Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные единицы речевого общения






 

Исследователи выделяют и описывают основные единицы общения – речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие.

Текст, взятый в событийном аспекте (дискурс), протекающий в контексте речевой ситуации, называется речевым событием.

Речевое событие включает два основных компонента: 1) словесную речь и то, что ее сопровождает (дискурс); 2) условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, их поведение (речевая ситуация).

Исходным моментом любого речевого действия является ре­ чевая ситуация (поведение участников), то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию). Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать пись­мо, побеседовать с другом и т.п. Речевая ситуация помогает правильно понять смысл сооб­щения, уточнить его целевую функцию (рекомендация, просьба, угроза и т.п.), выявить причинно - следственные связи данного высказывания с другими событиями.

Речевая ситуация требует от коммуникантов соблюдения оп­ределенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения (представьте ситуации диалога с врачом; беседы в гостях; вербальное общение в транспорте).

Речевая ситуация обусловливает не только прямой, но и кос­венный (прагматический) смысл высказывания. Использование косвенных высказываний делает речь более выразительной, сжа­той. Смысл высказываний становится понятным только в кон­тексте речевой ситуации. Например, нейтральное, казалось бы, высказывание: У меня все нормально в зависимости от речевой ситуации может приобретать различные прагматические значе­ния: В моей жизни ничего (нового) не происходит; Моя ситуация улучшилась; Я не хочу поддерживать разговор и др.

Речевые ситуации принято классифицировать на канонические и неканонические. Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т. е. определен момент речи; когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат — конкретное лицо и т.п. Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т.е. время произне­сения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т.е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступле­ния) и т.д.

Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов – различных условий, при которых осу­ществляется коммуникация. Совокупность таких условий при­нято называть контекстом. Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого. Явный (или эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному на­блюдению. Он делится на вербальный и невербальный. Скры­тый (или имплицитный) контекст – это то, что не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят: мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их лич­ностные характеристики (уровень образования, социальная при­надлежность, характер и т.п.). В зависимости от контекста вы­сказывание может привести к различным результатам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.