Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 8. 1. Не могу, говорит, умолчать о том, что свершается в Македонских церквах*) на моих глазах






1. Не могу, говорит, умолчать о том, что свершается в Македонских церквах*) на моих глазах. Это воистину благодать Божия! Что же такое?

2. Македонские христиане испытывают много скорбей, а, между тем, радуются и даже в избытке, так что радость покрывает их скорбь, и последней не видно из-за первой. Кто не сочтет этого дивным действием благодати Божией? Далее, они крайне бедны – в самой глубине нищеты, и в такой же степени радушны, а, между тем, так милостивы, что и богатым это в редкость. Несомненно, и это есть действие благодати Божией; ибо быть милостивым есть дарование Божие, как и совершать исцеления (Св. Злат.).

3. Я, сам свидетель – очевидец, что они усердием своим превзошли свои силы и средства и не вследствие нашего увещания, а сами по себе – добровольно. Вот что они делали:

4. Они весьма убедительно и смиренно просили нас принять их подаяние, как бы боясь, что мы, по бедности их, не отказались принять его. Они очень желали принять участие своей милостыней в служении – помощи бедным христианам Иерусалимской церкви.

5. Св. Павел как бы говорит: они своим подаянием превзошли наши ожидания, - отдали больше тем, нежели сколько оставили, себе. А сами то как же? Они не частью покорились Богу, служа другою частью миру, но все и самих себя всецело Ему одному предали (Св. Злат.): сначала Господу, а ради Господа и нам, как служителям Его, согласно воле Божией.

6. Апостол как бы так говорит Коринфянам: собирание милостыни ведется и у вас; подражайте же в этом деле Македонянам; вы сами, конечно, можете все это устроить хорошо, но так как это дело уже начал у вас Тит, то я и посылаю его к вам, дабы он и окончил его, и вы не оказались ниже Македонян в этом деле.

2) Другие, более близкие Коринфянам, побуждения к щедрому собиранию милостыни (7-15).

А) Первое то, чтобы при прочих добрых качествах, не отставать им от других и в этой добродетели (ст. 7-9).

7. Коринфяне, как видно из похвалы Св. Павла, отличались: верою, т.е. дарами веры, словом мудрости, познанием (сл.: разумом) – догматов, и всяким усердием – ревностью к прочим добродетелям, и любовью вашею к нам, о которой он уже говорил раньше. Все эти добродетели теоретического свойства. Но деятельная сторона у них была слабее этой, как можно заключить по содержанию первого послания. Между тем, христианство преимущественно есть дело. Теория же его коротка, ее можно совместить в нескольких словах, но дело его не имеет конца; и не одного шага в нем нельзя сделать не делом, а одним размышлением. Вот почему Апостол и делает такое усилие расположить Коринфян к милостыне; потому что она есть ближайшее выражение любви к ближним, свидетельствующей также и о любви к Богу. Поэтому он и увещает их: изобиловать – избыточествовать и в этой добродетели.

8. Творить милостыню есть заповедь или закон: но, как и сколько – этого нельзя выразить буквой, так что дальнейшее предоставляется произволению каждого, его способам и благоразумию. Поэтому и Св. Павел говорит, не повеление пишу, а представляю вам случай доказать искренность – неподдельность вашей любви, с какой целью указываю вам и на побуждение к тому в примере других, дабы с большей силой возродилась в вас ревность к этой же добродетели и любовь к Богу и людям.

9. Ибо Сам Господь наш Иисус Христос показал в Себе пример нищелюбия: Он – Бог умалил Свою славу, явился во плоти для того, чтобы обогатить нас Своим духовным богатством. Он обнищал, говорит, ради вас, обнищайте и вы ради Него, чтобы своею милостынею обогатить или помочь нуждающимся, потому что сделанное для братий Его меньших, сделано для Него (Мф. 25, 40).

Б) Второе побуждение то, что это дело не ново для них: уже начали, остается лишь кончить (10-11).

10. Старайтесь же уподобиться Господу. Впрочем, я не принуждаю вас, не требую против воли; говорю же это, имея в виду не столько пользу принимающих, сколько собственную вашу (Св. Злат.). Для вас, кроме того, легко и выполнить это дело: вы уже с прошлого года не только изъявили желание собирать милостыню для бедных, но и начали ее собирать. Остается только кончить.

11. Начали вы это дело с усердием, с таким же усердием и кончите его теперь, не отговаривайтесь тем, что «сами нуждаемся», жертвуйте каждый по своему достатку, кто сколько может. Это Св. Павел развивает далее более подробно.

В) Третье побуждение то, что может (ст. 12-15).

12. Македонян Св. Павел похвалил за то, что они щедры сверх своих сил. Но Коринфяне были еще слабы для такого усердия; поэтому Св. Павел советует им жертвовать столько, сколько кто может, лишь бы было при этом усердие, показанное хотя и в малой жертве.

13-14. Апостол пишет здесь закон правды, а не любви: ибо любовь не имеет границ. Она не только все свое, но и жизнь свою полагает за других. Но такие проявления любви не вводятся в ряд обязанностей; ибо на деле жизни, это неисполнимо. Только Дух Святой, вливающий в сердце такую любовь, дает силы осуществить ее на деле. Общий же порядок такой, чтобы делать только возможное: имеющий избыток, поделись им с неимущими и будет уравнение обоих. Если бы и это правило стало законом жизни между ними, тогда бедность давно бы исчезла из среды христиан. Но к сожалению, имеющийся избыток весьма многими не сознается как избыток и потому отдача его не имущим считается уже для себя лишением своею нуждою. Чтобы устранить это Св. Павел как бы так говорит: ведь, вы не даром своим избытком поделитесь с неимущим: он заплатит вам за это тем, чего у вас нет; чем же? Если не телесными благами, то духовными, напр. молитвой за вас Богу (Св. Злат.). «Ибо не по многоценности или малоценности даваемого и взаимно получаемого сказано: чтобы была равномерность, но по елику чем избытучествуете вы, из того даете им; и, напротив, чем избытучествуют они, из того дают вам; и опять, чего не достает у вас, то вы получаете от них, а что не достает у них, то они получат от вас» (Феофилакт).

15. «Так было при собирании манны: велено было собирать ее всем поровну; но одни собирали больше, другие меньше; но и те, и другие находили у себя по равной мере. Сам Бог наказывал ненасытность» (Св. Злат.). Так и здесь. Излишнее – отдай нуждающемуся и выйдет у обоих поровну, т.е. сколько потребно на нужду каждому.

*) Разумея не Филиппы только, но Солунь и Верию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.