Тем не менее, термин широко употребляется и среди психологов, и среди педагогов. С содержательной точки зрения пери­оды возрастных кризисов представляют интерес, по­скольку отличаются специфическими особенностями процесса психического развития (наличие резких изме­нений в психике, обострение противоречий, негативный характер развития и т. д.). Кризисный период оказыва­ется трудным для ребенка, а также для окружающих его взрослых — педагогов и родителей, которым стано­вится необходимо вырабатывать стратегии воспитания и обучения на основе происходящих с ребенком карди­нальных изменений в психике. Поведение детей в эти периоды характеризуется трудновоспитуемостью и пред­ставляет особую сложность для взрослых. Для того что­бы подобрать адекватные воспитательные меры, необ­ходимо проанализировать предпосылки возникновения кризиса, особенности социальной ситуации развития, сущность происходящих с ребенком изменений, ново­образования кризисного периода. Данные вопросы и раскрываются в пособии. Возрастные кризисы харак­терны не только для детского возраста, выделены так­же нормативные кризисы взрослости. Эти кризисы от­личаются особым своеобразием в протекании периода, в характере личностных новообразований человека и т. д. В пособии приведены общие характеристики изменений в период кризисов взрослости.

Будущим специалистам в сфере образования необхо­димо проанализировать сложное и много аспектное по­нятие «возрастной кризис», изучить содержание и на­правления коррекционной работы. Цель данного посо­бия — формирование представлений о возрастном кри­зисе как предмете психологического исследования. За­дачами являлись: раскрыть исследования критических возрастов, как общетеоретических, так и описывающих конкретные возрастные переходы; проанализировать содержание и структуру возрастных кризисов; изучить основные положения практической психологии возрас­тных кризисов. Данными задачами определена струк­тура пособия. Оно начинается с изложения общих воп­росов возрастной психологии, с краткого обзора отече­ственных исследований, посвященных возрастным кри­зисам (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, К.Н. Поливанова и др.), описывается структура возрас­тного кризиса, отмечаются основные отличия процесса психического развития в стабильные и критические пе­риоды. После изложения общих вопросов следует ха­рактеристика содержания возрастных кризисов в онто­генезе: кризисов в дошкольном возрасте, кризисов в школьном возрасте и кризисов взрослости. В конце работы раскрываются некоторые вопросы психологичес­кого воздействия на человека в период возрастного кри­зиса, приводятся обобщенные рекомендации, описываются особенности психологического консультирования людей, направления в психотерапевтической работе.

Фактический и теоретический материал изложен в рамках традиций отечественной психологической шко­лы и основан на идеях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и др.

Цель работы – рассмотреть психологическую сущность, структуру и содержание возрастных кризисов.

Задачи работы:

1) изучить сущность возрастного кризиса;

2) охарактеризовать психологическое воздействие на человека в период возрастного кризиса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.