Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место и роль иностранного капитала в экономике России 1 страница






 

Россия, являясь составной частью мирового хозяйства, участвует во всех протекающих в нем процессах, в том числе в международной миграции капитала, как его импортер (страна принимающая, ввозящая капитал), так и его экспортер (страна вывозящая капитал).

 

По вопросу привлечения в Россию иностранного капитала у нас в стране существуют диаметрально противоположные точки зрения:

1) иностранный капитал следует привлекать в максимальной

степени, снимая при этом все барьеры и ограничения;

2) иностранные инвестиции при их неограниченном и нерегу

лируемом притоке в экономику России таят в себе опасность ут

раты страной национальной экономической, а вслед за ней, воз

можно, и политической независимости.

Исходя из положений второй точки зрения делается вывод о том, что иностранные инвестиции нужно привлекать в страну только в ситуациях инвестиционных кризисов (резкого спада инвестиций в экономику России).

На практике истина лежит посередине. Суть этой «золотой середины» состоит в следующем:

1) международная миграция капитала — это общемировой про

цесс, когда капитал, перетекая из страны в страну, «приходит» и.

«уходит», а Россия является составной частью мирового хозяй

ства и, соответственно, участницей процесса международной миг

рации капитала. Поэтому иностранные инвестиции в принципе

можно и нужно привлекать в экономику страны;

2) однако, привлекая иностранные инвестиции, государство

должно контролировать и регулировать этот процесс (например,

не следует допускать иностранный капитал в некоторые стратеги

чески важные отрасли оборонно-промышленного комплекса, не

 

следует забывать и о задачах поддержки отечественного бизнеса, его конкурентоспособности и др.).

В целом, как и для любой другой страны, для России актуальна проблема оптимального соотношения между отечественными и иностранными инвестициями. С одной стороны, если отечественные инвестиции обеспечивают эффективный экономический рост в стране, то нет необходимости в иностранных инвестициях. С другой стороны, если в стране неблагоприятен инвестиционный климат, то в нее «не придет» иностранный капитал и, более того, из нее будет «уходить» свой собственный, отечественный капитал. На практике соотношение объемов ввоза и вывоза капитала конкретно для каждой страны с учетом ее специфики (политических, социально-экономических, финансовых и других условий) и тех задач, которые стоят перед данной страной в настоящий момент и на перспективу.

Несколько слов об истории привлечения иностранного капитала в Россию. По существу первый опыт в этой области относится еще к правлению Петра I. В последующем эта политика с большей или меньшей степенью успешности сохранялась. Однако вплоть до 80—90-х гг. XIX в. иностранный капитал привлекался в основном в форме государственных займов, получаемых у иностранных банков. Займы способствовали развитию промышленности, с их помощью решалась проблема бюджетного дефицита. Но по ним надо было выплачивать большие проценты, для чего приходилось брать новые займы. В результате в 80-е гг. XIX в. платежи по старым государственным займам, превышали поступления по новым.

Стремясь решить эти проблемы, граф С. Ю. Витте (министр финансов России в 1892 — 1903 гг. и глава правительства в 1905— 1906 гг.) вместо займов начал осуществлять политику привлечения прямых заграничных инвестиций в конкретные отрасли промышленности и региональные банки. В 90-е гг. XIX в. в России отмечался активный приток иностранных инвестиций в угольную, металлургическую, нефтяную и энергетическую промышленность, а также в строительство железных дорог.

Иностранных инвесторов привлекали в России: богатые природные ресурсы; дешевая рабочая сила; достаточно устойчивый внутренний рынок; недостаток собственных капиталов (вследствие чего — не очень острая конкуренция); низкие налоговые ставки и высокая доходность вложения капитала; достаточно развитое законодательство, обеспечивающее благоприятные условия функционирования иностранного капитала и одновременно защиту интересов экономики страны. Ввоз капитала давал возможность иностранным инвесторам обойти высокие импортные пошлины, которые ограничивали ввоз в страну импортных товаров.

В результате политики привлечения иностранного капитала прямые иностранные инвестиции в акционерные общества России

Смитиенко

 

составили к началу 1900 г. около 1/3 всего функционирующего в стране капитала. Приток почти половины этих инвестиций осуществляли филиалы иностранных компаний или обществ, специально учрежденных за границей для деятельности в России. Приток иностранного капитала в этот период стал постоянным, неотъем-, лемым элементом экономического развития нашей страны, вы-' ступая в качестве одного из существенных факторов формирования российского капитализма и одновременно включения России в общую систему мировых хозяйственных связей.

Тем не менее историки России дают неоднозначные оценки роли иностранного капитала в России в дореволюционный (до 1917 г.) период. С одной стороны, иностранный капитал способствовал возникновению и развитию в России новых отраслей промышленности, научно-технических разработок, использованию накопленного опыта организации производства, банковской системы и других рыночных институтов, росту занятости и конкуренции. С другой — в ряде случаев представители иностранного капитала тормозили производительное использование мощностей в некоторых отраслях промышленности, вывозили из страны значительные средства (иногда они были существенно больше вложений иностранного капитала в России).

Характерно, что и общественные деятели того периода по-разному оценивали место и роль иностранного капитала в экономике России. Так, премьер-министр С. Ю. Витте, выдающийся ученый и организатор промышленности Д. И. Менделеев в своих программах промышленного развития России рассматривали иностранные инвестиции едва ли не как единственное средство подъема производительных сил страны. Однако Московский биржевой комитет в тот же период принял обращение к правительству, в котором говорилось о вреде и несоответствии интересов иностранного капитала национальным интересам России. Нетрудно убедиться в том, что подобная дискуссия продолжается до настоящего времени.

К 1913 г. в экономике России 40 % инвестиций составлял иностранный капитал. Главной формой иностранных капиталовложений стали прямые инвестиции в действующие в России акционерные общества. Во многом благодаря иностранному капиталу за 1890 — 1913 гг. промышленное производство в стране увеличилось в 4 раза.

После октября 1917 г. положение иностранных инвесторов в России существенно изменилось: в промышленности была проведена национализация, акции национализированных компаний аннулированы. Правда, интерес к иностранному капиталу советское правительство проявило сразу после прихода к власти: уже через два месяца после прихода к власти было сделано первое предложение о концессиях американскому представителю в России.

 

Т

Практически иностранные капиталовложения стали поступать р народное хозяйство после перехода в 1921 г. к НЭПу (новой экономической политике). Иностранный капитал привлекался главным образом в форме концессий (от лат. concessio — разрешение, уступка). Концессия представляет собой договор о передаче в эксплуатацию иностранным инвесторам на определенный срок месторождений минеральных ресурсов, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству. При этом использовались формы так называемых чистых концессий, где капитал был полностью иностранным, и смешанных обществ -акционерных обществ, где государству принадлежала определенная часть.

Привлечение иностранного капитала в СССР в 20—30-е гг. не дало большого эффекта. В определенной мере это объясняется факторами политического характера, а также общим тяжелым состоянием народного хозяйства страны. Низкая производительность труда, отсутствие необходимых сырья и полуфабрикатов соответствующего качества и их дороговизна, значительные общие расходы по оплате труда иностранных специалистов, сложности в обеспечении транспортных перевозок, завышение курса советской валюты высокие таможенные тарифы и т. п. — все это затрудняло деятельность иностранных инвесторов. Основная масса концессий прекратила существование в 1937 г., перестала функционировать и подавляющая часть смешанных обществ несмотря на острую потребность в дополнительных финансовых ресурсах, получаемых в виде иностранных инвестиций. В дальнейшем смешанные предприятия с участием отечественного капитала создавались исключительно за рубежом.

В послевоенный период внешнеэкономическое сотрудничество нашей страны начало активизироваться лишь с конца 50-х гг., а в большей степени — со второй половины 60-х гг. Начиная с этого момента иностранный капитал поступал в страну в виде целевых кредитов, которые шли на приобретение оборудования, технологий, лицензий и т. п., а также кредитов в рамках компенсационных соглашений. Последние использовались в СССР для привлечения иностранных фирм и банков к-осуществлению проектов строительства крупномасштабных объектов. Однако ожидаемого эффекта получено не было: не были решены задачи технического перевооружения обрабатывающих отраслей, машиностроения, легкой и пищевой промышленности, ускоренного развития новейших производств и технологий.

Привлечение иностранного капитала в виде прямых инвестиций в экономику СССР длительное время считалось нецелесообразным. Этому препятствовали как существовавшие в тот период объективные причины — нерыночный механизм хозяйствования, так и субъективные — некоторые идеологические догмы, пере-

 

 

оценка собственных научно-технических и технологических воз-можностей.

Определенный пересмотр подходов к привлечению и использованию иностранных инвестиций начал происходить уже в конце 80-х гг. (это было связано, например, с первыми попытками формирования свободных экономических зон). Но наиболее кардинальные сдвиги в отношении иностранных инвестиций произошли в начале 90-х гг., в период уже самостоятельного развития экономики России после распада СССР.

В целом для этого периода был характерен по существу обвальный экономический спад (по объемам ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства и т. д., но в еще большей степени — инвестиционной сфере). И только в 2005 г. проявились первые признаки повышения активности в инвестиционной сфере, когда общие инвестиции в основной капитал выросли на 4, 5 %. В 2000 г. этот показатель составил уже 17, 7 %.

Что же происходило в 90-е гг. с процессом привлечения в нашу страну иностранного капитала?

У современной России имеется целый ряд факторов, способствующих «приходу» в страну иностранного капитала:

• огромные запасы природных ресурсов;

• еще сохранившийся научно-технический и производствен

ный потенциал (прежде всего у предприятий оборонно-промыш

ленного комплекса);

• кадровый потенциал;

• потенциал перспективного роста внутреннего рынка страны;

• отсутствие серьезной конкуренции со стороны российского

бизнеса;

• перспективы экономического роста, связанные с рефор

рованием экономики России.

Однако имеют место и факторы, сдерживающие приток иностранного капитала в Россию:

• неразвитость инфраструктур транспорта и связи;

• устаревший (со значительным физическим и моральным из

носом) производственный аппарат во многих отраслях экономики;

• «утяжеленность» структуры экономики, где высок удельный

вес отраслей добывающей и тяжелой промышленности при отнсн

сительной неразвитости современных отраслей перерабатывающей

промышленности;

 

• сохраняющийся со времен СССР высокий удельный вес

оборонно-промышленного комплекса в структуре экономики

страны;

• низкий уровень развития сельскохозяйственного производства;

• высокий уровень коррупции и криминализации экономики.

Соотношение указанных позитивных и негативных факторов

(учитывая, что влияние негативных факторов было велико) вЫ-

 

 

разилось в том, что доля РФ в общем объеме мировых прямых иностранных инвестиций составляла в конце 90-х гг. лишь около 0, 5%.

В 90-е гг. можно выделить три основных этапа привлечения иностранных инвестиций в Россию (на примере прямых иностранных инвестиций).

Первый этап (с 1991 г. до финансового кризиса августа 1998 г., когда произошла девальвация отечественной валюты, -- рубль «упал» по отношению к доллару в течении одного месяца в 4 раза). В этот период объемы прямых иностранных инвестиций в РФ возрастали. Если за три года (1991—1993 гг.) они составили 2, 9 млрд долл. (т. е. менее 1 млрд долл. в год), а в 1994 г. — 1, 05 млрд долл., то в 1997 г. — уже 5, 3 млрд долл. К концу 1997 г. в России было зарегистрировано 25, 7 тыс. предприятий с иностранными инвестициями, в том числе и предприятия со 100%-ным участием иностранного капитала.

Второй этап характеризовался спадом прямых иностранных инвестиций в связи с негативными последствиями финансового кризиса августа 1998 г. В 1998 г. прямые иностранные инвестиции составили 3, 5 млрд долл.

Для третьего этапа, начавшегося в 2005 г., характерен постепенный рост объемов прямых иностранных инвестиций: 2005 г. -4, 26 млрд долл., 2000 г. — 4, 43 млрд долл.

К концу 90-х гг. в России было зарегистрировано свыше 27 тыс. предприятий с иностранными инвестициями. Несмотря на то что фактически из них работала только половина предприятий (другие же по существу сохраняли свое присутствие в России), их удельный вес в основных макроэкономических показателях РФ был достаточно высок. Доля предприятий с иностранными инвестициями в ВВП России в 2005 г. составляла 9, 6 %, в промышленном производстве — 11, 4%, в инвестициях в основной капитал -10, 2% (при этом в пищевой промышленности и в сфере услуг связи - - по 24 %), в общей численности занятых в экономике РФ — 1, 4 %. Производительность труда на предприятиях с иностранными инвестициями была в 2 раза, а заработная плата в 1, 5 раза выше, чем в среднем по промышленным предприятиям России.

По имеющимся оценкам, общий объем накопленных иностранных инвестиций на 1 января 2000 г. составлял 29, 2 млрд долл., в том числе прямых инвестиций — 12, 8 млрд долл.

В целом же приток иностранных инвестиций в Россию к концу 90-х гг. оставался на относительно низком уровне и не соответствовал реальным возможностям привлечения иностранного капитала в нашу страну.

Как же изменялось соотношение между прямыми, портфельными и прочими иностранными валютными инвестициями в 90-е гг.? Об этом свидетельствуют данные табл. 7.1.

 

I/

 

Таблица 7.1

Структура поступивших в 90-е гг. в Российскую Федерацию иностранных валютных инвестиций (%)

 

Инвестиции 1991 1995 1998 2005

Всего 100 100 100 100

В том числе:

прямые 87, 9 57, 1 21, 9 40, 1

портфельные 2, 4 1, 1 1, 6 0, 1

Прочие* 9, 7 31, 8 76, 5 59, 8

• Относятся кредиты (в том числе и торговые) и банковские вклады.

Анализ данных табл. 7.1 позволяет выделить следующие характерные тенденции в соотношении прямых, портфельных и прочих иностранных инвестиций:

• снижение (по 1998 г. включительно) заинтересованности ино

странных инвесторов к прямым инвестициям, а затем рост их удель

ного веса в 2005 г.;

• уменьшение удельного веса портфельных иностранных инве

стиций (при небольшом росте в 1995—1998 гг.);

• существенный рост до 1998 г., а затем снижение в 2005 г. доли

прочих иностранных инвестиций (причины — замораживание кре

дитов МВФ, замораживание и приостановление правительствен

ных, в том числе торговых, кредитов, банковских вкладов).

Отраслевая структура иностранных валютных инвестиций в России в 2005 г. выглядела следующим образом: топливная промышленность -- 19, 8%, нефтедобывающая -- 18, 9%, управление -17, 3 %, торговля и общественное питание — 16, 1 %, пищевая промышленность — 12, 6 %, металлургическая промышленность -10, 2 %, транспорт и связь — 10, 1 %. Существенной проблемой является привлечение и использование иностранных инвестиций в техно- и наукоемких отраслях промышленности, в том числе и экспортно-ориентированных, а также в аграрно-промышленном комплексе страны.

Поступление иностранного капитала в банковский и страховой бизнес России ограничен в связи с недостаточно высокой конкурентоспособностью отечественных банков и страховых компаний.

Как распределяется иностранный капитал по регионам России?

Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются следующие регионы России: города Москва и Санкт-Петербург, области Сахалинская, Тюменская, Московская, Нижегородская, Иркутская, Омская, Челябинская, Ленинградская, Краснодарский край, Республика Коми, Республика Татарстан.

 

Недостаток региональной структуры иностранных инвестиций состоит в том, что их основная часть сосредоточена в небольшом числе регионов, что сдерживает выравнивание уровней их социально-экономического развития.

В 2000 г. к числу наиболее активных инвесторов России — стран и территорий (по иностранным валютным инвестициям) — относились: США, Германия, Франция, Кипр, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Италия, Швеция, Япония.

Из стран СНГ значительные рублевые инвестиции в России приходились на Казахстан, Украину и Узбекистан. Развитие инвестиционного сотрудничества является одной из наиболее актуальных проблем хозяйственного взаимодействия стран СНГ.

7.2. Международное регулирование иностранных инвестиций в России

Регулирование иностранных инвестиций в России на современном этапе осуществляется международными и российскими законодательными и нормативно-правовыми актами. На международном уровне все большее значение приобретают соглашения, которые способствуют формированию инвестиционного пространства с общими для большинства стран унифицированными нормами, гарантирующими соблюдение баланса интересов как инвестора, так и принимающей инвестиции стороны, как конкретного хозяйствующего субъекта, так и соответствующего государства. К числу международных документов, подписанных Россией, относятся: соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, Договор к Энергетической хартии (ДЭХ), конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров и учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

Регулирование зарубежной инвестиционной деятельности осуществляют также международные экономические организации, такие как МВФ, группа Всемирного банка, в состав которой входят МБРР, Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУ-ИС), ОЭСР, а также ряд региональных организаций, среди которых важное значение отводится ЕБРР. Россия является членом этих международных экономических организаций или участвует в их деятельности.

Указанными международными экономическими организациями разработан ряд документов, которые определяют принципы зарубежной инвестиционной деятельности, в частности правила допуска иностранного капитала, стандарты применяемого режи-

 

ма, порядок перевода капитала и прибыли, условия защиты и гарантий иностранных инвестиций, порядок урегулирования споров. МФК и МБРР оказывают финансовую помощь и консультации в реализации проектов, передаче идей и технологий, способствующих развитию экономики. Важная роль в содействии движению прямых частных инвестиций между странами — членами агентства путем страхования от некоммерческих (политических) рисков принадлежит МАИГ.

Учитывая перспективы вступления России в ВТО, необходимо приводить законодательную, нормативно-правовую базу по вопросам привлечения и использования иностранных инвестиций в соответствие с принятым в рамках ВТО Соглашением ТРИМС. Следует учитывать, что сфера охвата данного Соглашения распространяется согласно ст. 1 на «инвестиционные меры, связанные только с торговлей товарами».

Защита инвестора и его инвестиций, исходя из положений Соглашения ТРИМС, реализуется таким образом, что страны —члены ВТО обязуются не применять к предприятиям с иностранными инвестициями инвестиционные меры, которые не соответствовали бы положениям статей ГАТТ-94 в отношении предоставления национального режима или запрета на применение количественных ограничений.

В Приложении к Соглашению ТРИМС имеется перечень (однако не исчерпывающий) связанных с торговлей инвестиционных мер, которые рассматриваются как несовместимые с указанными выше нормами ГАТТ-94. Поскольку это «не исчерпывающий перечень», то в дальнейшем возможно расширение мер, требующих запрета в странах, где действуют предприятия с иностранными инвестициями.

К числу таких фактически запрещенных мер в Соглашении ТРИМС относятся:

• требование закупки или использования в процессе производ

ства предприятием с иностранным участием конкретных товаров

отечественного производства в определенных объемах или с оп

ределенной стоимостью — «требование местного компонента»;

• ограничение импорта товаров для целей производства путем

увязки его с объемом валютных поступлений на счет данного пред

приятия, т. е. путем ограничения доступа к иностранной валюте, -

«требование в отношении иностранной валюты»;

• ограничение экспорта в размере фиксированного объема или

доли производимой предприятием продукции — «требование в

отношении осуществления экспорта».

Временно отступать от этих положений Соглашения ТРИМС имеют право только развивающиеся страны и лишь в той мере, в какой это допускается статьями ГАТТ-94. Соглашение ТРИМС не препятствует странам — членам ВТО исключать связанные с тор-

 

 

говлей инвестиционные меры в связи с задачами охраны жизни и здоровья населения, национальной безопасности, состояния платежного баланса и др. В качестве искажающих условия торговли не рассматриваются требования к инвесторам в отношении передачи технологии, ноу-хау и некоторые другие.

В Соглашении ТРИМС зафиксировано требование о том, что если в национальном законодательстве существуют положения, противоречащие обязательствам по ТРИМС, то они должны быть устранены: развитыми странами — в течение 2 лет с момента присоединения к Соглашению, развивающимися странами — в течение 5 лет и наименее развитыми странами — в течение 8 лет. Соглашение ТРИМС при его безусловном выполнении становится частью системы многостороннего регулирования иностранных инвестиций, обеспечивающего единообразие условий функционирования предприятий с иностранными инвестициями в различных странах. Следует отметить, что указанные положения Соглашения ТРИМС не всегда вызывают исключительно позитивную оценку — они подвергаются критике со стороны многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой, стремящихся реализовать те или иные формы протекционизма в своей внешнеэкономической политике. Однако поскольку Соглашение ТРИМС обязательно для всех стран — членов ВТО (на которые приходится более 90 % всей мировой торговли), то набор его требований уже является частью формирующейся и развивающейся системы многостороннего и двустороннего регулирования режима прямых иностранных инвестиций. Кроме того, условия Соглашения ТРИМС были воспроизведены в ДЭХ и стали нормой для значительной группы стран, не являющихся членами ВТО, но подписавших этот документ (в том числе и для России).

В ДЭХ хотя и повторены все основные положения Соглашения ТРИМС, но допускается использование требований «местного компонента» и «сбалансированности торговли» как «условий, предоставляющих право на меры поощрения экспорта, иностранную помощь, правительственные закупки или преференциальные тарифы или программы квот».

Указанный Договор разрешает также договаривающимся сторонам временно продолжать сохранять в силе связанные с торговлей инвестиционные меры, которые действовали более 180 дней до подписания этими сторонами ДЭХ (при условии соблюдения положений об уведомлении и постепенной отмене). Договаривающиеся стороны — члены ВТО обязались устранить несоответствие требованиям ТРИМС, о которых было объявлено, в течение 2 лет, а стороны — не члены ВТО — в течение 3 лет после вступления ДЭХ в силу.

Россия уже учитывает требования Соглашения ТРИМС в некоторых двусторонних соглашениях. Так, например, к концу 2000 г.

 

в двусторонних соглашениях о поощрении и взаимной защите ка-1 питаловложений России с США, Кувейтом и Японией РФ взяла™ на себя обязательства не применять положения, противоречащие Соглашению ТРИМС, или аналогичные им нормы.

7.3. Законодательная, нормативно-правовая база привлечения и использования иностранных инвестиций

в России

Нормативно-правовая база регулирования иностранных и вестиций в РФ начала создаваться еще во времена Советского Союза. В годы «перестройки» (1986 — 1987 гг.) был принят ряд постановлений, которые определили основные направления из-' менений во внешнеэкономической деятельности: прямой выход на внешний рынок широкого круга предприятий, переход от преимущественно торговых отношений к специализации и кооперированию производства. Было признано, что должны получить развитие новые формы участия в международном разделении труда: совместное предпринимательство, производственная кооперация с фирмами зарубежных стран, компенсационные сделки и т.д.

Первый российский Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 1991 г. был принят еще в рамках СССР и действов; до 2005 г., когда был принят новый российский закон об ин ранных инвестициях.

В последующие годы был принят целый ряд нормативных актов общефедерального характера, определяющих политико-экономический статус страны, принципы и формы хозяйствования, становления и развития рыночных экономических отношений. Подобные документы не являются документами «прямого» действия в отношении иностранных инвестиций и, как правило, не содержат соответствующих норм. Однако деятельность иностранного капитала регламентируется этими актами. Имеются в виду прежде всего так называемые базисные законы — Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и другие закодательные акты по акционерным обществам, государственному регулированию внешнеторговой деятельности, валютному регулированию и контролю, финансово-промышленным группам и т. д.

Важными шагами в улучшении условий деятельности иностранных инвесторов явилось принятие Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. № 220-ФЗ, Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 2005 г. № 160-ФЗ и в 1997 — 2000 гг. нескольких законов об участках недр, которые могут разрабатываться на усло-

 

 

виях соглашений о разделе продукции. Кроме указанных законов к 2000 г. вступили в силу законы, способствующие улучшению инвестиционного климата и активизации инвестиционной деятельности: «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 2005 г. № 39-ФЗ, «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 2 января 2000 г. № 22-ФЗ, «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 10 февраля 2005 г. № 32-ФЗ. Однако к началу 2001 г. не были приняты законопроекты «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами» и «Об основах создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон в Российской Федерации».

Существенное значение для «чистоты» отношений, складывающихся в инвестиционной сфере, имеет Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ.

В целом же в 2001 г. действовавшее российское законодательство охватывало все основные сферы, связанные с привлечением и использованием иностранных инвестиций.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 2005 г. определяет: основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Одно из главных положений данного Федерального закона — обеспечение стабильных условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение правового режима иностранных инвестиций в России в соответствии с нормам международного права и международной практикой инвестиционного сотрудничества.

Существенным аспектом данного Федерального закона является то, что он не распространяется:

1. На отношения, связанные с вложениями иностранного капи

тала в банки и иные кредитные организации, а также страховые

организации, которые регулируются соответственно законодатель

ством РФ о банках и банковской деятельности и законодательством

РФ о страховании («Закон об иностранных инвестициях» от 1991 г.

Распространялся на эти сферы, но вводил фактические ограниче

ния, связанные с необходимостью получения лицензии в феде

ральных органах власти РФ на право заниматься такой деятельно

стью);

2. На отношения, связанные с вложениями иностранного ка






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.