Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой режим законности: понятие.






№134 Принципы и требования законности. Правовой режим законности - это соблюдение гражданами гос-ми органами конституции, законов, подзаконных актов. Законностъ - это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Для законности необходимы два условия: 1) наличие правовых, справедливых, научно обоснованных зако­нов (содержательная сторона); 2) их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона). Принципы законности:

1) единство (понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на всей территории страны); 2) верховенство Конституции и закона (подчиненность Конститу­ции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов; издание к-либо органом правового акта, противо­речащего закону, есть нарушение законности); 3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, т.к. законность служит их важнейшей гаран­тией; с другой стороны, сами права и свободы, их осуществление явля­ются показателем состояния законности и демократии и обществе); 4) связь законности с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности; и наоборот, соблю­дение законодательства является одним из существенных условий й показателей культурного уровня общества); 5) связь законности с целесообразностью (обход закона под пред­логом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообраз­ность должна быть в рамках закона). 6) принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 Кон­ституции РФ 1993 г., где зафиксировано следующее: «Каждый обви­няемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным зако­ном порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

Принцип взаимосвязи законности и культуры проявляется в том, что законность не может функционировать без опоры на человеческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания не­обходимости соблюдать законы, руководствоваться ими в повсе­дневной жизни. Культура служит основой законности, а закон­ность, в свою очередь, выступает предпосылкой формирования правовой культуры общества.

№135 Гарантии законности: понятие и виды. Законностъ - это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Гарантии законности - это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осу­ществление прав граждан и интересов общества и государства.Выделяют следующие виды гарантий законности: 1) социально-экономические (это степень экономического разви­тия общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собст­венности, экономическая свобода и т.п.);

2) политические (степень демократизма конституционного строя политической системы общества, политический плюрализм, много­партийность, разделение властей и т.п.); 3) организационные (деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов, прокуратуры, суда, милиции и т.д.); 4) общественные (сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства); 5) идеологические (степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требования права, уровень нравственного воспитания в обществе); 6) специально-юридические (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований). К специально-юридическим гарантиям, в частности, относятся установленные в законо­дательстве специальные принципы (например, презумпции невинов­ности), институты (возбуждения уголовного дела), процедуры (поря­док рассмотрения уголовник и гражданских дел), средства (поощре­ний и наказании и т.п).

№ 136 Общественный порядок- понятие Общественный порядок - это обусловленная закономерностями социального развития система правил и институтов, обеспечивающая упорядочен­ость общественных отнощений и придающая им определенную организационную форму. Общественныий и правовой порядок имеют тесную взаимосвязь, которая выражается в их обусловленности закономерностями и целями общественного развития, единой социальной природой, государственной охраной. Эти понятия представляют собои практически сложившийся результат упорядоченности общественных отношений, имеют юридическую форму выражения и носят нормативный характер.

Характеристиками правопорядка являются его при­годность для общественного прогресса на основе справедливости; способность гарантировать основные пра­ва и свободы человека; возможность обеспечения соблюдения групповых интересов, а также степень их порядоченности посредством правовых форм. Правопорядок и общественный порядок отличаются поставленными перед ними задачами. Так, перед общественным порядком ставятся задачи обеспе­чения социального мира и справедливости защиты всех слоев общества от негативных последствий; гарантированности такого социально-экономичес­то условия жизни народа, как благополучие: гуманизации всех сфер жизнедеятельности общества.

Правопорядок - это свойство общественных отношений, представляющий собой систему общественных отношений, правоотношений, основанных на нормах права, сложившихся в процессе реализации идей и принципов законности, основанных на праве проявляющихся в правомерном поведении.

Особенность правопорядка как специфической системы обще­ственных отношений выражается в том, что складьшается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэто­му правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нужда­ется в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественник организаций и других непра­вовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок являет­ся лишь элементом общей системы общественных отношений, склады­вающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

Общественный порядок представляет собой всю совокупную си­стему общественных отношений, котораяя складывается в результате реализации социальные норм: норм права, норм морали, норм обще­ственных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуа­лов.

В правовом государстве все элементы общественного порядка вза­имодействуют между собой и находятся под его зашитой. Однако толь­ко правопорядок охраняется специальными государственно-правовы­ми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваютси своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традицши.

В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, ос­новным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом.

№137 Правопорядок понятие, принципы – это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности. Это система взаимо­связанных и взаимодейсвующих элементов: субьекгов правопорядка; отно­шений и связей между субъектами; ­правовых норм, регулирующих данные связи, и актов реализации права. Указанные субъекты, отношения, пра­вовые нормы, акты реализации права отличаются: множественностью; мнообразием; наличием разнообразных связей; различными качественными ­характеристиками; одновременно целостностью. Основными признаками правопорядка явдяются: его регламен­тация (-это установление правил, определяющих порядок к-либо дея-ти) правовыми нормами; реальное вооплащение содержания данных норм в жизни, урегyлированность на их ос­нове общественных отношений; гарантированность государством.

К главным принципам правопорядка от­носятся: законность; конституцион­ность; целостность, структурность; иерархичность; нормативность; справедливость; подконтрольность; про­стота; гарантированность; общеправо­вые и общесоциальные принципы. Правопорядок основан на строгом и полном соблюдении законов всеми гражданами, т.е, на их правомерном поведении. Антиподом правомерного поведения является правонарушение. В ряде случаев возникает необходи­мость в особой процедуре, называе­мой применением норм права. Госу­дарство обеспечивает правопорядок, опираясь на закон, с помощью специ­альных органов: прокyратуры, мили­ции (полиции); органов безопасности; судов; системы органов и учреждений, исполняющих наказания.

Правопорядок - это порядок в общественных от­ношениях, являющийся следствием соблюдения зако­нов и основанных на них нормативно-правовых актов. Правопорядок - это система общественных отно­шении, правоотношений, основанных на нормах права.

Для понимания роли и значения правопорядка важ­ную роль играет понимание таких категорий, как за­конность и соотношения правопорядка и законности, т.к. правопорядок - результат деиствия права и за­конности. Содержанием правопорядка является такая упорядоченность общественных отношении, которая выражается в правомерном поведениии участников, совершаемом в пределах правовых отношении. Правопорядок включает в себя такие элемен­ты правопорядка, как: 1) право и законность, являющиеся его норматив­но-юридическая основой; 2) правомерное поведение, совершаемое субъекта­ми в пределах правовых отношений, как фактический результат действия права и осуществления идеии принципов законности (содержание право­вого порядка); 3) участники правовых отношений, наделенные субъективными правами и юридическими обязан­ностями.

№138 Правового регулирования: поятие, Структура и содержание, методы, способы. Правовое регулирование -это воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей. Понятие «механизм» прaвoвoгo регулирования производно от понятия правового регулирования. В механизме правового регулирования выделяется структура правового регулирования, которая харак­теризуется прежде всего методами и способами регулирования. Каждой отрасли права присущ свой метод или сочетание методов правового регулирова­ния. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздеиствия: 1) метод децентрализованного регулирования, по­строенный на координации целей и интересов в общественном отношении и применяемый в сфере отраслей частно-правового характера; 2) метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субордирдинации между участниками общественных отношений и используемый в публично-правовых отраслях. Способы правового регулирования – это пути юри­дического воздействия, выраженные в юридиче­ских нормах и других элементах правовой системы. Выделяют следующие способы правового регулирования: 1) дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия; 2) запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий опреде­ленного рода; З) позитивное обязывание – возложение на лиц обя­занности активного поведения (что-то сделать, передать, уплатиь и т.д.). Процесс правового регулирования в каждом конкретном случае различен в зависимости от выполне­ния правовых обязанностей(добровольно или под принуждением). Существенное значение для понимания правово­го регулирования имеют его предмет или сфера пра­вового регулирования. Предметом правовога регулирования явля­ются разнообразные общественные отношения, которые объективно по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию. В сферу правового регулирования входят различные группы общественных отношений: 1) отношения людей по обмену ценностями; 2) отношения по властному управлению обществом; 3) отношения по обеспечению правопорядка, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух вышеуказанных сферах. Сфера правового регулирования не является не­изменной и постоянной, она может расширяться за счет появления новых отношений или за счет отказа от использования права в тех или иных областях об­щественных отношении. От содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержа­ния правового регулирования, а следовательно, и особенности структуры права. Ими могут быть имущественные, земельные, управлемческие, органи­зационные и другие отношения. Можно. сделать вывод, что по­нятие механизма правового регулирования поз­воляет: 1) не только собрать вместе явления правовой дей­ствительности (нормы, правоотношения, юриди­ческие акты и др.), участвующие в правовом воз­действии, и обжаловать их как целостность, но и представить их в работающем, воздействующем системном виде, что характеризует результатив­ность правового регулирования; 2) высветить в связи с зтим специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовом системе, показать их связь между собои и взаимодеиствие. Каждый механизм действует на своей стадии пра­вового регулирования (правотворчества, правореа­лизации и применения юридическии ответственно­сти) и характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами. Итак, механизм правового регулирования - это слож­ное явление, определяющее правовое регулирование как осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответ­ствии с общественными потребностями.

---способы№ Правовое регулирование, понятие - это воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей. ТГП выделяет три основных способа правового регулирования: дозволение, обязывание и запрещение. 1) Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (напри­мер, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Само дозволение весьма неоднородно. Оно может выра­жаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности. 2) Обязывание связано с возложением на лиц необходимости со­вершить активные указанные в законе либо договоре действия (на­пример, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание, как способ правового регулирования, ори­ентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные дейст­вия. 3) Запрещение связано с необходимостью воздержания от кон­кретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение – это разновидность обязыва­ния, представляющая собой определенное долженствование.Между обязываниями и запрещениями существует весьма тесная взаимосвязь. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его. Например, обязанность уп­латить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна за­прету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершения этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он являет­ся родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участие в судопроизводстве по этому делу.

№139 Правового регулирование: предмет и метод. Правовое регулирование -это воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей. Понятие «механизм» прaвoвoгo регулирования производно от понятия правового регулирования. В механизме правового регулирования выделяется структура правового регулирования, которая харак­теризуется прежде всего методами и способами регулирования. Каждой отрасли права присущ сво метод или сочетание методов правового регулирова­ния. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздеиствия: 1) метод децентрализованного регулирования, по­строенный на координации целей и интересов в общественном отношении и применяемый в сфере отраслей частно-правового характера; 2) метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субордирдинации между участниками общественных отношений и используемый в публично-правовых отраслях. Существенное значение для понимания правово­го регулирования имеют его предмет или сфера пра­вового регулирования.

Предметом правовога регулирования явля­ются разнообразные общественные отношения, которые объективно по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию. В сферу правового регулирования входят различные группы общественных отношений: 1) отношения людей по обмену ценностями; 2) отношения по властному управлению обществом; 3) отношения по обеспечению правопорядка, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух вышеуказанных сферах. Сфера правового регулирования не является не­изменной и постоянной, она может расширяться за счет появления новых отношений или за счет отказа от использования права в тех или иных областях об­щественных отношении. От содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержа­ния правового регулирования, а следовательно, и особенности структуры права. Ими могут быть имущественные, земельные, управлемческие, органи­зационные и другие отношения. Можно. сделать вывод, что по­нятие механизма правового регулирования поз­воляет: 1) не только собрать вместе явления правовой дей­ствительности (нормы, правоотношения, юриди­ческие акты и др.), участвующие в правовом воз­действии, и обжаловать их как целостность, но и представить их в работающем, воздействующем системном виде, что характеризует результатив­ность правового регулирования; 2) высветить в связи с зтим специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовом системе, показать их связь между собои и взаимодеиствие.

Каждый механизм действует на своей стадии пра­вового регулирования (правотворчества, правореа­лизации и применения юридическии ответственно­сти) и характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами. Итак, механизм правового регулирования - это слож­ное явление, определяющее правовое регулирование как осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответ­ствии с общественными потребностями.

№140 Типы правового регулирования. Правовое регулирование - это воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей. Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволе­ний, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.. 1) Общедозволительный тип правового регулирования основы­вается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формулировка звучит следующим образом: дозволе­но все, кроме того, что прямо запрещено. Например, дозволено совер­шать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регу­лирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлению инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования неприме­ним к деятельности государственных органов, ибо это создало бы воз­можность для различного рода злоупотреблений. 2) Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивиду­альном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формули­ровка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия зарещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выхо­дит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено. Вывод - Общедозволителый тип правового регулирования связан с за­креплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в стро­гой упорядоченности социальных связей, последовательной реализа­ции принципов законности. Он является единственным при примене­нии мер юридической ответственности и ряда других мер государсвенного принуждения.

---№141(1) Стадии процессаправового регулирования- это осущесивляемое всей системой юр=х ср-тв воздействие на общественные отношения с целью их упорядочить.

141 (2)Стадии механизма правового регулирования. Первая стадия - формирование нормативной основы - включает процесс создания и общего действия юридических норм. Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и прие­мы юридической техники. Наибольшее значение в нормативной основе придается та­ким юридическим средствам, как позитивные обязывания, доз­воления и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права. Вторая стадия включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рам­ках которых стороны приобретают конкретные права и обязан­ности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия - примене­ние права, без которой не могут возникнуть некоторые' правоот­ношения. В рамках правоотношений устанавливается конкрет­ная юридическая связь между субъектами, при этом субъекты вполне определенно подразделяются на управомоченных и обя­занных.

Третья стадия - реализация субъективных прав и юридиче­ских обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), ис­пользования (прав) и применения права. Акты реализации пред­ставляют собой основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в пове­дении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возни­кает необходимости в четвертой (факультативной) стадии - контроле за использованием прав и исполнением обязанностей или защите прав субъектов правоотношений.

Четвертая стадия характеризуется наступлением определен­ных юридических последствий при невыполнении субъектом воз­ложенных на него обязанностей или при совершении правона­рушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуа­ции и свидетельствует о невозможности обычными, «мирными» средствами разрешить конфликт. Поэтому на этой стадии воз­никает необходимость в правоотношениях другого рода - пра­воохранительных, а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера. Здесь управомоченный приобретает право на защиту, с помощью которого он или специальные орга­ны возбуждают правоприменительный процесс, и с помощью юрисдикционных органов имеется возможность применить в отношении обязанного лица меры государственного принуждения. Нарушившая свои обязанности сторона в рамках охрани­тельных правоотношений приобретает новый статус, где на пер­вый план выдвигается юридическая ответственность. Поэтому охранительное правоотношение строится по типу властеотно­ивения. Таким образом, главным элементом на рассматриваемой стадии являются охранительные правоприменительны е акты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.