Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крампит А.Г.






К 77 Методология научных исследований: учебное пособие / А.Г. Крампит, Н.Ю. Крампит. – Томск: Изд-воТомского политехнического университета, 2008. – 164 с.

енения.

После опытно-производственного испытания новые материалы, конструкции, технологии,

рекомендации, методики внедряют в серийное производство как элементы новой техники. На этом,

втором, этапе научно-исследовательские организации не принимают участия во внедрении. Они могут по

просьбе внедряющих организаций давать консультации или оказывать незначительную научно-

техническую помощь.

После внедрения достижений науки в производство составляют пояснительную записку, к

которой прилагают акты внедрения и эксплуатационных испытаний, расчет экономической

эффективности, справки о годовом объеме внедрения по включении получаемой экономии в план

снижения себестоимости, протокол долевого участия организаций в разработке и внедрении, расчет

фонда заработной платы и другие документы.

Внедрение достижений науки и техники финансируют организации, которые его

осуществляют.

7.2. Эффективность научных исследований

Под экономической эффективностью научных исследований в целом понимают снижение

затрат общественного и живого труда на производство продукции в той отрасли, где внедряют

законченные научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки (НИР и

ОКР). Основные виды эффективности научных исследований:

1) экономическая эффективность — рост национального дохода, повышение

производительности труда, качества продукции, снижение затрат на научные исследования;

2) укрепление обороноспособности страны;

3) социально-экономическая эффективность — ликвидация тяжелого труда, улучшение

санитарно-гигиенических условий труда, очистка окружающей среды и т. д;

4) престиж отечественной науки.

Наука является наиболее эффективной сферой капиталовложений. В мировой практике

принято считать, что прибыль от капиталовложений в нее составляет 100—200% и намного выше

прибыли любых отраслей. По данным зарубежных экономистов, на один доллар затрат на науку

прибыль в год составляет 4—7 долларов и больше.

С каждым годом наука обходится обществу все дороже. На нее расходуют огромные суммы.

Поэтому в экономике науки возникает и вторая проблема — систематическое снижение

народнохозяйственных затрат на исследования при возрастающем эффекте от их внедрения. В связи с

этим под эффективностью научных исследований понимают также по возможности более экономное

проведение НИР.

Хорошо известно, какое большое значение ныне придается вопросам ускоренного

развития науки и НТП. Делается это по глубоким стратегическим причинам, которые сводятся к тому

объективному факту, что наука и система ее приложений стала реальной производительной силой,

наиболее мощным фактором эффективного развития общественного производства.

Есть два кардинально различных пути ведения дел в экономике: экстенсивный путь

развития и интенсивный. Путь экстенсивного развития — это расширение заводских площадей,

увеличение числа станков и т. д. Интенсивный путь предполагает, чтобы каждый завод с каждого

работающего станка, сельскохозяйственное предприятие с каждого гектара посевных площадей получали

все больше и больше продукции. Это обеспечивается использованием новых научно-технических

возможностей: новых средств труда, новых технологий, новых знаний. К интенсивным факторам

относится и рост квалификации людей, и вся совокупность организационных и научно-

технических решений, которыми вооружается современное производство.

 

 

 

 

Сегодня, примерно, каждый рубль, вложенный в науку, в НТП и освоение нововведений

(новой техники, новых технологий) в производстве, дает в четыре раза больший эффект, чем тот же

рубль, вложенный в экстенсивные факторы.

Это очень существенное обстоятельство. Из него вытекает, что и впредь наша хозяйственная

политика будет направлена на то, чтобы во всех сферах общественного производства решать

проблемы дальнейшего развития преимущественно за счет интенсивных факторов. При этом

особая роль отводится науке, а на саму науку распространяется то же самое требование. Сошлемся

на характерные цифры. За последние 40—50 лет количество новых знаний увеличилось примерно в

два-три раза, в то же время объем информации (публикаций, различной документации) увеличился в

восемь-десять раз, а объем средств, отпускаемых на науку, — более чем в 100 раз. Эти цифры

заставляют задуматься. Ведь рост ресурсов, затрачиваемых на науку, не является самоцелью.

Следовательно, научную политику надо менять, необходимо решительно повысить эффективность

работы научных учреждений.

Есть еще одно важное обстоятельство. В данном случае нас интересует не сам по себе

прирост новых знаний, а прирост эффекта в производстве. Мы должны проанализировать: все ли

нормально с пропорциями между получением знаний и их применением на производстве. Нужно

высокими темпами увеличивать вложения в мероприятия по освоению результатов НТП в

производстве.

Существует некоторая теоретическая модель, построенная из соображений наиболее полного

использования новых знаний, новых научных данных. В соответствии с этой моделью, если

ассигнования в области фундаментальных исследований принять за единицу, то соответствующие

показатели составят: по прикладным исследованиям — 4, по разработкам — 16, по освоению

нововведений в производство — 250. Эта модель построена академиком В.М. Глушковым исходя

из того, что все разумное (из новых идей, сведений, возможностей), полученное в сфере

фундаментальных исследований, будет использовано. Для этого будет достаточно наличных

мощностей прикладных наук. Затем возможности практического применения будут реализованы в

виде новых технологий, новых конструкций и т. п., теми, кто проектирует, ведет разработки. И у

них, в свою очередь, будет достаточно мощностей, чтобы все это принять и полностью пустить в дело.

Наконец, необходимо иметь достаточно капиталовложений и свободных мощностей,

предназначенных для освоения нововведений на производстве, чтобы освоить и реализовать все

объективно необходимые нововведения.

Если суммарные затраты на фундаментальные и прикладные исследования, а также на

опытно-конструкторские разработки принять за единицу, то отношение между вложениями в

производство новых знаний и вложениями в освоение этих знаний народным хозяйством составит

1: 12. А в действительности такое соотношение 1: 7. Это свидетельствует о том, что в народном

хозяйстве зачастую нет свободных мощностей, не хватает возможностей для маневра (в США такое

соотношение 1: 11).

В современной науке каждый четвертый — руководитель. Это действительный факт.

Руководителей в науке больше, чем физиков, химиков, математиков и пр., отдельно взятых. Но

математиков, физиков, химиков и прочих готовят вузы (и профессиональный уровень их знаний, как

правило, очень высок). Руководству же научной деятельностью их не обучали. Этому они учатся

сами и самым непродуктивным способом — на своих ошибках. Решение этого вопроса тоже сможет

поднять эффективность научных исследований.

Одним из путей повышения эффективности научных исследований является использование

так называемых попутных или промежуточных результатов, которые зачастую совсем не используются

или используются поздно и недостаточно полно.

Например, космические программы. Чем они оправдываются экономически? Конечно, в

результате их разработки была улучшена радиосвязь, появилась возможность дальних передач

телевизионных программ, повышена точность предсказания погоды, получены большие научные

фундаментальные результаты в познании мира и т. д. Все это имеет или будет иметь экономическое

значение.

На эффективность исследовательского труда прямо влияет оперативность научных изданий,

прежде всего периодических. Анализ сроков нахождения статей в редакциях отечественных

журналов показал, что они задерживаются вдвое дольше, чем в аналогичных зарубежных изданиях. Для

сокращения этих сроков, по-видимому, целесообразно в нескольких журналах экспериментально

проверить новый порядок публикаций: печатать только рефераты статей объемом до 4—5 страниц, а

 

 

 

 

полные тексты издавать методом безнаборной печати в виде оттисков и высылать по запросам

заинтересованных лиц и организаций.

https://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/009/41009/18314? p_page=5

Литература 0. Об авторском праве и смежных правах: Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 (в ред. Федерального закона от 19.07.95 N 110-ФЗ) // Кодекс. 0. Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. №3517-1 (в ред. Федерального закона от 07.02.2003 №22-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 №150-ФЗ, от 30.12.2001 №194-ФЗ, от 24.12.2002 №176- ФЗ).// Кодекс. 0. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: В помощь написания диссертации и рефератов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 269 с. 0. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2002. - 112 с. 0. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. - Феникс - 2001, 127 с. 0. Дикий Н.А., Халатов А.А. Основы научных исследований. – Киев: Вища школа, 1985. 0. Методическая разработка по написанию и защите дипломных работ. – СПб.: Изд- во СПбГУЭФ, 2000. – 73 с. 0. Радаев В. В.. Как организовать и представить исследовательский проект (75 простых правил) / Государственный университет - высшая школа экономики, ИНФРА-М, 2001, 202 стр 0. Рогожин М.Ю. Подготовка и защита письменных работ: Учебное практическое пособие. - РДЛ, 2001. – 240 с. 0. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учебное пособие для ВУЗов. - ЮНИТИ - 1999, 317 с. 0. Уваров А. А. Дипломные и курсовые работы по экономическим специальностям: практические советы по подготовке. - Дело и сервис - 2000, 80 с. 0. Уваров А.А. Руководство подготовки дипломных работ. - ДИС - 2001, 96 с. 0. Эхо Ю. Письменная работа в вузах. – М: Инфра-М, 2002. – 127 с.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.