Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной






Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми. Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того, чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах. Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

— формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

— развитие воображения, творческих способностей;

— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

— обогащение представлений об окружающем мире.

Содержание и построение курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения. Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния. Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений.

Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать. Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует её развитию.

На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи. Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определённое место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся. Учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них. Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы используются:

Формы организации учебного процесса: работа в группах и в парах, проектная работа, дидактические игры, дифференциация процесса.

Элементы педагогических технологий: игровая, проблемное обучение, уровневая дифференциация, компьютерная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.

Формы определения уровня развития ЗУН учащихся: рефлексия работы, самооценка, проекты, тесты, и др.

 

Тип урока Вид контроля
УИН - Урок изучения нового –традиционный(комбинированный) УЗЗ – урок закрепления знаний УКПЗ – урок комплексного применения знаний УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний УК – урок контроля, оценки знаний УКЗ – урок коррекции знаний Б – беседа ФО – фронтальный опрос ВЧ – выразительное чтение П - пересказ Н – чтение наизусть ТР – творческая работа  
Тема раздела, урока, страницы учебника Кол-во ча сов Тип урока Вид контроля Обязательные элементы содержания Использование ИКТ Дата
  Урок Знаний            
1. Вспомним лето            
1.1 Знакомство с учебником С. 3—4   КУ ФО Развитие внимания к структуре книги, к информации, помещенной на титульном листе, в предисловии, оглавлении. Формирование умения пользоваться толковым словарем. Актуализация летних впечатлений. Формирование умений воспроизводить их в устной речи, демонстрировать результаты творческой деятельности    
1.2 С. П. Щипачев «Подсолнух» С. 5   УИПЗЗ ФО Овладение «технологией» осмысленного выразительного чтения лирического произведения. Развитие внимания к слову в поэтическом тексте    
1.3 И. З. Суриков «Степь» (отрывок) С. 6—7   УИПЗЗ ФО Развитие внимания к смыслу отдельных слов и словосочетаний в поэтическом тексте. Формирование умения рассказывать о зрительных и звуковых впечатлениях, переданных поэтом. Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, определять место паузы, способ выделения слов. Развитие внимания к ритму стихотворения. Сопоставление картин природы в стихотворениях разных поэтов    
1.4 И. С. Соколов-Микитов «Вертушинка»С. 8—9   УИПЗЗ ФО Формирование умений работать с текстом: пересказывать отдельные части рассказа, выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос. Развитие внимания к позиции автора и способу её выражения. Формирование умения рассказывать по предложенному плану    
1.5 Сравнение О. О. Дриз «Кончилось лето»С. 10—11   УИПЗЗ ФО Знакомство со сравнением как художественным приемом. Формирование умений замечать похожие черты в предметах и явлениях, рассказывать о собственных впечатлениях    
2. Здравствуй, осень            
2.1 М. М. Пришвин «Полянка в лесу» С. 12—13   УИПЗЗ ФО Развитие внимания к состоянию рассказчика. Формирование умений объяснять действия персонажей, аргументировать сделанные выводы. Формирование умения создавать рассказы на основании впечатлений от прочитанного произведения    
2.2 А. Н. Майков «Осень» (отрывок) С. 14—15   УИПЗЗ ФО Формирование умения рассказывать о собственном опыте общения с природой. Развитие внимания к позиции поэта. Формирование умения находить в тексте стихотворения слова и словосочетания, позволяющие ответить на поставленный вопрос. Знакомство со звучанием нового (трехсложного) ритма    
2.3 А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» (отрывок) С. 16—17   УИПЗЗ ФО Формирование умения рассказывать о жизненных впечатлениях. Развитие внимания к настроению автора, выраженному в произведении. Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека. Формирование умения выразительно читать лирическое произведение, заучивать стихотворение, выбранное самостоятельно    
2.4 К. Г. Паустовский «Прощание с летом» (отрывок) С. 18—19   УИПЗЗ ФО Развитие внимания к собственным чувствам, вызванным литературным произведением, к точности слова, использованного писателем. Формирование умений сравнивать переживания писателей, выраженные в разных произведениях; рассказывать об иллюстрациях к прочитанному произведению. Обучение созданию рассказа по аналогии с прочитанным, записи его    
2.5 Картинная галерея И. И.Машков «Натюрморт. Камелия» С. 20—21   УКИЗ СР Формирование эстетической оценки произведения изобразительного искусства. Развитие внимания к деталям изображенных на картине предметов. Развитие воображения, речи, обогащение словаря    
2.6 Внеклассное чтение. Осень в произведени ях русских писателей и поэтов С. 22—25   КУ ФО Формирование читательского интереса. Соотнесение жизненных и читательских впечатлений. Развитие умения выразительно читать художественный текст    
3. Народные песни, сказки, пословицы. Песни            
3.1 Статья о песнях «Как на тоненький ледок…» (рус нар песенка) С. 26—27   УИПЗЗ ФО Сообщение сведений о песне как виде народного творчества. Развитие внимания к настроению песни, позиции её создателей, форме слова как способу выражения этой позиции. Формирование умения передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении. Развитие творческого воображения. Творчество по образцу    
3.2 «Ходит конь по бережку…» (рус нар песенка) С. 28   УИПЗЗ ФО    
3.3 «Заинька, где ты был…» (рус нар песенка) С. 29—31   УИПЗЗ ФО    
3.4 «Спляшем!» (шотл нар песенка), «Раз говор лягушек», «Сенокос» (чешские нар песенки) С. 32—23   УИПЗЗ ФО    
3.5 С.Я. Маршак «Дом, который построил Джек» (англ нар песенка)С. 34—37   КУ ФО    
6. Сказки народов России            
6.1 «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка) С. 38—45   УИПЗЗ ФО Сообщение начальных знаний о народах, населяющих Россию. Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с использованием сказочной лексики, озаглавливать отдельные части сказки, оценивать героев, обосновывать свой вывод. Формирование умений выдерживать паузы при чтении, выделять нужные слова, находить реплики героев при чтении по ролям    
6.2 Картинная галерея В. М. Васнецов «Аленушка»С. 76—77   УОСЗ РГ Формирование умения соотносить репродукцию картины с литературным текстом. Сообщение сведений о некоторых способах передачи авторских настроений в изобразительном искусстве    
6.3 «Хаврошечка» (русская народная сказка)   УИПЗЗ ФО ВК Формирование умений пересказывать фрагменты текста, объяснять причины поступков персонажей. Формирование умения привлекать читательский опыт для сравнения персонажей различных сказок    
6.4 «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка)   УИПЗЗ ФО Развитие внимания к многозначности слова и его значению в контексте. Формирование умения использовать при пересказе фольклорную лексику. Формирование умений работать с текстом: определять отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним; делить произведение на части и озаглавливать их; соотносить иллюстрации с содержанием текста    
6.5 «Каша из топора» (рус нар сказка)С. 56—58   УИПЗЗ ФО Формирование умений объяснять причины поступков, совершаемых героями; соотносить иллюстрации с содержанием текста    
6.6 «Кукушка» (ненецкая народная сказка)С. 59—60   УИПЗЗ ФО Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, и умения передавать их. Формирование умений понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста; рассказывать сказку от лица определенного персонажа    
6.7 «Три дочери» (татарская народная сказка)С. 61—66   УИПЗЗ ФО Формирование умения выделять реплики персонажей при чтении по ролям. Формирование умений воспроизводить отдельные сюжетные линии; находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; сравнивать персонажей различных сказок; делать вывод о главной мысли сказки    
6.8 «Врозь — плохо, вместе — хорошо» (мордов нар сказка)С. 67—70   УИПЗЗ ФО Формирование умений выделять необходимые эпизоды из текста для ответа на вопросы; оценивать поступки персонажей, рассказывать сказку от лица разных персонажей    
6.9 «Как проверяется дружба» (лезгинская народ сказка) С. 71—75   УИПЗЗ РГ Формирование умений выделять необходимые эпизоды из текста, читать или пересказывать их, оценивать поступки персонажей, обосновывая свою позицию. Формирование умений прогнозировать развитие сюжета, создавать рассказ по циклу иллюстраций    
7. Колыбельные песни            
7.1 «Березонька скрип-скрип…» (русская колыбельная) «Нашей Любице…» (сербская) «Спи, усни, мой медвежонок…»(латышская) С. 78—80   УИПЗЗ ФО Сообщение знаний о колыбельной песне как жанре фольклора. Развитие внимания к эмоциональной окрашенности произведения. Формирование умения находить в тексте слова, позволяющие ответить на вопрос. Заучивание произведений по собственному выбору    
7.2 Внекл чтение Русский фольклор С. 97—101   УОСЗ РГ Знакомство с жанрами русского фольклора. Формирование умений выразительно читать понравившееся произведение; выражать свое отношение к прочитанному, обосновывать его    
8. Сказки народов мира            
8.1 «Золотая рыба» (индийская народная сказка)С. 81—86   УИПЗЗ ФО Формирование умений определять причины поступков персонажей, оценивать их, выбирая нужные слова из предложенного списка, обосновывать свой выбор. Формирование умений выделять реплики персонажей, читать по ролям, передавая интонацию говорящих; определять основную мысль произведения    
8.2 «Счастливый мальчик» (иранская народная сказка)С. 87—89   УИПЗЗ ФО Формирование умений находить в тексте нужный эпизод, читать или пересказывать его, объяснять и оценивать поступки персонажа, определять главную мысль произведения. Формирование умения пересказывать произведение от лица разных персонажей    
8.3 «Два ленивца» (сербская народ сказка) «Век живи — век учись» (хорватская народ сказка) С. 90—93   УЗНЗВУ ФО Формирование умений определять эмоциональную окрашенность произведения, аргументировать свой вывод, оценивать персонажей, привлекать читательский опыт. Формирование умения создавать сказки, развивающие поставленную в изучаемом произведении проблему    
9. Пословицы            
9.1 Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учебе С. 94—96   УКИЗ РП Углубление знаний о пословице. Формирование умения объяснять ее смысл, соотносить содержание пословицы с поступками героев произведений, поведением людей. Создание сказок и рассказов по мотивам пословиц    
9.2 Внеклассное чтение. Сказки народов мира С. 102—107   УПОКЗ ФО Подготовка к самостоятельной работе с книгой под руководством учителя и библиотекаря    
  Зимние картины            
10. И. С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок) С. 110—111   УИПЗЗ ФО Развитие внимания к поэтическому слову, его смыслу в контексте произведения, авторскому переживанию, способу его выражения. Формирование умений привлекать собственный жизненный опыт при восприятии художественного текста, выразительно читать лирическое произведение    
10. К. Г. Паустовский «Первый зимний день» С. 112—114   УИПЗЗ ФО Формирование умений пересказывать фрагменты текста, понимать позицию автора, объяснять значение слова в контексте произведения    
10. Картинная галерея А. А. Пластов «Первый снег» С. 124—125   УЗНЗВУ ФО Формирование умения рассказывать о собственных наблюдениях за природой по предложенным вопросам, создавать рассказ по репродукции с картины    
10. С. А. Есенин. «Пороша» С. 115—116   УИПЗЗ ФО Развитие внимания к собственной эмоциональной реакции на художественное произведение, умения воспроизводить её; воссоздавать в устной речи картины, возникшие при чтении стихов. Развитие внимания к поэтическому слову, конкретному художественному образу    
10. А. С. Пушкин. «Опрятней модного паркета…» (отрывок) С. 118—119   УИПЗЗ ФО Формирование умения воспринимать эмоциональный настрой поэтического произведения. Формирование умений выражать в устной речи впечатление от стихотворения, придумывать рассказ на заданную тему    
10. Н. И. Сладков «Песенки подо льдом» С. 120—121   УИПЗЗ ФО Формирование умения привлекать собственный опыт общения с природой для объяснени поведения персонажей    
10. С. Я. Маршак «Ветры, бури, ураганы…» (отрывок)С. 122   УИПЗЗ ФО Формирование умения сопоставлять картины природы, созданные писателем и увиденные в жизни    
10. Загадки о зиме С. 122—123   УКИЗ РГ Знакомство с некоторыми принципами построения загадок. Закрепление знаний о сравнении. Формирование умения сочинять загадки    
10. Внеклассное чтение Зима в произведениях русских писателей С. 126—129   УОСЗ ФО Формирование умения соотносить жизненные наблюдения и читательские впечатления. Развитие эстетического чувства    
11. Авторские сказки            
11. К. Д. Ушинский «Мена» С. 130—134   УИПЗЗ ФО Формирование умений прогнозировать поведение персонажа. Развитие внимания к состоянию и поведению персонажа, к позиции автора.Формирование умения обосновывать сделанный вывод    
11. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» С. 135—148   УИПЗЗ ФО Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с использованием слов из текста, определять внутреннее состояние героев, причины их поведения. Формирование умений оценивать героев произведения, используя предложенный список слов, объяснять сделанные выводы, определять основную мысль произведения, сопоставлять персонажей авторских и народных сказок    
11. Внеклассное чтение. Сказки   УКИЗ РГ Расширение круга чтения. Формирование умения пользоваться аппаратом книги. Развитие внимания к оформлению книги    
11. Братья Гримм «Храбрый портной»   УИПЗЗ ФО Формирование умени работать с текстом: выделять в тексте нужный эпизод и пересказывать его, определять причины поступков героя и оценивать их    
11. И. П. Токмакова «Гном» С. 14   УИПЗЗ ФО Формирование эмоциональной реакции на прочитанное, умения воспроизвести ее в рассказе; развитие чувства ритма. Формирование умений сочинять по заданной теме; передавать в рисунке впечатления, полученные при чтении литературного произведения    
11. Х.-К. Андерсен «Оле Лукойе» (отрывок)С. 15—21   УИПЗЗ ФО Формирование собственного отношения к героям произведения, умения аргументированно его выразить. Развитие творческого воображения, связанного с конкретными впечатлениями от прочитанного    
11. Братья Гримм «Маленькие человечки»С. 22—25   УИПЗЗ ФО Формирование умений кратко или подробно пересказывать нужные эпизоды, развивать отдельные сюжетные линии, актуализировать прошлый опыт общения с разными видами искусства    
11. А. Н. Толстой. Главы из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино» С. 26—31   УИПЗЗ ФО Формирование умений выражать состояние персонажей при чтении по ролям, точно определять границы их реплик, оценивать поведение героев. Обогащение словаря, характеризующего отношение героев друг к другу    
11. Внеклассное чтение   УОСЗ РП Формирование умений пересказывать сюжет понравившейся сказки, характеризовать главного героя, высказывать мнение об иллюстрациях к конкретному произведению    
11. Картинная галерея А. Муха «Плакат»С. 64—65   УИПЗЗ ФО Развитие внимания к композиции картины, осознание эмоционально-смысловой связи её элементов    
11. С. Хопп. Главы из книги «Волшебный мелок»С.32-37   УИПЗЗ ФО Формирование умений работать с текстом произведения. Формирование умений выражать впечатления, полученные при чтении худ. прозведения, использовать письменную речь для фиксации результатов творческой деятельности    
11. Н. Н. Носов. Главы из книги «Приключения Незнайки и его друзей» С. 38—44   УИПЗЗ ФО Формирование умений вычленять реплики персонажей, верно их интонировать при чтении по ролям. Формирование умения определять причину поступков героя произведения. Формирование умений рассказывать о действиях литературного героя, определять свое отношение к нему    
11. Б. В. Заходер «Про пана Трулялинского»С. 45—47   УИПЗЗ ФО Развитие внимания к смыслу слова, интереса к словотворчеству. Формирование умения характеризовать внутреннее состояние персонажей. Развитие внимания к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи    
11. Дж. Родари «Волшебный барабан» С. 48—55   УИПЗЗ ФО Развитие внимания к многозначности слова, выявлению его смысла в контексте. Формирование собственного отношения к прочитанному, умений определять позицию автора в произведении. Развитие умения помещать себя в вымышленную ситуацию, продолжать предложенный сюжет    
11. С. А. Седов «Два медведя» С. 56—58   УИПЗЗ ФО Формирование умений объяснять внутреннее состояние персонажей, рассказывать об их поступках. Формирование умения составлять и записывать план произведения    
11. О. О. Дриз «Очень Высокий Человек» С. 59—63   УИПЗЗ ФО Формирование умения объяснять поступки героя, его внутреннее состояние. Развитие внимания к многозначности слова, его смыслу в контексте. Обучение сочинению сказок определённой эмоциональной окрашенности, запись их. Актуализация прошлого читательского опыта    
11. Внеклассное чтение   УКИЗ ФО Формирование умений пересказывать сюжет понравившейся сказки, характеризовать главного героя, высказывать мнение об иллюстрациях к конкретному произведению    
  Писатели о детях идля детей            
12. Л. А. Мей «Баю-баюшки»С.72   УИПЗЗ ФО Развитие внимания к особенностям колыбельной как поэтического жанра. Формирование умения объяснять собственное эмоциональное впечатление от прочитанного. Формирование умения самостоятельно работать с книгой    
12. А. Н. Майков «Спи, дитя мое, усни» С.73   УИПЗЗ ФО    
12. И. П. Токмакова «Как на горке снег, снег…» О. О. Дриз «Нашумелись» С. 73—74   УИПЗЗ ФО    
12. А. Л. Барто «Колыбельная» С. 75—76   УИПЗЗ ФО Формирование умений понимать внутреннее состояние персонажа, находить нужные слова для его определения, объяснять смысл названия произведения. Закрепление знаний о жанре колыбельной песни    
12. Н. Н. Носов «Фантазеры» С. 77—83   УИПЗЗ ФО Формирование умений работать с текстом произведения. Обогащение словаря, определяющего нравственную характеристику человека. Актуализация читательского опыта. Развитие воображения, умения помещать себя в вымышленную ситуацию    
12. С. Я. Маршак «Чего боялся Петя?»С. 84—85   УИПЗЗ ФО Формирование умений рассказывать о переживаниях героя, давать им оценку, определять их причины, сопоставлять героев разных произведений. Развитие внимания к ритму лирического произ ведения    
12.   А. Л. Барто «Олень» С. 86   УИПЗЗ ФО Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, чувствовать его ритм, выделять рифму. Развитие самостоятельного опыта работы с книгой    
12. О. Ф. Кургузов «Надоело летать» С. 87—89   УИПЗЗ ФО Развитие внимания к причинам совершенных героями поступков, их внутреннему состоянию, эмоциональным оттенкам слова, его иносказательному смыслу. Формирование умений определять собственное отношение к прочитанному, аргументировать его    
12. Ю. М. Владимиров «Чудаки» С. 90—91   УИПЗЗ ФО Формирование умений читать лирическое произведение, определять позицию автора. Развитие внимания к названию произведения, смысловым оттенкам слова    
12. Л. Н. Толстой «Косточка» С. 92—93   УИПЗЗ ФО Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажа и способам его выражения. Формирование умений сопоставлять близкие по смыслу слова, определять их значение в тексте художественного произведения, воспроизводить ситуацию от лица разных персонажей    
12. А. П. Гайдар «Совесть» С. 94—95   УИПЗЗ ФО Формирование умений определять состояние персонажа, рассказывать о его действиях, выражать к ним своё отношение, привлекать читательский опыт    
12. В. Ю. Драгунский «Друг детства» С. 96—101   УИПЗЗ ФО Развитие внимания к личности рассказчика. Обогащение словаря, определяющего чувства человека. Работа над выразительным чтением прозаического текста. Развитие умения сочинять рассказы по жизненным впечатлениям, ассоциирующимся с прочитанным, и записывать их    
12. Внеклассное чтение. Поэты о детях   УКИЗ ФО Расширение круга чтения (С. Маршак, К. Чуковский, А. Барто, С. Михалков). Формирование умения работать с книгой. Формирование умений выразительно читать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к выбранному произведению    
12. В. А. Осеева «Волшебное слово»С. 102—106   УИПЗЗ ФО Формирование собственного отношения к прочитанному, умения передавать его при чтении. Формирование умений выявлять авторскую позицию, сопоставлять героев различных произведений. Развитие внимания к внутреннему состоянию героя, умения пересказывать текст от его лица    
12. Л. Н. Толстой «Птичка»С. 107—109   УИПЗЗ ФО Формирование умений работать с текстом произведения. Развитие внимания к внутренней жизни персонажа, умения соотносить его слова и действия    
12. Л. Пантелеев «Трус» С. 110—111   УЗНЗВУ ФУ Развитие внимания к поведению и внутреннему состоянию литературных персонажей. Формирование умений ориентироваться в тексте, объяснять смысл названия произведения, привлекать жизненный и читательский опыт для оценки поведения героев    
12. Н. Н. Носов «Живая шляпа» С. 112—115   УИПЗЗ ФУ Формирование умений определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать внутреннее состояние героев при чтении по ролям, пересказывать произведение от лица одного из персонажей.    
12. А. Л. Барто «Снегирь» С. 116—119   УЗНЗВУ ФО Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажа и способам его выражения. Формирование умений определять собственное отношение к герою, прогнозировать его поступки    
12. В. К. Железников «Рыцарь» С. 120—123   УИПЗЗ ФО Формирование умений работать с текстом произведения. Развитие внимания к внутреннему состоянию героя, определяющему его поступки    
12. Внекл чтение. Рассказы о детях   УКИЗ РГ Расширение круга чтения (Н Носов, В. Драгунский, В. Железников). Формирование умения работать с книгой    
12. А. Г. Алексин «Первый день» С. 124—126   УИПЗЗ ФО Формирование умения пересказывать нужные фрагменты текста. Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажей, умения объяснять причины их поступков, соотносить пословицу с содержанием произведения    
12. С. Я. Маршак «Друзья-товарищи» С. 127   УЗНЗВУ ФО Формирование умений определять эмоциональное состояние персонажей; объяснять смысл названия произведения; привлекать опыт собственных переживаний по аналогии с состоянием литературного персонажа    
12. Картинная галерея В.И. Суриков «Портрет дочери художника»С. 128—129   КУ СРО Развитие внимания к композиции и деталям картины, позволяющим понять состояние и настроение изображенного человека    
13. Весеннее настроение            
13. Русские народ песни. «Идет матушка-весна», «Сад», «Призыв весны», С. 136—137   УИПЗЗ ФО Приобретение знаний о народных обрядах, обогащение словаря. Формирование умения привлекать собственный опыт общения с природой, полученные ранее знания, переживания при восприятии художественного произведения    
13. А. Н. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок) С. 138—139   УЗНЗВУ ФО Формирование умения сопоставлять описания отдельных явлений природы в разных стихотворениях. Развитие внимания к переживаниям автора. Формирование культуры чтения лирического произведения, развитие внимания к поэтическому ритму    
13. Картинная галерея И. И. Левитан «Март» С. 154—155   КУ ВК Формирование умений понимать настроение художника, вычленять изобразительные средства, используемые им    
13. В. В. Вересаев «Перелетные птицы» С. 140—141   УИПЗЗ ФО Формирование умений работать с текстом произведения, определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать её при чтении произведения    
13. А. С. Пушкин «Только что на проталинах весенних» С. 142   УИПЗЗ ФО Формирование умений выбирать, читать и пересказывать нужные фрагменты текста, привлекать собственные наблюдения за отношением человека к природе, создавать сочинения по своим наблюдениям    
13. А. Н. Толстой «Весна» С. 143—144   УЗНЗВУ ФО Формирование умений вычленять необходимые фрагменты текста, выразительно читать и пересказывать их. Формирование умения рассказывать о собственных жизненных впечатлениях    
13. Саша Черный «Зеленые стихи» С. 144—145   УЗНЗВУ ФО Формирование умений читать лирическое произведение, передавать переживания, выраженные в нём, выделять фрагменты текста для ответа на вопросы, сопоставлять персонажей разных произведений    
13. Л. Милева «Синяя сказка» С. 146—148   УИПЗЗ ФО Формирование умений рассказывать об отдельных персонажах, оценивать их, объяснять смысл названия произведения, придумывать сказки по аналогии с прочитанным    
13. О. Ф. Кургузов «Мы пишем рассказ» С. 149—151   УИПЗЗ ФО Формирование умений находить нужные фрагменты текста, пересказывать их кратко и близко к тексту, сочинять рассказ по предложенному плану, привлекать впечатления от восприятия разных видов искусства    
13. Б. В. Заходер «Что красивей всего?» С. 152—153   УЗНЗВУ ФО Формирование умений понимать эмоциональное состояние персонажа при чтении лирического произведения, привлекать эстетические впечатления, полученные при восприятии природы, различных произведений искусства, и рассказывать об этих впечатлениях    

 

Содержание тем учебного курса

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.