Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки происхождения гос-ва-ш5






Ш11

Ш13

№19 Формационный подход к типологии гос-ва основан на объединении гос-тв в рамках общественно- экономической формации. Главным классификационном критерием служит способпроизводства (уровень развития производительных сил и производст­венных отношений), который определяется господствующей формой собственности на средства производства. Каждой формации соответствует свой тип государства и пра­ва (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалисти­ческий). Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объ­ективный характер. Замена одного экономического строя дру­гим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития обще­ства есть последовательная смена формаций и соответствующих типов государств. Формационный подход присущ марксистскому учению о го­сударстве. Выделялись пять формаций: первобытно-общинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капита­листическая, коммунистическая (первой стадией которой явля­ется социализм). Каждый тип государства, присущий той или иной формации (кроме первобытно-общинной), охраняет и за­щищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким об­разом, марксистская теория устанавливает зависимость классо­вой сущности, типа государства от системы социально-эконо­мических отношений той или иной формации. В современных условиях обнаружилась недостаточность формационного подхода для типологической характеристики ряда государств. Главные недостатки этого подхода состоят в том, что он, во-первых, базируется на материале европейских стран. Восточные же государства, отличавшиеся большим свое­образием и спецификой государственной организации, не укла­дывались в рамки формационной теории. Во-вторых, этот под­ход характеризует развитие обществ и государств как одномер­ное, линейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяет другую, это движение имеет необратимую силу и все народы должны обязательно пройти все формации. Однако это положение не всегда подтверждается социальной практикой. Формационный подход пока не в состоянии объяснить, по­чему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии- первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли путями в государствообразовании.

№20 Цивилизованный подход к типологии гос-ва Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при ха­рактеристике развития конкретных государств и народов следует считывать не только развитие процессов производства и классо­вых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним мож­но отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, своеобразие обычаев и т.д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия то­го или иного народа, конкретной человеческой общности. Род­ственные и близкие культуры образуют цивилизацию. Духовно-культурные факторы способны: а) полностью бло­кировать влияние того или иного способа производства; б) час­тично парализовать его действие; в) прервать поступательное формационное движение; г) усиливать социально-экономиче­ское развитие. Цивилизационный подход позволяет объяснить многовари­антность исторического развития, в том числе тот факт, что об­щества и государства развиваются неодинаково и избирают раз­ные пути движения к прогрессу. Выделяют следующие этапы цивилизации: 1) локальные цивилизации, существующие в отдельных ре­гионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская др.); 2) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.); 3) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество а формирующаяся в настоящее время на основе принципа глобального гуманизма. Этот принцип не отрицает национальных особенностей, разнообразия верований, сложившегося миропо­нимания и т.п. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие, его благо. В юридической литературе отсутствует общепризнанная ти­пология государств по цивилизационному критерию. Вместе с тем выделяются государства первичной и вторичной цивилиза­ций. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе и выполняемой роли. Для госу­дарств первичной цивилизации характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключе­вой ролью государства в развитии социально-экономической сферы. Государство этого типа связано с религией в единый по­литико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шу­мерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, и не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный ком­плекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют запад­но европейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

Как видно, критерии разграничения государств первичной и вторичной цивилизаций не отличаются четкостью, они рас­плывчаты, во многом неопределенны. Очевидно, что науке еще предстоит разработать типологию государств по цивилизацион­ному критерию.

Оба подхода к изучению общества нельзя противопостав­лять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов.

№21+ ш9 Функции государства понятие и признаки Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Понятие функции государства не следует отождествлять с такими понятиями, как: 1) цели и задачи государства (если цель общества то, к чему ст мится государство, а задачи - средства ее достижения, то функции лишь основные направления деятельности государства по решения стоящих перед ним задач; следовательно, цели и задачи определяю функции ); 2) функции отдельных его органов (в отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них находит выражение социально ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности). Функции государства - это особый механизм государствен­ного воздействия на общественные процессы и отношения, оп­ределяющий главные направления и содержание его деятельно­сти по управлению обществом. В процессе функционирования государства оказывается це­ленаправленное воздействие на различные сферы жизни обще­ства, на состояние общественных процессов, их динамику, на­правленность. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать развитие общества, так и усилить его кризисное состояние.Сущность государства и его социальное назначение непо­средственно определяют функционирование государства. Изме­нение сущности государства неизбежно отражается на содержа­нии его деятельности, как и изменение социального назначения государства. Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность возникновения тех или иных функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом на конкретном этапе его ис­торического развития, а также от поставленных целей. Эти зада­чи и цели зависят от реальных условий, в том числе потребностей н интересов населения, экономических возможностей государ­ства и общества, его нравственного и культурного уровня, про­фессионализма государственного аппарата и др. Каждая функция имеет определенное содержание, раскры­вающее, что делает государство в данной сфере, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.

№22 Функции государства- классификация Функции государства - это особый механизм государствен­ного воздействия на общественные процессы и отношения, оп­ределяющий главные направления и содержание его деятельно­сти по управлению обществом. 1) На основе принципа разделения властей функции можно разделить на законотворческие, управленческие, судебные (правоохранительные Каждая группа функций осуществляется совокупностью госуда: ственных органов, принадлежащих к одной из ветвей власти. 2)В зависимости от продолжительности действия функции делятся на постоянные и временные. Постоянные выполняются в течение длитеного времени и присущи государству на многих (или всех) стадиях его существования, временные же прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер. 3) В зависимости от того значения на основные и неосновные (главные и производные (вспомогательные)). К главным основным относятся функции, имеющие ­приоритетное значение на том или ином этапе (экономическая, социальная, экологическая функции). неосновные производные - это фунции сопутствующего или обслуживающего характера. Наприме: функция финансового контроля имеет вспомогательную природу по отношению к экономической, социальной функциям, а такж к функции обеспечения законности, правопорядка. 4)от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри страны-это а) охрана прав и свобод человека и гражданина, б) обеспечение пра­вопорядка; в) экономическая; г) налогообложения; д) социальной защиты; е) экологическая; ж) культурная, а внешние раскрывают спе­цифику его интересов в международном общении-можно отнести следующие: а) оборона страны; б) поддержание мирового порядка; в) сотрудничество с другими государствами.

№23 Внутренние функции государстеа - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутрен­них задач. К внутренним функциям современного Российского государстев. можно отнести следующие:

1) функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспе­чения правопорядка (это деятельность государства, направленная пг: защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой < < человек, его егрп: свободы являются высшей ценностью»); 2) экономическую функцию (здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями; если в условиях административной системы управления экономика регулиру­ется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.); 3) функцию налогообложения и финансовый контроль (в современных условиях налог становится главным методом новой системы управления.

Налоги предназначены для: а) покрытия расходов на содержание государственного аппара, ­б) перераспределения доходов между различными группами, слоями населения; в) обеспечения экономического, культурного, научного и иного развития страны; г) обеспечения оборотоспособности и безопасности страны, д) успешного функционирования государства на международной арене.

Финансовый контроль - который осуществляется государством за образованием, распделением и использованием ресурсов финансовой системы страны. Финансовый контроль имеет целью: а) проверку финнсовых обязательств перед государством;

6) соблюдение прав финансовых операций; в) обеспечение правильности испольвания юридическими лицами гос-ных финансовых ресурсов; г) предупреждение и устранение нарушений финансов дисциплины. От эффективности финансового контроля во многом зависит экономическое благополучие и политическая стабильность страны. Государство располагает определенными субъектами финансового контроля. В России это Счетная палата, Центральный банк, Министерство финансов, контрольно-ревизионные органы исполнительной власти и негосударственные аудиторские организации. 4) функцию социальной защиты (прежде всего речь идет об обес­печении нормальных условий жизни для тех категоригий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться – нвалидов, пенсионеров, студентов и др.; кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.); 5) экологическую функцию (с помощью законодательства гос-во устанавливает правовой режим природопользования, берет с. себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания. 6) культурную функцию (содержание ее сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования.

7) политическую - обусловлена тем, что в сфере полити­кских отношений действует целая система политических ин­ститутов, учреждений, государственных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействие государства, в том числе обеспечение народовластия. Это прежде всего представительные органы, избираемые народом и уполномочен­ые от его имени осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, посредством которых население определенного региона решает свои местные дела, формы непосредственного участия народа в осуществлении власти через референдум.(Народовластие предполагает: обеспечение суверенитета, защита конституц-го строя, реализация волеизъявление народа)

№24 Внешние функции государства Внешние функции государства - это основные направления дея­тельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование го­сударства в современном мире, который становится все более взаимо­зависимым. К внешним функциям можно отнести: 1) функцию обороны страны (базируется на принципе поддержа­ния достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для за­щиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угро­жающих жизненно важным интересам России вооруженных конфлик­тов); 2) функцию поддержания мирового порядка (это деятельность Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, усилению обязательно­го для всех режима нераспространения оружия массового уничтоже­ния и новейших военных технологий, участию в урегулировании меж­национальных и межгосударственных конфликтов); 3) функцию сотрудничества с другими государствами (это разнообразная деятельность государства, направленная на установление развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с и сами других государств) и т.п.

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество. 4)обеспечение ин­теграции в мировую Данная функция основывается на признании взаимоза­висимости государств в современном мире, в том числе в сфере производственных, научно-технических, торговых, кредитных, транспортных и других отношений. Экономическая интеграция играет огромную роль в сохране­нии мирового порядка и в установлении стабильности отноше­ний между государствами. Она базируется на ряде принципов, в числе которых: а) признание суверенитета государства над его природными ресурсами; б) свобода выбора форм интеграцион­ных связей; в) равенство и взаимовыгодное сотрудничество с исключением дискриминационных мер в отношенияхмежду гос-ми.

№25. Формы осуществления функций государетва. Формы осуществления фуккиий государства - это виды деятельности органов государства по осуществлению его функций. Выделяют правовые и организационные формы. Первые в отличие от последних есть однородная деятельность органов государства, свя­занная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят: 1) правотворческую (деятельность по подготовке и изданию нормативнык актов); 2) правоприменительную (деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера); ­ 3) правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод че­ловека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привле­чению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.). К организационным формам относят: 1) организационно-регламентирующую (текущая работа опреде­.аенных структур по обеспечению функционирования органов госу­варства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.п.); 2) организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хо­зяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением н т.д.); 3) организационно-идеологическую (повседневная воспитатель­ная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нор­мативных актов, формированием общественного мнения).

№26 Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функ­иии. Методы представляют собой способы и средства, используемые при функционировании государства. Используются следующие: 1) метод нормативного правового регулирования; 2) метод принуждения, используемый при нарушении обще­обязательных государственных предписаний; 3) метод рекомендаций, т.е. ориентация на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения государства, и ме­тод поощрений- это способ воздействия, кот-й через интерес, сознание направляет волю органов гос.вл. на срвершение полезных дел. Оно способствует возникновению опред-хдел, получение матер-го, морального одобрения(заслуга) 4) метод договорного регулирования, приобретающий уни­версальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частны,, но и публичны интересов; 5) методы надзора и контроля, в том числе прокурорские, надзор за исполнением действующих нормативных правовых ак­тов; 6) метод информационного влияния на общество посредст­вом оповещения населения о принятых государственных реше­ниях, проведения идеологической работы и целенаправленного регулирования информационных потоков и т.д. Информацион­ное влияние относится к косвенньии методам воздействия на соз­нание и поступки людей и реализуется за счет формирования информационного поля вокруг отдельных политических про­цессов, мероприятий, собы тий, институтов, государственныа деятелей.

Ш27

-№28 Государственный аппарат, понятие и признаки - это система органов гоcдapства, через которые гoсударство осуществляет свою власть, функции сответствующего государства; составная часть механизма государства.

Государ­ственный аппарат РФ основывается на принципе разделения властей. В соот­ветствии с ним все государственные органы России подразделяются на: за­конодательные; исполнительные; су­дебные. С учетом федеративного уст­ройства России ее государственные органы также классифицируются на: органы государственной власти РФ (федеральные государственные орга­ны); органы государственной власти субъектов РФ. К органам законода­тельной власти РФ относится феде­ральное Сдбрание - парламент РФ (Государственная Дума и Совет Феде­ратзи), исполнительной власти-Пре­зидент РФ, Правительство РФ, феде­ральные министерства и ведомства, судебной власти- суды РФ. В государ­ственный аппарат РФ помимо органов тсударственной власти РФ, субъектов РФ, их должностных лиц входят иные органы и должностные лица, обслу­живающие их деятельность

Ш28

№30 Признаки государственнго органа. Орган гос-ва - это звено гос-го аппарата, участвующее в осуществлении определенных фун-ций гос-ва и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки органа государства: 1) представляет собой самостоятельный элемент механизма гос-ва, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма, занимая в нем свое специфическое место; 2) действует от имени государства и по его поручению; 3) образован и действует на основе нормативных правовых доментов (конституции, законов и подзаконных актов); 4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен для этого властными полномочиями, в том числе возможностью применение случае необходимости мер принуждения); 5) состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образован;

6) имеет соответствующую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы, которые требуются для осуществления его целей и задач; 7) обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;

8) имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под кс­рой понимают совокупность законодательно закрепленных полное чий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно-значимых задач и осуществления соответствующих функций; 9) осуществляет свою компетенцию тремя способами: - путем принятия нормативных актов (предписаний общего храктера); - путем принятия правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); - путем конкретно-организационной деятельности; 10) в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам ввереным ему имуществом, а также от своего имени приобритать и ­осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; 11) действует на определенной территории (имеет территориаль­ный масштаб деятельности).

№31 Принципы фомирования и функционирования гос-х органов. Гос-й аппарат- это система органов гоcдapства, через которые гoсударство осуществляет свою власть, функции сответствующего государства; составная часть механизма государства. Механизм гос-ва – это система гос-х органов, призванных осуществлять гос-ю власть, задачи, функции гос-ва.

Аппарат государства есть система государственных органов, взаи­мосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы - это исходные идеи, определяющие основные под­ходы к формированию и функционированию государственных орга­нов. Такими принципами могут выступать: 1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, ко­торый предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

2) принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятель­ности государственных органов; 3) принцип разделения властей (на законодательную, исполни­тельную и судебную), который создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц; 4) принцип законности, который означает обязательность соблю­дения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;

5) принцип гласности, который обеспечивает информированность субъектов права о практической деятельности конкретных государст­венных органов; 6) принцип федерализма, который выражает единство системы го­сударственной власти, разграничение предметов ведения между Рос­сийской Федерацией и субъектами Российской Федерации; 7) принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работни­ков в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в инте­ресах населения страны;

8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократи­ческих началгосударственного аппарата; 9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который вы­ражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении; 10) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы го­сударства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязатель­ны для нижестоящих). Всесторонний учет этих функций как при образовании государст­венных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управле­ния обществом.

№ 32 Понятие формы гос-ва. Форма государства раскрывает особенности ero внутренней организации: порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений государственных органов и населения, а также методы, способы и приемы, используемые для организационной и управленческой деятельности. Более кратко форму государства можно определить как способ органи­зации и осуществления государственной власти. Наиболее полное представление о форме государства дают три ее составляющие - форма правления, государственное устройство и государственно-правовой режим (политический режим). Форма гос. правления - это элемент формы государ­ства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с насе­лением. Форма гос.устройства -это элемент формы государства, характе­ризующий внутреннюю структуру государства, способ его политичес­кого и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей Форма государственного режима -это включает в себя методы и приемы осуществления политической влас­ти со стороны государства.Форма правления представляет собой струкгуру высших органов государственидй, власти, порядок их образования и распределеиия компе­тенции между ними. Серьезное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа, его историческиетрадиции, карактер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями). Форма государства зависит от многих факторов, среди кото­рых решающее значение имеют конкретно-исторические усло­вия возникновения и развития данного государства, историче­ские традиции, территориальные размеры страны, националь­ный состав населения и др.В мире не существует абсолютно одинаковых стран и народов, следовательно, нет и одинаковых форм государств.

№ 33 Элементами формы государства: выступают: Форма гос-ва-это способ органи­зации и осуществления государственной власти 1) форма правления (характеризует порядок образования и орга­низации высших органов государственной власти, их взаимоотноше­ния друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления госуцарства подразделяются на монархические и республиканские); 2) форма государственного устройства (отражает территориаль­ную структуру государства, соотношение между государством в целон и его составными территориальными единицами; по форме государст­венного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные); 3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов госу­дарственного властвовании различают демократический и антидемо­кратический политические (государственные) режимы).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.